Родительское собрание. "Роль семьи в воспитании ребёнка".
методическая разработка

Еремченко Наталья Валерьевна

Тема: "Роль семьи в воспитании ребёнка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

   

Методическая разработка

родительского собрания

Роль семьи в воспитании ребёнка

                                                           Автор:  Ерёмченко Наталья Валерьевна,

                                                                          учитель начальных классов

        

Родительское собрание.

Тема: Роль семьи в воспитании ребёнка.

Цель родительского собрания: развитие воспитательного партнёрства между семьёй и школой, воспитание внимания к детям, отзывчивости; помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей.

Задачи:

1. Повысить уровень компетенции родителей в решении вопросов, связанных с воспитанием ребёнка.

2. Сформировать ценностное отношение к семейным традициям.

3. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье.

4. Развивать умение применять полученные знания на практике.

Оборудование: компьютер, видеоролик, анкета и памятки для родителей.

Ход родительского собрания.

1. Мотивационный настрой родителей – просмотр видеоролика «День семьи».

2. Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые родители! Сегодня мы продолжаем разговор о ваших детях. И начать его я хочу со слов выдающихся педагогов. А. С. Макаренко говорил: «Наши дети – это наша старость; плохое воспитание – это наше горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»,  а  В. А. Сухомлинский утверждал, что  « там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродуют детей». Есть много разновидностей этой уродливой любви. О них вы узнаете на следующем собрании, а сейчас поговорим о семейном воспитании,  потому что именно семья рядом с каждым из нас с первых мгновений жизни.

3. Основная часть.

   Семья и школа – это два слагаемых, от согласованности действий которых зависит результат эффективности процесса воспитания Человека. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, потому что ставит перед собой много задач; и воспитательные, и учебные, и просветительские, но она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания.

   К сегодняшнему дню в семейном воспитании накопилось очень много проблем, поставленных самой жизнью, изменениями в обществе. Слишком много наслоилось и в наших душах. И ничего не изменится, если мы, родители, не изменимся сами.   Семья и ребёнок – зеркальное отражение друг друга. Бытует такое мнение, что у хороших детей – счастливые родители. Для того, чтобы стать счастливыми родителями, нужно уделять своему ребёнку как можно больше внимания.

   Сейчас мы предлагаем вам ответить на вопросы анкеты, которая предоставляет вам возможность узнать: достаточно ли внимания вы уделяете своему ребёнку?

(проводится анкета, обработка результатов и сообщение результатов)

Варианты ответов:

«Да, почти всегда» -  4  балла

«Иногда. Может быть» - 2 балла

«Нет, никогда» - 0 баллов

Сложите полученные баллы. Если сумма баллов

От 80 до 60 – Вы достаточно хорошо знаете своего ребёнка, у вас очень хорошие взаимоотношения, Вам очень хорошо вместе;

От 60 до 30 – очевидно, Вы занятой человек, но, несмотря на это, Вы всё же умудряетесь выкроить время для своего малыша;

Меньше 30 – Вам стоит задуматься и уделить немного больше внимания ребёнку. Это сделает и его и вас счастливее.

   Наверняка при ответах на некоторые вопросы вы столкнулись с несоответствием между своими желаниями и действительностью. Перефразированная педагогами народная мудрость гласит: «Дурак учится на своих ошибках, а умный - на кейсах (конкретных ситуациях)». Чтобы никому из вас не пришлось учиться на своих ошибках, чтобы не пришлось спустя некоторое время беспомощно разводить руками, жалуясь на неуправляемость или неблагодарность своих детей, предлагаю вам сейчас проанализировать некоторые кейсы - конкретные ситуации - и вывести для себя «золотые правила воспитания», которые помогут не совершать ошибок:

1 кейс.  Однажды один, немолодой уже, человек рассказывал о своём детстве: « Военные годы были тяжёлыми для нашей семьи. Отец был на фронте. Пятеро сыновей, младшему было три года, остались на руках одной матери, да и её целыми днями не было дома: пошла работать на завод. Приходила она поздно, усталая, но такая мягкая, нежная, целовала своих грязных до неузнаваемости сыновей и, с неизменным постоянством, зарывалась в их вихры, счастливо вздыхала и повторяла: «Головушки у моих детушек пахнут солнышком».

- Как вы думаете, почему спустя десятилетия постаревшие уже сыновья помнят, преданно любят, глубоко уважают свою мать? (Она была источником света, потому что не скупилась на ласку и нежность)

1 правило. Не скупитесь на ласку, внимание, сочувствие!  

   У психологов есть понятие «тактильный голод» Он бывает у детей, которых достаточно кормят, но мало ласкают. Это – одна из основных бед ребят, воспитывающихся в детских домах. Их некому обнять, потормошить, поцеловать или потрясти тяжёлой рукой за холку. Это не запишешь в должностные инструкции воспитателя и учителя. На это способны лишь родители в минуты, когда их переполняет любовь, и они не в силах сдержать свой порыв.

