Родительское собрание
методическая разработка (4 класс)

Сценарий  родительского собрания по теме: « Чтобы учение было в радость»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_roditelskogo_sobraniya.docx39.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Сценарий  родительского собрания по теме: « Чтобы учение было в радость»

Выполнила:

Тляубаева Зульфия Галеевна

учитель начальных классов

муниципального автономного  общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа№3»

Пояснительная записка

 Каждому из нас хочется, чтобы наши дети были самостоятельны и успешны в их основной деятельности-учёбе. Почему вообще занимается  ученик? Если понаблюдать за поведением некоторых родителей, можно прийти к выводу, что ребёнка часто заставляет учиться только страх перед наказанием. Детям не присуще нежелание учиться. У них имеется большое число потребностей, которые вполне способны побуждать к настойчивой и прилежной учёбе.

Тема данного родительского собрания очень актуальна для родителей начальной школы  и требует непосредственного участия родительской общественности в решении вопроса: «Как стимулировать мотивацию ребенка к повышению успеваемости?»

Форма проведения: родительское собрание проходит в виде практикума, включающего анкетирование, дискуссию, проблемные ситуации, консультирование, рефлексию.

Цель: научить родителей стимулировать мотивацию ребенка к повышению успеваемости.

 Задачи: актуализировать проблему снижения учебной мотивации в данный возрастной период; выработать способы реагирования на проблему и пути ее решения  ;дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля умение работать самостоятельно.

Вопросы для обсуждения:

Подготовительный этап: изучение психолого - педагогической литературы по теме родительского собрания; подбор книг и журналов для выставки ; анкетирование учащихся- анализ и обобщение полученных результатов; подготовка памяток по теме собрания; анкетирование родителей.

Механизмы включения родителей в образовательный процесс: участие в анкетировании, работа в творческих группах, контроль со стороны родителей за соблюдением распорядка дня.

Инструментарий включения родителей в образовательный процесс: представление готового продукта в результате совместной работы родителей в группе.

Инструментарий обратной связи: анкета

Правовые основы организации мероприятия: Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», №273 –ФЗ(ст.44), от 29.12.2012г.

Основная часть

Родительское собрание

Тема: «Чтобы учение было в радость»

 Цель: выявить представление родителей об организации учебной работы детей в школе и дома; научить родителей стимулировать  мотивацию к повышению успеваемости ребенка, к приготовлению домашних заданий; дать советы родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля умение работать самостоятельно.

Оборудование: рабочие места для работы 2 микрогрупп; блокноты, ручки; бланки анкет; памятки ; мультимедиа.

План

  1. Теоретическая часть. Выступление классного руководителя по теме, анализ результатов анкетирования учащихся.Советы родителям.
  2. Практическая часть. Работа родителей в творческих микрогруппах.

      Обсуждение. Выступление микрогрупп.

  1. Подведение итогов коллективной работы.Анализ результатов

анкетирования родителей.

     4.   Тестирование родителей. Выставка книг.

     5.  Заключение. Рефлексия « Обратная связь».

Ход собрания.

Встреча родителей. Они занимают места по микрогруппам. Председатель родительского собрания открывает собрание, знакомит с повесткой.

Вступительное слово классного руководителя.Уважаемые родители! Рада видеть вас! Начнем наше родительское собрание с  результатами анкетирования наших детей по  теме: «Моё учение».

Анализ результатов анкетирования учащихся по теме « Моё учение».

На слайде показаны вопросы, ознакомьтесь.

1.Тебе нравится в школе или нет?

Из 26 учащихся: 23 ученикам нравится в школе;3 ученикам  не очень нравится.

2.Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

Из 26 учащихся: 14-часто;8- редко,4 –не рассказывают.

 3.О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?

-«Сколько получил?»-7,-«Ругала тебя учительница?»-3,-«Как дела?»-10,

-«О чем говорили на уроке?»-6.

4. Тебе нравится твой класс?

