Рабочая программа "Растим патриота и гражданина" для 3 класса
рабочая программа (3 класс)

Полупан Александра Васильевна

Растим патриота и гражданина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prog_rastim_patriota_i_grazhdanina_3_v.docx42.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»

«Рассмотрена»

Протокол № 1

от «27» августа 2020 г.

Председатель МС

__________/  Румянцева Т. В.

«Принята»

педагогическим советом

Протокол № 1

от 28 августа 2020г.

«Утверждена»

Приказом от 28 августа 2020 г.

№ 205/01-04

Директор

_________/ Безрученкова С. П.

Рабочая программа

начального общего образования

по курсу внеурочной деятельности
«Растим патриота и гражданина»
для 3 В  класса

«Согласована»

Заместитель директора

____________ / Мехадюк Т. А.

«28» августа 2020 г.

Составитель:

Полупан
Александра Васильевна,

учитель начальных классов  

 

пгт Верхнеднепровский

2020 г.

Рабочая    программа по курсу внеурочной деятельности
«Растим патриота и гражданина» для 3 класса В составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) с изменениями и дополнениями
  • Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576
  • Пособия для учителя: С.А. Болотова, И.Ю. Иванова, Т.В. Ющенко. Содержание внеурочной деятельности в начальной школе в сфере требований ФГОС. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2017
  • Авторской программы: Аверчук О.А., Кукченко Т.М. и т.д. С любовью к городу, https://www.institute-of-education.com/methodlib/1836/139219?mimic_user_id=82055 программы:  Кукченко Т. М. Гражданин  https://www.institute-of-education.com/methodlib/277/122481 
  • Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: Е.В.Богдановой, Н.В.Кондуковой, Е.В.Хребтовой https://infourok.ru/programma-duhovnonravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-obuchayuschihsya-na-stupeni-nachalnogo-obschego-obrazovaniya-iz-oop-noo-1179042.html.
  • Методических рекомендаций. Рабочая программа учебного предмета: Методическое пособие. – Смоленск: ГАУДПО СОИРО, 2019
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
  • Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3

Данная программа составлена на 32 часа (1 час в неделю).                                                Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2020-2021 учебный год.

  Литература:

1.О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина. Я – гражданин России! 1-4 кл.М:ВАКО,2006.

2. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию. 1-4 кл. М:ВАКО,2007.

Корректировка авторской программы

Корректировка авторской программы в связи с уменьшением количества часов на изучение материала в рабочей программе в соответствии с учебно-календарным графиком.

№ п/п

Название темы (раздела)

Авторская программа (количество часов)

Рабочая программа

(количество часов)

1.

"Моя школа - моя судьба"

6

5

2.

«Растим патриота и гражданина России»

10

9

Изучение материала будет проведено за счёт его уплотнения.


I.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

6) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

10) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

12) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

К концу третьего года обучения обучающиеся должны:

а) знать:  замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество, профессии членов семьи, домашний адрес и  телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места микрорайона; название главной площади города;  дату основания города; основные улицы города; памятные и исторические места; герб и флаг города Дорогобужа, Смоленска и Смоленской области

б) уметь:  вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить виденное в рассказе, рисунке.

К концу третьего года обучения обучающиеся должны:

а) знать:  символику Российской Федерации, основные моменты истории происхождения и становления Российского государства, основные даты, имена в истории, города-герои, народы и области на территории России.

б) уметь:  поддержать разговор по заданной теме, ориентироваться в картах по истории, показать основные события на карте, пересказать текст.

       У обучающегося будут сформированы:

любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,  

долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

родная земля, заповедная природа, планета Земля;

красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

     У обучающегося будет возможность сформировать:

- ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе;

  - знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним;

 - обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,  неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;

- начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

  У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

 «Моя школа - моя судьба»

Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Классное собрание. Изучение истории школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, игра – путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газет, подготовка лекторских групп.

    «Я и семья» основные мероприятия данного направления - родительские собрания, совместные мероприятия, игры, семейные часы общения.

 «Связь поколений»  

Проведения февральских военно-патриотических месячников; Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни, спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!», музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню Победы, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», конкурс детского рисунка «Наша армия родная», выпуск листовок и тематических газет.

   «Растим патриота и гражданин России».

           Основными формами работы этого направления являются: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции.

