Спорт в жизни ребенка.
статья по физкультуре (1 класс) по теме

Материал про оздоровительные занятия с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sport_v_zhizni_rebenka.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Порой родители ошибочно полагают, что детство — это
лишь подготовка к настоящей жизни. Нет, детство,
включая самые ранние его периоды, и есть жизнь,
нелегкая, полная загадочных происшествий и
захватывающих событий. Игры, физические упражнения,
спорт — едва ли не самое интересное в этой жизни.
Заполняя ее, спорт укрепляет здоровье ребенка,
развивает его физически и нравственно
 

СПОРТ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА.

Сколько радости и волнений у ребенка, впервые
переступающего порог школы! Класс, учитель,
необычная обстановка притягивают малыша
своей новизной в первые дни. Но скоро появ-
ляются первые трудности. Оказывается, далеко
не просто, сидя за партой 45 минут, выполнять
учебную работу, да еще 3—4 урока подряд.

Дети 6—7 лет, как правило, отличаются неустойчиво-
стью внимания, быстрой утомляемостью. Родители должны
стараться поддерживать у них настрой на учебу, следить
за соблюдением целесообразного режима дня. Очень важ-
но выделить время и на выполнение физических упраж-
нений (рис. 1).

Вот как лучше его распределить.

Утренняя гигиеническая гимнастика — от 20 до 30 минут
ежедневно. Закаливающие процедуры — от 10 до 15 минут
ежедневно. Физические упражнения в перерывах между
приготовлением уроков — от 1 5 до 20 минут в первые пять
дней недели. Тренировочные специализированные заня-
тия или общефизическая тренировка под руководством
тренера-преподавателя или родителей — от 1,5 до 2 часов
3—4 раза в неделю. И, наконец, прогулка перед сном —
от 15 до 20 минут ежедневно.

Основная задача родителей — помочь детям приспо-
собиться к необычным пока для них условиям школьной
деятельности, направить устремления в нужную сторону.

Комплекс утренней гимнастики должен отвечать следующим требованиянего включается от 8 до 10 раз-
ных упражнений; каждое упражнение выполняется 6—8
раз; начинать и заканчивать комплекс нужно ходьбой, после
беговых упражнений и прыжков следуют упражнения на
восстановление дыхания (упражнения, ведущие к задержке
дыхания, полностью исключаются). Комплекс обязательно
должен содержать ходьбу, бег, потягивания, упражнения
для мышц верхнего плечевого пояса, спины, живота, тазо-
бедренных суставов, ног, а также прыжки и упражнения
на восстановление дыхания. Можно широко использовать
упражнения, которые выполняются стоя, сидя, лежа.

Утренняя гимнастика проводится в хорошо проветрен-
ном помещении при температуре 17—19°С. При выполне-
нии детьми упражнений родителям нужно следить за их
дыханием — оно должно быть глубоким, спокойным,
с полным выдохом.

Последовательность при выполнении упражнений сле-
дующая. Сначала — ходьба (15—20 сек.), потягивания,
а затем бег на месте (20—30 сек.). После бега — упраж-
нения на восстановление дыхания и общеразвивающие
 упражнения, затем прыжки на месте (15—20 сек.) с переходом на ходьбу (20—30 сек.) и упражнения на восстановление дыхания. После трех-четырех недель занятий содержание комплекса нужно изменить. Очень любят дети упражнения с предметами: мячом, гимнастической палкой, скакалкой, обручем, гантелями 0,5 кг (мальчики).

Дети обязательно должны выполнять упражнения, направленные на формирование правильной осанки. Это может быть ходьба с гимнастической палкой, удерживаемой на локтевых суставах за спиной (рис, 2) или ходьба с руками, согнутыми за спиной, за головой (рис. 3), основная стойка у стены (пятки вместе, носки врозь, икры, ягодицы, лопатки и затылок касаются стены — рис. 4), наклоны прогнувшись (рис. 5), приседание и ходьба с грузом — 100 г — на голове (рис. 6).

