"Роль семьи в воспитании ребёнка"
консультация
Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_vospitanii_rebyonka.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в воспитании ребёнка»
Помните, что ребенок – зеркало жизни своих родителей.
А.С. Макаренко
Свой лекторий мне хотелось бы начать словами А.С. Макаренко «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это – наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед обществом».
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни детский сад, ни школа, ни другое учебное заведение не даст столько ребёнку, как семья, ведь в семье он проводит большую часть своей жизни.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительный фактор в том, что никто, кроме самых близких и родных не любит ребёнка больше. Но семья может и навредить ребёнку при использовании неправильных методов воспитания.
Поговорка гласит: посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу. Задумайтесь над этим.
Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.
Позвольте перечислить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
- Всегда находить время, чтобы уделить время ребёнку, поговорить с ним;
- Интересоваться проблемами ребенка и помогать развивать свои умения и таланты;
- Уважать право ребенка на собственное мнение;
- Относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом. Помните, что главным условием целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная любовь. Берегите любовное единство семьи, не стесняйтесь проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям. Помните, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит: его мысли и чувства подчинены и посвящены только жизни для любимых. Помните: Без любви все – ничто!
Я надеюсь, что Вы взяли на вооружение мои советы и воспользуетесь ими. "
4.Семейные традиции (выступление родителей).
- Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, уклад жизни, обычаи.
-Какие традиции вы соблюдаете в своих семьях?
Ответы родителей.
-Назовите события, которые вы празднуете или проводите семьей раз в году?
Ответы родителей.
-Назовите общие дела, которые вы организуете семьей раз в месяц?
Ответы родителей.
- Что вы делаете совместно раз в неделю?
Ответы родителей.
- Достаточно ли этого времени (один раз в году, раз в месяц, раз в неделю), чтобы в системе, планомерно, обдуманно воспитывать ребенка?
Ответы родителей.
-Конечно же, мы понимаем, что соблюдение традиций, которые бывают редко в году, недостаточно, нужны такие традиции, которые позволят быть рядом с ребенком каждый день. В вашей семье есть добрая традиция каждый вечер ужинать всей семьей, ждать друг друга и не опаздывать.
- Что могут дать такие совместные ужины для воспитания ребенка?
Ответы родителей.
-Дети учатся уважать семью, друг друга.
-Видят искренний интерес к себе и членам семьи.
-Учатся общаться.
-Вместе обсуждают семейные проблемы и находят пути их решения.
- В какой момент ужина правильно начать разговор о семейных делах?
Ответы родителей.
Учитель: Во время чая, когда все сыты и расслаблены.
- Какие проблемы можно обсуждать со своими детьми за вечерним ужином?
- А какие семейные ежедневные традиции есть в ваших семьях?
- А какие традиции могут появиться в ваших семьях?
- Хорошей традицией во многих семьях является чтение на ночь. Сколько нужно времени, чтобы почитать сказку ребенку перед сном?
5 минут уходит, если читать медленно лист печатного текста.
5 минут мало или много?
Что можно воспитать в ребенке за 5 минут ежедневного спокойного общения?
(Учитель записывает на доске то, что предлагают родители)
Учитель: Уважаемые родители, вы видите сами, что 5 минут общения каждый день позволяют воспитать ЧЕЛОВЕКА!
Помните, что ребенок – зеркало жизни своих родителей.
А.С. Макаренко
Слайд 2
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из этой семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ –родительский дом.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья-
колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы
приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение
значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на
личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Зачастую семья, в которой вырос ребенок, становится моделью его будущей
семьи. Хотелось бы привести пример одной семьи.
Слайд 5 Задачи родителей
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является
создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.
Никогда ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в
родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех
обязанностей родителей- это относиться к ребенку в любом возрасте
любовно и внимательно. Главное требование к семейному воспитанию- это
требование любви. Но здесь важно понимать, что необходимо не только
любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах
по уходу за ним, в своих условиях по его воспитанию, необходимо чтобы
ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был
наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и
конфликты не возникали в его отношениях с родителями или в отношении
супругов друг с другом. У многих наверно бывали такие случаи, когда после
ссоры с супругом, нам становится не до детей или еще хуже мы начинаем
вымещать на них свое зло, плохое настроение.
Слайд 6 Формула истинной родительской любви.
Формула истиной родительской любви не «люблю потому что ты
хороший» , а «люблю потому что ты есть». Возможно родители любят
ребенка, когда он соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет
себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям , то ребенок как бы
отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит
значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той
эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.
Ребенок может вообще не приниматься родителями, быть безразличен и
может даже отвергаться ими (например семья алкоголиков). Но такое может
быть и в хорошей благополучной семье (например, ребенок не
долгожданный, или например, мама красивая, а дочь некрасива, и замкнута,
ребенок раздражает мать, и т.д.)
Слайд 7 Проблемы семейного воспитания
Следующая проблема семейного воспитания- это дефицит, который
испытывают наши дети, дефицит ласки. Родители не находят времени,
забывают, или может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так,
повинуясь какому- то внутреннему позыву. Боязнь избаловать детей,
особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с
детьми. Не стесняйтесь приласкать своего ребенка.
В последнее время получило распространение такое понятие как
синдром опасного обращения с детьми- это поведение родителей по
отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической,
психологической и нравственной травмы. Понятие СООСД включает в себя
различные варианты: от физического наказания, угрожающего жизни
ребенка до неправильного воспитания. В настоящее время чуть ли бы не
каждый день можно услышать о случаях жестокого обращения с приемными
детьми, а сколько таких семей которые издеваются над своими
собственными детьми.
