родительские собрания
план-конспект занятия (2 класс)
родительские собрания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mudraya_vospitatelnitsa-radost.docx | 21.34 КБ |
ekologocheskoe_vospitanie.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: «Мудрая воспитательница — радость»
Цели:
— обратить внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье;
— формировать культуру общения родителей и детей, умение видеть отрицательные и положительные моменты в воспитании детей;
— предложить родителям практические рекомендации по воспитанию и развитию личности ребенка.
Участники: родители учащихся второго класса, классный руководитель.
Подготовительная работа
I. Классный руководитель изучает психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания и подбирает книги и журналы для выставки.
II. Классный руководитель проводит предварительное анкетирование родителей, которые отвечают на вопросы двух анкет. С ответами родителей знакомятся члены родительского комитета и готовят на основе полученного материала выступление.
Анкета 1. «Эмоциональные состояния ребенка»
1. Эмоционален ли ваш ребенок?
2. Умеет ли ваш ребенок радоваться?
3. В каких случаях ваш ребенок проявляет радость, восторг?
4. Считаете ли вы необходимым для ребенка поддерживать его состояние радости, удовольствия?
5. Каким образом вы это делаете?
6. Проявляет ли ваш ребенок негативные эмоции?
7. В каких случаях он это делает?
8. Как вы помогаете своему ребенку преодолевать негативные эмоции?
9. Боится ли ваш ребенок говорить вам о своих неудачах?
10. Считаете ли вы проблему эмоционального состояния школьника значимой для обсуждения в ходе родительского собрания?
Анкета 2. «Поощрение и наказание детей в семье»
1. Можно ли воспитывать ребенка без наказаний?
2. Что может послужить в вашей семье поводом для наказаний?
3. Как реагирует ваш ребенок на наказание?
4. Как вы ведете себя по отношению к ребенку после того, как наказали его?
5. Как долго ваш ребенок помнит наказание?
6. Какие меры наказания в вашей семье исключены?
III. Учащиеся отвечают на вопросы двух анкет. Классный руководитель анализирует ответы учащихся и готовит сообщение о результатах анкетирования детей.
Анкета 3. «Мое эмоциональное состояние»
1. Чаще всего я радуюсь, когда ...
2. Чаще всего я смеюсь, когда ...
3. Чаще всего у меня хорошее настроение, когда ...
4. Чаще всего я обижаюсь, когда ...
5. Мне плохо, когда меня ...
6. Мне хорошо, когда меня ...
Анкета 4. «Поощрение и наказание в семье»
1. Как часто тебя наказывают?
2. Что может послужить поводом для наказания?
3. Боишься ли ты наказаний?
4. Как часто тебя поощряют?
5. Как тебя поощряют?
6. Ждешь ли ты поощрения?
IV. Учащиеся с классным руководителем изготавливают книжку-малышку своих рассказов под названием «Можно и нельзя нашего дома».
V. Классный руководитель организует конкурс детских рисунков на тему «Поезд под названием "Жизнь"».
VI. Классный руководитель готовит памятку для родителей.
Памятка «Радости»
♦ От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение «со мной все в порядке», «я — хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение «со мной что-то не так», «я — плохой».
♦ Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем. Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
♦ Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.
♦ Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
♦ Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и другим людям.
♦ Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
♦ Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
♦ Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.
VII. Учащиеся на уроках труда изготавливают «книжечки» участников собрания (альбомный лист, сложенный пополам, с вопросительным знаком на обложке). Каждый родитель имеет возможность записать сюда вопросы классному руководителю или администрации школы, которые появились у него до родительского собрания или в ходе его.
Оформление, оборудование, инвентарь:
— в центре классной доски — название родительского собрания;
— выставка книг и журнальных статей для родителей;
— выставка творческих работ учащихся;
— книжка-раскладушка;
— ручки, «книжечки» для записей;
— памятка родителям.
* * *
I. Организационный момент
Председатель родительского комитета открывает собрание: объявляет повестку собрания, обращает внимание родителей на «книжечки», в которые можно записывать вопросы, возникающие по ходу собрания. Из участников собрания избирается рабочая группа.
II. Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые папы и мамы! Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться прожитому дню, были уверены в своих силах, умели бороться с трудностями, сохранять душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях. Существуют понятия, которыми мы часто пользуемся, не всегда осознавая до конца их истинный смысл. Что обозначают слова «нравственность», «мораль», «гражданственность», «идейность», «личность»? Каждый в какой-то степени может охарактеризовать их. Однако, задумавшись более глубоко, многие придут в замешательство. Быть человеком, быть личностью? Кто формирует личность? Становление личности начинается с рождения, а заканчивается с последним ударом сердца. Развивая свою личность, человек освобождает себя от всего, что мешает гармоничной жизни. Микеланджело однажды пошутил, отвечая на вопрос, как он работает: «Беру долото и отсекаю все лишнее». Примерно так же человек «делает себя». Надо продумать правила жизни. Уже в детстве ребенок понимает, что такое хорошо и что такое плохо, т.е. осознает первые заповеди нравственного поведения.
