Пособие Палитра" для формирования словаря. Моделирование в учебном процессе.
учебно-методическое пособие

Смирнова Людмила Васильевна

Дидактическая игра «Палитра»    Пособие «Палитра», созданное на основе немецкого дидактического материала «Paletti».

Эта методика позволяет наиболее полно использовать учебное время и не вызывает психологических трудностей, нередко возникающих у детей при устных ответах. Педагог же, помимо закрепления материала, с его помощью может определить степень усвоения программы каждым ребенком, выявить пробелы в знаниях по данной теме и продумать направления работы с ним. С этой целью созданы индивидуальные иллюстративные приложения, которые охватывают наиболее проблемные вопросы нарушений письменной и устной речи.

Ребенок берет в руки фишку, соответствующую заданию, ищет подходящий ответ и кладет фишку в углубление рядом с этим ответом. Эффективность данного дидактического материала позволила использовать его практически для всех тем, изучаемых на логопедических занятиях в начальной школе.

Дидактическое пособие способствует:

·         развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;

·         постановке и автоматизации звуков в ходе игры;

·         развитию сенсорных представлений (поскольку используются детали, окрашенные в основные цвета: красный, зеленый, желтый, синий, черный, белый и их оттенки: серый, голубой, розовый и т.д.);

·         овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются фишки с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных, звонких - глухих);

·         формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений письма);

·         развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

·         тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи);

·         сплочению детского коллектива, формированию чувства эмпатии друг к другу;

·         формированию и закреплению определенных «саногенных состояний» (например психического состояния успеха).

·         Темы:

·         Дифференциация гласных – согласных, твёрдых – мягких согласных, звонких – глухих согласных, звуков, имеющих акустико – артикуляционное сходство, соноров.

·         Дифференциация слов с буквой ь на конце и в середине слова (и без них)

·          Дифференциация слов с разделительным ь  и без него.

·         Звукобуквенный состав слов.

·         Слоговая структура слов

·         Дифференциация оптических замен (а-о, у-и. б-д, е-я и т.д.)

·         Ритмическая структура слов: ударение в 2, 3 сложных словах.

·         Дифференциация предлогов.

·         Формирование фразовой и связной речи (составление  предложно – падежных конструкций).

1.Формированию самостоятельности при выполнении задания:

- по плану, по номеру задания;

- дробная инструкция;

- соблюдение последовательности выполнения.

2.  Закрепление понятий по лексической теме.

3. Формирование мышления: анализа и синтеза -  сравнение, обобщение, исключение.

4. Формирование словообразования и словоизменения.

5.Формирование связной устной и письменной речи.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий в учебном процессе

Публичное представление педагогического опыта...

Использование учебных пособий для формирования и диагностики универсальных учебных действий во 2-м классе.

Одной из основных задач обучения согласно ФГОС НОО является формирование УУД, я хочу поделиться тем, как делаю это с помощью « Тренажеров для формирования УУД», разработанного авторами нашей программы...

Интерактивное пособие "Электронный двуязычный словарь (калмыцкий, русский языки) Фруктовые деревья"

Данное интерактивное пособие "Электронный двуязычный словарь" используется в качестве тренажера для отработки навыков произношения, расширения словарного запаса по теме "Фрукты. Фруктовые деревья" обу...

Учебно- методическое пособие по формированию буквенного гнозиса.

Учебно- методическое пособие по формированию буквенного гнозиса. О.И. Долгова Е.В. Зиборова "Гласные буквы"...