Роль семьи в воспитании ребёнка
материал (1 класс) по теме

Ершова Марина Владимировна

Для беседы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi_v_vospitanii_rebyonka.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

                В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из этой семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ –родительский дом.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья- колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Зачастую семья, в которой вырос ребенок, становится моделью его будущей семьи. Хотелось бы привести пример одной семьи.                                                                

         Семейные ценности

 Это была самая обычная семья: отец, мать и три дочери. Большого материального достатка в семье не было. Но каждый год для детей устраивали праздник. В середине самой большой комнаты ставили нарядную елку, писали сценарий, готовили подарки. И вот наступал долгожданный новый год. На праздник приходили друзья девочек. Дети пели под баян, рассказывали стихи, водили хороводы вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой. В конце праздника Дед Мороз привозил большой мешок, доставал из него подарки и раздавал детям.

Гасли огни елки, расходились по домам гости, и все с нетерпением ждали нового праздника.

С тех пор прошло много лет. На месте старого дома стоит новый. Нет в живых отца и других участников праздника, старенькой стала мама, а у девочек уже свои взрослые дети. Но в памяти до сих пор хранится и тот дом, и елка, и друзья детства, и родители, подарившие девочкам прекрасные праздники, замечательную семейную традицию.                                                              

         И совсем противоположный пример семьи, где праздники не такие светлые, радостные.                                                                                                                              

        «В детском саду девчушка, играя в дочки- матери, объясняет «папе» его роль:

- Ты будешь ходить на работу, а потом будешь приходить с работы и пить водку.

-Но я не хочу пить водку!- протестует тот.

-Надо. Все папы так делают!- уверенно заявляет маленькая хозяйка»

             Как мы видим из этих примеров, Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких людей- матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботиться  столько о нем. И вместе с тем никакой другой институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.                                                                        

      Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Тоже приведу такой пример.

        Обычная семья. Родители вроде бы учат ребенка хорошим манерам, занимаются воспитанием, прививают положительные качества ребенку, но происходит это от случая к случаю. Однажды папу, маму и их ребенка Саньку пригласили в гости в приличный, как говорится дом. Папа наставлял Саньку: «Веди себя так, как будто тебя вовсе нет. И, пожалуйста рот не раскрывай. Спросят - ответь, но в рассуждения не пускайся. Ясно?»

И надо сказать, держался он молодцом. Пока не сели за стол.

Саньку ошеломило обилие салфеток, ножей, вилок, тарелок. Но у него хватило соображения не спешить, а подражать взрослым. Напряжение было велико. И тут хозяйка обратилась к Саньке с пустяковым вопросом. Санька начала отвечать и немного расслабился. И вот произнеся монолог, он небрежно взял рукой кусок мяса с тарелки, и основательно насадил его на вилку. Мама от стыда, уронила свою вилку на тарелку, папа закашлялся. А где собственно Санька мог учиться хорошим манерам? Мама после этого случая, решила налаживать светское воспитание сына по субботам и воскресеньям.

К обеду на стол кладутся салфетки, ножи и вилки, извлекаются красивые тарелки из сервиза и начинается обед:

-Спину держи прямо! Не  бери вилку в кулак. Не чавкай. Прожуй - потом говори.

И вечерами когда семейство в сборе, ужин - с ножами и вилками.

И вот папа прилетает с работы, мамы еще нет. Сооружается какой-нибудь ужин на скорую руку, и никто не спешит доставать ножи и салфетки.

-Папа, давай сегодня без церемоний, а?

Ладно, - машет рукой папа.- Только постарайся не чавкать.

-А если очень вкусно?

-Все равно постарайся.

                           Общение в семье 

Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, родителями и детьми. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт.

           При нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про неблагополучные семьи.

Однако не бывает идеального общения в семье, т.е. общения, состоящего только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: ссоры, конфликты, и т.д.

           Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя! Сколько больших и малых драм не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать и любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью- природой.