20-нравится; не очень- 4; не нравится-2

После обработки данных, пришла к выводу, что  у большинства   положительное отношение к школе, некоторым интересна внеучебная деятельность. Познавательные интересы у них развиты слабо. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Часто  от родителей можно услышать, что их дети  по несколько часов сидят за уроками, много отвлекаются, бывают несобранные.  И, совершенно естественно, возникает вопрос: что же будет делать ребёнок в средней и старшей школе, когда количество домашних заданий возрастёт в несколько раз? Если  мы  задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу  в школе и дома,  помочь ребёнку найти правильный режим работы, выделить уголок для занятий, определить наилучший порядок приготовления  Разумеется, да. Но намного важнее сначала подумать об использовании имеющихся у него самого сильно и постоянно действующих мотивов к учению, чтоб он захотел учиться вопреки желанию поиграть, погулять, сформировать умение быстро  включаться в работу, выполнять ее, не отвлекаться - то тогда наш ребенок будет учиться хорошо, будет ответственным. Нужно ли помогать ребенку учиться? Давайте попробуем разобраться с некоторыми волнующими вопросами, обсудив и поработав  в микрогруппах, надеюсь, наше собрание принесет пользу, новые знания.

Совет №1

 Исследователи считают, что родители являются одним из важнейших источников знаний для своего ребенка. У родителей есть все возможности помочь детям преуспеть в школе, однако они делают меньше, чем могли бы. Исследование показало, что матери в среднем тратят менее получаса в день, разговаривая с детьми, объясняя что-либо или читая им. Отцы еще меньше – около 15 минут. Поэтому прежде чем спросить у ребенка об отметке и об успехах в школе, спросите сначала у себя, а что я сделал для этого? Какую вы себе поставите отметку за выполнение домашнего задания с ребенком?

Чувство собственного достоинства ребенка хрупко, и нужно его лелеять. Если ваш ребенок будет знать, что есть специально отведенное время, которое вы будете проводить вместе с ним, то вы покажите ему, что он для вас очень важен и что вы хотите быть и ним. Всем известно, что дети любят играть - признайте это и используйте как преимущество. Тогда вашим ребятам понравиться проводить с вами время и процесс обучения станет для них чем-то захватывающим.

Совет№2

        Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

        И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.

        Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Дело в том, что у каждого человека, а у младшего школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определённое место работы. Когда такая установка у ребёнка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе.

Совет №3

Создайте приятную атмосферу. Возьмите последние 10  полученных отметок по предметам, прибавьте оценки. Максимальная сумма-50(это 10 оценок по»5»), минимальное-10 баллов. Все остальные успехи вашего ребёнка поместите в пределах между двумя цифрами.

Пример: 3,4,2,5,5,4,3,4,5,3 сумма равна 38.Это начальные его успехи. Объясните ребенку, что это соревнование с самим собой. Строим систему координат.По оси х пишем номер подсчета, по оси у деления от 10 до 50(баллы).После каждых 10 оценок мы будем повторять эту процедуру, чтобы посмотреть, кто победит-новый или бывший.Предположим, следующий подсчет на 2-3 балла выше, значит, ваш ребенок стал учиться лучше.

Можно составить график по каждому предмету. Можно перейти на подсчёт 5 оценок.(25 и 5).Не надо ругать, если  график идет вниз.Ребенок сам поймет, что он проигрывает сам себе.

Совет№4

Закрепление нового навыка требует 50-200 повторений, с обязательными промежутками между ними для закрепления. Пусть прочитает, сделает что-то другое, затем вернётся к прочитанному.

Совет№5

Научите ребёнка слушать и в уме нарисовать картину того, что говорит учитель. Расскажите ему что-нибудь, он опишет в уме. Научившись этому, на домашние задания ваш ребенок будет тратить меньше времени, многое он поймет в школе.

Совет №6

Объясните ребенку каждое непонятное слово. Учитесь пользоваться словарями, энциклопедиями.

Совет№7

Надо при ребёнке думать вслух, анализировать. Надо вместе планировать, думать, обсуждать. Главная обязанность родителя- научить  думать!

2.Работа  микрогрупп. Каждая микрогруппа получает задание- проанализировать предложенные ситуации, попытается ответить на поставленные вопросы. Подготовка, обсуждение групп.

Задание для группы №1

Нарисуйте два графика успеваемости по последним десяткам оценок .Проанализируйте полученные результаты.

Задание для группы №2

Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным? Как правильно осуществлять психологическую поддержку? Какое обращение предпочесть?

-Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо»

-Зная тебя и твои способности, я думаю, ты мог бы сделать это лучше.

Обсуждение. Выступление 1 группы.

Проанализировав  полученные результаты, родители обмениваются мнениями о возможности применения полученного опыта на практике.

Итог классного руководителя: разумно предоставить ребёнку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь  в необходимых пределах.

Выступление 2 группы.

