Как говорить с детьми о школе.
консультация

Хасаншина Мария Николаевна

Консультация для родителей учеников 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_govorit_s_detmi_o_shkole.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Как говорить с детьми о школе.

«Как дела?» — вопрос простой, но почти не требующий ответа. Как правило, люди всех возрастов отвечают на него одинаково: «Нормально». О чем и как спросить у ребенка, чтобы ему захотелось рассказать подробнее о своей жизни в школе?

«Как дела в школе?» — спрашивает вовлеченный и заинтересованный родитель и ждет от ребенка развернутого ответа. Но может и не дождаться. Чтобы ответить, ребенку нужно уметь подвести итоги целого дня, а это порой бывает трудно сделать. В лучшем случае вы услышите: «Даже не знаю, с чего начать», а скорее всего краткое «все в порядке» или «нормально».

Зачем развивать тему

Вопрос мамы или папы о том, как прошел день, показывает ребенку, что в нем заинтересованы. А ощущение собственной значимости дает импульс к дальнейшему развитию.

Разговор о школе помогает родителям понять, как ребенок учится, как справляется с новыми задачами — и справляется ли. Любое изменение в настроении детей может подать вам сигнал о том, что что-то идет не так. Увидеть, почувствовать потенциальную или уже реально существующую проблему как можно раньше — это возможность решить ее как можно быстрее вместе с ребенком.

Кроме того, обсуждение школьных заданий, трудностей и радостей общения со сверстниками дает возможность семье еще раз определить, назвать свои ценности, воспитывать ребенка без нотаций и нравоучений.

Некоторые дети не хотят делиться с родителями рассказами о школе, и это нормально: ребенок в школе начинает активно «отделяться» от взрослых, строить свой мир со своими социальными взаимодействиями. Но взрослому-то хочется знать больше! Чтобы получить содержательный ответ, нужно задать правильные вопросы в правильный момент.

Как построить разговор

Ученик младших классов окунается в новый мир, которого раньше не было. И старается изо всех сил найти свое место в нем. Его взгляды усложняются, но перемены идут так быстро, что ему может не хватать слов для выражения того, что с ним происходит. Учитывайте это, вызывая ребенка-школьника на разговор о том, как прошел его день.

Психологи рекомендуют разговаривать о школе вечером, когда вся семья в сборе, закончены основные домашние дела. Не нападайте на ребенка с расспросами сразу, как он пришел домой. Он должен не только почувствовать, что вы просто его ждали и рады его приходу, но и отдохнуть от школьного дня.

Вот что советуют специалисты по работе с детьми:

  • Разговаривая с ребенком, постарайтесь вспомнить себя в его возрасте, представьте ход его мыслей: дети мыслят не так, как взрослые. Они не понимают и не знают многих вещей, и, порой, не знают, как передать свои чувства словами.
  • Обращайте внимание на язык жестов ребенка — они порой могут сказать больше, чем слова.
  • Учитесь слушать, освобождайте для ребенка время, когда он просит об этом, даже в моменты занятости, — тогда у вас получится слышать не только слова, но и чувства детей. Частые отказы в общении сделают ребенка замкнутым, вам будет трудно его расшевелить потом и убедить в своей заинтересованности.
  • Сначала выслушайте ребенка, а потом говорите сами. Не перебивайте, даже если вам кажется, что он говорит что-то малопонятное. Дайте ему время выговориться, как он может, как умеет.
  • Дайте ребенку понять, что вы его услышали: повторите какие-то важные, как вы думаете, фразы из сказанных им, постарайтесь установить зрительный контакт во время разговора.
  • Разговаривайте на языке, понятном для ребенка. Часто родители забывают, что дети не понимают многих слов, которые употребляют взрослые.
  • Общайтесь по-доброму, избегайте роли авторитетного наставника, говоря на неприятные темы или обсуждая с ребенком его раздражительность, грусть, злость или страхи. Избегайте критики и осуждения: это последнее, чего ребенок от вас ожидает.
  • Будьте честны с ребенком.

Какие вопросы задать ребенку, чтобы получить ответ

Вопрос не должен предполагать общего ответа «Хорошо» или односложных «Да», «Нет», «Не знаю». Чем конкретнее будет вопрос, тем больше информации вы услышите в ответ.

Избегайте вопросов с приказным оттенком: «Ты не хочешь рассказать мне, как прошла контрольная?». Вспомните себя: вам в детстве хотелось рассказывать о чем-нибудь сразу же после стрессовых учебных событий — диктанта, контрольной, теста?