Так же, как и утренней гимнастикой, регулярно следует заниматься закаливанием. Во-первых, таким образом повышается устойчивость организма ребенка к различным воздействиям окружающей среды — жары, холода, ветра, солнечного излучения и т. п. Во-вторых, укрепляется нервная система, усиливается обмен веществ, улучшается деятельность сердца, легких, других органов и систем. В-третьих, закаливание оказывает и тренирующее воздействие, в результате чего совершенствуется терморе- гулирующий аппарат организма детей. Закаленные дети менее подвержены простудным заболеваниям и реже пропускают занятия в школе.

С чего начинать закаливание? Прежде всего посоветуйтесь с врачом, который обследует ребенка.

Основным средством закаливания после выполнения утренней гигиенической гимнастики являются водные процедуры (рис. 7, 8). Методика их применения подробно описана. Познакомиться с ней вам поможет специальная литература по оздоровительной физкультуре. Закаляйтесь вместе со своим ребенком. Ваш пример будет очень важным для него. Кроме того, вы сможете как следует контролировать правильную дозировку и выполнение процедур и, по мере смены времен года, изменять средства и формы закаливания. Только систематическое и регулярное закаливание, постепенность в увеличении дозировки с учетом индивидуальных особенностей ребенка позволят достичь положительного эффекта.

Обязательно заведите дневник, в котором вместе с ребенком вы будете выставлять оценки за «сон», «аппетит», «способность к работе», «настроение». Таким образом вам легче будет приучить ребенка к осознанным, целенаправленным занятиям физкультурой и закаливанием.

У первоклассников уже в первые школьные месяцы появляются занятия, требующие определенной усидчивости. Им приходится больше времени проводить за своим рабочим столом. Родители должны позаботиться о том, чтобы рабочее место ребенка было удобно оборудовано. Стол, где занимается первоклассник, нужно удобно установить вблизи окна, при этом свет должен падать слева. Днем желательно максимально использовать естественное освещение, вечером можно включать настольную лампу с гибкой ножкой и абажуром, предохраняющим глаза от прямого слепящего света. Мощность лампочки — 40— 60 ватт.

Правильная осанка сидящего за столом ребенка во многом обуславливается его высотой, а также высотой (над полом) сиденья стула. Разница между ними для ребенка 6—7 лет составляет 22 см (если рост ребенка 115—130 см, высота стола — 54 см, а стула — 32 см), а для детей 8—9 лет — 24 см (при росте 130—140 см, высоте стола 60 см, стула — 36 см).

Когда наступит время перерыва в работе, нужно использовать его как физкультпаузу. Ее продолжительность — 7—8 минут. Какова же содержательная часть?

Упражнения подбираются простые, легковыполнимые. Они должны включать в себя потягивания, приседания, повороты туловища, тренировку мышц ног, рук и пальцев, а также прыжки с последующей ходьбой и упражнениями на восстановление дыхания. Если в семье есть простейшие тренажеры — мячи, разные по величине и весу (рис. 9), гимнастическая скакалка, напольный тренажер «Грация» (рис. 10), шведская стенка — нужно также включать их в систему упражнений.

Следите за дыханием ребенка: оно должно быть глубоким и равномерным. Заниматься нужно в свободной спортивной хлопчатобумажной одежде. Обращайте внимание на потоотделение ребенка. Оно может быть повышенным по разным причинам — например, в комнате слишком жарко, тогда температуру необходимо снизить. Может быть, упражнения выполняются слишком интенсивно — в таком случае следующие делаются более спокойно. Повышенное потоотделение бывает и следствием начинающегося заболевания: тогда физкультпаузу нужно прекратить. Если болезнь была недавно перенесена и организм еще ослаблен, упражнения выполняются в небольшом объеме, легко, свободно, до первых признаков утомления.

Правильно проведенная физкультпауза активизирует кровообращение, что приводит к улучшению обмена веществ и увеличению доступа кислорода и необходимых питательных веществ ко всем системам организма. Появляется прилив бодрости, у ребенка снова возникает желание выполнять домашние задания.