  В рамках работы блока «Мой край родной» проходит воспитание ответственности человека в решении экологических проблем страны и своего города. Экологическая ответственность – ключевая характеристика человека. Она означает, что его связи и отношения являются отражением природных связей и взаимоотношений.

          Таким образом, реализация основных блоков программы позволяет решать многие назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, духовного, гражданского, нравственного, правого и иного характера.

  Формы контроля:

Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);                                                                                                                      Участие в социальных акциях;                                                                                                    Создание и реализация социальных проектов.

Типовые задания и формы работы по формированию УУД:

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

  • подведение итогов занятия;
  • самооценка событий;
  • творческие задания, имеющие практическое применение;
  • задания на самопроверку результата,
  • поиск информации в предложенных источниках;
  • взаимоконтроль;
  • «оцени результат»;
  • ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора 
  • «Найди отличия», «Поиск лишнего»;
  • работа с разными видами таблиц;
  • работа со словарями;

  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа;
  • «отгадай о ком говорим»;
  • подготовь рассказ на тему…;
  • «опиши устно…»;

С целью реализации образовательной программы начального общего образования в полном объёме использовать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

III.Тематическое планирование

Название направления

Кол-во
часов

Формы занятий

Подведение   итогов

1.

"Моя школа - моя судьба" –

5

Тематические беседы, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

2.

«Связь поколений»

4

Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

 

3.

«Растим патриота и гражданина России»

9

Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

 

4.

  «Мой край родной»

6

Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. 

 

5.

« Я и семья»

3

Беседы ,родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

Анкетирование детей и родителей

Итого:

32

Формы и виды проведения занятий

 

Формы:

 Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

 Теоретические занятия:

 Беседы  Сообщения  Просмотр видеоматериала  Экскурсии

Практические занятия:  Конкурсы  Соревнования  Показательные выступления  Викторины  Интеллектуально-познавательные игры

Методы:

Взаимодействие; поощрение; наблюдение; коллективная  работа; игра.                                                                                                                                                                                    словесные,   наглядные,  практические, исследовательские.

    Виды деятельности:

  • учебная игра;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • конкурс;
  • практическое занятие;
  • выставка;
  • беседа;
  • экскурсия;
  • виртуальная экскурсия;
  • викторина.

IV. Календарно-тематическое планирование

№п/п

Название темы (раздела)

Кол-во

часов

Дата

План

Факт

1

Вместе весело шагать

1

07.09

2

Здесь я живу

1

14.09

3

Семейные династии

1

21.09

4

Поле русской славы

1

28.09

5

Праздник урожая

1

05.10

6

Заочное путешествие по крупным городам России

1

12.10

7

Нашей армии герои

1

19.10

8

День поэзии

1

26.10

9

Праздничная программа к Дню Матери.

1

09.11

10

Конкурс "Папа, мама я - читающая семья"

1

16.11

11

Люди, на которых хотелось бы походить .

1

23.11

12

Празднование Нового года в разных странах

1

30.11

13

14

Школьный двор

2

07.12

14.12

15

Символы моей родины

1

21.12

16

Выставка рисунков "Моя Россия

1

28.12

17

Имею право на права

1

11.01

18

"Не стесняйтесь доброты своей".

1

18.01

19

Праздники и традиции русского народа

1

25.01

20

К своим истокам прикоснись

1

01.02

21

Воины –сыны земли русской

1

08.02

22

Час мужества "День защитника Отечества"

1

15.02

23

Масленица

1

22.02

24

Боевые знамёна рассказывают

1

01.03

25

День поэзии

1

15.03

26

Юные умельцы! Где вы?

1

05.04

27

Уголок русской избы

1

12.04

28

Международный день птиц

1

19.04

29

Операция "Семечко"

1

26.04

30

Нам космос покоряется

1

17.05

31

Это гордое слово «Победа»!

1

24.05

32

Игры разных народов мира. Мир моих увлечений. Мини-проекты.

1

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование кружка "Юный патриот" для 2 класса

Развёрнутое планирование кружка "Юный патриот" для 2 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный патриот» 2-а класс...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов России" 3 класс

В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особенно важная роль принадлежит образовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности молодых россия...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Патриоты России". 4 класс.

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Патриоты России" для 4 класса (Программа "Школа России"). Презентация знакомит учащихся со значением народного ополчения в истории страны....

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Юный патриот" (1-4 класс).

"Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица же...

Рабочая программа "Патриот"

Ожидаемые результаты работы:Дети должны знать:·              Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, с...