СПРАВКА по итогам адаптации первоклассников
материал (1 класс)

    Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуется для того, чтобы маленький ученик освоился в школе. Несомненно, главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka_po_adaptatsii.docx47.48 КБ

Предварительный просмотр:

СПРАВКА

по итогам адаптации первоклассников к новым условиям школьной жизни.

Классный руководитель Зеленская Н.В. (сентябрь – ноябрь 2020 г.)

       Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и к учению.

    Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуется для того, чтобы маленький ученик освоился в школе. Несомненно, главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю.

    Ему нужно постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Учитель должен создать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.

        Более неблагоприятно адаптация протекает  у детей с нарушением физического и психического здоровья. Для успешного обучения школьников в этот период необходимо учитывать особенности их адаптации ( привыкание, приспособление) к школьной жизни. Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ребенка.

Наблюдение за первоклассниками показало, что их адаптация проходит по- разному.

По степени адаптации всех детей можно разделить на 3 группы.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За этот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием выполняют школьные обязанности. Иногда у них отмечаются сложности либо в контакте с детьми, либо в отношениях с учителем, т.к. им ещё трудно выполнять правила поведения: хочется побегать на перемене или поговорить с товарищами, не дожидаясь звонка, но к концу октября  ребенок становится учеником.

Основные показатели благоприятной социально- психологической адаптации ребенка:

- формирование адекватного поведения;

- установление контактов с обучающимися и учителем;

- овладение навыками учебной деятельности.

    Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищами, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.

        Третья группа – дети, у которых социально- психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают образовательную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т.д. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители «мешают работать на уроке», их реакции не предсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

         Плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.

   Эмоциональная поддержка ребенка в период адаптации со стороны учителя.

Многие первоклассники  не осознают позицию учителя и своё положение ученика. Им трудно понять отношения педагога и школьника, ребенок может сказать учителю в ответ на его  замечание: «Я не хочу учиться, мне с вами не интересно». Отстоять своё «я» педагогу бывает довольно трудно. Приказывать бесполезно, ведь нужно завоевать доверие и уважение ребенка, поэтому от учителя требуется терпение и доброжелательность. Можно серьёзно объяснить правила поведения или объяснить, что ребенок огорчает своим поведением, но при обязательном правиле – делать это наедине, не ставить ребенка в неловкое положение перед сверстниками.

          Особого внимания требуют дети, которые до школы воспитывались дома. В школе такие дети пытаются капризничать, настаивать на своём. Они в раздражении могут швырнуть книги и тетради, расплакаться, а дома будут жаловаться- «учительница не любит».

      Не нужно обвинять родителей в плохом воспитании и ругать ребенка за неумение работать с другими детьми.  Ребенок должен  понять, что он не лучше всех, что учитель должен обращать внимание не только на него. Нужно объяснить и показать ребенку, что «Маша пока не умеет писать, но она хорошо танцует», «Коля плохо читает, но он добрый и очень много знает о животных».

         Успешность адаптации ребенка к школе во многом зависит от эмоциональной поддержки со стороны учителя и родителей и положительной оценки его стараний. Ребенок должен чувствовать интерес одноклассников, каждому малышу хочется  завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают привыкание к школе.

Важность отсутствия отметок в период адаптации детей к школе.

           На начальном этапе обучения учитель не должен использовать отметки для оценки успехов ребенка, его знаний и поведения. Плохие отметки могут стать психотравмирующей ситуацией, которая затрудняет адаптацию ребёнка к школе. Но на практике учителю трудно отказаться от этого наглядного способа оценки, поэтому вместо традиционной отметки используется устная отметка: хорошо, молодец, нужно постараться и т.д.

          Отсутствие отметки не исключает зависимости ребёнка от устной отметки, приносящей ему радость или разочарование. Поэтому ситуация тревожности, связанная с отметкой, всё равно сохраняется, поэтому лучше избегать отрицательных  оценок поведения ребёнка и его учебных неудач.

