Родительское собрание 4 класс
статья (4 класс)

Радочина Галина Васильевна

Сценарий родительского собрания для учащихся 4 класса по теме "Влияние авторитета родителей на воспитание ребенка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглый стол на тему

«Влияние авторитета родителей на воспитание ребенка»

(для родителей учащихся четвертых классов)

Цель:  расширить представления родителей о понятии «родительский авторитет» и  его влиянии на развитие личности ребенка.

Задачи:

  1. Рассмотреть виды авторитета родителей и их последствия на развитие личности ребенка;  
  2. Раскрыть роль настоящего авторитета родителей в воспитании детей;
  3. Создать условия для самостоятельного анализа ситуации родителями;
  4. Предложить рекомендации по формированию настоящего авторитета родителей.

Этапы:

  1. Организационный. На данном этапе педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы.
  2. Основной. На этом этапе педагог проводит основную работу по теме в виде мини лекции, игр, упражнений, дискуссии.
  3. Заключительный. На данном этапе подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.

Предварительная работа:

  1.  Анкетирование детей, родителей (Приложение  1,2)
  2. Составление памяток для родителей (Приложение 4)

Материалы и оборудование:

  1. Столы и стулья (расставленные по кругу)
  2.  Карточки с таблицей и дополнительным материалом (Приложение 3.)
  3.  Видеоролик «Не бейте детей»

        Ход собрания:

  1. Упражнение «Приветствие» (создать доброжелательную атмосферу, способствовать раскрепощению участников). Педагог приглашает родителей занять свои места и произносит вступительные слова: «Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть вас за нашим круглым столом! Давайте поприветствуем, друг друга и поделимся своим настроением. Продолжите, пожалуйста, фразу «Здравствуйте! Сегодня замечательный день, потому что…»  
  2. Сообщение о результатах анкетирования. Педагог информирует родителей о результатах анкетирования детей и родителей, сообщает о степени доверия, открытости в семьях между родителями и детьми.  Соотносит результаты ответов детей и родителей (анонимно).
  3. Беседа (социальный педагог) (создать условия для самостоятельного анализа ситуации родителями). Социальный педагог предлагает поделиться своими мыслями, жизненным опытом. Предлагается ответить на вопросы: «Как вы думаете, что такое родительский авторитет?  Из чего он состоит? Опишите кратко семью, где родители пользуются авторитетом у своих детей». В итоге беседы социальный педагог подводит родителей к следующим выводам. 

Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка — кропотливый труд отца и матери. Также стоит отметить, что авторитет не приобретается автоматически с рождением ребенка. Он нарабатывается годами. 

Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу — все это слагаемые родительского авторитета.

В практике семейного воспитания распространена такая ошибка, когда родители, осознав, что поступили неправильно, не признаются в этом своим детям под предлогом «не потерять авторитет». Дети дошкольного возраста могут не замечать поведения родителей, но подрастая, ребенок  все чаще подвергает оценке  всё поведение родителей, что не проходит бесследно. Авторитетность родителей в глазах ребенка — это, прежде всего, желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой она не была. Так будут поступать дети в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно.

Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершенного проступка по отношению к другим людям и самому себе.  Родительский авторитет – это доверие ребёнка к словам и действиям взрослых, а показатель авторитета – не беспрекословное послушание, а желание ребёнка прийти за советом. Итак, авторитет взрослых зависит от нас самих. Он заключается в содержании нашей жизни, в нашем поведении, отношении к окружающим, к воспитанию своих детей.

  1. Выступление педагога-психолога (проинформировать родителей о воздействии различных ложных видах родительского авторитета, и их последствиях). Какие же типичные ошибки мы совершаем при общении со своими детьми, и как их избежать? Существует много ложных оснований для авторитета.
  2. Просмотр видеосюжета. Видеоролик вы можете найти на сайте youtube.com, набрав в поиске название ролика: «Не бейте детей».

Обсуждение видеоролика. Примерные вопросы:

- Какие чувства вызвал этот видеоролик?

- Как  вы думаете, что чувствуют дети этих родителей?

- Какой ложный авторитет, присутствует  в этих семьях?

Педагог-психолог уточняет и обобщает ответы родителей. 

  1. Практическая работа в микрогруппах. Педагог-психолог предлагает родителям соотнести виды ложных родительских авторитетов с их характеристикой. См. приложение № 3.

 В ходе группового обсуждения родители заполняют таблицу.

№/п

Название ложного авторитета

Краткая характеристика

1

Авторитет подавления

2

Авторитет педантизма

3

Авторитет назидания

4

Авторитет демонстративной любви 

5

Авторитет доброты

6

Авторитет дружбы

По завершению работы, представитель каждой микрогруппы, комментирует  свой вариант выполненного задания.

  1.   Педагог-психолог делает обобщение и продолжает свое выступление.

Авторитет родителей не должен зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. К примеру, у отца неприятности на работе, и он компенсирует нервные издержки, контролируя дневник своего чада, распекая его при этом точно так, как его самого распекали на работе. Авторитета и уважения со стороны ребенка этот факт ему не прибавит, а недоверие, неприязнь, обиду оставит надолго. 

