Методика на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье.
материал

Алексеева Людмила Петровна

В современном мире большинство преподавателей сталкиваются с проблемными детьми. Для выявления причин возникших проблем педагоги используют различные методики, начиная с младшего дошкольного возраста. Одной из самых популярных проективных методик является Кинетический рисунок семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современном мире большинство преподавателей сталкиваются с проблемными детьми. Для выявления причин возникших проблем  педагоги используют различные методики, начиная с младшего дошкольного  возраста. Одной из самых популярных проективных методик является Кинетический рисунок семьи.

Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. В рисунке дети могут выразить то, что  им трудно бывает высказать словами. Узнав, каким ребёнок видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих  проблем малыша и эффективно помочь ему при их разрешении.

 Для ребенка весь мир - это семья. Каким видит себя ребёнок в родительском доме? Какими он воспринимает маму, папу и их отношения? Как лучше узнать  своего сына или дочь, посмотреть "глазами ребенка" на мир взрослых людей? В этом вам поможет несложная методика "Рисунок семьи".

Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.

Инструкция к тесту

Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается.

Инструкция: "Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как "Кого надо рисовать, а кого не надо?", "Надо нарисовать всех?", "А дедушку рисовать надо?" и т.д., отвечать следует уклончиво, например: "Рисуй так, как тебе хочется".

ТЕСТ

Пока ребенок рисует, необходимо ненавязчиво производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как: - Порядок заполнения свободного пространства; - Порядок появления персонажей рисунка; - Время начала и окончания работы; - Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.). - Время, затраченное на выполнение отдельных персонажей; - Эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.

По окончании рисунка прошу ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка. После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования – беседа. Беседа должна носить легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения.

Для теста КРС разработана система количественной оценки. Было выделено пять симтомокомплексов:

1. благоприятная семейная ситуация;

2. тревожность;

3. конфликтность в семье;

4. чувство неполноценности;

5. враждебность в семейной ситуации.

ВАЖНО: Если вы знаете, что в семье не так давно произошла ссора или развод, лучше не проводить в данный период времени с ребенком такой тест, так как в большинстве случаев на бумаге малыш изложит все свои негативные мысли.

Что следует учитывать:

· Дайте ребенку полную свободу действий

· Не говорите, что ему нужно рисовать и где

· Не стойте над ребенком

· Не просите его менять карандаши

· Не следует комментировать все рисунки ребенка

· Толкование нужно проводить только после того, как рисунок будет полностью завершен.

· Толковать рисунок не следует при ребенке

· Молча наблюдайте за тем, кого ребенок рисует первым, а кого последним.

Толкование теста «Рисунок семьи»: правила

Правила:

1. Рисунок не имеет ничего случайного. Если на листе бумаги присутствует посторонний человек, он обязательно имеет значение для ребенка. Либо же на оборот: отсутствующий член семьи – отсутствует и в чувственном понимании малыша: негативные чувства к нему, обиды, ревность, либо же тот человек себя плохо ведет и на рисунки ребенок старается вычеркнуть его из своей жизни.

2. Если на рисунке нет самого ребенка. Такая черта характеризует малыша не с самой лучшей стороны: либо же у него нет собственной реализации, либо он понимает, что чувствует себя хорошо без своей семьи.

3. Обратите внимание на размер изображения. Считается, что размер персонажей на листе бумаги имеет прямое значение: большие персонажи – более значимые, чем маленькие.

4. Уточните кто где. После того, как ребенок закончит свой рисунок, спросите его обязательно о том кто и где изображен, даже если вам все предельно понятно. По характеру толкования малыша, сделайте свои выводы о том, как он относится к разным членам семьи.

5. Вымышленный персонаж. В некоторых случаях ребенок может заменить существующего члена семьи вымышленным персонажем и это так же важно. Скорее всего, этого человека часто не бывает рядом.

6. Место расположения. Значение имеет так же то где расположен каждый персонаж и член семьи. Те, кто находится в верхней части листочка – самые важные и влиятельные в семье, те кто ниже – те, кто должен слушаться.