Учитель должен объяснить, почему ребенок получил именно такую оценку. С первых дней обучения ученик понимает зависимость своего положения в классе от отметок, превращает её в предмет стремления и желания. Но часто объективные причины (недостаточная готовность к школе, слабое здоровье, плохая моторика, дефекты речевого развития) не позволяют достигнуть желаемого результата. Это травмирует психику ребенка, порождает комплекс неполноценности.

Поэтому, когда оцениваешь успехи, не надо сравнивать ребенка с другими детьми, подчеркивать, что кто-то выполняет задание лучше, особенно если видно, что учащийся прилагает много усилий, необходимо подбодрить  ученика, не скупиться на похвалу.

«Непослушание»  детей в период адаптации.

Непослушание как трудность обучения отмечают многие учителя начальных классов. Конечно, и в школе, и дома любят детей спокойных, тех, кто не доставляет хлопот. Воспитание непослушания, а вернее беспрекословного подчинения, начинается с первых дней обучения в школе.

«Послушный - хороший, непослушный – плохой» - вот достаточно жёсткие критерии педагогической оценки. Школа определяет правила поведения детей, но нельзя пренебрегать при этом их интересам. Возбудимость, повышенное двигательное беспокойство и другие проявления эмоциональной неустойчивости – явления вполне объяснимые. У детей 6-7 лет недостаточно сформированы механизмы произвольной регуляции деятельности и им сложно себя контролировать.

         В первые недели обучения у  учащихся наблюдается низкая и неустойчивая работоспособность, очень высокий уровень напряжения всех систем организма. Если не компенсировать нагрузки отдыхом – последует утомление, переутомление и даже срыв здоровья.

На протяжении периода адаптации состояние, поведение и работоспособность детей неустойчивы. Почти у всех учащихся наблюдается  двигательное возбуждение или, наоборот, заторможенность, вялость, жалобы на усталость, потеря аппетита. Дети с трудом включаются в работу, быстро отвлекаются.

         

      С самого начала поддерживаю положительную общую самооценку ребёнка. Для этого использую правила: не скупиться на похвалу (словесная, кивок головой, улыбка); - хвалить исполнителя, критиковать только исполнение; - не ставить перед первоклассниками сразу более одной задачи.

       В период адаптации учу первоклассников приёмам оценивания своей деятельности, предлагая ребёнку оценить разные стороны своей работы.

Таким образом, начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи, которые были поставлены на адаптационный период, выполнены: условия, для того, чтобы ребенок быстро и безболезненно приспособился к школьной жизни, были мной созданы.

     По результатам психологического  исследования мы видим, что уже в ноябре  98 % учащихся благополучно адаптировались к новым условиям.

Для определения уровня самооценки в период адаптации с учащимися проводилась методика «Лесенка». Было выявлено: 7 учащихся с завышенной самооценкой; 2 уч -с адекватной; 1 уч-заниженной. 

Анализируя анкеты родителей в период адаптации детей выявлено следующее: 100% учащихся в школу ходят охотно, с радостью; 92% дети приспособились к школьному режиму; изменений в самочувствии и поведении ребенка не наблюдается; все дети с удовольствие делятся своими школьными впечатлениями с родителями; 82% учащихся справляются с учебной нагрузкой; жалоб на учителя и одноклассников у детей нет.

А вообще, адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно приспосабливается к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А наша задача ему в этом помочь.

Общий анализ результатов 

22–30 баллов. Адаптация ребенка к школе проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Ребенку в школе нравится, он учится с удовольствием, выполняет все задания, которые дает учитель, ответственно относится к выполнению домашних заданий. В школе у него преобладает хорошее настроение, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, к одноклассникам и в целом к школе положительное.(Мечетина К., Юрьева П., Савлук А., Бычкова У.)

15–21 балл. Адаптация ребенка к школе проходит средне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка со средним уровнем адаптации может быть не сформирована позиция школьника, то есть школа привлекает его не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. В целом ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравится учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности из-за низкого уровня мотивации и нежелания выполнять определенные задания учителя. Такой ребенок может проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекаться. Для того чтобы начать заниматься, для него необходимо присутствие взрослого в позиции учителя, то есть если учитель к нему лично не обратился, ему лично не сказал, что надо делать, он может и не начать выполнять задание. Однако после помощи или просто эмоциональной поддержки учителя он может начать действовать самостоятельно. (Бычкова С., Степанов Д, Городко К., Кужигалиев Д.)

