"Зайка-развивайка". Развитие мелкой и крупной моторики Развитие двигательной ловкости и активности.
методическая разработка (1 класс)

Эркерт Диана Дмитриевна

Пособие для учителя  и рабочая тетрадь для учащегося «Зайка-развивайка» посвящена проблемам развития тонкой моторики, ловкости, координации и освоению предметной деятельности. В пособии и рабочей тетради предложены как развивающие, так и коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовке руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений. Реализация данных упражнений в комплексе  позволяет развивать и совершенствовать точные движения всех звеньев руки: плеча, предплечья, кистей и пальцев рук, а также улучшает общую скоординированность и ловкость движений.Кроме того, в пособии описаны подвижные игры, способствующие развитию двигательной ловкости и активности, являющихся основой полноценного физического развития ребенка.
пособие состоит из комплекта

КОМПЛЕКТ

1) Рабочая тетрадь " Зайка-развивайка"
2) "Зайка-развивайка пособие" для учителя.
 ГЛАВА 1 Комментарии к рабочей тетради «Зайка-развивайка»

Комментарии к рабочей тетради «Зайка-развивайка»

ГЛАВА 2 Материалы для учителя

Тест на развитие графического навыка

Тест на формирование уровня ловкости

Тест оценки координации движения

Графические диктанты

Пальчиковые гимнастики

Групповые гимнастики

Подвижные игры

Развитие чувства ритма

Нормализация мышечного тонуса и обучение релаксации

Упражнения для перераспределения мышечного тонуса

Развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое

Диагностика показателей межполушарного взаимодействия

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Рекомендуемая литература

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зайка развивайка Рабочая тетрадь учащегося

Слайд 2

Имя Фамилия Дата рождения Класс Школа Место для фото Моя цель

Слайд 3

Проведем эксперимент ? Настала весна. Зима ушла. Солнышко начало греть землю. Весело зажурчали ручьи. Запели птицы на ветвях. Набухшие почки сменила листва. Всё вокруг зазеленело. Распустились яркие цветы. Витя несёт букет ромашек для мамы. Используйте двойной листок в линейку* При распечатке тетради вклейте его н эту страницу

Слайд 4

Зеленая звезда означает : выполни разминку пальцев которая находится на четвертой странице Синяя звезда означает: выполни разминку пальцев которая находится на десятой странице Памятка С иди прямо Грудь не касается стола Оба плеча должны быть на одной высоте. Ноги , согнутые под прямым углом в коленях, опираются всей ступней на пол или на подставку для ног Руки при письме лежат так, чтобы локти немного выступали за край стола и др. При письме шариковую ручку или карандаш нужно держать тремя пальцами: большим, указательным и средним: большой и средний удерживают ручку, а указательный придерживает ее сверху. Ручку нужно держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая сильно указательный палец. Расстояние от пишущего шарика до указательного пальца должно быть около 2 см. 3

Слайд 5

Разомнемся? 1 2 3 4 5 6 4

Слайд 6

По дорожкам! 5 1 2 3

Слайд 7

По контурам! Не говорит, не поет, А кто к хозяину идет – Она знать дает Даже по железной крыше Ходит тихо, тише мыши. На охоту ночью выйдет И, как днем, она все видит. Часто спит, а после сна Умывается она. С ветки в речку упадёт, И не тонет, А плывёт. Он рогатый и усатый, Многоногий и крылатый, Издаёт гудящий звук При полёте толстый 6

Слайд 8

По клеточкам! 7 Используйте двойной листок в клетку* При распечатке тетради вклейте его н эту страницу

Слайд 9

Заштрихуй! Смотри как надо Сделай сам! 8

Слайд 10

9

Слайд 11

Разомнемся? 1 2 3 4 5 10


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разомнемся? 1 2 3 4 5 10

Слайд 2

Сможешь повторить ? 11 Используйте двойной листок в клетку* При распечатке тетради вклейте его н эту страницу

Слайд 3

Окунемся в творчество ? Выполни обрывную аппликацию Раскрась 12

Слайд 4

Попробуем? Обведи и раскрась 13

Слайд 5

14

Слайд 6

Наш эксперимент А теперь давай сравним… 15 Настала весна. Зима ушла. Солнышко начало греть землю. Весело зажурчали ручьи. Запели птицы на ветвях. Набухшие почки сменила листва. Всё вокруг зазеленело. Распустились яркие цветы. Витя несёт букет ромашек для мамы. Используйте двойной листок в линейку* При распечатке тетради вклейте его н эту страницу


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зайка-развивайка Пособие для учителя

Слайд 2

Оглавление Введение ………………………………………………………………………………………………….2 ГЛАВА 1 Комментарии к рабочей тетради «Зайка- развивайка »…...………………………........…… 4 Комментарии к рабочей тетради «Зайка- развивайка »………………………………………………… 5 ГЛАВА 2 Материалы для учителя …………………………………………………………………... 12 Тест на развитие графического навыка …………………………………………………………..…… 13 Тест на формирование уровня ловкости ……………………………………………………......…….. 15 Тест оценки координации движения ………………………………………………………………......15 Графические диктанты ……………………………………………………………………………........16 Пальчиковые гимнастики ………………………………………………………………………..……..18 Групповые гимнастики …………………………………………………………………………..…......24 Подвижные игры …………………………………………………………………………………........28 Развитие чувства ритма ………………………………………………………………………………35 Нормализация мышечного тонуса и обучение релаксации ………………………...………………...38 Упражнения для перераспределения мышечного тонуса ………………………...………………..…39 Развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое………………………………………………………………………………………………….40 Диагностика показателей межполушарного взаимодействия…..……………………………………41 Упражнения для развития межполушарного взаимодействия ……………..………………………..42 Рекомендуемая литература…………….……………………………………………………………….46

Слайд 3

По данным, приводимым в СМИ, 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом развитии, 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют органические заболевания. Среди них более половины составляют дети с задержкой психического развития. Одной из задач учителя является коррекция дефицитных школьно-значимых функций. Она осуществляется по разным направлениям: 1 . Развитие пространственных представлений; 2 . Развитие зрительного восприятия и зрительного анализа, координации в системе «глаз-рука » ; 3 . Развитие слухового внимания и памяти (с использованием упражнений на запоминание и воспроизведение услышанных цепочек слов, отдельных фраз, стихотворных строк, скороговорок и т.п .) ; 4 . Развитие временных представлений (сутки, неделя, месяцы, времена года, последовательность событий и действий ) ; 5 . Развитие и совершенствование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза ; 6 . Развитие сложнокоординированных движений кисти и пальцев рук . В настоящее время у значительной части детей наблюдается слабость развития зрительно-двигательных и слуховых связей, недостаточное развитие тонкой моторики, графического навыка. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей, обучающихся в первом классе, показывает, что у многих из них движения рук недостаточно целенаправленны и плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно слабо развиты сложнокоординированные движения ведущей руки, плохо сформировано умение использовать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Как следствие этого большие сложности вызывает освоение предметных действий. Своевременная выработка у детей тонкой моторики, точной координации, формирование у них синтеза зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают быстрое и правильное развитие навыков чтения и письма. Введение 2