Терзают наши семьи ссоры, склоки,
Бурлящий их поток неиссякаем,
Мы не прощаем детям те пороки,
Которые им сами прививаем.

Э.А.Севрус.

Авторитет родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда. Авторитет родителей во многом зависит оттого, насколько они сами умеют прощать и просить прощение. Консультируя родителей школьников, я часто задаю вопрос: допускаете ли вы возможность попросить прощение у собственного ребенка? Лишь несколько семейных пар ответили утвердительно. В нескольких семьях утвердительно ответили мамы. Папы были застигнуты врасплох. Такие вопросы им не приходили в голову. Ребенок никогда не будет просить прощения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье, если у членов его семьи не выработана такая привычка. 

Авторитет настоящий — это авторитет, исключающий авторитаризм, вседозволенность и безразличие родителей к своему ребенку. Наверное, родители должны помнить одну простую вещь: ребенок вовсе не должен вести себя хорошо всегда, ибо так он никогда не приобретет опыт понимания, что хорошо, а что плохо. Значение родительского авторитета состоит в том, чтобы ребенок понял в результате совершенного проступка, как можно поступать и как поступать нельзя. Для этого нужен авторитет контакта и принятия. Родителям необходимо уйти от установки: «я говорю — ты делаешь». Всеми своими действиями они обязаны научить ребенка понимать, что он должен выбирать путь, по которому проживет свою жизнь. Авторитет родителей заключается лишь в том, чтобы разъяснить трудности выбранного пути и его последствия. Пусть эти законы родительской истины помогут вам, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам!  

Закон 1 Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 2 Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.

Закон 3 Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.

Закон 4 Не налагайте запретов. В природе ребенка — дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5 Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность ребенку самостоятельно стать большим.

Закон 6 Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7 Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем, если над ним будут смеяться другие люди.

Закон 8 Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 9 Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 10 Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители!

 Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам успехов! Педагог предлагает родителям памятки (Приложение №4).

  1. Подведение итогов. Педагог предлагает родителям поделиться своими эмоциями и впечатлениями от собрания и ответить на вопросы:

- Что больше всего запомнилось, что было важным на собрании?

- Была ли полученная информация  полезной?

Родители высказывают свои пожелания на будущее (какие темы их интересуют, какой помощи они ждут от педагога и какую помощь могут предложить сами)

Литература:

  1.  URL:http://www.psychologos.ru/  [дата обращения: 08.01.2017г.]
  2. URL: http://www.mozliceum.na.by/[дата обращения: 08.01.2017г.]
  3. URL:https://infourok.ru/ [дата обращения: 08.01.2017г.]
  4. URL:  www.edu.murmansk.ru/ [дата обращения: 08.01.2017г.]

Приложение 1.

Анкета для учащихся

  1. Кому ты доверяешь свои секреты?
  2. С кем в семье ты особенно дружен?
  3. Всё ли знают о тебе родители?
  4. Понимают ли тебя папа и мама?
  5. Всегда ли справедливы к тебе в семье?
  6. Всегда ли ты говоришь правду своим родителям?
  7. Если тебе плохо, то кому первому ты расскажешь о своих огорчениях?

Анкета для учащихся

  1. Кому ты доверяешь свои секреты?
  2. С кем в семье ты особенно дружен?
  3. Всё ли знают о тебе родители?
  4. Понимают ли тебя папа и мама?
  5. Всегда ли справедливы к тебе в семье?
  6. Всегда ли ты говоришь правду своим родителям?
  7. Если тебе плохо, то кому первому ты расскажешь о своих огорчениях?

Анкета для учащихся

  1. Кому ты доверяешь свои секреты?
  2. С кем в семье ты особенно дружен?
  3. Всё ли знают о тебе родители?
  4. Понимают ли тебя папа и мама?
  5. Всегда ли справедливы к тебе в семье?
  6. Всегда ли ты говоришь правду своим родителям?
  7. Если тебе плохо, то кому первому ты расскажешь о своих огорчениях?

Анкета для учащихся

  1. Кому ты доверяешь свои секреты?
  2. С кем в семье ты особенно дружен?
  3. Всё ли знают о тебе родители?
  4. Понимают ли тебя папа и мама?
  5. Всегда ли справедливы к тебе в семье?
  6. Всегда ли ты говоришь правду своим родителям?
  7. Если тебе плохо, то кому первому ты расскажешь о своих огорчениях?

Приложение 2.

Анкета для родителей  

  1. Доверяют ли вам дети свои секреты? Если да, то кому больше - маме или папе?
  2. Всегда ли вы справедливы к детям?
  3. С кем из членов вашей семьи наиболее близок ваш ребёнок?
  4. Кому из членов вашей семьи ребёнок рассказывает о своих бедах?