Семьи, где регистрируется СООСД обычно относят к категории
неблагополучных. Пьющие люди, матери- одиночки, ведущие разгульный
образ жизни, лица с низким образовательным и воспитательным цензом. К
категории неблагополучных относятся семьи и вполне материально
обеспеченные, если родители не уделяют ребенку внимания, предпочитая
откупиться от него подарками, обилием игрушек, разнообразной пищей и
одеждой. Им некогда. Не будучи подготовленными в области воспитания,
папы и мамы используют простой и «эффективный» путь- физическое
насилие. Последнее чаще всего применяется матерями , нежели отцами.
СООСД наблюдается по отношению к девочкам в 3 раза реже. Чем к
мальчикам. Последние более подвижны, бегом и криком раздражают
родителей. Родители не понимают что жестокость порождает жестокость.
Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными
идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И чем
больше положительных эмоций получает в семье ребенок. Тем лучше.
Только преобладание оптимизма, взаимной нежности и дружбы
над раздорами, унынием и скукой создает то, что можно назвать семейным
очагом. Он собирает и сплачивает вокруг себя людей связанных
родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Семья,
при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях
должна приносить человеку радость.
Недаром А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие
дети- будьте счастливы».
Воспитание ребенка в семье
Хотелось бы закончить свое выступление китайской притчей «Ладная семья»
Жила- была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек
насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей
семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на
свете, но дело в том, что семья была особая. Мир и лад царили в той семье и,
стало быть, на селе. Ни ссор , ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил
проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его
возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям,
спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села
добились такого лада, пришел к главе семьи4 расскажи мол, как ты
добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и
стал что- то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули
старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто
раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится
за ухом и спросил:
-И все?
-Да,- ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И,
подумав, добавил:- И мира тоже».
Слайд 9
Недаром А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети-
будьте счастливы».
Спасибо вам за внимание.
1. Негативные перемены в обществе (реклама, насилие на TV).
2. Родители в силу своей занятости, недостаточно внимания уделяют своим детям, а затем откупаются вседозволенность из чувства вины перед детьми.
3. Родители и педагоги не всегда используют современные методы работы с детьми, а пользуются уже устаревшими.
Проблемы детей начинаются дома и могут быть там же решены, родители должны понимать, что только от них зависит вырастут ли их дети настоящими людьми.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни детский сад, ни школа, ни другое учебное заведение не даст столько ребёнку, как семья, ведь в семье он проводит большую часть своей жизни.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительный фактор в том, что никто, кроме самых близких и родных не любит ребёнка больше. Но семья может и навредить ребёнку при использовании неправильных методов воспитания.
Могут быть выделены + воспитания в семье : диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в проявлении инициативы одними членами семьи (в основном взрослыми) и подавлении желаний и инициативы других.
Опека в семье - это когда родители всячески пытаются оградить своего ребёнка от разных трудностей, проблем и пытаются удовлетворить все его потребности.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает совместную деятельность, времяпровождение.
При тактике "невмешательства" родители не вникают в проблемы ребёнка, предоставляя ему возможность самому решать свои проблемы.
Поговорка гласит: посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу. Задумайтесь над этим.
Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.
Нравственные потребности начинаются
1. с отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.
Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка,которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру. Ведь многие наши дети грубо относятся к учителям, к одноклассникам.
3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей является умение правильно говорить в обществе, друг с другом. Ребята наши между собой разговаривают с применением нецензурных слов. Не стесняются в выражениях, в жестах на замечание педагогов и работников школы не реагируют или просто улыбаются.
Существует ряд принципов, которые нужно соблюдать во взаимоотношениях с современными детьми, чтобы добиться с ними взаимопонимания.
1. Если Вы будете кричать на ребёнка и приказывать ему, то, скорее всего, вы получите обратный эффект: ребёнок не будет выполнять приказ, возможно, даже будет проявлять агрессию.
2. Детям нужна наша любовь, наше понимание. Росс Кэмпбелл пишет, что детей можно сравнить с зеркалом. Они отражают любовь, но не начинают любить первыми (до 10 лет), если их одаривать любовью, они ее возвращают. Если им ничего не дается, то им нечего и возвращать.
3. В работе с современными детьми необходимо отказаться от наказаний. Современный метод работы с детьми - сотрудничество.
4. Психологи утверждают: чтобы восстановить контроль над ребёнком, ему необходимо давать время подумать: если ребёнку 4 года - дать 4 минуты, 15 лет-15 минут и т.д., после этого ребёнок психологически готов к беседе с Вами.
Позвольте перечислить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
- Всегда находить время, чтобы уделить время ребёнку, поговорить с ним;
- Интересоваться проблемами ребенка и помогать развивать свои умения и таланты;
- Уважать право ребенка на собственное мнение;
- Относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом. Помните, что главным условием целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная любовь. Берегите любовное единство семьи, не стесняйтесь проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям. Помните, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит: его мысли и чувства подчинены и посвящены только жизни для любимых. Помните: Без любви все – ничто!
Я надеюсь, что Вы взяли на вооружение мои советы и воспользуетесь ими. " .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль семьи в воспитании ребёнка"
Консультативно - методическая помощь родителям...
Презентация "Роль семьи в воспитании ребёнка"
Ребенок наследует от своих близких и далеких предков, прежде всего человеческую психику. Именно она сослужит ему службу замечательного орудия труда и познания. Она даст ребенку возможность стать Челов...
Роль семьи в воспитании ребёнка
Для беседы с родителями...
Роль семьи в воспитании ребёнка.
Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, эл...
РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА
Как быть? «Счастлив тот, кто счастлив дома», - говорил великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, имея в виду ту атмосферу, которую создают в семье, прежде всего взрослые, помогая детям ст...
Роль семьи в воспитании ребёнка.
Беседа с родителями....
Родительское собрание "Роль семьи в воспитании ребёнка"
Данный материал поможет для проведения собраний....