Необходимо сделать все возможное, чтобы первоклассник полюбил занятия физкультурой. Пусть физкультпаузы проходят под веселую музыку, вместе со всеми свободными членами семьи. Впоследствии выработается привычка заниматься самостоятельно.

Большое значение для общего гармонического развития детей имеют систематические занятия физическими упражнениями в спортивных секциях по видам спорта, группах общей физической подготовки и здоровья, корригирующей гимнастики и лечебной физкультуры (если есть отклонения в здоровье). Во всех этих секциях и группах занятия проводятся под руководством квалифицированных специалистов.

К сожалению, по разным причинам не все дети могут посещать такие секции. Как же быть? Единственный выход — организовать на дому занятия физкультурой под руководством родителей.

Конечно, для того, чтобы эти занятия были эффективными, оказывали положительное влияние на здоровье детей и какое-то тренирующее воздействие на их организм, родителям необходимо иметь определенные знания. Пополнить их запас поможет различная литература по физкультурно-оздоровительной работе, выпущенная издательством «ФиС». Для начала можно дать несколько общих советов.

Продолжительность таких занятий может составлять от 1,5 до 2 часов 3—4 раза в неделю. Проводятся они или вечером, после выполнения домашних заданий, за 2—3 часа до сна, или днем, когда ребенок отдохнет после школы. В зависимости от времени года занятия могут проходить в комнате или на свежем воздухе. Могут быть использованы общеразвивающие или специальные физические упражнения, подвижные и спортивные игры, плавание, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде и т. п. Применяются также упражнения с различными предметами и тренажерами.

Наиболее доступны занятия в домашних условиях. Для этого нужна всего лишь хорошо проветриваемая комната, минимум спортивного инвентаря, коврик 2X2 м, магнитофон или проигрыватель.

Подготовительная часть продолжается 15—20 минут. В нее не входят трудновыполнимые упражнения, связанные с задержкой дыхания. Вместе с тем работают все группы мышц и системы организма. Разминка начинается и заканчивается ходьбой, затем — бег и общеукрепляющие упражнения, охватывающие сначала мышцы верхней части туловища, затем спины, живота и нижних конечностей. Каждое упражнение выполняется 8—10 раз. Ходьба — 20—30 секунд, бег на месте — 15—20 секунд.

Основная часть занимает около часа. Для первоклассников занятия должны быть комплексными, то есть они должны, с одной стороны, положительно влиять на физиразвитие, а с другой — формировать различные двигательные умения и навыки. Следует широко использовать различные предметы, например гимнастический обруч (рис. 11). Хороши также упражнения с мячами — ловля и передача с поворотами, вращениями, приседаниями, со скакалкой — прыжки на двух и одной ногах, попеременно на каждой, скрестные на месте и в движении (с различным темпом вращения скакалки). Все они воспитывают ловкость, быстроту, гибкость, укрепляют мышцы туловища, формируют необходимые умения и навыки.

В тех же целях применяются и тренажеры. Например, напольный тренажер «Грация» способствует совершенствованию координации работы рук, ног и туловища, развитию подвижности в суставах.

Для развития координации движений рук можно включать в занятия специальные упражнения. Вот примерный набор.

  1. Исходное положение — основная стойка; руки вверх, вернуться в исходное положение; руки в стороны, вернуться в исходное положение.
  2. Исходное положение — правая рука в сторону; правая рука вниз, левая — в сторону; правая рука в сторону, левая — вниз,
  3. Исходное положение — основная стойка; правая рука в сторону; левая рука в сторону; правая рука вниз; вернуться в исходное положение.
  4. Исходное положение — основная стойка; правая рука вверх, левая — в сторону; правая рука в сторону, левая — вверх; правая рука вниз, левая — в сторону; исходное положение.
  5. Исходное положение—основная стойка; руки в стороны; правая рука вниз; правая рука в сторону; вернуться в исходное положение (затем то же для левой руки).

Воздействие на развитие мышечной массы у мальчиков можно осуществлять при помощи гантелей (0,5 кг), резинового бинта, набивных мячей (1—2 кг), детских эспандеров.

Приведем несколько упражнений, которые можно включить в домашние тренировки.