Слайд 4

Пособие для учителя и рабочая тетрадь для учащегося « Зайка- развивайка » посвящена проблемам развития тонкой моторики, ловкости, координации и освоению предметной деятельности. В пособии и рабочей тетради предложены как развивающие, так и коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовке руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений. Реализация данных упражнений в комплексе позволяет развивать и совершенствовать точные движения всех звеньев руки: плеча, предплечья, кистей и пальцев рук, а также улучшает общую скоординированность и ловкость движений. Кроме того, в пособии описаны подвижные игры, способствующие развитию двигательной ловкости и активности, являющихся основой полноценного физического развития ребенка. 3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГЛАВА I Комментарии к рабочей тетради для учащегося «Зайка- развивайка » 4

Слайд 2

Комментарии к рабочей тетради «Зайка развивайка» Страница 2 и 15. Проведем эксперимент. Наш эксперимент Цель: В ыявить способствовали ли упражнения развитию мелкой моторики, дать оценку развития мелкой моторики до начала работы в тетради и после; сравнить результаты. Ход: В начале детям предлагается произвести списывание текста, они должны сидеть и держать ручку так, как обычно. До начала работы не проводится никаких инструктажей и разминок. По окончанию выполнения всей работы в тетради детям предлагается произвести списывание того же текста в целью оценки развития мелкой моторики. Стало лучше или хуже? Страница 1. Анкета Предложите ребенку вклеить свою фотографию и написать свои данные. Далее помогите ребенку сформулировать цель, которой он будет руководствоваться на протяжении всей работы в тетради. Страница 3. Памятка. Цель: Ознакомление детей с необходимыми правилами, которые нужно соблюдать во время работы за столом , при выполнении письменных работ в тетради Ход: На первом занятии детям рассказывают правила посадки и правила удерживания карандаша, ручки в руке . Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный. Так же объясняется наличие звездочек – по прохождению страницы 4 и страницы 10 дети должны запомнить упражнения на разминку пальцев, в последующем встречая звезды на других страницах дети должны выполнять соответствующую цвету звезды разминку. 5

Слайд 3

Правильная посадка При правильной посадке ученик должен сидеть прямо, грудь не касается стола (расстояние между туловищем и краем стола – 3–5 см), оба плеча должны быть на одной высоте. Ноги, согнутые под прямым углом в коленях, опираются всей ступней на пол или на подставку для ног. Руки при письме лежат так, чтобы локти немного выступали за край стола и находились на расстоянии около 10 см от туловища. Голова немного наклонена налево у детей, пишущих правой рукой (рис. а), либо немного направо у детей, пишущих левой рукой (рис. б). Тетрадь располагается наклонно влево (для праворуких) либо вправо (для леворуких ) так, чтобы нижний угол был напротив груди. Свободной рукой ученик придерживает тетрадь (рис. а, б, в) и по мере заполнения страницы передвигает ее этой рукой вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему направлен к середине груди ребенка. Если ребенок при выполнении письменных упражнений неправильно сидит за столом, это приводит к значительному увеличению статической нагрузки на мышцы спины и плечевого пояса, что является одной из причин повышенной утомляемости начинающих школьников. Неправильная посадка за столом может также повлечь серьезные нарушения здоровья: искривление позвоночника, снижение зрения, заболевания внутренних органов и др. Как правильно держать ручку (карандаш) При письме шариковую ручку или карандаш нужно держать под углом 50–60 градусов (противоположный конец ручки направлен к плечу) тремя пальцами: большим, указательным и средним: большой и средний удерживают ручку, а указательный придерживает ее сверху. Ручку нужно держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая сильно указательный палец. Расстояние от пишущего шарика до указательного пальца должно быть около 2 см. Опорой кисти при письме служит ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони. Кисть руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола . 6

Слайд 4

Страница 4.Разомнемся? Цель: Развитие подвижности пальцев рук, внимания и скорости реакции ребенка. Ход: Пальчиковая гимнастика выполняется ребенком как повторение того, что делает взрослый, поэтому следует предварительно освоить данные упражнения без ребенка. 1. Ладони поочередно ударяют о край стола. 2. Руки вытягивают вперед, сжимают и разжимают кулачки . 3. Поочередно пальцы загибаются сначала на левой, а потом на правой руке. В конце упражнения пальцы должны быть сжаты в кулачки . 4. Обе ладони лежат на столе. Одна из ладоней сжимается в кулак, а другая остается лежать неподвижно. Далее та ладонь, что осталась лежать на столе, сжимается в кулак. Одновременно с этим ладонь, что была сжата в кулак, распрямляется. После этого задание воспроизводится подряд 5–6 раз в быстром темпе. Следите, чтобы при выполнении этого упражнения пальцы не растопыривались, а оставались плотно прижатыми друг к другу . 5. Ладони повернуты вниз. Обеими кистями рук одновременно имитируется волнообразное движение в гору (вверх) и с горы (вниз ). 6. Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх, выполняются круговые движения большими пальцами. 7. Пальцы сплетены в замок. Концы пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону левой руки нажимают пальцы правой, и в петушиный гребешок превращаются пальцы левой руки. 7

Слайд 5

Страница 5.По дорожкам! Цель: Р азвитие координации движений руки Ход: Провести пальчиковую гимнастику ( напоминание – зеленая звезда)1 Ребенка просят провести линию посередине фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно в лабиринтах), линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается . 2 и 3 Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий. Как и в предыдущем задании, карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается. Страница 6. По контурам! Цель : Создать условия для развитие мышц руки, аккуратности и точности выполнения заданий Ход : Провести пальчиковую гимнастику ( напоминание – зеленая звезда) Ребенка просят отгадать загадки и соединить ответ с нужным рисунком затем ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок. Страница 7. По клеточкам! Цель : Развитие зрительно-моторной координации. Ход : Провести пальчиковую гимнастику ( напоминание – зеленая звезда)На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу. 8