   В наш стремительный век мы становимся всё закалённее и выдержаннее. Многие из нас научились быть подчёркнуто сдержанными, подавляя желание прикоснуться к родной головушке, боясь избаловать детей. Не надо воспринимать призывы относиться к детям, как к равным, слишком буквально.

Дети нуждаются в нашей поддержке, любви, доброжелательном участии. При их проявлении в семье ребёнок обретает уверенность, оптимистический взгляд на мир, перестаёт быть «колючим» и непослушными. (слайд презентации и памятка родителям «Как выразить детям свою любовь?»)

2 кейс. Одна детская газета писала как-то об одном ученике. Уж такой-то он хороший: и учится на «отлично» и товарищам помогает, и со взрослыми вежлив и учтив. И среди прочего промелькнула такая деталь: вот уже несколько лет он по субботам встаёт в шесть утра и идёт разносить почту вместо мамы-почтальона, чтобы она могла поспать. Многие, прочитав эту заметку, осуждали мать и пророчили ей одиночество в старости.

- А как вы относитесь к этой ситуации?

  Ребёнок с малолетства должен знать, что любовь - это прежде всего готовность отдавать, готовность жертвовать.

2 правило. Учите детей отдавать и жертвовать!

   Без этой науки ни они, ни вы не будете счастливы.

   Ведь наш мир устроен как-то удивительно: беззаветно и безоглядно любят именно тех, в кого вложили больше всего труда души. Выросшие внуки скучают не по той бабушке, которая дарила дорогие подарки, а по той, которой надо было таскать воду, вскапывать огород и трясущимися от волнения руками капать в ложечку лекарство. И  особенно любят маму те дети, которые несли ей из детского сада конфету, выданную на полдник. И если ребёнок приучен встречать уставшего отца в коридоре и тащить ему тапочки, то он через много лет никогда не оставит ни на день в одиночестве своего постаревшего и больного отца.

   Если вам надо прибить крючок на кухне, надо купить новую полочку для ванной, надо подклеить обои..., не делайте этого в одиночестве, буднично и молчаливо. Поохайте, поахайте, позовите ребёнка, пусть он тащит молоток и гвозди, пусть варит клейстер из крахмала, пусть учится делать дело и одновременно – любить.

 3 кейс. Если спросить родителей, что является самым главным в их жизни, ответ будет один - вырастить и воспитать своих детей достойными людьми. Но подчас у родителей возникает столько неотложных «взрослых» дел, что в повседневной жизни теряется это самое главное, откладывается «на потом».

СИТУАЦИЯ:

Папа читает газету. Мама готовит ужин. А ребенок? Он ждет общения со взрослыми.

- Знаешь, папа, Коля говорит, что «Жигули» лучше, чем «Москвич». Правда?

После папиного молчания опять следует вопрос:

- А почему?

- Потому,- отвечает папа, не отрывая глаза от газеты.- Не мешай, дай мне спокойно почитать. Спроси у мамы.

- Мама, а Миша говорит…

- Не мешай мне, я вам с папой ужин готовлю. Спроси у папы.

     И так ежедневно. Задумайтесь, взрослые! Вы даете ребенку уроки невнимания и безразличия. Он ищет вашей помощи в решении вопросов, его волнующих. Вы лишаете его так нужного ему общения  вами. Через некоторое время ваш ребёнок будет обращаться с вопросами не к вам, а к своему другу. Между вами вырастет стена непонимания, возникнут конфликты. Чтобы этого не произошло,

3 правило. Разговаривайте с детьми!

   Если не о чем – думайте, читайте, напрягайте мысли. Если не умеете – учитесь.

   Не стесняйтесь рассказать ребёнку, что поспорили сегодня с начальником; расскажите дочке, что ваша знакомая купила себе новое платье и вам тоже очень хочется такое. Не откладывайте  разговор на «потом», когда останется время после уборки, стирки, ходьбы по магазинам, приготовления еды... Сколько времени после всего этого останется? Час, пол часа, а может и нисколько? Самая величайшая наша ошибка ждать, когда появится «свободное время», чтобы поговорить с детьми и заняться их воспитанием. Нелепо, правда? Даже несколько минут  разговора с мамой и папой (за едой, по дороге домой, во время приготовления ужина, просмотра телепередачи, совместного принятия важного решения) делают ребёнка счастливыми.

   Пожалуйста, разговаривайте с детьми!

   Только помните, что умение разговаривать друг с другом – это не просто умение произносить слова. А что же ещё? Обратите  внимание на  изображения лиц и  честно ответьте себе на вопросы мини - анкеты:

- с каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?