  1. Ребенок чередует ходьбу на носках с ходьбой в приседе, стараясь держать спину прямо.
  2. В положении сидя ноги скрестно, ребенок разводит руки в стороны и наклоняется поочередно вправо и влево, касаясь рукой земли.
  3. Ребенок стоя на коленях прогибается назад, потом выполняет наклон вперед и выгибает спину. Упражнение способствует лучшей подвижности позвоночника. Когда ребенок освоит его в положении на коленях, следует усложнить его, повторяя в положении стоя.
  4. Ходьба на внешнем своде стопы в качестве профилактической меры против плоскостопия. Взрослый показы вает ребенку упражнение, ребенок его повторяет. Упражнение выполнять босиком.
  5. Ребенок в приседе выбрасывает одну ногу вперед и ставит ее на пятку, потом меняет положение ног подскоком.
  6. Из положения стоя на коленях ребенок садится вправо на одну сторону, без помощи рук возвращается в и. п. и затем садится влево.
  7. Ребенок, стоя на левой ноге, сгибает правую ногу, отводит ее назад и захватывает носок правой рукой (левую руку вытягивает вперед). Упражнение повторить, меняя опорную ногу.
  8. Ребенок сидит «по-турецки», руками держится за щиколотки и старается, напрягая мышцы, вытянуть ноги вверх (но не отпускает их).

Основную часть занятия можно проводить и в такой форме: использовать какой-либо один вид физических упражнений — бег, ходьбу на лыжах, езду на велосипеде и т. п. Для девочек рекомендуется, в частности, ритмическая гимнастика. Правда, родителям для этого необходимо иметь некоторые навыки. При общей продолжительности занятий в 60 минут на ритмическую гимнастику не следует отводить больше 30—3 раза по 5 минут с перерывами по 5 минут. В перерывах — упражнения на расслабление и гибкость, выполняемые лежа, сидя, стоя, В оставшиеся 30 минут для девочек можно подобрать упражнения, развивающие пластику, грацию, гибкость с использованием различных тренажеров и музыкального сопровождения. Мальчикам тоже полезно заниматься ритмической гимнастикой. Но в оставшиеся 30 минут для них должны быть подобраны упражнения, развивающие мышечную массу, гибкость, чередующиеся с упражнениями на расслабление.

Заключительная часть занятия продолжается 10—15 минут. В этой части подбираются упражнения на расслабление, восстановление глубокого дыхания, выполняемые лежа и сидя. Желательно, чтобы они сопровождались тихой и спокойной музыкой.

Вечерняя прогулка также имеет важное оздоровительное значение, подготавливая организм ребенка ко сну. Помимо этого, родители могут использовать прогулку для спокойной беседы, задушевного общения с ребенком. Здесь, как и во время занятий физкультурой, закаливающими процедурами, устанавливается тот контакт, без которого невозможен процесс воспитания. В частности, воспитания привычки к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное мероприятие: Спорт - это жизнь!!

Цель: пропаганда здорового образа жизни....

Внеурочное занятие по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» Спорт в жизни детей 2 класс

В результате данного занятия обучающиеся получат представление о различных видах спорта и его влиянии на здоровье человека, поможет определиться в выборе занятия в спортивной секции,  улучшат сво...

Спорт – это жизнь, это радость, здоровье.

Вперёд, Россия!Россия, вперёд!Ты сильным будь, ты будь смелей.Пройти сумеем сто путей.Но среди них наш путь один.Всегда вперёд, мы победим!...

Спорт - это жизнь, судьба, работа!

Авторская разработка внеклассного концертно-спортивного мероприятия  "Спорт - это жизнь, судьба, работа!" для 4 класса....

Проект ученицы 4 класса "Б" "Спорт в жизни человека"

Проект " Спорт в жизни человека" подготовила ученица 4 класса "Б" в рамках школьной олимпиады....

"Спорт в жизни людей"

Внеклассное мероприятие по здоровьесбережению....

Статья на тему «Значение спорта в жизни каждого ребенка»

Статья на тему «Значение спорта в жизни каждого ребенка»...