7 конкретных вопросов, чтобы быть в курсе

  • Какую историю учитель читал вам сегодня? Что тебе больше всего в ней запомнилось? А что понравилось больше всего твоему другу/подруге?
  • От чего ты сегодня больше всего устал?
  • Ты успел написать контрольную/диктант?
  • У тебя были какие-нибудь вопросы, на которые учитель не смог бы ответить?
  • Чем вас кормили в столовой? С кем ты ходил на обед? О чем вы говорили?
  • С кем ты играл на перемене?
  • Что твои друзья будут делать на выходных?

7 способов начать увлекательный диалог

Эти вопросы предлагает задать детям профессор философии и многодетная мама Иветт Альт Миллер из американского города Чикаго.

1. «Тебе попался сегодня хороший / интересный вопрос?»

Если вы спросите ребенка о том, какие вопросы ему сегодня задавали на уроках, вы тем самым дадите ему понять: вам интересна его жизнь. Кроме того, это увеличивает интерес к учебе, дает возможность ребенку взглянуть на нее с новой стороны

2. «Расскажи об одном интересном событии, которое сегодня случилось в школе»

Весь день ребенку описывать сложно и скучно. Ему проще отговориться стандартным «Все было хорошо». Описать что-то одно по-настоящему интересное проще — и так втянуться в разговор. Кроме того, если попросить ребенка описать что-то хорошее, случившееся с ним в школе, он привыкнет акцентировать внимание на положительных сторонах жизни, будет неосознанно перебирать в голове именно светлые моменты дня.

3. «Была ли у тебя сегодня возможность кому-то помочь?»

Такой вопрос приучает ребенка чувствовать ответственность за происходящее вокруг, думать о других, не бояться и не стесняться помогать.

4. «А как бы ты поступил на месте учителя?»

Такая постановка вопроса дает возможность ребенку поставить себя на место учителя и подумать «за него», то есть представить его обычным человеком, у которого тоже есть чувства, мысли, желания.

5. «Как можно было бы поступить в этой ситуации в следующий раз? Как можно было бы изменить создавшееся положение?»

Если ребенок рассказывает о своей неудаче или плохой отметке, можно задать ему такой вопрос. Спрашивая о стратегии, вы поможете детям понять: все еще можно изменить, на ошибках учатся.

6. «Если бы в школу пришел супергерой из мультика или фильма, что бы случилось?»

Иногда болтовня о «глупостях», погружение в фантазийный мир, который так или иначе связан с реальностью, в которой живет ребенок, — это шанс поговорить по душам, создать доверительную атмосферу для разговора.

7. «Что ты делал сегодня в спортзале / на рисовании / на уроках музыки?

Обсуждая школу, есть соблазн свести разговор к математике или русскому языку. Но вопрос о «необязательных» предметах поможет заострить внимание ребенка на творческой сфере, станет импульсом к новым горизонтам самоопределения.

«В школу не пойду»: настораживающий ответ

Если ребенок вдруг в разговоре о школе заявляет, что ему не нравится учится, что он больше не хочет идти в школу, то его слова нельзя игнорировать и обесценивать: «Как ты можешь так говорить, школа дает тебе знания!» или «Чтобы я больше такого не слышал(а)!». Наоборот, важно углубиться в тему, постараться разговорить ребенка. Подобные заявления могут означать, что у ребенка есть трудности в школьной жизни (в общении со сверстниками или учителями, в освоении программы). Внимательные и терпеливые родители обязательно поймут причину затруднений и помогут ребенку с ними справиться.

Источники:

Портал о воспитании детей RaisingChildren

Онлайн-проект для родителей Letidor.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как говорить с детьми,чтобы они учились

Презентация для родителей...

Как говорить с детьми, чтобы они учились.

Рекомендации для учителей начальной школы о том, как говорить с детьми, чтобы они учились....

Говорите с детьми о войне

Учителя, читайте с детьми о войне, изучайте с ними историю России, пропустите всё через свою душу, чтобы ученики видели, что это не очередное нравоучение, а ваше мнение, взгляд на мир.  И эти дет...

Говорим с детьми о профессиях

Сорник занятий и классных часов для воспитателей...

Как родителям говорить с детьми о коронавирусе?

На тревожные события наши дети реагируют по-разному: одни продолжают шутить и радоваться хорошей погоде, выходным дням, другие беспокоятся из-за боязни заболеть. Кто-то становится капризным, необщител...

Как говорить с детьми о короновирусе?

В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с коронавирусной инфекцией. Соблюдая рекомендации врачей, а также используя простые слова, говоря правду, важно не вселять страх в детей или окружающих людей...

Плакат.Как говорить с детьми о коронавирусе

Плакат "Как говорить с детьми о коронавирусе"...