Слайд 6

Страница 8 и 9 . Заштрихуй! Цель: Способствовать развитию концентрации внимания, развитие аккуратности и навыка доведения дела до конца Ход: Провести пальчиковую гимнастику ( напоминание – зеленая звезда).Штриховки с различным направлением движения руки. Ребёнка просят выполнить различные виды штриховок по образцам в пустых клеточках, геометрических фигурах, силуэтах животных: вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, «клубочками» (круговые движения руки), полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. При этом надо обратить внимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки. Страница 10. Разомнемся? Цель: развитие ловкости и подвижности пальцев рук, внимания и скорости реакции ребенка Ход: 1. Обе ладони лежат на столе. Правая – вниз, левая – вверх. По команде ладони меняются местами: правая – вверх, левая – вниз . 2. Руки вытягиваются вперед, пальцы растопыриваются, как можно сильнее напрягаются, а затем расслабляются, руки опускают и слегка трясут ими . 3. На раз – подушечки пальцев поджимаются к верхней части ладони, на два – пальцы быстро выпрямляются и растопыриваются . 4. Предплечье вертикально, ладонь находится под прямым углом, все пальцы прижаты. Вращение кистями от себя и к себе. Руки сжимают в кулачки, вытягивают вверх большие пальцы, сгибают и разгибают их. Такое же упражнение делают со всеми остальными пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем . 5 Ладони поставлены вертикально друг другу и сомкнуты. Затем ладони размыкаются. 9

Слайд 7

Страница 11. Сможешь повторить? Цель: Р азвитие координации движений руки Ход: Ребенку предлагается распечатка листа в клетку, где изображены различные узоры. Ребенка просят продолжить узор по заданному образцу. Страница 12. Окунемся в творчество? Цель : Развитие и укрепление мышц руки , развитие мелкой моторики, чувства цвета и формы. Ход: Провести пальчиковую гимнастику ( напоминание – зеленая и синяя звезда ). 1) Ребенка просят закрасить любым цветом круги. Цвет должен быть ровным и не выходить за края. 2) При выполнении обрывной аппликации напомнить правила работы с клеем Общая схема исполнения обрывной аппликации будет выглядеть так. Выберите картон или плотную цветную бумагу для основы. Техника очень напоминает раскраску, в которой заранее даны контуры, и нужно только раскрасить их определенным цветом. Только в случае с аппликацией будем не разукрашивать, а заклеивать обрывками цветной бумаги. Готовим кусочки бумаги нужного цвета. Они могут быть разных размеров, но желательно сначала помочь малышу определиться с размерами кусочков бумаги и показать, как именно необходимо аккуратно обрывать бумагу. Начинаем заполнять пространство внутри контура кусочками нужного цвета. Начинаем с больших по размеру и завершаем маленькими. Каждый обрывок бумаги наклеиваем отдельно. Следите, чтобы малыш не вылезал за края контура, иначе аппликация получится некрасивой . Страница 13 . Попробуем ? Цель: Ф ормирование координации движений укрепление мышц руки. Ход: 1) Ребенку предлагается распечатка листа в клетку, где изображены различные узоры, элементы букв и предметов. Он должен обвести сначала все по контуру, а потом продолжить ряд самостоятельно 2) Ребенок должен обвести предметы по контуру и после раскрасить их. 10

Слайд 8

Страница 14 Попробуем? Цель: Ф ормирование координации движений, укрепление мышц руки. Ход: Выпишите проблемные элементы букв и буквы в целом на ваше усмотрение опираясь на стр 4 тетради. Ребенку необходимо прописать заданные элементы. 11


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГЛАВА II Материал для учителя 12

Слайд 2

Ребенку дают листок бумаги в клеточку, на котором предварительно взрослый (педагог или родитель) пишет с левой стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших – два маленьких – два больших – два маленьких и предлагают продолжить этот «узор» до конца строчки. Оценка результатов теста проводится по 6 параметрам, по каждому из которых выставляется 1 или 0 баллов, затем баллы складываются. Оценка результатов теста. Баллы 1. Характер линий ровный, прямой, нажим ровный – 1, неровная, дрожащая, двойная, искривленная – 0. 2. Размер элементов соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0. 3. Форма элементов соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0. 4. Наклон соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0. 5. Отклонение от строчки незначительное: (не более З0) – 1, значительное – 0. 6. Последовательность элементов: правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов – 1, неверно воспроизведена последовательность элементов – 0. 13

Слайд 3

Результат 6–5 баллов говорит о том, что графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо. Результат 4–3 балла – у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо. Результат 2–0 баллов – графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе. Низкий уровень развития графического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму: 1) низкий темп письма; 2) быстрая утомляемость при письме; 3) неровная, «дрожащая» линия; 4) «угловатое» письмо, трудности в написании овалов; 5) слишком сильный нажим; 6) трудности в воспроизведении формы графических элементов; 7) несоблюдение размера графических элементов; 8) несоблюдение наклона письма; 9) большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо; 10) нежелание выполнять письменные упражнения. 14

Слайд 4

Тест на формирование уровня ловкости На беговой дорожке (10 м) расстанавливаются 8 кеглей на расстоянии 100 см. Причем расстояние между стартом и первой кеглей, а также между последней кеглей и финишем составляет 150 см. Инструктор дает детям задание – пробежать как можно быстрее между кеглями и не задеть их. По команде ребенок бежит к финишу. В это время инструктор, находясь на финише, фиксирует количественные показатели. Делаются 2 попытки. Количественный показатель: время в секундах, затраченное на выполнение задания. Качественные показатели: 1. Прямолинейность, ритмичность бега. 2. Точность движения (бег без задевания кеглей). Тест оценки координации движения Готовятся мячи диаметром 20 см. Инструктор предлагает детям отбивать мяч, не сходя с места. Количественный показатель: количество бросков и ударов: 35–40. Качественный показатель: способность поймать мяч согнутыми в локтях руками у груди. Развитие правильной координации, быстроты реакции, двигательной ловкости и подвижности возможно через применение подвижных игр. Предлагаемые подвижные игры предназначены для детей различного возраста (от 4,5–5 лет), в них могут участвовать как группы детей, так и члены одной семьи, например дети совместно с родителями. Родители при этом могут также выступать в роли ведущего. Предлагаемые игры удобны тем, что спектр их использования также достаточно широк – от семейных торжеств до организованных занятий. В том числе их можно использовать в групповых занятиях в детском саду и на уроках физкультуры в младших классах школы. Использовать предложенные игры можно как при занятиях с детьми на свежем воздухе, так и в закрытом помещении. 15

Слайд 5

Графические диктанты Выполняются на бумаге в клеточку под диктовку взрослого. Ребенка просят провести линию следующим образом: 1 . Две клетки влево, две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз, две клетки вправо, две клетки вверх, две клетки влево. 2. Одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо. 3. Одна клетка влево, четыре клетки вверх, три клетки вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, три клетки вверх, одна клетка влево, три клетки вниз. 4. Одна клетка влево, три клетки вверх, две клетки влево, одна клетка вверх, пять клеток вправо, одна клетка вниз, две клетки влево, три клетки вниз. 5. Одна клетка вниз, пять клеток вправо, одна клетка вверх, пять клеток влево, три клетки вверх, пять клеток вправо, три клетки вниз . 6. Четыре клетки вверх, две клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, две клетки вправо, четыре клетки вниз, две клетки влево, одна клетка вверх, одна клетка влево, одна клетка вниз, две клетки влево. 7. Одна клетка вверх, четыре клетки вправо, четыре клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, четыре клетки вправо, одна клетка вниз, девять клеток влево. 8. Одна клетка вправо, семь клеток вверх, одна клетка вправо, пять клеток вниз, три клетки вправо, пять клеток вверх, одна клетка вправо, семь клеток вниз, одна клетка вправо. 9. Четыре клетки вверх, одна клетка вправо, три клетки вниз, пять клеток вправо, три клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, семь клеток влево. 10. Пять клеток вверх, три клетки вправо, две клетки вниз, пять клеток вправо, одна клетка вниз, пять клеток влево, две клетки вниз, три клетки влево. 16

