"Ваш ребёнок-первоклассник"
консультация (1 класс)
Предварительный просмотр:
Цель: Помочь родителям в решении проблем адаптации ребенка к школе и формирование психологической готовности к обучению.
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Нашу встречу мне хотелось бы начать со знакомства. Предлагаю каждому назвать свое имя и прилагательное, которое начинается на первую букву вашего имени и может вас характеризовать, например Лариса - лояльная.
Безусловно, все родители заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились. Поэтому многие из вас уже начали готовить своих детей к поступлению в школу: записали на подготовительные курсы. Но знаете ли вы, что для успешного обучения первоклассника важен и психологический настрой родителей? Как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно сказываются на готовности ребенка к школе. Предлагаем вам выполнить несложное задание. Напишите фразу или изобразите в рисунке то, что ассоциируется у вас со словом «школа» (родители выполняют задание).
Ведущий: Негативные ассоциации типа «кричащий учитель», «не знаю, что ответить», «спрятанный дневник» часто говорят о том, что взрослые на подсознательном уровне переносят на детей свои негативные школьные переживания. Это может отразиться на состоянии ребенка, вызвать у него чувство тревожности. Не следует демонстрировать свои негативные эмоции. Их надо преобразовывать. Вспомните, что вам нравилось в школе, свои успехи, увлечения, забавные случаи. Давайте проведем небольшой тест, результаты которого дадут ответ на вопрос, готовы ли вы психологически отдать ребенка в школу. Прочитайте внимательно каждое утверждение и, если согласны с ним, поставьте рядом цифру 1(родители выполняют задание, приложение 1).
Ведущий: Подсчитайте, какое количество баллов вы набрали.
10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте контактировать со сверстниками. Займитесь его закаливанием. Поиграйте с ним в школу. Если уровень вашей тревожности не снизился- обратитесь к психологу.
5-9 баллов. Вы не уверены в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, вы станете спокойнее и будете в соответствии с его рекомендациями готовить ребенка к школе.
4 и менее баллов. Вероятно, вы очень уверены в себе и своем ребенке. Помните: уверенность не должна превратиться в беспечность и невнимательность.
Ведущий: Начало обучения в школе- один из самых ответственных моментов в жизни ребенка. Как вы понимаете выражение «ответственный момент»? (ответы родителей). Попробуем определить, что может вызвать у ваших детей затруднение. (родители высказывают свое мнение: новый коллектив, смена обстановки, незнакомые учителя, новые обязанности, большие нагрузки)
Ваши высказывания говорят о том, что большинство из вас осознают: начало обучения в школе- переломный этап в социально- психологическом становлении личности. Но учеба в школе- это еще и большие физические и эмоциональные нагрузки. От уровня физического развития и состояния здоровья зависит продуктивность психических функций, определяющих, в свою очередь, успешность усвоения знаний. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно продолжительное время сохранять осанку, сидя за партой. Он начинает вертеться и в результате не усваивает часть информации, которую дает учитель. В связи с этим необходимо приучать детей регулярно выполнять физические упражнения, способствующие укреплению всех групп мышц, формированию правильной осанки. Понаблюдать за двигательной активностью ребенка в домашних условиях вы можете самостоятельно. Возможно, некоторые из пунктов предлагаемой памятки содержат вопросы, которые вам задаст учитель в школе. Ваши ответы помогут педагогу индивидуально подойти к ребенку и правильно построить процесс обучения.(приложение 2)
Как вы думаете, есть ли отличия в понятиях «желание пойти в школу» и «желание учиться»? (предположения родителей). Высказывания некоторых детей («Пойду в школу, потому что туда ходит мой друг», «У меня будет новый портфель», «Хочу ходить в школьной форме») говорят о том, что их привлекает лишь внешняя сторона новой, школьной жизни. При этом внутренняя позиция школьника- направленность на обучение- находится на начальной стадии формирования. Что же могут сделать родители, чтобы у ребенка возникло желание учиться? (предположение родителей).
Ведущий: Наши рекомендации:
- Сходите с ребенком в школу, познакомьтесь с учителем.
- Расскажите ребенку о своих любимых учителях, покажите фотографии, грамоты, связанные с вашими школьными годами.
- Организуйте семейные торжества по поводу школьных успехов старших детей.
- Поиграйте с ребенком в сюжетно- ролевую игру «Школа».
