Лекторий для родителей
методическая разработка

Викулина Оксана Николаевна

В разработке раскрываются особенности речевого развития младших школьников. Представлен практический материал по развитию всех компонентов речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лекторий для родителей: «Особенности речевого развития младших школьников» Подготовила: учитель-логопед Викулина О.Н.

Слайд 2

« И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь» Иван Бунин

Слайд 3

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ УСТНОЙ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ Лексический компонент

Слайд 4

У младших школьников с ОВЗ нарушены : Звукопроизношение; Фонематическое восприятие; Слоговая структура слова; Понимание инструкции.

Слайд 5

следите за своим произношением, говорите не торопясь, чётко произносите все звуки и слова. Играйте с ребёнком со звуками. Играйте с ребёнком в неречевые игры. Учите ребёнка на слух различать длинные и короткие слова. Развивайте у ребёнка чувство ритма – это в дальнейшем благоприятно отразится на способности правильно делить слова на слоги. Рекомендации:

Слайд 6

в их речи отсутствует ряд существительных, обозначающих конкретные предметы из непосредственного окружения (некоторые продукты питания, учебные предметы, животные и т.д.) Лексический компонент узкий активный словарь ограниченность слова , обозначающих свойства и признаки предметов часто встречающейся в речи детей категорией слов являются существительные, но имеют определенное своеобразие значительным затруднениям и ошибкам при классификации и группировке предметов. недостатки и в употреблении и понимании глаголов значительные трудности отмечаются в употреблении и понимании предлогов

Слайд 7

Развиваем речь ребёнка: на прогулке, на кухне, на даче Стоит лишь внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Слайд 8

Грамматический строй речи нарушено словообразование, словоизменение трудности вызывают образования от существительных прилагательных Называйте вещи своими именами Проговаривайте четко окончания слов. Употребляйте уменьшительно-ласкательные формы адекватно ситуации.

Слайд 9

активное жестикулирование - ребёнку явно не хватает слов в рассказе нет ни имен главных героев, ни места и времени событий постоянные повторы, возврат к уже высказанному - говорят о нарушении динамики речевого высказывания и самое главное – в рассуждениях ребенка с ОВЗ не прослеживается главная мысль Связная речь

Слайд 10

Недостатки речи сказываются не только на общении, но и на познавательной деятельности детей, которая, будучи нарушенной в некоторой степени первично, еще более ослабляется (уже вторично) речевыми недостатками.



Предварительный просмотр:

 Приложение 1

Практический материал лектория для родителей  

«Особенности речевого развития младших школьников»

Игровые упражнения для развития фонематических процессов

 1. «Назови слова»

Задание №1. «Назови слова, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, Ш, У, С, М, Ф  и т.д.).

Задание №2. «Назови слова, которые заканчиваются на звук П» (И, О, С, Л, Т, М, Ч  и т.д.).

Задание №3. «Назови слова, в середине которых есть звук Л» (Н, А, Г, Б, Ф, И, Р  и т.д.).

 

2 «Поиграем со словом»   

 Задание № 1. «Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «дом», «стол»  и т.д.».

Задание № 2. «Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван» и т.д.».

Задание № 3. «Назови все звуки по порядку в слове «небо»,«туча», «крыша» и т.д.»

Задание № 4. «Какой звук в слове «рыбка» стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (Стул, ковер, ракушка, туча и т.д.)».

    Упражнение №7. «Назови лишнее слово»                       

        Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

     Канава – канава – какао – канава

     Ком – ком – кот – ком

     Утенок – утенок – утенок – котенок

     Будка – буква – будка – будка

     Винт – винт – бинт – винт

     Минута – монета – минута – минута

     Буфет – букет – буфет – буфет

Развиваем слоговую структуру слова.

Играйте с ребёнком в неречевые игры:

 1. Предложите ребёнку хлопнуть столько раз, сколько выставлено игрушек или сколько показано пальцев.

2. Предложите ребёнку повторить ритмический рисунок (сначала простой, затем более сложный) за взрослым. Ритм может отстукиваться или отхлопываться. При воспроизведении ритма можно использовать музыкальные инструменты.

