Тема проекта: «Работа с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»
проект (4 класс)
Дети с ОВЗ являются частью нашего общества. Отношение к ним определяет уровень культуры и социального развития. Равнодушие и жестокость по отношению к таким детям ведут к духовной деградации всего общества. Таким образом, гармонично организованная работа педагогов образовательных учреждений с семьями, имеющими детей с ОВЗ – гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса, адаптации детей-инвалидов в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.ovz_.docx | 29.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта:
«Работа с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»
Выполнила:
Огнева Лариса Викторовна
учитель начальных классов
высшей категории
МКОУ СОШ №5 пос. Красочный
Ипатовского района
Ставропольского края
2018 год
Актуальность проекта. Дети с ОВЗ являются частью нашего общества. Отношение к ним определяет уровень культуры и социального развития. Равнодушие и жестокость по отношению к таким детям ведут к духовной деградации всего общества. Таким образом, гармонично организованная работа педагогов образовательных учреждений с семьями, имеющими детей с ОВЗ – гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса, адаптации детей-инвалидов в обществе.
Проблема: без поддержки семьи ребёнок с ОВЗ не в состоянии справиться с нагрузками обычной школы, медленно вливается в коллектив и может получить серьёзную психологическую травму, приводящую к домашнему обучению и одиночеству; дети с ОВЗ даже с нормальным и высоким умственным развитием требуют особого ресурсного обеспечения.
Цель проекта: создание программы психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
Задачи проекта:
- установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания;
-формирование у родителей адекватного отношения к ребенку;
-укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;
-расширение сферы общения семей;
-формирование навыков адекватного взаимодействия с окружающим миром;
-повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей;
-формирование навыков эффективной коммуникации;
-изучение, сохранение и передача семейных традиций и ценностей.
Ожидаемые результаты проекта:
1. В результате проведенной работы с родителями должна быть достигнута положительная динамика в формировании межличностных отношений родителей и детей.
2. Ожидается улучшение психологического климата в классах (до 25%) и в семьях (до 20%).
3. Снижение уровня тревожности у детей и родителей (на 15-20%).
4. Повышение активности родителей.
5. Ускорение адаптационного периода в коллективе до 1-2 недель.
Сроки разработки и реализации проекта: учебный год
Ресурсы проекта:
- Актовый зал
- Учебная аудитория с компьютерами
- Спортивная площадка
- Проектор, ПК, принтер, колонки, экран, бумага, канцтовары.
- Психолог, классные руководители, преподаватель физкультуры.
Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов (в области общей и коррекционной педагогики), а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в системе школьного образования. Следует подчеркнуть необходимость описания квалификации и специальной подготовки специалистов в общей педагогике и психологии, вовлеченных в процесс образования ребенка с ОВЗ (все варианты стандарта).
Материально - техническое обеспечение. Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процесс образования.
Информационное обеспечение включает необходимую нормативную правовую базу образования детей с ОВЗ и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса. Все специалисты должны иметь возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных специалистов. Должна быть организована возможность регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей.
В реализации проекта будут участвовать:
- семейные группы, сформированные на базе классов начальной школы;
- группа самоподдержки для родителей, выразивших желание принять участие в проекте;
- музеи, библиотеки.
Планирование проекта:
I этап. Диагностический
II этап. Коррекционный
III этап. Заключительный
Практическая часть проекта.
I этап. Диагностический
Для составления чёткой, ориентированной на решение конкретных задач программы необходимо пройти диагностический этап: наблюдение за семьями в неформальной обстановке, беседа с детьми и родителями, тестирование (определение стиля воспитания, отношения к семейным обязанностям, отношения ребёнка к родителям и наоборот, выполнения традиционных функций мужчины, женщины и ребёнка в семье).
Диагностический этап разбивается на 2 ступени:
1. До прохождения программы проходят тестирование как дети с ОВЗ (совместно с родителями), так и здоровые дети тех же классов (совместно с родителями).
2. После прохождения программы тестирование проходит только основная группа.
II этап. Коррекционный
Коррекционная работа - обучение эффективным способам общения с ребенком осуществляется путем проведения детско-родительских игр, тренингов, совместных занятий с детьми. Стимуляция оптимальных взаимоотношений между детьми и их родителями достигается успешно в семейных и детско-родительских группах, состоящих из нескольких семей. Групповая форма работы способствует конструктивному переосмыслению личностных проблем, формирует как эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, так и новые, более адекватные эмоциональные реакции, вырабатывает ряд социальных навыков, особенно в сфере межличностного общения. В этих целях используются детско-родительские игры.
В ходе коррекционного этапа реализации проекта планируется провести:
- 7 занятий для каждой детско – родительской группы.
Формирование групп происходит на добровольной основе. Комплектование проводится с учетом проблем, имеющихся у детей. Как правило, в группу входят дети близкого возраста: 7-8 и 9-10 лет.
Вместе с ребенком занятия посещает кто-то из родителей (можно по очереди), либо лицо, заменяющее родителя, но обязательно тот, кто непосредственно занимается его воспитанием. В особых случаях, когда конфликт отношений связан с одним из родителей, рекомендуется посещение группы именно этим родителем. Количественный состав группы 5-6 пар (10-12 человек).
«Таблица 1»
План занятий в детско-родительских группах
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов (практические занятия) |
1 | Вырази свои чувства | 2 часа |
2 | Полянка | 2 часа |
3 | Автопортрет | 2 часа |
4 | Разговор на листе бумаги | 2 часа |
5 | Мой силуэт | 2 часа |
6 | Семейный альбом | 2 часа |
7 | Разговор цветов | 2 часа |
Всего | 14 часов |
- 4 занятия для группы взрослых, которые будут способствовать росту реабилитационного потенциала и повышению уровня психолого – педагогической и социальной компетентности родителей.
