СПРАВКА по итогам адаптации первоклассников
материал (1 класс)
Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуется для того, чтобы маленький ученик освоился в школе. Несомненно, главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravka_po_adaptatsii.docx | 47.48 КБ |
Предварительный просмотр:
СПРАВКА
по итогам адаптации первоклассников к новым условиям школьной жизни.
Классный руководитель Зеленская Н.В. (сентябрь – ноябрь 2020 г.)
Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и к учению.
Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуется для того, чтобы маленький ученик освоился в школе. Несомненно, главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю.
Ему нужно постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Учитель должен создать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.
Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушением физического и психического здоровья. Для успешного обучения школьников в этот период необходимо учитывать особенности их адаптации ( привыкание, приспособление) к школьной жизни. Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ребенка.
Наблюдение за первоклассниками показало, что их адаптация проходит по- разному.
По степени адаптации всех детей можно разделить на 3 группы.
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За этот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием выполняют школьные обязанности. Иногда у них отмечаются сложности либо в контакте с детьми, либо в отношениях с учителем, т.к. им ещё трудно выполнять правила поведения: хочется побегать на перемене или поговорить с товарищами, не дожидаясь звонка, но к концу октября ребенок становится учеником.
Основные показатели благоприятной социально- психологической адаптации ребенка:
- формирование адекватного поведения;
- установление контактов с обучающимися и учителем;
- овладение навыками учебной деятельности.
Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищами, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.
Третья группа – дети, у которых социально- психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают образовательную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т.д. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители «мешают работать на уроке», их реакции не предсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.
Плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.
Эмоциональная поддержка ребенка в период адаптации со стороны учителя.
Многие первоклассники не осознают позицию учителя и своё положение ученика. Им трудно понять отношения педагога и школьника, ребенок может сказать учителю в ответ на его замечание: «Я не хочу учиться, мне с вами не интересно». Отстоять своё «я» педагогу бывает довольно трудно. Приказывать бесполезно, ведь нужно завоевать доверие и уважение ребенка, поэтому от учителя требуется терпение и доброжелательность. Можно серьёзно объяснить правила поведения или объяснить, что ребенок огорчает своим поведением, но при обязательном правиле – делать это наедине, не ставить ребенка в неловкое положение перед сверстниками.
Особого внимания требуют дети, которые до школы воспитывались дома. В школе такие дети пытаются капризничать, настаивать на своём. Они в раздражении могут швырнуть книги и тетради, расплакаться, а дома будут жаловаться- «учительница не любит».
Не нужно обвинять родителей в плохом воспитании и ругать ребенка за неумение работать с другими детьми. Ребенок должен понять, что он не лучше всех, что учитель должен обращать внимание не только на него. Нужно объяснить и показать ребенку, что «Маша пока не умеет писать, но она хорошо танцует», «Коля плохо читает, но он добрый и очень много знает о животных».
Успешность адаптации ребенка к школе во многом зависит от эмоциональной поддержки со стороны учителя и родителей и положительной оценки его стараний. Ребенок должен чувствовать интерес одноклассников, каждому малышу хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают привыкание к школе.
Важность отсутствия отметок в период адаптации детей к школе.
На начальном этапе обучения учитель не должен использовать отметки для оценки успехов ребенка, его знаний и поведения. Плохие отметки могут стать психотравмирующей ситуацией, которая затрудняет адаптацию ребёнка к школе. Но на практике учителю трудно отказаться от этого наглядного способа оценки, поэтому вместо традиционной отметки используется устная отметка: хорошо, молодец, нужно постараться и т.д.
Отсутствие отметки не исключает зависимости ребёнка от устной отметки, приносящей ему радость или разочарование. Поэтому ситуация тревожности, связанная с отметкой, всё равно сохраняется, поэтому лучше избегать отрицательных оценок поведения ребёнка и его учебных неудач.
Учитель должен объяснить, почему ребенок получил именно такую оценку. С первых дней обучения ученик понимает зависимость своего положения в классе от отметок, превращает её в предмет стремления и желания. Но часто объективные причины (недостаточная готовность к школе, слабое здоровье, плохая моторика, дефекты речевого развития) не позволяют достигнуть желаемого результата. Это травмирует психику ребенка, порождает комплекс неполноценности.