7. Расстояние. Значение так же имеет и то, на каком расстоянии друг от друга располагаются персонажи друг от друга. Ближе всего к ребенку будут располагаться те члены семьи, с которыми ребенку комфортно и дальше те, которые вызывают негативные эмоции.

8. Маленький ребенок. Если малыш нарисовал себя очень маленьким, это значит лишь то, что у него очень низкая самооценка.

9. Тесное расположение. Если на рисунке члены семьи имеют телесные соприкосновения (обнимаются, держатся за руку, целуют друг друга и так далее), то это означает лишь то, что в реальной жизни это происходит очень часто.

10. Как малыш рисует. Если отдельные элементы рисунка ребенок рисует с сильным нажимом карандаша, это значит что к тому предмету или человеку, которого он изображает, он относится наиболее тревожно. Если же рисунок неуверенный (к примеру, тонкая или дрожащая линия) – это говорит о том, что ребенок боится рисовать, так как боится в реальной жизни.

11. Голова. Имеет значение ее размер. У самого умного и разумного члена семьи, по мнению малыша, будет самая большая голова, а у того, кто глуп и часто ошибается – самая маленькая.

12. Глаза. Для ребенка глаза – это то, чем можно плакать и потому самые крупные и большие будут у того, кто часто расстраивается и пускает слезы. Глаза – так же то, что выражает печаль.

13. Уши. В детском понимании уши – это то, чем нужно слушать и «слушаться». Те, у кого уши будут самыми большими, должны выполнять наставления взрослых.

14. Рот. Считается, что рот дан для того, чтобы кричать и самый большой (а так же открытый рот) будет у того, кто больше всего в семье повышает голос. В то же время большие губы будут у того, кто часто целует и кто часто показывает свою любовь.

15. Шея. В детском понимании эта часть тела – самоконтроль. Если у нарисованного члена семьи есть шея – он умеет контролировать свои эмоции и чувства. Если у самого ребенка на рисунке нет шеи – это признак того, что от него много требуют.

16. Руки. Символизируют взаимопонимание и отношение к окружающим людям. Если руки большие, а пальцев много – этот персонаж силен, если нет – слаб душой и характером.

17. Ноги. Эта часть тела – уверенность персонажа в себе. Если ноги в воздухе – человек мало уважаем и не уверен в себе, если твердо стоят на земле – таков его статус и в жизни, и в семье.

18. Солнце. Оно всегда символизирует тепло и позитив. Если на рисунки присутствует солнце, значит семья добрая и счастливая. Ребенок в такой семье чувствует себя защищенным и любимым.

19. Дом. Этот элемент присутствует на рисунках тех детей, что любят домашнюю атмосферу, обстановку и любят всегда возвращаться домой потому, что там нет ссор, скандалов и непонимания, а лишь уют, комфорт и ласка.

20. Игрушки. Так же могут присутствовать другие элементы: яркая одежда, пища и сладости, шарики и подарки, домашние животные цветы и многое другое. Все эти элементы только говорят о том, что жизнь ребенка счастлива и наполнена приятными моментами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Методики выявления самосознания, самооценки и эмоционального состояния школьников.

Игровые ситуации для выявления уровня самосознания, самооценки и эмоций школьников....

Преодоление основных проблем и трудностей в работе начинающего педагога-хоровика с целью обеспечения качества образовательного процесса.

Хоровое пение - наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Здесь в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос, пользоваться которым могут почти вс...

урок познание мира 2 класс "Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье."

урок познание мира 2 класс "Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье."...

Использование психодиагностики с целью выявления возможных проблем в профессиональной деятельности молодых специалистов.

В современной школе возрастает роль учителя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Учитель уже не может быть только «передатчиком» знаний и информации, о...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Семья- самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье. Родословная"

Конспект урока окруающего мира для 2 класса на тему "Семья- самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье. Родословная" поможет в работе учителям начальных классов, работающим по...

Методический материал для педагогов: «ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ТРУДНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ХАРАКТЕРА»

Методический материал для педагогов:«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ТРУДНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ХАРАКТЕРА»Несколько советов, или понемногу о разном....