Психолого-физиологические особенности развития школьников разных возрастных групп
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Подготовила: учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 15 посёлка Мирской
имени А.П.Маресьева
Кавказского района Краснодарского края
Андронова Ирина Викторовна
2020 год
СЛАЙД 1. Рассмотрим психолого-физиологические особенности развития школьников разных возрастных групп.
СЛАЙД 2. Прежде, чем говорить о возрастных особенностях развития школьников, обратимся к понятию «возраст».
Возраст – это своеобразный период физиологического, психологического и поведенческого развития, который характеризуется особенностями, присущими только ему.
Возраст – это специфическое сочетание психологии и поведения индивида. Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное соединение психологических и поведенческих особенностей, которые за пределами этого возраста уже не повторяются.
Существует два понятия:
- Физический возраст – это время жизни в годах;
- Психологический возраст – указывает на достигнутый уровень развития.
СЛАЙД 3. Попытаюсь отследить путь человека от младшего школьного возраста до взросления, который проходит каждый человек. И этот путь совпадает с периодом обучения в школе. Придя в школу ребенком, каждый уходит из нее уже взрослым человеком.
И учителя вместе с родителями должны помочь ребенку пройти этот нелегкий путь.
СЛАЙД 4. В период обучения ребенка в школе выделяют три возрастные группы:
- Младший школьный возраст
- Средний (подростковый) школьный возраст
- Старший (юношеский) школьный возраст
СЛАЙД 5. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Этому возрасту свойственны : легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх.
СЛАЙД 6. Младший школьный возраст охватывает период от 6 до 11 лет. В это время происходит интенсивное развитие детского организма. Физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения. Возрастает подвижность нервных процессов, преобладают процессы возбуждения. И это определяется характерные особенности младших школьников – повышенная эмоциональная возбудимость, непоседливость, утомляемость, ранимость.
СЛАЙД 7. Ведущий вид деятельности ребенка младшего школьного возраста – учебная деятельность. Движущая сила развития – интерес. Происходят существенные изменения в психическом развитии. Чем больше позитивных приобретений будет в этот период, тем легче ребенок справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.
СЛАЙД 8. Какие же особенности имеет подростковый возраст?
СЛАЙД 9. Как эпиграф к подростковому возрасту можно зять слова Льюис Кэрролл: «Я знаю, кем я была сегодня утром, но с тех пор я уже несколько раз менялась…». Действительно, в этом возрасте довольно часты перепады настроения, связанные с нарушениями эмоционального плана.
СЛАЙД 10. В этот период происходят основные изменения в физиологическом, умственном, нравственном и социальном развитии личности.
СЛАЙД 11. Сложности этого возраста в том, что ребенок включается в новую систему отношений и общений; это и период полового созревания ребенка.
СЛАЙД 12. У подростков снижается работоспособность, повышается утомляемость. Они часто жалуются на головные боли в связи с нестабильным артериальным давлением, не исключены обморочные состояния.
СЛАЙД 13. Психологические изменения подросткового возраста – общение, в первую очередь, со сверстниками.
СЛАЙД 14. Если в вашей семье есть подросток, то наверняка, вам знакомы данные фразы. Подросток отказывается говорить куда идет, жалуется, что ему нечем заняться, но весь вечер отсутствует дома.
СЛАЙД 15. Подростки пытаются быть похожими на взрослых, приобрести права, но забывают об обязанностях и ответственности. И поэтому чаще всего возникают проблемы у подростков в общении с взрослыми. И, конечно же, нам взрослым, надо помнить – все мы когда-то тоже были подростками.
СЛАЙД 16. Очень часто мы сталкиваемся с понятием «трудный ребенок». И нам взрослым нужно стараться не поддаваться чувствам раздражения, гнева, связанным с поведением подростка. А стараться найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему, показать ему, что желаете ему только добра, переживаете за него. И не нужно пытаться изменить ребенка. А нужно воспринимать его таким, какой он есть. И где-то, может быть, попытаться изменить себя!
СЛАЙД 17. Юношеский возраст – третий этап в развитии школьника. И говорят, что годы юности – самые трудные годы.
СЛАЙД 18. Да, это так. Ведь перед старшеклассником стоит непростая задача – выбор будущей профессии, поиск себя в этом мире.
В этом возрасте завершается физическое развитие и половое созревание. Это приводит к изменению в облике старшеклассника. Он не может создать цельное представление о себе. Отсюда переживания, беспокойства, неадекватные поступки.
Юность – важный период в развитии человека, происходит вхождение человека во взрослую жизнь. Но самое главное, старшеклассник – совсем взрослый человек. Поэтому обращаться с ним надо так, как вы обращаетесь с взрослым человеком. Уважайте его мнение!
СЛАЙД 19. В этом возрасте часты противоречивые отношения с родителями.
СЛАЙД 20. Как быть? Здесь главное – доброе отношение к ребенку родителей, умение родителей считаться с его мнением, уважать его личность и достоинство, быть его союзником.
СЛАЙД 21. Итак, подводя итог, приведу высказывание восточных философов.
- От рождения до 7 лет ребенок – царь. В это время ребенка надо просто любить.
- От 7 до 15 лет ребенок – раб. В этом возрасте надо правильно его воспитывать, и он будет вашим помощником.
- С 15 лет ребенок – друг. В этом возрасте просто нужно быть ему самым лучшим другом. Не нужно пытаться что-то изменить в ребенке.
СЛАЙД 22. Вне зависимости от того сколько лет ребенку, каждый из родителей должен помнить, главное – любить его таким какой он есть, а не пытаться что-то в нем изменить. А учителя вместе с родителями должны помочь ребенку пройти каждый из этапов развития.
И в любом возрасте нужно говорить ребенку больше добрых и ласковых слов. На этой «шпаргалке для взрослых» 100 слов, которые следует употреблять в своей речи при общении с детьми. Не нужно стесняться говорить их детям. И всегда важно помнить: добрая улыбка стоит 1 000 слов.
СЛАЙД 23. Дети – цветы жизни. Желаю всем успехов в воспитании своих цветов жизни!
СЛАЙД 24. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности развития универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников.
В статье описываются возрастные особенности развития коммуникативных УУД....
Возрастные особенности развития универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников.
В статье описываются возрастные особенности развития коммуникативных УУД....
Конспект занятия по хореографии "Организация сценического общения и взаимодействия учащихся разных возрастных групп в процессе постановки массового сюжетного танца"
Конспект занятия по хореографии, в процессе которого решаются задачи нравственного воспитания учащихся и культуры поведения в жизни и на сцене путём организации сценического общения и взаимодейст...
"Оценка качества знаний в игровых формах работы на уроках сольфеджио с детьми разных возрастных групп в Центре детского творчества"
Данная аттестационная работа является результатом многолетнего опыта ,накопленного в работе с детьми в вокально-театральной студии по предмету сольфеджио.В ней рассматриваются такие аспекты , как псих...
«Диагностика развития детей всех возрастных групп»
«Основы психодиагностики дошкольников»...
Игровые технологии на уроках английского языка в разных возрастных группах
В статье описывается применение игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе. Так же приводятся примеры игровых упражнений для младших школьников, которые могут быть адаптированы и...