Поэтому, когда оцениваешь успехи, не надо сравнивать ребенка с другими детьми, подчеркивать, что кто-то выполняет задание лучше, особенно если видно, что учащийся прилагает много усилий, необходимо подбодрить ученика, не скупиться на похвалу.
«Непослушание» детей в период адаптации.
Непослушание как трудность обучения отмечают многие учителя начальных классов. Конечно, и в школе, и дома любят детей спокойных, тех, кто не доставляет хлопот. Воспитание непослушания, а вернее беспрекословного подчинения, начинается с первых дней обучения в школе.
«Послушный - хороший, непослушный – плохой» - вот достаточно жёсткие критерии педагогической оценки. Школа определяет правила поведения детей, но нельзя пренебрегать при этом их интересам. Возбудимость, повышенное двигательное беспокойство и другие проявления эмоциональной неустойчивости – явления вполне объяснимые. У детей 6-7 лет недостаточно сформированы механизмы произвольной регуляции деятельности и им сложно себя контролировать.
В первые недели обучения у учащихся наблюдается низкая и неустойчивая работоспособность, очень высокий уровень напряжения всех систем организма. Если не компенсировать нагрузки отдыхом – последует утомление, переутомление и даже срыв здоровья.
На протяжении периода адаптации состояние, поведение и работоспособность детей неустойчивы. Почти у всех учащихся наблюдается двигательное возбуждение или, наоборот, заторможенность, вялость, жалобы на усталость, потеря аппетита. Дети с трудом включаются в работу, быстро отвлекаются.
С самого начала поддерживаю положительную общую самооценку ребёнка. Для этого использую правила: не скупиться на похвалу (словесная, кивок головой, улыбка); - хвалить исполнителя, критиковать только исполнение; - не ставить перед первоклассниками сразу более одной задачи.
В период адаптации учу первоклассников приёмам оценивания своей деятельности, предлагая ребёнку оценить разные стороны своей работы.
Таким образом, начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи, которые были поставлены на адаптационный период, выполнены: условия, для того, чтобы ребенок быстро и безболезненно приспособился к школьной жизни, были мной созданы.
По результатам психологического исследования мы видим, что уже в ноябре 98 % учащихся благополучно адаптировались к новым условиям.
Для определения уровня самооценки в период адаптации с учащимися проводилась методика «Лесенка». Было выявлено: 7 учащихся с завышенной самооценкой; 2 уч -с адекватной; 1 уч-заниженной.
Анализируя анкеты родителей в период адаптации детей выявлено следующее: 100% учащихся в школу ходят охотно, с радостью; 92% дети приспособились к школьному режиму; изменений в самочувствии и поведении ребенка не наблюдается; все дети с удовольствие делятся своими школьными впечатлениями с родителями; 82% учащихся справляются с учебной нагрузкой; жалоб на учителя и одноклассников у детей нет.
А вообще, адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно приспосабливается к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А наша задача ему в этом помочь.
Общий анализ результатов
• 22–30 баллов. Адаптация ребенка к школе проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Ребенку в школе нравится, он учится с удовольствием, выполняет все задания, которые дает учитель, ответственно относится к выполнению домашних заданий. В школе у него преобладает хорошее настроение, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, к одноклассникам и в целом к школе положительное.(Мечетина К., Юрьева П., Савлук А., Бычкова У.)
• 15–21 балл. Адаптация ребенка к школе проходит средне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка со средним уровнем адаптации может быть не сформирована позиция школьника, то есть школа привлекает его не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. В целом ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравится учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности из-за низкого уровня мотивации и нежелания выполнять определенные задания учителя. Такой ребенок может проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекаться. Для того чтобы начать заниматься, для него необходимо присутствие взрослого в позиции учителя, то есть если учитель к нему лично не обратился, ему лично не сказал, что надо делать, он может и не начать выполнять задание. Однако после помощи или просто эмоциональной поддержки учителя он может начать действовать самостоятельно. (Бычкова С., Степанов Д, Городко К., Кужигалиев Д.)