Слайд 6

17

Слайд 7

Пальчиковые гимнастики Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. К числу достоинств таких игр можно отнести их простоту и универсальность, отсутствие каких-либо специальных атрибутов для проведения, безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения. Особое внимание следует обратить и на то, чтобы дети упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук), а также тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обеих рук. Пальчиковая гимнастика выполняется ребенком как повторение того, что делает взрослый, поэтому следует предварительно освоить данные упражнения без ребенка. 1. Ладони поочередно ударяют о край стола. 2. Руки вытягивают вперед, сжимают и разжимают кулачки. 18

Слайд 8

3 . Поочередно пальцы загибаются сначала на левой, а потом на правой руке. В конце упражнения пальцы должны быть сжаты в кулачки. 4. Обе ладони лежат на столе. Одна из ладоней сжимается в кулак, а другая остается лежать неподвижно. Далее та ладонь, что осталась лежать на столе, сжимается в кулак. Одновременно с этим ладонь, что была сжата в кулак, распрямляется. После этого задание воспроизводится подряд 5–6 раз в быстром темпе. Следите, чтобы при выполнении этого упражнения пальцы не растопыривались, а оставались плотно прижатыми друг к другу. 5. Ладони повернуты вниз. Обеими кистями рук одновременно имитируется волнообразное движение в гору (вверх) и с горы (вниз). 19

Слайд 9

6 . Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх, выполняются круговые движения большими пальцами. 7 . Пальцы сплетены в замок. Концы пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону левой руки нажимают пальцы правой, и в петушиный гребешок превращаются пальцы левой руки . 8.руки вытягиваются вперед, пальцы растопыриваются, как можно сильнее напрягаются, а затем расслабляются, руки опускают и слегка трясут ими . 9. На раз – подушечки пальцев поджимаются к верхней части ладони, на два – пальцы быстро выпрямляются и растопыриваются . 6 7 8 9 20

Слайд 10

10 . Предплечье вертикально, ладонь находится под прямым углом, все пальцы прижаты. Вращение кистями от себя и к себе. 11. Руки сжимают в кулачки, вытягивают вверх большие пальцы, сгибают и разгибают их. Такое же упражнение делают со всеми остальными пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем . 12. Руки ставятся на край стола и превращаются в пятипалых зверьков. По сигналу зверьки устремляются к краю стола, передвигая пальцами как ножками . 13. Обе ладони лежат на столе. Правая – вниз, левая – вверх. По команде ладони меняются местами: правая – вверх, левая – вниз . 14. Руки сжимают в локтях, держа кисти рук перед лицом. Сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки . 15. Пальцы сплетаются, ладони соединяются и стискиваются как можно сильнее. Потом руки опускают и слегка трясут ими. 10-11 12 15 14 13 21

Слайд 11

16 . Ладони поставлены вертикально друг другу и сомкнуты. Затем ладони размыкаются . 17 . Поочередно пальчики прижимаются к большому пальцу, образуя с ним кольцо . 18. Руки сжимают в кулачок, вытягивают большой палец вверх и начинают вращать им сначала в одну, затем в другую сторону. То же самое делают с другими пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем . 19 . Пальцы обеих ладоней переплетены и прижаты в замок. Затем пальцы распрямляются и вновь сжимаются в замок. 20. Руки сжимают в кулачки, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают резать ими воображаемую бумагу . 21. Руки соединяют в замок и тянут в разные стороны. 22. Сцепляют большие пальцы и тянут руки в разные стороны. То же делают для других пальцев: указательного, среднего, безымянного, мизинца. 16 17 18 21-22 20 19 22

Слайд 12

23. Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Хлопают кончиками больших пальцев. То же – для указательных, средних, безымянных, мизинцев 24 . Левая ладонь – вертикально вверх, к ее нижней части приставляется кулачок. Затем положение рук меняется . 25. Поочередно пригибают пальцы к ладошке, начиная с большого. Затем поочередно разгибают пальцы, начиная с большого . 26. Пальцы сжаты в кулачок, выдвинуты указательный палец и мизинец. Продвигаясь вперед, следует медленно шевелить пальцами. 23 24 25 26 23


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дети выходят на середину комнаты. Ведущий говорит им: «Сегодня мы выполняем необычную гимнастику. Каждый из вас может хорошо управлять своим телом. Начали!» 1. Разминка в круге . Дети выполняют движения, стоя в круге: Инструкция: «Вы проснувшиеся котята – потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки Инструкция: «А сейчас вы крадущиеся в джунглях тигры – идем на носочках бесшумно, осторожно». Инструкция: «Подул ветер и оторвал листочки – полетели легко, плавно: выполняется бег на носках по кругу и легкое покачивание кистями разведенных в сторону рук». Инструкция: «Подул ветер и оторвал листочки – полетели легко, плавно: выполняется бег на носках по кругу и легкое покачивание кистями разведенных в сторону рук». Инструкция: «Вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики – подпрыгиваем и мягко, плавно взлетаем, тянемся вверх, к солнышку: руки поднимаются через стороны вверх, подъем на носках» Инструкция: «Попрыгаем, как зайцы, чтобы стать ловкими и сильными: выполняются легкие прыжки, руки согнуты в локтях, кисти рук свободно опущены ». Инструкция: «Теперь мы маятники – тяжелые, громоздкие – покачаемся из стороны в сторону: ноги на ширине плеч, руки на поясе, выполняются наклоны с отрывом пятки от пола». Инструкция: «Сейчас мы пилоты – заведем мотор самолета, расправим крылья и полетаем: выполняется бег по кругу, руки разведены в стороны». Инструкция: «Течет прозрачная вода – мягко, плавно: выполняются „волны“ поочередно правой и левой руками, взмахи руками в центр круга, „волны“ впереди себя». 24