  • Для  ребенка при выполнении домашней работы нужно иметь удобное рабочее место, красивые тетради и ручки. Родители  всегда готовые помочь  в самостоятельной работе, нужно, чтобы ребенок мог обратиться за помощью  по поводу трудного  задания.

Итог классного руководителя: обратная связь всегда должна быть положительной, старайтесь, чтобы ребенку было всё понятно, больше  будет желание его  выполнить, похвалите его, постепенно учите ребёнка планировать свою деятельность.

  • Из двух обращений- первое,  обеспечивает  психологическую поддержку, так как второе выражает разочарование.

Итог:для нормального развития ребёнок нуждается в психологической поддержке. Для этого нужно опираться на сильные стороны ребёнка, проявлять веру в него,  быть оптимистом, поддерживать словами: « красиво», «аккуратно», прикоснуться к руке, к плечу, стоять рядом, выражать улыбку .До тех пор, пока ребёнок  будет считать, что учится для родителей, а ему учеба не нужна,  ситуация никак не исправится. Вы должны  сформировать мотивацию к учению, личностный смысл в уроках. Тогда ребёнок будет делать быстро и самостоятельно.

Подведение итогов коллективной работы.

Рабочая группа сопоставляет результаты работы групп с правильным решением предложенных проблем, подводит итоги коллективной работы на данном этапе собрания.

Анализ результатов анкетирования родителей.

  1. Какие отметки ты сегодня получил?2.Что вы делали? Какие занятия были самые интересные?3.Тебя сегодня спрашивали?4.Тебе делали замечания?5.Что ты узнал сегодня нового?6.С кем из ребят ты сегодня играл?

Итог: по итогам анкетирования могу сообщить следующее:  сгруппировав ответы, на нежелательные вопросы общего типа,-55% родителей задают эти вопросы( 1,3,4);45% родителей выбрали  предпочтительные вопросы(2,5,6), которые не затрагивают личность ребёнка. И поэтому, уважаемые родители, давайте ознакомимся с некоторыми советами, рекомендациями, памятками-  как  формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Памятка «Что следует и чего не следует делать родителям»

  1. Проверь, правильно ли организовано рабочее место.
  2. Всё должно быть на своих местах
  3. Посидите со своим ребёнком на первых порах выполнения д/з. От того, насколько спокойными будут его первые шаги, зависит его будущие школьные успехи.
  4. Сформировать привычку делать уроки. Напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.
  5. Оформите красиво рабочее место. Стол, лампа, расписание, стихии пожелания школьнику, таблицы учебные.
  6. Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.
  7. На рабочем месте порядок, если ему трудно навести порядок, то помогите ему.
  8. Вслух читает задание упражнения. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность.
  9. Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать.
  10. Если ребёнок отвлекается, то спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
  11. Письменные задания чтобы выполнял чисто, без помарок.
  12. Не заставляйте многократно переписывать д/з. Это подрывает интерес к школе.
  13. Старайтесь, как можно раньше приучать делать уроки самостоятельно и обращаться к вам в случае необходимости.

Полезно вместе с ребёнком составить памятку: «Садимся за уроки»

1.        Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2.        Проветри комнату до начала занятий.

3.        Выключи радио, телевизор.

4.        Сотри со стола пыль.

5.        Свет с левой стороны.

6.        Уточни расписание уроков на завтра.

7.        Приготовь письменные принадлежности для занятий.

8.        Убери со стола все лишнее.

9.        Сядь на стуле удобно и открой учебник.

  • Как родители вы можете внести огромный вклад в процесс обучения своих детей. Читая своему малышу, вы автоматически увеличиваете его словарный запас. Ежедневно помогая в выполнении домашнего задания, вы своим вниманием показываете, насколько важно обучение.

Бывает, что родители сами провоцируют детей на отрицательную реакцию, связанную с выполнением домашнего задания. Придя с работы, уставшими и раздраженными, они с пренебрежением и с чувством обреченности садятся с детьми за уроки. Любая ошибка или просчет ребенка моментально превращается в бурю эмоциональных выплесков в сторону дитя. Как правило, дети очень чутко чувствуют состояние родителей, и ваше напряжение передается им. Прежде чем садиться за уроки постарайтесь сами успокоиться и сконцентрироваться на выполняемой деятельности.