«Таблица 2»
План работы с родителями
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов (практические занятия) |
1 | Знакомство | 2 часа |
2 | Путь доверия. Все мы чем-то похожи. | 2 часа |
3 | Воспитание без наказания. | 2 часа |
4 | Общение с ребенком. Мир детский и мир взрослый. | 2 часа |
5 | Мои чувства | 2 часа |
Всего | 10 часов |
- 2 выезда в музеи по выбору
С помощью средств музейной терапии происходит передача опыта человечества, накопленного во времени. В пространстве музея актуализируются базовые межпоколенные ценности, сохранение и передача которых является не только важнейшим условием развития общества, но и залогом сохранения ресурсного потенциала, стабильности семейных связей и гармонизации внутрисемейных отношений.
- 2 занятия в библиотеке
III этап Заключительный
- Проведение итогового мероприятия «Праздник семьи». Выставки и презентации работ семей – участников группы.
- Итоговое анкетирование семей по окончании проекта
«Таблица 3»
Календарный план реализации проекта
№ п/п | Наименование мероприятий | Срок реализации проекта в месяцах | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||
1 | Создание рабочей группы проекта | + | ||||||||
2 | Формирование групп | + | ||||||||
3 | Анкетирование семей – участников проекта | + | ||||||||
4 | Разработка программы занятий «Семейного клуба» | + | ||||||||
5 | Проведение информационной кампании о начале реализации проекта | + | ||||||||
6 | 7 занятий детско – родительских групп | + | + | + | + | + | + | + | ||
7 | 5 занятий для группы родителей | + | + | + | + | + | ||||
8 | 2 выездных мероприятия в музеи | В течение учебного года | ||||||||
9 | 2 мероприятия в библиотеке | В течение учебного года | ||||||||
10 | Проведение итогового анкетирования | + | ||||||||
11 | Проведение заключительного мероприятия | + |
Заключение
Психологическая поддержка является важным звеном в системе психологической помощи родителям детей с ОВЗ. Основная цель психологической поддержки – повышение восприятия родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с отклонениями в развитии ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях детей с ОВЗ, оптимизация их педагогического потенциала. Огромную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и детей.
Литература
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06
- Андреева, Т.В. Семейная психология (Текст): Учебное пособие / Т.В.Андреева - СПб: Речь, 2004.-244с.
- Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования (Текст): Учебное пособие/ О.А.Карабанова – М.: Гардарики, 2005.-320с.
- Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. (Текст)/ И.М. Марковская – СПб: Речь, 2005.-150с.
- Осипова, А.А. Общая психокоррекция (Текст):Учебное пособие/ А.А.Осипова- М.: Сфера,2002.-510с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336с.
Приложение.
Психогимнастическое упражнение «Поменяйся местами…» «Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть сестры”, и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы больше узнать друг о друге».
Упражнение «Разговор двух рук». Работа с сухими художественными материалами. Каждый участник группы выбирает два
художественных материала (это может быть сухая пастель, масляная пастель,
восковые мелки, уголь, сангина, цветные карандаши или фломастеры), затем
берет чистый лист бумаги и прочно закрепляет его на горизонтальной
- поверхности, находит себе место в пределах рабочего помещения и комфортно устраивается. При звучании спокойной музыки берет художественный материал в обе руки и «разрешает» им свободно двигаться по поверхности листа. Окончание музыки будет сигналом для завершения этого упражнения. Затем все участники вновь собираются в круг и обсуждают проделанную работу следующим образом: сначала дают название своему рисунку, затем делятся с окружающими своими чувствами и переживаниями, возникшими во время рисования.
Психогимнастическое упражнение «Атомы». Инструкция: «Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и я время от времени буду говорить какое-то число, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы потри атома в каждой. Молекулы выглядят так (тренер вместе с двумя участниками группы показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями). Последнее число, которое называет ведущий, будет число два. Таким образом, группа разделилась на пары.
Упражнение «Слепой и поводырь». Участники группы разбиваются на пары. Один участник пары – «слепой», он закрывает глаза, а другой – «поводырь». Задача поводыря – охранять своего напарника, когда тот будет передвигаться по пространству комнаты, 15 минут участники упражнения меняются ролями. Обсуждение упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с семьёй ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Дети, имеющие проблемы в развитии, — сложная и разнообразная группа. Различные нарушения развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей. Как подчеркивают психологи и с...
Тема: Индивидуальный маршрут психологического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка.
Чтобы знать, чему обучать, и найти наилучшие методы и приемы воспитания и обучения, олигофренопедагогу необходимо знать особенности психики учеников вспомогательной школы, т е. знать психологию умстве...
Основные пути развития, реабилитации, социализации и интеграции в обществе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями, обучающимися на дому по состоянию здоровья (ДЦП), заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со с...
Статья на тему: «Работа с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья».
Семья - это социальный институт, базовая ячейка общества, где её члены связаны общностью быта, вступлением в брачные отношения; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей. Так случается, ...
Работа с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Семья - это социальный институт, базовая ячейка общества, где её члены связаны общностью быта, вступлением в брачные отношения; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей. Так случае...
Методическая работа с педагогическим коллективом по организации взаимодействия с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье речь идет о методах и приёмах работы педагогов по организации взаимодействия с семьёй ребёнка с ОВЗ....