Анкета для родителей  

  1. Доверяют ли вам дети свои секреты? Если да, то кому больше - маме или папе?
  2. Всегда ли вы справедливы к детям?
  3. С кем из членов вашей семьи наиболее близок ваш ребёнок?
  4. Кому из членов вашей семьи ребёнок рассказывает о своих бедах

Анкета для родителей  

  1. Доверяют ли вам дети свои секреты? Если да, то кому больше - маме или папе?
  2. Всегда ли вы справедливы к детям?
  3. С кем из членов вашей семьи наиболее близок ваш ребёнок?
  4. Кому из членов вашей семьи ребёнок рассказывает о своих бедах

Анкета для родителей  

  1. Доверяют ли вам дети свои секреты? Если да, то кому больше - маме или папе?
  2. Всегда ли вы справедливы к детям?
  3. С кем из членов вашей семьи наиболее близок ваш ребёнок?
  4. Кому из членов вашей семьи ребёнок рассказывает о своих бедах

Приложение 3.

1. Авторитет подавления. Если родители дома всегда сердиты, при всяком удобном и не удобном случае хватается за палку или ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то это и есть авторитет подавления. Такой авторитет вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость.

2. Авторитет педантизма. Этот тип авторитета схож с предыдущим и направлен, прежде всего, на формирование у ребенка навыков безвольного подчинения. Все же, хочется надеяться, что родители делают это неосознанно. Методы, которые применяются для формирования этого типа авторитета, действительно очень педантичны: родители, как правило, не считаясь с мнением ребенка на этот счет, отдают приказания, которые он обязан беспрекословно выполнить. Мотивы для таких действий могут быть совершенно разные: порой родители просто боятся, что ребенок сам не в состоянии принять правильное решение, и поэтому дают ему «алгоритм действий», даже не выслушав его мнение по этому поводу, а порой родители просто стремятся лишний раз продемонстрировать свою власть перед своим чадом.

Но вне зависимости от мотивации, итог все равно один – родители не приобретают необходимый авторитет в глазах малыша, основанный на уважении и любви, а просто подавляют его волю, растя несамостоятельного и инфантильного человека, привыкшего подчиняться.

3. Авторитет резонерства (назидания). В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того чтобы сказать ребенку несколько слов, может быть, даже в шутливом тоне, родитель усаживает его против себя и начинает скучную и надоедливую речь. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть добродетельными, они хотят в глазах детей быть непогрешимыми. Но они забывают, что дети — это не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Ребенок живет более эмоционально, более страстно, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями. Привычка мыслить приходит к нему постепенно и довольно медленно, а постоянные разглагольствования родителей, постоянное их зуденье и болтливость проходят почти бесследно в их сознании. В резонерстве родителей дети не могут увидеть никакого авторитета.

4. Авторитет демонстративной любви. Это у нас самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили, родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребенок не слушается, у него немедленно спрашивают: «Значит, ты папу не любишь?» Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви. Часто мать при детях рассказывает знакомым: «Он страшно любит папу и страшно любит меня, он такой нежный ребенок»

Такая семья настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Мимо внимания родителей проходят многие важные мелочи семейного воспитания. Ребенок все должен делать из любви к родителям.

В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей, конечно, не хватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что папу и маму можно как угодно обмануть, только нужно это делать с нежным выражением. Папу и маму можно даже запугать, стоит только надуться и показать, что любовь начинает проходить. С малых лет ребенок начинает понимать, что к людям можно подыгрываться. А так как он не может любить так же сильно и других людей, то подыгрывается к ним уже без всякой любви, с холодным и циническим расчетом. Иногда бывает, что любовь к родителям сохраняется надолго, но все остальные люди рассматриваются как посторонние и чуждые, к ним нет симпатии, нет чувства товарищества. Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.

5. Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Папа или мама выступают перед ребенком в образе доброго ангела. Они все разрешают, им ничего не жаль, они не скупые, они замечательные родители. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, только бы все было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями, родительское непротивление открывает самый широкий простор для детских желаний, капризов, требований. Иногда родители позволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно, в семье уже образовался вредный опыт.

6. Авторитет дружбы. Довольно часто еще и дети не родились, а между родителями есть уже договор: наши дети будут нашими друзьями. В общем, это, конечно, хорошо. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но все же родители остаются старшими членами семейного коллектива, и дети все же остаются воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается, или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей. Такие семьи приходится иногда наблюдать среди интеллигенции. В этих семьях дети называют родителей Петькой или Маруськой, потешаются над ними, грубо обрывают, поучают на каждом шагу, ни о каком послушании не может быть и речи. Но здесь нет и дружбы, так как никакая дружба невозможна без взаимного уважения.

Приложение № 4

Памятка для родителей

  • Требовательное отношение к себе — основа авторитета родителем. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.
  • Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самим.
  • Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.
  • Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям.
  • Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми.
  • Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.
  • Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить.
  • Духовное общение с детьми — одно из условий поддержания авторитета родителей.

Памятка для родителей

  • Требовательное отношение к себе — основа авторитета родителем. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.
  • Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самим.
  • Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.
  • Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям.
  • Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми.
  • Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.
  • Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить.
  • Духовное общение с детьми — одно из условий поддержания авторитета родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....