Как формировать самоконтроль и саморегуляцию ребенка?
статья

Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю. Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по развитию самостоятельности младших школьников

Учебная самостоятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, способностью расширять свои знания, умения по собственной инициативе, т. е. умение учить себя.

Умение учиться (учебная самостоятельность) – это умение, прежде всего, совершать рефлексивные и продуктивные действия и операции.

Предоставьте ребенку возможность выбора

• Хочешь одеть синий свитер или зеленый?

• Я знаю, что лекарство горькое. Хочешь запить его яблочным соком или заесть ложкой меда?

• В квартире не играют в мяч. Ты можешь выйти поиграть на улицу или заняться чем-нибудь другим.

• Сейчас наше с папой время, а для тебя пришло время спать. Но ты можешь пойти спать сейчас или немного поиграть в своей комнате и позвать меня, когда ляжешь в кровать, чтобы я поцеловала тебя на ночь.

Уважайте попытки ребенка справиться с трудностями

Принято считать, что фраза “Это же так просто!” ободряет ребенка. Позволю себе с этим не согласиться. Наоборот, если мы признаем, что задача, стоящая перед ребенком, совсем не проста, мы поддержим его в случае неудачи и дадим ему возможность  гордиться собой, если он справится. Вместо того, чтобы давать советы, подразумевая “ты не справишься сам, делай, как я говорю”, попробуйте подсказать “иногда помогает, если…”: "Эту бутылку непросто открыть. Иногда помогает, если  надавить на пробку ладонью и одновременно поворачивать ее".

Не задавайте слишком много вопросов

Мы считаем, что подробно расспрашивать ребенка “Что было в школе? Как написал контрольную? Как с ребятами?” значит проявлять интерес к нему, ведь "хорошие родители" всегда так поступают. Но порой мы с удивлением обнаруживаем, что безо всяких вопросов готовы ребенок сам начинает нам рассказывать о своей жизни, если мы готовы внимательно выслушать его.

Не торопитесь отвечать

Ребенок засыпает нас вопросами: "Что такое радуга? Можно ли родить ребенка обратно? Почему люди не делают только то, что им хочется? А обязательно учиться в школе?"

Обычно ребенок уже подумал на эту тему, прежде чем задать вопрос. Мы можем поддержать умение самостоятельно мыслить, если предоставим маленькому философу возможность высказать свое мнение и порассуждать вволю. У нас еще будет время дать ему четкий и правильный ответ. Но отвечая сразу, мы лишаем ребенка возможности думать и рассуждать. Попробуйте стимулировать этот процесс наводящими вопросами типа "А как ты сам думаешь?" Можно перефразировать вопрос: ”Почему люди не всегда могут делать то, что им хочется?" - это тоже может заставит ребенка задуматься. Можно подтвердить, что вопрос непростой: ”Ты задаешь очень важный вопрос -  философы думают над этим уже много столетий”.

Не торопитесь отвечать. Поиск решения может быть важнее, чем само решение.

Поощряйте ребенка самостоятельно находить решение

Можно посоветовать поискать ответ в энциклопедии, найти книгу в библиотеке. В зоомагазине могут ответить на вопрос о домашних животных. Зубной врач лучше вас объяснит, почему и как нужно чистить зубы. В интернете тоже можно найти много нужной информации. Научите ребенка использовать все эти источники.

Не убивайте надежду

Дети получают большое удовольствие, фантазируя, мечтая, строя планы на будущее. Пытаясь защитить их от разочарований, мы можем лишить их важных переживаний. Пусть мечтают стать космонавтами или депутатами Кнессета, великими путешественниками и открывателями новых земель. Мы можем с интересом выслушать их, посоветовать, что почитать, задавать вопросы  и  вместе  мечтать.

Откажитесь от мелочной опеки и постоянного вмешательства в дела ребенка

Перестаньте поправлять волосы, которые лезут в глаза, заправлять рубашку в штаны, указывать на развязавшиеся шнурки. Часто ребенок воспринимает это как вторжение в его внутреннее пространство.

Не говорите о ребенке в третьем лице в его присутствии

- Она у меня такая слабенькая - все время болеет...

- Ее все любят,  все девочки вокруг хотят с ней дружить...

- В первом классе ему тяжело давалась математика, но сейчас он выправился...

Пусть ребенок говорит сам за себя

Если  в присутствии ребенка вас спрашивают, нравится ли ему в школе, как он относится к новорожденному братику и почему не играет новой игрушкой, единственный  уважительный ответ с вашей стороны: “Пусть он сам вам  ответит”.