  • Свои требования ребенку произносите твердым и уверенным голосом, не повышая тона.
  • Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими-либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:до 1 часа – в первом классе;до 1,5 часов – во втором;до 2 часов – в третьем и четвертом классе.Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.
  • Как приучить к самостоятельности?Начните с предмета, который легче дается, и не отвечайте на вопросы пока задание не сделано до конца. Не стойте за спиной, не злите его. Делайте свои дела, а ребёнок пусть учит. Вы слушайте и можете задать вопрос. Потом проверьте и не высмеивайте ошибки детей. Таблицы сложения и умножения повесьте над кроватью и учите. Опережайте школу. Учите таблицу умножения. По русскому языку выполнить вслух, но не писать в учебнике. При письменном выполнении ребёнок ещё раз все вспоминает.

Памятка«Как готовить домашнее задание  по русскому языку?»

  1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
  2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
  3. Прочитай задания упражнения.
  4. Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
  5. Выполни упражнение письменно.
  6. Проверь всю работу.

Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявить полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребёнка. Одни взрослые заявляют ребёнку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай». Другие ласково спрашивают: «Ну что нам сегодня задано?» - и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий. Во - втором – формируется безответственность уверенность в том, что все будет сделано правильно без особых усилий.

Тестирование родителей. «Какой я родитель?»

Отметьте те фразы, которыми вы чаще всего пользуетесь в семье:

  1. Сколько раз тебе повторять?
  2. Посоветуй мне, пожалуйста.
  3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а).
  4. И в кого ты такой (ая) уродился(лась)?
  5. Какие у тебя замечательные друзья!
  6. На кого ж ты похож(а)?
  7. Вот я в твоё время!
  8. Ты нам опора и помощник!
  9. Ну что за друзья у тебя!
  10. О чём ты только думаешь?
  11. Какая ты у меня умница!
  12. А ты как считаешь сынок (доченька)?
  13. У всех дети как дети, а ты!
  14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!

Оцените результаты, поставив себе:

  • 2 балла за ответы № 1, 4, 6, 7, 9, 10, 13,
  • 1 балл за все остальные ответы.

7–8 баллов. Живете душа в душу. Ребенок любит и уважает вас.

9–10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребенок вас уважает, но не всегда откровенен.

11–12 баллов. Необходимо быть к ребенку повнимательнее. Авторитет не заменяет любовь.

13–14 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени, уважайте его, прислушивайтесь к его мнению.

Выставка книг. Ознакомление родителей с нужной литературой по теме.

Решение родительского собрания.

Родители, обсудив между собой, пришли к выводу, и предложили следующие решения.

1.Оказывать помощь детям при возникновении серьёзных затруднений при выполнении домашних работ.

2. Применять дома подготовленные памятки для работы по приготовлению уроков.

3.Хвалить своего ребёнка всегда! Ставить реально достижимые учебные цели.

4. Следить и контролировать график подсчетов отметок по предметам и делать выводы с ребенком.

Заключение.

На сегодняшнем собрании мы с вами  узнали и закрепили знания об организации учебной работы  детей   в школе и дома. Надеюсь, что вы будете придерживаться с требованиями, с памятками по приготовлению домашней работы и научите своих детей к самостоятельности. Наиболее эффективным способом решения проблем по этой теме является  комплекс скоординированных действий педагогов, родителей, психолога, которые помогут вам всегда и  придут на помощь.Посещайте консультации  для родителей. И в заключении, проведём рефлексию.

Анкета «Обратная связь»

1. Имя участника

2. Степень включенности 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0

3. Ваши мысли в конце собрания по отношению к себе.

4. Что Вам понравилось больше всего?

5. Что Вам не понравилось?

6. Ваши замечания и пожелания.

                          Список использованных источников.

1.Несаев М.П., Фадеева Е.И. Классный руководитель: психолого-педагогический мониторинг взаимодействия участников образовательного процесса  изд.«Перспектива», М.,2013г.

2.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя.3-е издание, переработанное и дополненное, М., «ВАКО»,2014г.

3.АлоеваМ.А., Бейсова В.Е.Родительские собрания в 3-4 классах Ростов-на Дону,издательство «Феникс»,2011г.

4.http://easyen.ru/load/nachalnykh/roditelskie_sobranija/roditelskoe_sobranie_sadimsja_za_uroki/429-1-0-21173

Представляя аттестационное задание, автор  гарантирует, что представленная в задании информация не нарушает прав  интеллектуальной собственности третьих лиц.

__________                                          _____________________

     подпись                                                 расшифровка подписи

                                                               ____  « _______________»2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...