Задачи родителей

                    Именно поэтому первой и основной задачей родителей является  создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей- это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. Необходимо чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты не возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. У многих наверно бывали такие случаи, когда после ссоры с супругом, нам становится не до детей или еще хуже мы начинаем вымещать на них свое зло, плохое настроение. Ребенок страдает от этих скандалов и ему тоже очень плохо. Дети стараются именно в эти минуты быть ближе к маме, рассказать ей что-нибудь. а в ответ от мамы можно услышать такие обидные слова «отстань от меня, ты видишь мне не до тебя,». Ребенок начинает чувствовать себя ненужным, замыкается в себе, и потом уже вряд ли захочется ему подойти и рассказать что-то маме, отцу.

               Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, что это, мол приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат.                                                                    

             Следующее требование семейного воспитания - это постоянный психологический контакт с ребенком. Контакт не может возникнуть сам с собой , его нужно строить. Основа для сохранения контакта- искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам. Необходимо принимать ребенка таким какой он есть. Признать право ребенка на индивидуальность, непохожесть на других, в том числе и непохожесть на родителей.                                                                    

               Прежде всего , необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно своего ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный необдуманный проступок.                                    

Формула истинной родительской любви.

Формула истиной родительской любви не «люблю потому что ты хороший», а «люблю потому что ты есть». Возможно родители любят ребенка, когда он соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям , то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.                             Проблемы семейного воспитания

                Следующая проблема семейного воспитания - это дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают, или может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому- то внутреннему позыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми. Не стесняйтесь приласкать своего ребенка.                                                        

              В последнее время получило распространение такое понятие как синдром опасного обращения с детьми - это поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психологической и нравственной травмы.

                 Семьи, где регистрируется СООСД обычно относят к категории неблагополучных. К категории неблагополучных относятся семьи и вполне материально обеспеченные, если родители не уделяют ребенку внимания, предпочитая откупиться от него подарками, обилием игрушек, разнообразной пищей и одеждой. Им некогда. Не будучи подготовленными в области воспитания, папы и мамы используют простой и «эффективный» путь - физическое насилие. Родители не понимают что жестокость порождает жестокость.

                    Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, целями, эмоциональным складом. И чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок. Тем лучше.  Семья, при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость.                    

                                               

                           Памятка для родителей. 

Правило 1. признание личности ребенка и его неприкосновенности. Отсутствие произвола в действиях отца и матери.

Правило 2. формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения, считает себя недостаточным. Формирование самооценки зависит от оценки его родителями, т.к. в раннем возрасте ребенок не может сам себя оценивать

Правило 3. приобщать к реальным делам семьи. Совместно планировать семейные дела.

Правило 4 развивать силу воли ребенка. Научить проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учить прилагать усилия для достижения цели.

Правило 5. учить планировать. Составлять план действий.

Правило 6. с малых лет приобщать к труду. Требовать выполнение домашних обязанностей, поручений.

Правило 7. научить общаться с другими детьми, людьми.

Правило 8. формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

Хотелось бы закончить свое выступление китайской притчей «Ладная семья»                

    Жила- была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая. Мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор , ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

           Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что- то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

          Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил:

        -И все?

-Да,- ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил:- И мира тоже».

  Недаром А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль семьи в воспитании ребёнка"

Консультативно - методическая помощь родителям...

Презентация "Роль семьи в воспитании ребёнка"

Ребенок наследует от своих близких и далеких предков, прежде всего человеческую психику. Именно она сослужит ему службу замечательного орудия труда и познания. Она даст ребенку возможность стать Челов...

Роль семьи в воспитании ребёнка.

Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, эл...

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА

Как быть? «Счастлив тот, кто счастлив дома», - говорил великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, имея в виду ту атмосферу,  которую создают в семье, прежде всего взрослые, помогая детям ст...

Роль семьи в воспитании ребёнка.

Беседа с родителями....

Родительское собрание "Роль семьи в воспитании ребёнка"

Данный материал поможет для проведения собраний....

"Роль семьи в воспитании ребёнка"

Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий шко...