Слайд 2

Инструкция: «Идем через чащу резко, четко» – дети маршируют с высоким подниманием колен и размашистыми движениями рук. Инструкция : «Превращаемся в тряпичную куклу» – дети поднимают руки через стороны вверх. Последовательно расслабляют кисти рук, сгибают руки в локтях, свободно опускают руки вдоль корпуса, опускают голову. Затем наклоняют корпус, колени чуть согнуты. Инструкция: «Летаем, как бабочки, – легко, изящно: на носках кружимся ». Инструкция: «Идем через чащу резко, четко» – дети маршируют с высоким подниманием колен и размашистыми движениями рук. Инструкция: «Превращаемся в тряпичную куклу» – дети поднимают руки через стороны вверх. Последовательно расслабляют кисти рук, сгибают руки в локтях, свободно опускают руки вдоль корпуса, опускают голову. Затем наклоняют корпус, колени чуть согнуты. Инструкция: «Летаем, как бабочки, – легко, изящно: на носках кружимся ». Инструкция : «Полетаем, как озорной воробей» – мелкие и частые взмахи рук, легкий бег на носках. Инструкция : «А теперь полетаем, как орлы, – неторопливо, голова приподнята, спина выпрямлена, выполняются неторопливые взмахи разведенными в стороны руками, бег по кругу в умеренном темпе». Инструкция: «Походим, как старая бабушка: спина согнута, одна рука на пояснице, другая опирается на воображаемую палку, неторопливая походка ». Инструкция: «Попрыгаем, как веселый клоун, задорно, радостно» – дети, двигаясь по кругу, выполняют поскоки. Инструкция: «Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке: идем на носочках бесшумно, вкрадчиво, мягко». Инструкция: «Пощупаем кочки на болоте – аккуратно, осторожно: руки на поясе, выполняется приставной шаг.» Инструкция: «Полетаем, как Баба-Яга на метле, лихо, быстро» – дети бегают по комнате, придерживаясь за воображаемую метлу. Инструкция: «Радостно побежим навстречу маме» – дети быстро подбегают к ведущему. 25

Слайд 3

2 . Маленькое семечко . Ведущий предлагает детям превратиться в маленькое семечко. • Дети сжимаются в комочек на полу, убирают голову и закрывают ее руками. • «Садовник» очень бережно относится к семенам, поливает их – гладит детей по голове. • С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти, растет стебелек: дети по знаку ведущего поднимают головы и выпрямляются. • Появляются веточки с бутонами: дети разводят руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки. • Наступает радостный момент – бутоны раскрываются: дети разжимают кулачки, и росток превращается в прекрасный цветок, потом цветок хорошеет, улыбается цветам-соседям – по примеру ведущего дети друг другу улыбаются . • Цветок кланяется своим соседям, слегка дотрагивается до них своими лепестками: ведущий предлагает детям кончиками пальцев дотронуться до своих товарищей. • Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой: дети выполняют наклоны вправо-влево, ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны, кисти рук свободно опущены. • Ветер срывает лепестки и листья: дети сгибают руки в локтях, затем свободно опускают их вдоль корпуса, опускают голову. Цветок сгибается, клонится к земле: наклон вниз, руки свободно опущены. • Пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко: дети снова приседают, закрывают голову руками. Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет . 3. Самолеты • «Мотор». Исходное положение – ноги параллельно, руки внизу. Поднять руки вперед, вращать согнутыми в локтях руками одна вокруг другой, вернуться в исходное положение. • «Насос». Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперед, попеременно поднимать и опускать руки, согнутые в локтях, вернуться в исходное положение. • «Ремонт колес». Исходное положение – ноги параллельно, руки внизу. Поднять правое колено, хлопнуть по нему обеими руками, опустить. Выполнить то же движение, но поднимать левое колено. • «Самолеты взлетают». Исходное положение – то же. Присесть, руки вытянуть в стороны, встать. • «Самолеты летят». Исходное положение – то же. Поднять руки в стороны. Опустить. 26

Слайд 4

4 . Цапля • «Цапля достает лягушку из болота». Исходное положение: ноги на ширине плеч, левая рука на поясе, правая внизу. На 1–2 – наклониться, дотронуться правой рукой до носка левой ноги, колени не сгибать, на 3–4 – вернуться в исходное положение. То же для другой ноги. • «Цапля стоит на одной ноге». Исходное положение: руки на поясе, на 1–2 – развести руки в стороны, поднять правую ногу, на 3–4 – вернуться в исходное положение. То же для другой ноги. • «Цапля глотает лягушку». Исходное положение: присесть на коленях или на пятках. На 1 – поднять руки вверх и хлопнуть над головой, одновременно приподняться на коленях, на 2 – вернуться в исходное положение. • «Цапля стоит в камышах». Исходное положение: руки на поясе. На 1–2 – наклониться вправо, на 3–4 – вернуться в исходное положение. То же влево. • «Цапля прыгает». Исходное положение: руки на поясе. На 1 – прыжком правая нога вперед, левая назад. На 2 – вернуться в исходное положение. На 3 – прыжком левая нога вперед, правая назад. На 4 – вернуться в исходное положение. На 4 счета – ходьба на месте. 5 . Повторяли. Ведущий выполняет простые движения, например хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой и др. Дети повторяют все движения вслед за ведущим, стараясь как можно скорее отреагировать на смену им движений. Тот, кто вовремя не заметил смены движения, выбывает из игры . Заключительная часть. Дыхательные упражнения: на 4 счета – глубокий вдох, на 4 счета – медленный выдох («спущенный мяч»); на 2 счета – резкий глубокий вдох, на 4 счета – медленный глубокий выдох; на 4 счета – глубокий вдох («всей грудью»), на 2 счета – резкий выдох («животом»). 27

Слайд 5

Подвижные игры Репка В качестве репки может выступать заранее подготовленный реквизит – перевернутый таз, корзинка и т. п. «Репку» прикрывают куском ткани белого или желтого цвета, сверху посередине ставят сосуд с пучком листьев, цветочный горшок или какой-либо другой атрибут, который изображает ботву от репки. Сосуд драпируют таким образом, чтобы виднелась только зелень. Подготовив репку, начинают игру. Дети становятся перед репкой. Предварительно они могут сосчитать количество шагов до репки. Затем детям завязывают глаза, и они идут к репке. Суть игры состоит в том, что дети с завязанными глазами, как правило, не находят репку, их неправильные поиски проходят очень весело для всех присутствующих – как игроков, так и для зрителей. Выигрывает тот, кто первый нашел репку. Если этого не происходит, то через некоторое время повязка снимается и в игру включаются новые участники. Если кроме детей в игру включаются и родители, то это создает еще более веселую атмосферу . Мы – веселые ребята Участники игры стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. Такая же черта проводится на противоположной стороне площадки. Сбоку от игроков, примерно на середине между двумя линиями, находится ловец. Участники произносят хором: Мы, веселые ребята, Любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три – лови ! 28