Нравственность любого ребенка начинается в семье. Бестактность, грубость, враждебное отношение к людям возникают, как правило, из-за недостатков воспитания в детские годы. Нравственность ребенка возможна там, где нет лжи, где существует вера друг в друга, тепло и добро дома. Именно в этом возрасте у детей начинают активно проявляться личные качества характера. Именно в этот период времени родителям стоит задуматься о том, насколько ребенок может уживаться в детском коллективе, каково ему в нем.
III. Основная часть
Классный руководитель. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает семья. «Говорят, что несчастие — хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному», — говорил А.С. Пушкин. Чувствовать себя счастливым — естественно для ребенка. Он весь обращен навстречу радости, всюду ищет ее и старается найти. Ребенок, лишенный радости, становится вялым, гаснет его взор, силы его дремлют в бездействии. Радость необходима ему, как кислород. Атмосферу радостного детства надо тщательно оберегать, потому что в ней заложен источник развития. Радость — мудрая, добрая воспитательница. Для духовного роста радость необходима так же, как солнечный свет и воздух для физического развития. Некоторым родителям кажется, что ребенок больше всего радуется, когда они покупают ему что-то. Но этой малой радостью не заполнишь той пустоты, которая образуется в душе, если нет радости победы над своими слабыми силами, радости преодоленной трудности, достигнутой цели, самостоятельного поступка. Радость проявленной честности, смелости — все это необходимо ребенку для его нормального развития.
Классный руководитель и председатель родительского комитета рассказывают о результатах проведенного до собрания анкетирования родителей и учащихся (анкеты 1, 3).
Никто не обижает детей гак часто, как его собственные родители своим непониманием, несправедливыми упреками, наказаниями. Ребенок долго носит в себе обиду, она отбирает силу и энергию у личностного развития. Более того, если вовремя не устранять обиды, со временем у ребенка может развиться состояние, которое психологи называют комплексом «несчастного сознания». Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным из- за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к нему методы наказания.
Классный руководитель и председатель родительского комитета рассказывают о результатах проведенного до собрания анкетирования родителей и детей (анкеты 2, 4).
Насилие и принуждение в воспитании приводят к тому, что ребенок перестает быть жизнерадостным. Сохранить присущую детям жизнерадостность — одно из важнейших условий развития у них стремления к творчеству.
Притча
Гуляла семья в лесу и сбилась с дороги. Видят — киоск на поляне. На нем надпись: «У нас есть все». Купили они папе пилу для камней, маме — платье, меняющее цвет по настроению, дочке — куклу, умеющую говорить. Ушла семья довольная. А продавец загрустил: «Опять не понадобились шлем для творчества, машина времени, самолет для полетов во сне и наяву. Опять придется только пыль с них вытирать».
Каждая семья надеется на то, что ребенок, которого они растят, сможет состояться во взрослой жизни. Без способности к творчеству, без развитого интеллекта сделать это достаточно трудно. Психологи считают творчество критерием развития личности. В формировании личности большую роль также играет самооценка. В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя...». Психологи ставят самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в развитии личности. Чтобы определить уровень самооценки, совсем необязательно обращаться к специалисту. Вот один из способов.
Нарисуйте на чистом листе бумаги лесенку из десяти ступенек. Дайте ребенку такую инструкцию: «Представь себе, что на верхней ступеньке этой лесенки находятся самые лучшие дети на свете: самые красивые, самые умные; у них все получается быстро, хорошо, легко; их любят родители, их хвалят учителя, у них много друзей. А на самой нижней ступеньке — те, кто прогуливает школу, плохо учится, не слушает родителей, с кем никто не хочет дружить, кого часто ругают родители. Все остальные дети находятся на других ступеньках: одни выше, другие ниже. Подумай, где твое место на этой ступеньке в данный момент, и нарисуй себя на этой ступеньке». Если ребенок поместил себя на одной из трех нижних ступенек — это тревожный симптом. Похвала, поощрение, одобрение повышают его самооценку.
IV. Коллективное обсуждение родителями проблемных вопросов
Родительский комитет и классный руководитель стимулируют присутствующих на собрании выразить свою точку зрения по вопросам:
♦ Как объяснить ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
♦ Как научить ребенка совершать нравственные поступки?
V. Заключительное слово классного руководителя
Развитие личности осуществляется успешно лишь при условии, если обеспечена эмоционально здоровая настроенность ребенка, если удовлетворяется его стремление к романтике, красоте, общению, деятельности. В радостном упоении жизнью ребенок развивается наиболее активно и гармонично.
Родителям вручается памятка.
Памятка «Ритуалы, которые нравятся детям»
♦ Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
♦ Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия.
♦ В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для родителей и детей.
♦ На ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым.
♦ В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
♦ Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.
♦ Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.