8–14 баллов. Адаптация ребенка находится на низком уровне, в школе могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Такой ребенок чаще всего на уроках отказывается выполнять задания учителя, занят посторонними делами, отвлекает соседей по парте. Учебная деятельность его не привлекает, если она ему неинтересна. Часто ребенок с низким уровнем адаптации не хочет учиться, утром отказывается идти в школу. Возможны проблемы в поведении, несоблюдение школьных норм и нарушение школьных правил. У такого ребенка часто встречаются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно отрицательное отношение к учителю. (Перлог С., Ильинков К.)

Дезадаптация школьника (0-8баллов)– это отклонение социально-психологического характера, которое влияет на продуктивность учёбы ребёнка, а также на его отношения в коллективе и с самим собой. Под продуктивностью понимается степень усвоения школьником знаний, а также развитие у него различных умений и навыков.

Определить дезадаптивного ребёнка в школьном коллективе трудности не составляет. Эти дети, как правило, выявляют:

негативизм (отрицая абсолютно всё, что пытаются до них донести взрослые или сверстники);

сложности во взаимопонимании с учителями, родителями и друзьями;

склонность к прогулам школьных занятий;

повышенную возбудимость, находящуюся на грани агрессии.

Определение эмоционального состояния ребенка

Мечетина Ксения

Цвет

Красный

Желтый

Зеленый

Голубой

Синий

Коричневый

Черный

Серый

Место цвета в норме

1

2

3

4

5

6

7

8

Место цвета в выборе ребенка

6

7

5

1

3

8

4

2

Разность

5

5

2

3

2

2

3

6/22

Перлог Семен

Цвет

Красный

Желтый

Зеленый

Голубой

Синий

Коричневый

Черный

Серый

Место цвета в норме

1

2

3

4

5

6

7

8

Место цвета в выборе ребенка

3

2

5

1

7

6

8

4

Разность

2

0

2

3

2

0

1

4/14

Юрьева Полина

Цвет

Красный

Желтый

Зеленый

Голубой

Синий

Коричневый

Черный

Серый

Место цвета в норме

1

2

3

4

5

6

7

8

Место цвета в выборе ребенка

7

8

2

4

6

1

3

5

Разность

6

6

1

0

1

5

4

3/26

Степанов Денис

Цвет

Красный

Желтый

Зеленый

Голубой

Синий

Коричневый

Черный

Серый

Место цвета в норме

1

2

3

4

5

6

7

8

Место цвета в выборе ребенка

2

3

5

8

1

6

4

7

Разность

1

1

2

4

4

0

3

1/16

Бычкова Софья.

Цвет

Красный

Желтый

Зеленый

Голубой

Синий

Коричневый

Черный

Серый

Место цвета в норме

1

2

3

4

5

6

7

8

Место цвета в выборе ребенка

2

3

7

1

4

5

8

6

Разность

1

1

4

3

1

1

1

2/14

Савлук Алина

Цвет

Красный

Желтый

Зеленый

Голубой

Синий

Коричневый

Черный

Серый

Место цвета в норме

1

2

3

4

5

6

7

8

Место цвета в выборе ребенка

5

6

7

8

4

1

3

2

Разность

4

4

4

4

1

5

4

6/32

Ильинков Кирилл

Цвет

Красный

Желтый

Зеленый

Голубой

Синий

Коричневый

Черный

Серый

Место цвета в норме

1

2

3

4

5

6

7

8

Место цвета в выборе ребенка

2

5

1

3

8

6

4

7

Разность

1

3

2

1

3

0

3

1/14

Городко Кирилл

Цвет

Красный

Желтый

Зеленый

Голубой

Синий

Коричневый

Черный

Серый

Место цвета в норме

1

2

3

4

5

6

7

8

Место цвета в выборе ребенка

7

4

3

2

1

6

5

8

Разность

6

2

0

2

4

0

2

0/16

Кужигалиев Денис

Цвет

Красный

Желтый

Зеленый

Голубой

Синий

Коричневый

Черный

Серый

Место цвета в норме

1

2

3

4

5

6

7

8

Место цвета в выборе ребенка

4

2

3

8

6

7

5

1

Разность

3

0

0

4

1

1

2

7/18

Бычкова Ульяна.