- с каким лицом чаще всего ваш ребёнок общается с вами?

- скажите, каким бы вам хотелось видеть лицо своего ребёнка во время общения с вами?

- каким, по вашему мнению, должно быть для этого ваше лицо во время общения с ребёнком?

Знакомая картина:

«Ах, как я от всего этого устала», - сердито гремит на кухне тарелками мама. Непритворно ворчит, по-настоящему.

«Дайте мне отдохнуть!» - мрачно отмахивается от детских вопросов папа, усаживаясь перед телевизором.

Тихо и холодно в доме. Угрюмый, неулыбчивый мир.

   Бойтесь этого! Угрюмость и мрачность наших лиц, наших разговоров, наших отношений – как болезнь – распространяются на наших детей.

4 правило. Чаще улыбайтесь!

   В одной семье старшие дети учили младшего: «Если упал, кричи «ура!» Глупейшая, казалось бы вещь: малыш всхлипывает, трёт ушибленную коленку, но тянет «ура-а-а!» Но если приглядеться – увидишь: дети оказались мудрыми педагогами. Под «ура!» особенно не расплачешься и не закапризничаешь. Покряхтишь, вытрешь слезинку – вот и всё. Так же и с улыбкой. Она помогает жить, не даёт раскиснуть и жалеть себя. Она заставляет быть мужественными и стойкими. Поэтому, если хотите, чтобы дети росли счастливыми и уверенными, чаще улыбайтесь назло самым трудным обстоятельствам!

5 кейс. Восьмилетний мальчик укладывается спать. Родители, пожелав ему спокойной ночи, выключают свет. Выходя из детской, они слышат робкое: «мне страшно, не выключайте свет». В ответ: «не конючь, ты уже не маленький». Через некоторое время, проходя мимо детской, отец слышит тихий плач сына, но  мужественно принимает решение не сдаваться. Ребёнок, конечно же, засыпает, а родители с гордостью думают: «победа!»

- Этим родителям удалось добиться своего, но достойная ли это победа?

5 правило. Не воюйте с детьми! Умейте их понять и если надо – пожалеть.

   Боясь уступить сыну или дочке в самой малости, чтобы, не дай Бог, не испортить их, вы обрекаете детей на шкодливость и изворотливость. Не бойтесь говорить слово «можно». Поверьте: это удивительное, замечательное слово! Вот посмотрите сами, семилетний сын во время прогулки спрашивает;

- Мам, можно я залезу на то дерево?

- Можно – отвечает она.

   Зачем, спросите вы? Разве ей не страшно? Конечно ей страшно смотреть, как единственный сын карабкается наверх, но одновременно и спокойно от того, что происходит это у неё  на глазах. Если она не разрешит ему этого сейчас, он просто не спросит  её об этом завтра. И не известно, что тогда произойдёт.

   Но и это не самое главное. Сто тысяч «можно», но ни в коем случае не «можно всё», нужны для того, чтобы весомо и убедительно звучало «нельзя», когда оно всё-таки понадобится. Вы спросите, что же в жизни бывает нельзя?

   Одна мама как-то рассказывала: «Три запрета есть у моих детей. Первый – нельзя обижать маму. Не то, что грубостью – даже взглядом нельзя. Второй – нельзя обижать маленьких. И третье – нельзя делать больно никому и ничему живому». Сколько глубины в этих «нельзя»! Конечно с тремя «нельзя» растить ребёнка до невозможности трудно. С тысячами «нельзя» вроде бы легче и проще. Но ведь нам важно не только растить, но и вырастить Человека, который будет уметь жить среди людей, дружить, работать, любить. Возможно, для этого достаточно вообще одного-единственного «нельзя»: нельзя огорчать другого человека.

А сейчас попробуем представить систему «запретов» для родителей по отношению к ребёнку,  которая во многом снимет проблему непослушания. Мы, взрослые, сильнее и умнее. А поэтому не должны…(слайд 6)

         А теперь давайте проведём самое простое исследование. Представьте, что ваш ребёнок, скажем, разлил клей и безнадёжно испортил дорогой ковёр СИТУАЦИЯ:

В выходной день вся семья собралась за обеденным столом. Ребёнок тянется за хлебом и опрокидывает на белоснежную скатерть стакан сока.

- Какое будет его первое движение – от вас или к вам? Каким будет ваше первое движение? Ваша первая мысль? Ваши первые слова? Думая об этом, надо помнить, что все мальчики и девочки всегда ждут, что родители смогут понять, простить и спасти их.  

6 правило. Не спешите наказывать и никогда не применяйте к детям физических мер воздействия! Стройте отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания!

   Дети, которые лишены взаимопонимания, в большинстве случаев вырастают злыми и жестокими,  насилие порождает зло и агрессию.