Слайд 6

После слова «лови» участники перебегают на другую сторону площадки, а ловец догоняет бегущих. Тот, кого он поймает (дотронется), прежде чем бегущий перебежит за черту у противоположной стороны площадки, считается пойманным и садится возле ловца. После двух-трех перебежек сосчитывают пойманных и выбирают нового ловца . Хитрая лиса Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается «дом лисы». Участники закрывают глаза, а ведущий обходит круг за спинами участников и дотрагивается до одного из играющих, который и становится «лисой». Затем ведущий предлагает игрокам открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них «хитрая лиса»? Не выдаст ли она себя чем-нибудь? Играющие три раза (с небольшими промежутками) спрашивают сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» При этом все смотрят друг на друга. Когда все играющие (в том числе и «хитрая лиса») в третий раз спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?» – «лиса» быстро выскакивает на середину круга, поднимает руку и говорит: «Я здесь!» Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного, то есть того, до кого «лиса» дотронулась, она отводит в свой «дом». Играющий, выбежавший за пределы площадки (круга), считается пойманным. После того как «лиса» поймала двух-трех участников, ведущий командует: «В круг!» Играющие снова образуют круг, и игра возобновляется. «Лиса» начинает ловить игроков только после того, как играющие в третий раз хором спросят: «Хитрая лиса, где ты?» – а «лиса» ответит: «Я здесь!» Если «лиса» выдала себя раньше, то она считается проигравшей, и в этом случае ведущий выбирает новую «лису». 29

Слайд 7

Соня Игроки встают в круг. Путем жеребьевки (или считалочки) выбирают «соню». «Соня» становится в центр круга. Ему завязывают глаза. Все остальные игроки по одному стараются незаметно приблизиться к нему, дотронуться до него рукой и сказать: «Проснись, соня!» Если «соня» почувствует, что к нему кто-то приближается, и первым коснется того рукой, то пойманный занимает место «сони». Если же игрок сумел незаметно приблизиться к «соне», то он получает одно очко. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество очков. Курица и цыплята Игроки выстраиваются в две шеренги – это «цыплята». Впереди каждой цепочки встает «курица». Цепочка выстраивается напротив другой цепочки По знаку ведущего «курицы» стараются дотронуться до «цыплят» из другой цепочки и, одновременно, защитить «цыплят» своей стороны. «Цыпленок», до которого дотронулась «курица» другой цепочки, переходит в ее цепочку. Побеждает та «курица», у которой в конце игры оказывается больше «цыплят». Волшебное слово Участники становятся в круг. Ведущий спрашивает, все ли помнят волшебное слово «пожалуйста». Начинается игра. По команде ведущего игроки вслед за ним повторяют различные движения. Перед каждой командой ведущий повторяет волшебное слово «пожалуйста»: «Пожалуйста, присядьте», «Пожалуйста, руки на пояс» и т. п. Игроки выполняют все эти команды. В том случае, если ведущий не сказал волшебное слово, выполнять команду не нужно. Тот из игроков, который ошибся, должен войти в круг и выполнить какое-нибудь задание – рассказать стишок, спеть, попрыгать и т. п. 30

Слайд 8

У медведя во бору В «берлоге» (под кустом, в углу комнаты и т. д.) находится «медведь». Участники с корзинами в руках «собирают грибы и ягоды» и произносят: «У медведя во бору грибы-ягоды беру», повторяя это несколько раз. Ведущий через некоторое время произносит: «А в берлоге медведь сидит и на нас рычит, рычит...» «Медведь» начинает рычать и вылезает из «берлоги». При виде его игроки разбегаются. «Медведь» гонится за ними и старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится «медведем». Где часы? Число играющих не более четырех. Играющие выстраиваются шеренгой возле стены. У всех участников игры, кроме ведущего, завязаны глаза. Ведущий прячет в каком-то месте будильник. Игроки начинают прислушиваться к тиканью часов и осторожно идут в то место, где в данный момент находятся часы. Ведущий незаметно и бесшумно 2–3 раза за игру меняет место, где спрятаны часы. Первый их игроков, которому удается приблизиться к часам на расстояние менее метра, получает очко. Выигрывает тот, кто набирает большее число очков. Кошка и мышка У двоих детей завязывают глаза. Один из них – «кошка», другой – «мышка». Дети стоят у стола, одной рукой держась за край. «Кошка» ищет «мышку», то есть по команде они начинают двигаться вокруг стола – «мышка» стремится убежать, «кошка» – догнать. Отпускать руку, которой игроки придерживают край стола, нельзя. Ведущий засекает время. Если за три минуты «кошка» поймала «мышку» – она выиграла, если нет – то выиграла «мышка». Отвечай быстро Участники выстраиваются в круг или шеренгу. Ведущий бросает кому-то из них мячик и называет какой-нибудь цвет: например зеленый. Тот, кому бросили мячик, должен назвать предмет этого цвета: например трава или огурец. И так игра повторяется. Участники, которым ведущий бросает мячик, выбираются в случайном порядке из числа играющих. Игру можно разнообразить, выбрав за основу не цвет, а качество или форму предмета: круглый, квадратный, деревянный, горячий и т. п. 31

Слайд 9

Остров пиратов Очерчивается круг. Это пиратский остров. Все игроки встают вне круга. Участники не имеют права отходить от круга более чем на два шага. По команде ведущего все участники стараются втолкнуть друг друга в круг. Кто обеими ногами встал внутрь круга, то должен там остаться, но он может также втягивать в круг других участников. Игра заканчивается, когда большинство участников оказываются внутри круга. Те, кто остается вне круга, – выиграли. Перетяг 1 вариант Все участники делятся на две равные по численности и силе команды. Игроки каждой команды, сцепившись локтями, образуют две цепочки. Впереди цепи ставят наиболее сильных и ловких игроков. Став друг напротив друга, лидеры обеих команд тоже сцепляются согнутыми в локтях руками и тянут каждый в свою сторону, стараясь разорвать цепь противника либо затянуть ее за обусловленную линию. Выигрывает та команда, которой это удается. 2 вариант Перед началом игры все участники делятся на пары таким образом, чтобы к каждой паре были игроки примерно равные по силе и весу. Каждая пара получает прочную палку около метра длиной. Участники каждой пары садятся друг против друга, и каждый берется за конец палки. По сигналу ведущего каждый игрок тянет соперника на себя. Побеждает тот, кто сумеет повалить на себя соперника или хотя бы заставит его оторваться от земли. Игра требует как силы, так и ловкости. Волки во рву Обозначается «ров» – пространство между двумя параллельными линиями шириной примерно в метр. Выбираются «волки» – два-три игрока, остальные игроки – «овцы». «Волки» забираются в «ров», а «овцы» пасутся по обеим сторонам рва. Время от времени «овцы» должны перепрыгивать с одной стороны рва на другую. Задача «волков» – поймать «овцу» (дотронуться). Если «волк» дотронулся до «овцы», то он получает очко. Но после этого «овцы» продолжают игру. Через некоторое время назначаются новые «волки». В конце игры определяется победитель путем подсчета набранных очков. 32