• 8–14 баллов. Адаптация ребенка находится на низком уровне, в школе могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Такой ребенок чаще всего на уроках отказывается выполнять задания учителя, занят посторонними делами, отвлекает соседей по парте. Учебная деятельность его не привлекает, если она ему неинтересна. Часто ребенок с низким уровнем адаптации не хочет учиться, утром отказывается идти в школу. Возможны проблемы в поведении, несоблюдение школьных норм и нарушение школьных правил. У такого ребенка часто встречаются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно отрицательное отношение к учителю. (Перлог С., Ильинков К.)
Дезадаптация школьника (0-8баллов)– это отклонение социально-психологического характера, которое влияет на продуктивность учёбы ребёнка, а также на его отношения в коллективе и с самим собой. Под продуктивностью понимается степень усвоения школьником знаний, а также развитие у него различных умений и навыков.
Определить дезадаптивного ребёнка в школьном коллективе трудности не составляет. Эти дети, как правило, выявляют:
негативизм (отрицая абсолютно всё, что пытаются до них донести взрослые или сверстники);
сложности во взаимопонимании с учителями, родителями и друзьями;
склонность к прогулам школьных занятий;
повышенную возбудимость, находящуюся на грани агрессии.
Определение эмоционального состояния ребенка
Мечетина Ксения
Цвет | Красный | Желтый | Зеленый | Голубой | Синий | Коричневый | Черный | Серый |
Место цвета в норме | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Место цвета в выборе ребенка | 6 | 7 | 5 | 1 | 3 | 8 | 4 | 2 |
Разность | 5 | 5 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 6/22 |
Перлог Семен
Цвет | Красный | Желтый | Зеленый | Голубой | Синий | Коричневый | Черный | Серый |
Место цвета в норме | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Место цвета в выборе ребенка | 3 | 2 | 5 | 1 | 7 | 6 | 8 | 4 |
Разность | 2 | 0 | 2 | 3 | 2 | 0 | 1 | 4/14 |
Юрьева Полина
Цвет | Красный | Желтый | Зеленый | Голубой | Синий | Коричневый | Черный | Серый |
Место цвета в норме | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Место цвета в выборе ребенка | 7 | 8 | 2 | 4 | 6 | 1 | 3 | 5 |
Разность | 6 | 6 | 1 | 0 | 1 | 5 | 4 | 3/26 |
Степанов Денис
Цвет | Красный | Желтый | Зеленый | Голубой | Синий | Коричневый | Черный | Серый |
Место цвета в норме | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Место цвета в выборе ребенка | 2 | 3 | 5 | 8 | 1 | 6 | 4 | 7 |
Разность | 1 | 1 | 2 | 4 | 4 | 0 | 3 | 1/16 |
Бычкова Софья.
Цвет | Красный | Желтый | Зеленый | Голубой | Синий | Коричневый | Черный | Серый |
Место цвета в норме | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Место цвета в выборе ребенка | 2 | 3 | 7 | 1 | 4 | 5 | 8 | 6 |
Разность | 1 | 1 | 4 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2/14 |
Савлук Алина
Цвет | Красный | Желтый | Зеленый | Голубой | Синий | Коричневый | Черный | Серый |
Место цвета в норме | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Место цвета в выборе ребенка | 5 | 6 | 7 | 8 | 4 | 1 | 3 | 2 |
Разность | 4 | 4 | 4 | 4 | 1 | 5 | 4 | 6/32 |
Ильинков Кирилл
Цвет | Красный | Желтый | Зеленый | Голубой | Синий | Коричневый | Черный | Серый |
Место цвета в норме | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Место цвета в выборе ребенка | 2 | 5 | 1 | 3 | 8 | 6 | 4 | 7 |
Разность | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 0 | 3 | 1/14 |
Городко Кирилл
Цвет | Красный | Желтый | Зеленый | Голубой | Синий | Коричневый | Черный | Серый |
Место цвета в норме | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Место цвета в выборе ребенка | 7 | 4 | 3 | 2 | 1 | 6 | 5 | 8 |
Разность | 6 | 2 | 0 | 2 | 4 | 0 | 2 | 0/16 |
Кужигалиев Денис
Цвет | Красный | Желтый | Зеленый | Голубой | Синий | Коричневый | Черный | Серый |
Место цвета в норме | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Место цвета в выборе ребенка | 4 | 2 | 3 | 8 | 6 | 7 | 5 | 1 |
Разность | 3 | 0 | 0 | 4 | 1 | 1 | 2 | 7/18 |
Бычкова Ульяна.