- Используйте в речи пословицы и поговорки, в которых прославляется ум, подчеркивается роль знаний в жизни человека.
- Сделайте семейное чтение художественной литературы традицией.
- Привлекайте детей к пользованию познавательной литературой в поисках решения возникших вопросов.
- Никогда не запугивайте ребенка школой! Неосторожное высказывание, строгое выражение лица и резкий жест могут вызвать у него негативную реакцию, страх, неуверенность в своих силах и, как следствие, нежелание идти в школу.
Игра «Ваша реакция»
Ведущий: Вы на несколько минут превратитесь в детей. я буду мамой. Представьте, что вы показываете мне тетрадь с некрасиво (неправильно, неаккуратно) написанными буквами или цифрами или неверно выполненным заданием. Подумайте, какую реакцию может вызвать у ребенка каждое мое высказывание и поднимите соответствующую карточку. (раздаются наборы карточек «Ваша реакция», на которых написаны высказывания: «уверенность в своих силах», «чувство тревоги», «как все надоело», «нежелание идти в школу», «чувство вины», «неуверенность в себе»).
Ведущий эмоционально произносит фразы, сопровождая их соответствующим выражением лица и жестами:
- Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера, а в следующий раз будет еще лучше.
- Если ты напишешь еще лучше, я буду любить тебя еще сильнее.
- Вечно за тебя приходится краснеть.
- Никуда не годится! Ты, наверное, будешь двоечником! (родители показывают карточки, которые, на их взгляд, соответствуют реакции ребенка на то или иное высказывание).
Ведущий: Надеюсь, вы поняли, как важны для ребенка ваше внимание, ваше мнение, ваше уважение к нему как к личности. Помогите своим детям почувствовать радость познания, вселите в них уверенность в собственных силах. Ваши такт и терпение помогут им не только в учебе, но и в любых жизненных ситуациях. Давайте пожелаем друг другу успеха!
И последнее задание. Нарисуйте цветными карандашами портрет своего ребенка- будущего первоклассника.
Приложение 1
Готовы ли Вы отдать ребенка в школу?
- Вы считаете, что Вашему ребенку будет трудно учиться в школе.
- Вы опасаетесь, что, придя в школу, Ваш ребенок будет чаще болеть.
- Вы не можете представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом.
- Вы уверены, что Ваш ребенок сможет быть лучше всех.
- Вы считаете, что первоклассники не достаточно самостоятельны.
- Вас волнует, будет ли первый учитель внимателен к Вашему ребенку.
- Вы опасаетесь, не будут ли другие дети обижать и дразнить Вашего ребенка.
- Вы не уверены в объективности и справедливости будущего учителя Вашего ребенка.
- Без Вас ребенок часто плачет, угнетен.
- Вы считаете, что в возрасте 6-7 лет ребенка лучше обучать дома, а не в школе.
- Вы считаете, что Ваш ребенок будет уставать в школе.
- Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться.
- Вы опасаетесь, что с началом обучения в школе Ваш ребенок станет непослушным.
- Вам кажется, что Ваш ребенок откажется идти в школу без Вас.
- Вы уверены, что дети- первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Ваш ребёнок - первоклассник"
Данная памятка поможет родителям поддержать своего ребёнка в его стремлении стать школьником....
Ваш ребёнок – первоклассник! Реализация ФГОС второго поколения в образовательной системе «Школа 2100»
Образовательная система «Школа 2100» соответствует основным принципам государственной политики российского образования изложенного в Законе РФ «Об образовании», в Федеральных государственных стандарта...
« Режим дня ребёнка первоклассника» Серия "Родительские собрания в 1 классе"
Первый год учёбы в школе - самый трудный. Меняется весь уклад жизни, появляются новые обязанности, заботы. И ко всему нужно приспособиться, привыкнуть....
Родительское собрание в 1 классе по теме "Ваш ребёнок - первоклассник. Новые обязанности - первые трудности"
Знакомство родителей с процессом адаптации первоклассников к школьному обучению. Научить родителей оказывать необходимую поддержку своему ребёнку в первые дни в школе....
Ваш ребёнок-первоклассник.
Памятка для родителей....
В семье ребёнок первоклассник. Что меняется?
Для родителей 1 класса...
Родительское собрание "Ваш ребёнок - первоклассник. Трудности адаптации первоклассников в школе"
Родительское собрание «Ваш ребёнок – первоклассник. Трудности адаптации первоклассников в школе» У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня н...