Слайд 10

Лошадки Игроки делятся на две равные по количеству игроков команды. На земле проводится черта. Команды встают по разные стороны от черты. Путем жеребьевки определяется, какая из команд будет «лошадками», а какая «кучерами». «Лошадки» крепко берутся за руки, подходят к черте и говорят хором: «Та- ра - ра , та- ра - ра , ушли кучера со двора». После этого «лошадки» разбегаются, а «кучера» их ловят. Чтобы «кучера» знали, кого надо ловить, «лошадки», пока их не поймают, должны все время звонко цокать языком: «Цок-цок-цок!» После того как «кучера» переловили всех «лошадок», игроки меняются ролями. Колокольчик В эту игру участники играют по очереди. Играющему дается колокольчик на длинной нитке. Надо пройти определенный отрезок пути или подойти к назначенному месту так, чтобы колокольчик не зазвонил. Бег с картошкой Каждому из игроков дается ложка, в которой лежит картофелина. Задача – как можно скорее пробежать до черты и обратно, не уронив картошку. Если во время бега картошка падает, то игрок может ее поднять и положить обратно в ложку и продолжить бег. Выигрывает тот из игроков, который добежал первым. Для усложнения задачи можно выбрать не прямой путь, а бег по извилистой дорожке или с небольшими препятствиями . Дед Мороз По считалке или по жеребьевке выбирается Дед Мороз. Участники разбегаются по площадке, Дед Мороз гонится за ними и старается дотронуться до них, то есть «заморозить». «Замороженный» должен остановиться в той позе, в которой его «заморозили». Игра заканчивается, когда будет «заморожено» определенное количество игроков (по уговору). Затем выбирают нового Деда Мороза, и игра повторяется. 33

Слайд 11

Дорожки На земле проводят «дорожки» – разные по форме линии, содержащие сложные повороты. Длина дорожки должна быть не менее трех метров. Участники бегают по дорожкам, делая сложные повороты и сохраняя при этом равновесие. Бегать нужно, точно наступая на линию и не наталкиваясь на впереди бегущего. Игру можно проводить как соревнования. Для этого рисуют несколько одинаковых по форме дорожек, расположенных параллельно друг другу, как на стадионе, и участники по команде ведущего бегут по дорожкам наперегонки. Побеждает тот, кто прибежал первым. Петушки Участники разбиваются на пары и встают друг от друга на расстоянии 3–5 шагов. Пары изображают дерущихся петушков – прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Толкаться руками запрещено. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, – выбывает из игры. Победители из разных пар объединяются и продолжают игру. Перед началом игры участники договариваются, как они будут держать руки – за спиной, на поясе, поддерживать колено согнутой ноги или они должны скрестить руки на груди. «Бой петушков» можно проводить также в приседе, руки при этом лежат на коленях. Кучера и лошадки Участники игры делятся на тройки – две «лошадки» и один «кучер», который ведет их сзади за «вожжи» – ленточки. Ведущий по ходу игры подает различные команды, а «кучер» следит, чтобы «лошадки» правильно их выполняли. Ведущий, в свою очередь, следит, чтобы «кучер» не пропустил ошибку «лошадок». За это «кучер» получает штрафные очки (или отдает фант, который в конце игры должен выкупить – прочитать стишок, спеть и т. п.). В ходе игры «лошадки» идут шагом, бегут рысью, скачут галопом, поворачивают направо, налево, стоят на месте и т. д. По команде ведущего «Лошадки, в разные стороны!» «кучер» отпускает «вожжи», и «лошадки» быстро разбегаются в разные стороны. По команде «Лошадки, найдите своего кучера!» «лошадки» как можно быстрее возвращаются к своему «кучеру». По команде «Кучер, найди своих лошадок!» «кучер» собирает вместе свою пару «лошадок». При повторении игры в каждой тройке «кучер» меняется. 34

Слайд 12

Развитие чувства ритма Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции. Способствует регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, главным образом его ускорение, смазанность , нечеткость звукопроизношения, заикание. Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению. Все упражнения просты для выполнения, направлены на согласование речи с движением. Ребенок сопряженно со взрослым на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками. Например, ребенок читает хорошо знакомое стихотворение А . Барто , каждый слог отхлопывая ладошками: У-РО-НИ-ЛИ-МИ-ШКУ-НА ПОЛ О-ТОР-ВА-ЛИ-МИ-ШКЕ-ЛА-ПУ Или шагает на месте, скандируя: НЕТ, – НА-ПРА-СНО-МЫ-РЕ-ШИ-ЛИ ПРО-КА-ТИТЬ-КО-ТА-ВМА-ШИ-НЕ Или плавно дирижируя одной или двумя руками: И-ДЕТ-БЫ-ЧОК, – КА-ЧА-ЕТ-СЯ ВЗДЫ-ХА-ЕТ – НА– ХО-ДУ Ребенку можно предложить представить себя артистом, который читает стихи на сцене в детском театре и его внимательно слушают маленькие дети. 35

Слайд 13

РОБОТ Стоит робот на дороге, У него не гнуться ноги, Может он махать руками, Может он моргать глазами, Может головой кивать, Раз, два, три, четыре, пять. Дети руки сгибают в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко . НА МОРЕ На море штиль и тишина, Одна лишь лодочка видна, Вдруг появляется волна, Волна прозрачна, зелена, Качает лодочку она. Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре . УТРО Утром встанет солнышко, Возьму в руки ведрышко, Побегу я в огород, Там морковочка растет, Соберу я ловко сочную морковку. Угощу Маринку – кушай витаминки ! Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой. 36

Слайд 14

ПИНГВИНЫ Идут себе вразвалочку, Ступают вперевалочку Пингвин-папа, Пингвин-мама И сынишка пингвинишка В черном фраке и манишке . Имитировать движения пингвинов, шагать по кругу. К БАБУШКЕ Стучат колеса – тук-тук-тук, И под веселый этот стук Мы едем к бабушке своей, Везем подарочки мы ей. Бабуля выйдет на порог, И вкусный испечет пирог, Расскажет сказку про зверей Мы едем к бабушке своей! Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения. ЗАЯЦ Сидит заяц под кустом, Здесь его семья и дом, И верхушки длинных ушек Все трепещут на макушке. В его доме нет дверей, Как спастись от злых зверей? Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. 37