Учите ребёнка на слух различать длинные и короткие слова.

 1. Назовите два слова (дыня, малина) и предложите ребёнку определить, какое из этих слов длиннее (звучит дольше), а какое короче (звучит меньше).

2. Предложите ребёнку сравнить слова «карандаш» и «карандашик». Определить какое из этих слов короче и почему.

Развиваем речь ребёнка:

на прогулке,  на кухне, на даче

Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Как проводить домашние занятия по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например …

Яблоко.

Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста.

Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.).

Можно срисовать яблоко и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

Следующая игра будет называться «Вспомни сказку» (В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др.) Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.

А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой - игра с союзом а - «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, а втрое - красное; одно сладкое, а другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, а у второго - белые и т.д.)

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.

На прогулке.

В это время вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь».

Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.

Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.

Сюжетно-ролевые игры с другими детьми «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка» помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.

На кухне

У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др.

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

На даче.

Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.

Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.

Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.

Развиваем грамматический строй речи.

Называйте вещи своими именами . Например, вместо того, чтобы на каждый вид транспорта постоянно говорить ребенку " машинка", говорите: машина, легковой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, трактор, экскаватор, грейдер и т.д. Но важно начинать с материала, к которому ваш ребенок проявляет интерес (может, он любит животных или машины или его интересует бытовая техника).

Поиграйте с ребёнком в игры «Скажи наоборот». Взрослый называет слово (например: злой), а ребёнок подбирает слово противоположное по значению (добрый).

Проговаривайте четко окончания слов. Не старайтесь говорить все слова только лишь в уменьшительно-ласкательной форме. Проговаривайте их как в полной (например: курица), так и в уменьшительно-ласкательной форме (курочка). И не забывайте про синонимы, чтобы обогащать словарь (наседка, клушка, несушка и т.д.). Употребляйте уменьшительно-ласкательные формы адекватно ситуации. Например: малыш насыпает в формочку песочек; а экскаватор высыпает песок.

Рекомендации

по развитию связной речи дошкольников

Большое значение для развития связной речи имеет пересказ. Также он полезен для активизации умственной деятельности детей, ведь для того чтобы пересказать текст, его нужно понять. Можно использовать такой прием как пересказать сказку от лица любого героя.

Когда ребенок высказывается или рассуждает, необходимо направлять его речевую деятельность на определение связи между явлениями, на употребление союзов «потому что», «поэтому»; также необходимо стимулировать ребенка к выражению своего мнения, отношения к происходящему, попросить его сделать вывод после высказывания.

Приемы работы по формированию связной речи.

1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.

 2. Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т.п. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами. 3. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог). В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи. Приведем пример «усложненной» беседы. - Каких животных ты видишь на этой картинке? - Волка, медведя и лису. - Что ты знаешь о волке? - Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет. - А что ты можешь сказать о медведе? - Он большой, коричневый, зимует в берлоге. - А что ты знаешь о лисе? - Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост. - Где ты видел этих зверей? - В зоопарке, там они живут в клетках. - Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.

 4. При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас. Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками. Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов – учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т.д. Приведем пример составления описательного рассказа по предложенной схеме.

5. Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события. Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родителей "Детская агрессивность"

Проведение родительского собрания в виде лектория о "Детской агрессивности"...

Лекторий для родителей "Семейное чтение"

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в нач...

Лекторий для родителей "Как помочь первокласснику учиться?"

Беседа для родителей, особенно актуальная в период адаптации первоклассников к обучению в школе....

Лекторий для родителей на тему: "Не хочу делать уроки!"

Материал для проведения родительского собрания в начальной школе...

Лекторий для родителей "Подготовка детей к школе в семье"

Материал адресован родителям будущих первоклассников. Рекомендации  будут полезны для осуществления преемственности дошкольного и начального образования....

Лекторий для родителей

Тема: Развитие внимания у младших школьников.Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школ...

Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться. Лекторий для родителей

Помощь родителей детям в организации их учебного труда. Советы родителям. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда детей дома....