Консультация "Музыка в жизни ребенка"
консультация
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов), «моделью человеческих эмоций» (В.В.Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_v_zhizni_rebyonka.docx | 16.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыка в жизни ребёнка»
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов), «моделью человеческих эмоций» (В.В.Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребенка.
Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» (Л.С.Выготский).
В дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и потому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует «творческость» как качество личности.
Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации слышат и наши дети. Ее шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, «попадают» в область подсознания, таким образом оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.
Уже в раннем и дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности.
Основы музыкальной культуры дошкольников закладываются прежде всего на музыкальных занятиях в детском саду, но огромную роль играет и семья…
Детство является периодом, наиболее благоприятным, сензитивным для становления музыкальности и
музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо.
У вашего малыша склонность к музыке? Вы хотите эту склонность поддержать и развивать. А если так случится, что из вашего ребенка в будущем не выйдет профессионального музыканта ,означает ли это, что силы и время потрачены зря? В последнее время все реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей.
Сейчас в моде целенаправленное образование. Хочешь быть переводчиком – учи языки, юристом – историю. Жизнь заставляет родителей внушать своим детям мысль о том, что нужная профессия – кратчайший путь к материальному благополучию и что это сейчас главное. Но, не смотря на это предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Хотя бы потому, что оно тесно связано с нравственным воспитанием. Мы задали вопросы родителям «Как вы думаете для чего ребенку нужна музыка?» Они отвечали по-разному: чтобы стал музыкантом; чтобы умел играть на каком-нибудь инструменте; чтобы полюбил музыку; для общего развития. А один папа сказал: «Чтобы ребенок не рос злым». Этот ответ кажется нам особенно важным: задача музыкального воспитания не столько в обучении музыке, сколько в воздействии через музыку на духовный мир ребенка. У малыша еще мало знаний, мало опыта. Но его эмоциональный мир сложен и ярок. Он обостренно чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Занятия музыкой способны сохранить в нем эту свежесть и обостренность чувств. Обращаясь к чувствам, музыка развивает у детей эмоциональную чуткость, способность сострадать человеку. Когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение.
Занятия музыкой приучают ребенка к ежедневному труду, воспитывают в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствуют эмоции, дают особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать.
Музыка развивает ребенка интеллектуально. Эмоциональная культура стимулирует работу мысли, заставляет задуматься над сутью тех или иных нравственных представлений. Поэтому эмоции и мышление тесно связаны между собой. Как показали исследования ученых, под влиянием музыкальных впечатлений начинают говорить малыши, с замедленным умственным развитием.
Дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счет. Была отмечена прямая связь между музыкальными и математическими способностями ребенка. Музыка будит мысль. Венгерский педагог Тибор Шараи считает, что слушание музыки способствует лучшему усвоению познавательного материала, уменьшает чувство перегруженности. Духовному развитию детей способствует и занятие пением в ансамбле и в хоре. Здесь они ощущают свою ответственность за то, как звучит песня, испытывают радость творчества. «Воспитывая хориста, - писал известный хормейстер Георгий Струве, - вы, прежде всего, воспитываете человека, влюбленного в музыку, честного в своих мыслях и поступках». Между поющими в ансамбле или в хоре обычно складываются дружественные отношения. Эмоциональный настрой одного передается другому. Занятия музыкой сближают детей. Мы имеем в виду не только сам процесс обучения игре на музыкальном инструменте, но и совместное слушание музыки, совместное пение и особенно музицирование. Далеко не все дети любят быть солистами. Многим нравится выступать в домашнем концерте вместе с мамой, папой, бабушкой. Для этого нужно готовиться заранее: составить концертную программу, нарисовать пригласительные билеты и разослать их гостям. Устраивая такой концерт, нужно постараться создать праздничную атмосферу: украсить комнату, красиво одеться, поставить в ряд стулья, можно пригласить гостей или посадить игрушки. Пока звучит музыка, нужно исключить все разговоры, не стоит ходить по комнате, заниматься каким-либо другим делом. Всё должно быть как на настоящем концерте. Даже если ребенок, по вашему мнению, поёт или играет не очень хорошо, непременно надо наградить его исполнение аплодисментами и ободряющими словами. А замечания оставить на потом.
Ребенок, выступая в концертах, начинает понимать, что, играя, он приносит слушателям радость. Делая добро, ребенок сам становится добрее. Занятия музыкой делают ребенка сильней. Музыка развивает решительность, уверенность в себе.
Дети, занимающиеся музыкой, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому, что помимо познавательных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества.О влиянии музыки на ребёнка можно говорить бесконечно…
В.А. Сухомлинский писал: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность.
Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и сказки…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Телевизор в жизни ребенка"
Основными задачами материала являются: обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором; определить наименование и количество передач для просмотра деть...
Телевизор в жизни ребенка
Как телевизор влияет на психику и здоровье ребенка? Сколько времени можно смотреть телевизор ребенку младшего школьного возраста? Как не повредить здоровью? Рекомендации родителям....
Игра в жизни ребенка
В статье рассказывается о роли игры в физическом развитии ребенка. Так же в материале раскрываются такие аспекты, как решение педагогических задач при проведении игр, методические рекомендации для орг...
Презентация к родительскому собранию на тему: "Телевизор в жизни ребенка. За и против."
В данной презентации показаны положительные и отрицательные стороны влияния телевидения на воспитание младших школьников....
Жизнь ребенка и его успехи в школе.
Материал для родительского собрания в 1 классе. Ваш ребенок пошел в школу! Сколько новых забот, тревог, переживаний связаны с этим событием и у взрослых, и у самого ребенка! Как лучше организовать пер...
Слайд-презентация "Культурные ценности семьи и их значение в жизни ребенка"
В данной презентации представлены основные направления нравственного воспитания в семье.Предложены возможные пути реализации принципов воспитания культуры в семье.Также можно ознакомиться с мыслями де...
Спорт в жизни ребенка.
Материал про оздоровительные занятия с ребенком....