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нормализация мышечного тонуса и обучение релаксации Нормализация мышечного тонуса является одной из важнейших задач формирования двигательных навыков ребенка. Отклонение от нормального тонуса может быть причиной нарушений двигательной активности ребенка и сказывается на ходе его общего развития. Пониженный мышечный тонус приводит к снижению психической и двигательной активности ребенка. Повышение тонуса наоборот, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной неустойчивости, нарушении сна. Поэтому ребенка необходимо обучить управлению собственным мышечным тонусом и обучить его приемам расслабления, то есть релаксации. Для обучения управлению мышечным тонусом и овладения навыками релаксации можно предложить следующие виды упражнений. • «Огонь и лед» – попеременное напряжение и расслабление всего тела. Инструкция: «Огонь!» – дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. Инструкция: «Лед!» – дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело . • «Тряпичная кукла» – детям предлагается представить, что они куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. Инструкция: «Представьте, что вас подвесили за руку, за палец, за плечо и т. д.». Упражнение выполняется в произвольном темпе . • «Стираем белье» – дети выполняют интенсивные движения руками, имитируя процесс стирки брюк. Инструкция: дети совершают плавные, широкие движения руками изображая полоскание брюк в проточной воде. После чего брюки необходимо выжать, встряхнуть и развесить. 38

Слайд 2

• «Пляж» – детям предлагают представить, что они лежат на теплом песке и загорают. Ласково светит солнышко, веет легкий ветерок. Инструкция: «Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над волной. Прислушайтесь к своему телу. Удобно ли вам? Попробуйте максимально расслабиться ». • «Ковер-самолет». Инструкция: «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, покачивает, убаюкивает. Усталое тело расслаблено, отдыхает. Далеко внизу проплывают поля, луга, реки, озера. Постепенно ковер-самолет снижается и приземляется в вашей комнате. Потягиваемся, делаем глубокий вдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем ». Упражнения для перераспределения мышечного тонуса Инструкция: «Передайте по кругу: стакан с горячим чаем, тарелку с супом, таз с мокрым бельем, пушинку, ежика, гирю, котенка ». нструкция : «Выйди и войди: как Пьеро, как Буратино, как Мальвина, как солдат, как Карабас Барабас , как Карлсон , как Бармалей и т. д .». Инструкция: «Изобразите движение в невесомости – прямое и попятное; движение по горячему песку при палящем солнце; перетягивание каната; движение по каменистой тропинке; по топкому болоту; по мху; по сугробам сквозь метель; изобразить отдых в высокой луговой траве, испытать наслаждение от легкого дуновения ветра». Инструкция: «Изобразите движения животных. Представьте себя каким-нибудь животным или птицей и воспроизведите движения». Инструкция: «Изобразите повара; фотографа; художника, парикмахера и т. д.». 39

Слайд 3

Развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за взрослым воспроизводить различные позы пальцев: • все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед; • 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак; • указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак; • 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы V; • 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак; • 2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак; • 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»); • 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены. 40

Слайд 4

Диагностика показателей межполушарного взаимодействия Проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь» Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: • ладонь на плоскости, • сжатая в кулак ладонь, • ладонь ребром на плоскости стола, • снова распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет первую пробу вместе со взрослым, затем повторяет ее по памяти 8-10 раз. Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками вместе. Задание доступно детям 6 лет и старше. Данный тест чувствителен к двум видам ошибок. В первом случае страдает переключение с одного движения на следующее в автоматизированном режиме: ребенок повторяется или делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них. 41

Слайд 5

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия Предлагаемые упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20–35 мин. в день. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45–60 дней. Желательно делать перерыв (две недели) КОМПЛЕКС № 1 Колечко. Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д . Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. 42

Слайд 6

Кулак-ребро-ладонь . Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости , сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола; выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении ребенок помогает себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя . Зеркальное рисование. Положить на стол чистый лист бумаги. Попросить ребенка взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Попросить его рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (по предложенному образцу). Ухо-нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью до наоборот ». КОМПЛЕКС № 2 Инструкция: «Постучи по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки». Инструкция: «Опираясь на стол ладонями, полусогни руки в локтях. Встряхивай по очереди кистями». Инструкция: «Соедини концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажми на пальцы левой, затем наоборот. Отработай эти движения для каждой пары пальцев отдельно». Инструкция: «Постучи каждым пальцем правой руки по столу под счет „1, 1–2, 1-2-3 и т. д.“. 43

Слайд 7

Инструкция : «Зафиксируй предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьми карандаш со стола, приподними и опусти его. Сделай то же левой рукой». Инструкция: «Раскатывай на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой». Инструкция: «Вращай карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону)». Инструкция: «По команде „Ухо!“ возьмись за ухо, по команде „Нос!“ – за нос». Взрослый не только подает эти команды, но и выполняет движения вместе с ребенком, допуская порой намеренные ошибки и провоцируя его на неправильные движения . КОМПЛЕКС № 3 Инструкция: « Стоя, опусти руки, сделай быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опусти руки вдоль тела ладонями вниз». 44

Слайд 8

Инструкция : « Стоя, сделай несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закрой глаза, представь себе, что летишь, размахивая крыльями ». Инструкция : «Бегай по комнате, размахивай руками и громко кричи. По команде остановись и расслабься». Упражнение можно выполнять, сидя или лежа на полу, размахивая руками и ногами. Инструкция: «Прижми ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимай пальцы по одному и называй их». Инструкция: «Встань на четвереньки и ползи, не задевая расставленные предметы на полу. Руки ставь крест-накрест». Инструкция: «Сидя на полу, вытяни ноги перед собой. Совершай движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно». Для занятия с группой детей может быть предложена групповая гимнастика. 45

Слайд 9

Рекомендуемая литература Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М., 2006. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика. – М., 2006. Белова Т.В., Солнцева В.А. Готовимся к школе. М., 2007. Заикин М.С., Синицина Е.И. 250 развивающих упражнений для подготовки к школе. – М., 2001. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. – Ярославль. 2006. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001. Семенович А.В. Комплексная методика психомоторной коррекции. – М., 1998. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. – М., 2003. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2003. 46


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие школьно-значимых функций и коррекция их недостатков через развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации».

Данный документ описывает методику японского учёного Йосиро Цуцуми и методику Т.В. Фадеевой по развитию мелкой моторики, позволяющих корректировать школьно-значимые функции....

Программа по развитию мелкой и артикуляционной моторики и лексико-грамматического строя речи дошкольников

В п В последнее десятилетие  увеличилось количество детей предшкольного возраста с недостаточной  сформированностью  всех языковых структур, с нарушением общей, мелкой и артикуляци...

Доклад "Особенности развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями"

развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями...

Презентация "Особенности развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями"

развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями...

«Развитие мелкой и общей моторики как средство физического воспитания детей, имеющих речевые нарушения»

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигатель­ными навыками у него развивается и координация движений. Формирование движений происходит...

Развитие мелкой моторики – залог успешного развития речи ребёнка

Источник знаний находится на кончиках пальцев» – так говорил В. Сухомлинский и мы с вами точно знаем, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи малыша.Одним из способо...

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА

Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физ...