Цвет | Красный | Желтый | Зеленый | Голубой | Синий | Коричневый | Черный | Серый |
Место цвета в норме | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Место цвета в выборе ребенка | 8 | 3 | 7 | 2 | 5 | 6 | 1 | 4 |
Разность | 7 | 1 | 4 | 6 | 0 | 0 | 6 | 4/28 |
Числовые значения:
• Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно. (Бычкова У., Савлук А., Юрьева П., Мечетина К.)
• 10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.(Кужигалиев Д., Городко К., Ильинков К., Бычкова С., Степанов Д., Перлог С.)
• Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.
Сводная таблица по результатам исследования адаптации первоклассников
Заболевания в период адаптации | Уровень физиологической адаптации | Проблемы в учебной деятельности | Уровень усвоения школьной программы | Отношение к себе | Отношение к учению | Отношение к учителю | Отношение к одноклассникам | Уровень эмоциональной адаптации | Общий уровень адаптации | |
Аубекеров Т | ОРЗ | Оптимальная работоспособность | нет | достаточный | + | + | + | + | в норме | частичный |
Ахметов И | ОРЗ | Состояние усталости | Чтение, письмо, математика | неполный | - | - | + | + | в норме | частичный |
Бычкова С | нет | Оптимальная работоспособность | нет | достаточный | + | + | + | + | в норме | достаточный |
Бычкова У | нет | Оптимальная работоспособность | нет | достаточный | + | + | + | + | преобладание отрицательных эмоций | достаточный |
Городко К. | нет | Оптимальная работоспособность | письмо | недостаточный | + | + | + | + | в норме | частичный |
Ильинков К | нет | Состояние усталости | нет | достаточный | + | + | + | + | в норме | достаточный |
Кужигалиев Д | ОРЗ | Состояние усталости | Чтение, письмо | недостаточный | + | - | - | + | в норме | частичный |
Мечетина К | нет | Оптимальная работоспособность | письмо | достаточный | + | + | + | + | преобладание отрицательных эмоций | частичный |
Перлог С | ОРЗ | Переутомление | Чтение, письмо | недостаточный | + | + | + | + | в норме | частичный |
Савлук А | нет | Состояние усталости | Чтение, письмо. математика | недостаточный | + | + | - | + | преобладание отрицательных эмоций | частичный |
Степанов Д | ОРЗ | Состояние усталости | математика | недостаточный | + | + | + | + | в норме | частичный |
Юрьева П | нет | Оптимальная работоспособность | чтение | недостаточный | + | + | + | + | преобладание отрицательных эмоций | частичный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка об итогах контроля адаптации обучающихся 1-а класса к новым условиям обучения.
Адаптация - привыкание, «вписывание» человека в какую-то среду. Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем ...
СПРАВКА по итогам контроля организации учебно-воспитательного процесса в 1 –х классах в период адаптации учащихся к школе в МАОУ «Лицей №3»
Период адаптации учащихся 1-х классов к школе. Контроль администрацией организации учебно-воспитательного процесса педагогами и службами лицея....
Справка по итогам психолого-педагогического определения уровня адаптации и выявления «группы риска» среди первоклассников, провидении мониторинга профессионально-общественного мнения относительно
Адаптация ребёнка к школе – довольно длительный процесс. Не день , не неделя требуются для того чтоб маленький ученик освоился по- настоящему. Главная роль в создании благоприятного психологиче...
Справка об итогах контроля адаптации обучающихся 1-х классов МБОУ ЕСОШ №1 к новым условиям.
Цель контроля: организация работы по формированию социальной и общекультурной компетенций обучающихся....
Презентация Итоги адаптации первоклассников
Презентация материалов к родительскому собранию на тему "Адаптация первоклассников.Итоги."...
Справка по итогам адаптации первых классов
Результаты психодиагностического исследования процесса адаптации первоклассников...