Особенно опасны угрозы. Никогда не замахивайтесь на ребёнка – инстинктивное напряжение останется в подсознании в виде тяжелейшего синдрома ожидания наказания. Физическое напряжение – средство последнее и даже опасное. Существует немало иных и не менее действенных средств. Правда они  требуют напряжения и работы души с вашей стороны. Дисциплинирование положительным примером – самое яркое средство дисциплинирования. Вежливые просьбы вместо приказов являются разумным и деликатным способом передачи инструкции. Когда взрослый отдаёт приказы, ребёнок не воспринимает родителей как союзников, а считает, что они приказывают ему ради собственных интересов.

7 кейс. СИТУАЦИЯ:

Представьте, что вы после неоднократно сделанных замечаний входите в комнату ребёнка и видите, что домашнее задание не выполнено, на столе беспорядок, на полу разбросаны игрушки.

  Двенадцатилетняя девочка, отличница, прилежная читательница, совершенно неожиданно устроила в доме настоящий погром: вытащила все мамины бусы, застелила пол какими-то лоскутками. Уборку не сделала, музыкой не занималась, про домашнее задание начисто забыла. Мать, придя с работы и, увидя всё это, наказала дочку. Девочка не смогла понять «за что?» и обиделась на такую несправедливость.

- Правильно ли поступила мать этой девочки, чего она не учла? (Дочь просто заигралась, потому что она ещё маленькая)

7 правило. Не спешите!

   У каждого свой срок. Мир детства охраняет детей от трудного и сложного мира взрослого, поэтому наши дети то и дело уходят от нас туда – в свой безопасный и привычный мир. Им там лучше. Не пытайтесь вытащить их оттуда силой: приказами, строгими разговорами, наказаниями. Помните, что всему свой срок и когда он придёт, все наши отставшие, задержавшиеся в детстве ребята жадно и бурно будут спешить – читать, учить, взрослеть. Природа умнее нас.

4. Заключение.  

 Соблюдать эти правила советуют все педагоги и психологи для того, чтобы избежать противоречий между детьми и родителями. Вы можете согласиться с ними, а можете и не согласиться. В воспитании Человека не может быть готовых «рецептов». Каждый ребёнок, каждая ситуация уникальны своей неповторимостью, поэтому ломайте голову, не спите ночами, мучайтесь, слушайте своё сердце - но обязательно придумывайте и находите правильные решения.  

   Только не забывайте, что дети – это не наша собственность. У них, так же как и у нас, есть свои мысли, желания и ожидания. Ведь недаром говорят, что «устами младенца глаголит истина». Почему не слушаются? А чего же они ждут от нас, самых близких и дорогих людей, как они мечтают строить  взаимоотношения с нами? Специально для вас – видео-послание  от наших детей. (Просмотр видео). Прочитать остальные советы  вы сможете в письме-обращении, адресованном вам. (Раздаются письма-обращения).

   Закончить своё выступление хочу словами В. В. Розанова: «Семья – это самая благородная форма существования человека». И пусть с губительной целью приходят житейские бури и неурядицы. Они ничего не смогут сделать, пока вы будете хранителями своего семейного очага! А это – огромный труд, но только он даёт нам то ощущение счастья и душевного спокойствия, о котором все мы ТАК МЕЧТАЕМ! От всей души желаю, чтобы пламя семейного очага всегда согревало и поддерживало вас в трудную минуту! Будьте счастливыми и мудрыми родителями, чтобы ваши дети выросли хорошими людьми! Так что, придите домой, обнимите своих детей волшебными родительскими руками и скажите им: «Вы самые лучшие!». И всё начнётся с чистого листа. А непослушание останется в прошлом.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании моральных качеств личности ребёнка"

Выступление на родительском собрании по теме "Роль семьи в воспитании моральных качеств личности ребёнка"."Характер и нравственное поведение ребёнка - это слепок с характера родителей, он развивается ...

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании моральных качеств личности ребёнка"

Выступление на родительском собрании по теме "Роль семьи в воспитании моральных качеств личности ребёнка"."Характер и нравственное поведение ребёнка - это слепок с характера родителей, он развивается ...

Презентания к родительскому собранию "Роль самооценки в развитии личности ребёнка"

Самооценка личности – это отправная точка для достижения успеха. Если вы не в состоянии полюбить самого себя, то как же вам удастся питать любовь к кому-либо другому? Высокий уровень самооценки исключ...

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании ребёнка"

Данный материал поможет для проведения собраний....

Родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании школьника. Воспитание сознательной дисциплины.» и Самоанализ.

Цель: познакомить родителей с методами воспитания у детей сознательной дисциплины через семейные традиции...

Родительское собрание "Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка"

Родительское собрание "Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка". Данное родительское собрание будет актуально на любой ступени начальной школы....

Родительское собрание " Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка".

Методическая разработка родительского собрания ( 2 класс)...