Уважайте намерения ребенка

Иногда ребенок очень хочет что-либо сделать, но  физически или эмоционально он еще к этому не готов.

• Хочет скатиться с горки, но, забравшись наверх, пугается.

Вместо уговоров, увещеваний, подталкивания, или даже прямого насилия мы можем выразить уверенность, что он сделает это сам, когда будет готов.

Сократите количество «нет»

“Нет” воспринимается ребенком как покушение на его самостоятельность, как призыв к «битве». Дети мобилизуют всю свою энергию, чтобы противостоять нашему  “нет”. О том, как реже говорить “нет”, но при этом не потакать ребенку, как  обозначить пределы его самостоятельности и стоять на своем, мы поговорим  в  одной  из  следующих  бесед. А пока просто хорошенько подумайте, прежде чем отказать: так ли уж принципиально важно не разрешить ребенку то, чего он просит, или можно найти разумный компромисс, предоставив возможность выбора самому ребенку.

Основные принципы развития ответственности  и  самостоятельности

1. В любом возрасте на пути человека неизбежно будут возникать проблемы - у малыша, подростка или взрослого.

2. Если мы решаем его проблемы, он учится полагаться и зависеть от нас.

3. Если мы даем ребенку возможность самому решать свои проблемы, он развивает в себе соответствующие способности, учится ответственности и самостоятельности. А это как раз то, чего мы добиваемся.

4.  Дети обладают необыкновенным и часто неизвестным нам потенциалом  для решения своих проблем.

5. Если мы будем верить в своих детей, не станем требовать от них совершенства, смиримся с их ошибками и неумелыми попытками, принимая это как должное, таким образом, мы научим их "прыгать в воду" самостоятельной жизни. Когда детей учат прыгать в воду, начинают обычно с невысокой подставки постепенно приближаясь к прыжкам с трамплина. Пока ребенок маленький, у него и проблемы проще, и падать ему ниже. Но если он не будет постоянно тренироваться в решении своих проблем, потом будет значительно больнее падать с большей высоты.

6. Детям нужна помощь, и в наших силах им помочь. Но помогать следует не решением проблемы вместо ребенка - ответственность за ее решение проблемы лежит на нем. А мы помогаем ему укрепить уверенность в своих силах, поддерживаем и ободряем его ,способны выслушать и посочувствовать.

7. Мы обязаны верить в силы и способности ребенка, отражать, как в зеркале, все его хорошие качества. Только так он сможет поверить в самого себя.

ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ РАЗВИВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА

1. Включать ребенка в такую деятельность, где он может добиться успеха, и не выполнения пока еще трудного для него или неопределенного задания.

2. Постепенно расширять круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны).

3. Помогая преодолевать трудности, не делать за ребенка то, что он уже может делать сам. («Вместе» с ребенком, а не «вместо» него.)

4. Позволить ребенку принимать самостоятельные решения и отвечать за себя, стимулируя возникновение у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.

5. Подсказать ребенку, когда он может помочь кому-либо, защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т.п., чтобы он получал опыт самоутверждения в роли дающего (умение отдавать –  признак позитивной силы).

6. Поддерживать в ребенке чувство самоценности и уверенности в себе всегда, даже в ситуациях критики или запрещения его нежелательных действий (плохой поступок, а не сам ребенок).

7. В любой ситуации оставаться, прежде всего, любящими родителями, в чутком отношении которых – главный источник душевных сил ребенка, его успешного психического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества на этапе рефлексии».

В выступлении раскрывается саморегуляция обучающихся по системе "Школа 2100" на этапе рефлексии ....

Саморегуляция педагога.

Положительный настрой педагога -залог успеха урока....

Методики для диагностики УУД, упражнения на развитие саморегуляции

Подборка различных методик для диагностики и полезных упражнений...

программа саморегуляции в 8 классах

программа саморегуляции в 8 классах...

Педагогический совет "Разносторонняя деятельность классного руководителя в воспитании самоактуализации и саморегуляции"

Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самоактуализации и самоопределения личности. Значение этих понятий отражено в материалах педагогическог...

Развитие саморегуляции младших школьников.

Одна из наиболее сложных задач современного обучения - формирование у учащихся системы саморегуляции, необходимой для эффективного выполнения ими учебной деятельности. Ее назначение состоит в том, что...

Управление здоровьем - управление жизнью. Саморегуляция в школе.

              При большой и напряжённой работе необходимо в полной мере реализовать приоритет здорового образа жизни, который предусматривает постоянную забот...