Цвет

Красный

Желтый

Зеленый

Голубой

Синий

Коричневый

Черный

Серый

Место цвета в норме

1

2

3

4

5

6

7

8

Место цвета в выборе ребенка

8

3

7

2

5

6

1

4

Разность

7

1

4

6

0

0

6

4/28

Числовые значения:

•        Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно. (Бычкова У., Савлук А., Юрьева П., Мечетина К.)

•        10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.(Кужигалиев Д., Городко К., Ильинков К., Бычкова С., Степанов Д., Перлог С.)

•        Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Сводная таблица по результатам  исследования адаптации первоклассников

Заболевания в период адаптации

Уровень физиологической адаптации

Проблемы в учебной деятельности

Уровень усвоения школьной программы

Отношение к себе

Отношение к учению

Отношение к учителю

Отношение к одноклассникам

Уровень эмоциональной адаптации

Общий уровень адаптации

Аубекеров Т

ОРЗ

Оптимальная работоспособность

нет

достаточный

+

+

+

+

в норме

частичный

Ахметов И

ОРЗ

Состояние усталости

Чтение, письмо,

математика

неполный

-

-

+

+

в норме

частичный

Бычкова С

нет

Оптимальная работоспособность

нет

достаточный

+

+

+

+

в норме

достаточный

Бычкова У

нет

Оптимальная работоспособность

нет

достаточный

+

+

+

+

преобладание отрицательных эмоций

достаточный

Городко К.

нет

Оптимальная работоспособность

письмо

недостаточный

+

+

+

+

в норме

частичный

Ильинков К

нет

Состояние усталости

нет

достаточный

+

+

+

+

в норме

достаточный

Кужигалиев Д

ОРЗ

Состояние усталости

Чтение, письмо

недостаточный

+

-

-

+

в норме

частичный

Мечетина К

нет

Оптимальная работоспособность

письмо

достаточный

+

+

+

+

преобладание отрицательных эмоций

частичный

Перлог С

ОРЗ

Переутомление

Чтение, письмо

недостаточный

+

+

+

+

в норме

частичный

Савлук А

нет

Состояние усталости

Чтение, письмо. математика

недостаточный

+

+

-

+

преобладание отрицательных  эмоций

частичный

Степанов Д

ОРЗ

Состояние усталости

математика

недостаточный

+

+

+

+

в норме

частичный

Юрьева П

нет

Оптимальная работоспособность

чтение

недостаточный

+

+

+

+

преобладание отрицательных эмоций

частичный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка об итогах контроля адаптации обучающихся 1-а класса к новым условиям обучения.

Адаптация - привыкание, «вписывание» человека в какую-то среду. Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем ...

СПРАВКА по итогам контроля организации учебно-воспитательного процесса в 1 –х классах в период адаптации учащихся к школе в МАОУ «Лицей №3»

Период адаптации учащихся 1-х классов к школе. Контроль администрацией организации учебно-воспитательного процесса педагогами и службами лицея....

Справка по итогам психолого-педагогического определения уровня адаптации и выявления «группы риска» среди первоклассников, провидении мониторинга профессионально-общественного мнения относительно

Адаптация ребёнка к школе – довольно длительный процесс. Не день , не неделя требуются для того чтоб маленький ученик освоился по- настоящему. Главная роль в создании благоприятного психологиче...

Справка об итогах контроля адаптации обучающихся 1-х классов МБОУ ЕСОШ №1 к новым условиям.

Цель контроля: организация работы по формированию социальной  и общекультурной компетенций обучающихся....

Презентация Итоги адаптации первоклассников

Презентация материалов к родительскому собранию на тему "Адаптация первоклассников.Итоги."...

Справка по итогам адаптации первых классов

Результаты психодиагностического исследования процесса адаптации первоклассников...