Классный руководитель благодарит родителей за активное участие в собрании. Родители знакомятся с выставкой литературы.
VI. Решение родительского собрания
1. Принимать своего ребенка таким, какой он есть, отмечать его достижения, проявлять глубокую заинтересованность к его делам, его успехам.
2. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
3. Использовать в воспитании своих детей советы классного руководителя и предложения родителей, высказанные на родительском собрании.
4. Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие.
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
ТЕМА: «Экологическое воспитание младших школьников»
Цель: способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, воспитание на примере старшего поколения и традиций семьи внимательного, сознательно бережного отношения к животным и окружающей природе.
Участники: родители учащихся класса, классный руководитель; в устном журнале «Наша чистая планета» принимают участие учащиеся класса.
Подготовка.
I. Члены родительского комитета рассылают приглашения родителям на родительское собрание.
II. Сообщается семьям информация о конкурсе поделок из природного материала.
III. Организуется конкурс детских рисунков о природе.
IV. Классный руководитель проводит сбор фотографий о природе и проявлении чувства любви к ней.
V. Учащиеся отвечают письменно на четыре вопроса:
/. Приходилось ли вам сажать деревья вместе с родителями?
2. Какую пользу приносят птицы?
3. Приходилось ли вам собирать корм для птиц ?
4. Чем вы кормите птиц зимой ? Как часто ?
VI. Готовится устный журнал «Наша чистая планета».
VII. Классным руководителем готовится выставка книг и журналов по теме собрания.
Оформление, оборудование и инвентарь. В классной комнате оформляются фотостенд, выставка детских рисунков о природе и семейных поделок из природного материала. Парты расставляются так, чтобы образовался «круглый стол». На классной доске помещаются плакаты с изречениями великих людей:
— «Человек, который понимает природу, — благороднее, чище» (Л.М. Леонов);
— «Надо иметь не только глаз, но и чувствовать природу. Надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной» (И. И. Левитан);
— «Все человеческое в человеке должно быть воспитано» (А.С. Макаренко);
— «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства» (П.И. Чайковский).
Ход проведения.
I. Организационный момент.
Тихо звучит запись песни Ю. Антонова «Не рвите цветы». Присутствующие рассматривают выставки, принимают участие в определении лучшего детского рисунка и поделки из природного материала. Собравшиеся занимают места за круглым столом.
II. Вступительное слово председателя родительского комитета:
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни. Сегодня мы решили на родительском собрании поговорить об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное — вместе подумать о том, как можно в школе и семье воспитывать у детей чувство любви к этому миру
Предлагаем всем участникам нашего собрания высказать свою точку зрения по следующим вопросам:
1. Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется?
2. Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие — нет?
3. Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как проходят такие прогулки?
4. Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе?
5. Был ли у вашего ребенка хороший поступок по отношению к природе? Какой?
6. Приходилось ли вам вместе с ребенком сажать деревья, заготавливать корм для зимующих птиц, кормить их, собирать лекарственные травы?
7. Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?
III. Родители высказывают свои суждения по одному или нескольким вопросам. Председатель родительского комитета и классный руководитель пытаются так организовать коллективное обсуждение вопросов, чтобы каждый присутствующий на собрании выразил свою точку зрения.
IV. Выступление классного руководителя:
Формирование у детей соответственного отношения к природе — сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства — в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик. Надо стараться пробудить в детях, прежде всего, интерес к природе, побуждать их к наблюдениям за явлениями природы, учить сравнивать, делать выводы. Великий педагог В.А. Сухомлинский точно заметил: «Наблюдения необходимы ребенку, как солнце, воздух и вода необходимы растению, и для того, чтобы ребенок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в белой березе — девицу в белом сарафане, — для этого надо бывать на природе, останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть»
V. Родители объединяются в четыре микрогруппы для поиска наиболее правильного решения следующих ситуаций:
Первая микрогруппа. Вы вышли с ребенком на улицу. После ярких солнечных дней стало пасмурно и ветрено. «Опять погода испортилась», — подумаете вы. А что скажете ребенку? О чем вы будете с ним говорить?
Вторая микрогруппа. Прогулка по лугу дарит возможность увидеть множество полевых цветов, порою очень редких. Вам повстречались синеглазые колокольчики. Их так много, что луг будто тихонечко звенит от их покачивающихся головок. Рука ребенка тянется сорвать цветок, другой. Какими будут Ваши слова?
Третья микрогруппа. На фоне записи пения птиц вниманию родителей предлагается ситуация.
Сынишка подходит к матери, которая стирает белье:
— Мамочка, поехали сегодня в лес, там птичкам есть нечего. Мы им корм отвезем.
— Займись чем-нибудь, сынок, ты видишь, я занята, — отвечает она.
Как бы вы поступили в данной ситуации?
Четвертая микрогруппа. Как помочь ребенку побороть неприязнь, страх к некоторым животным?
(Задания микрогруппам составлены на основе публикаций Н.М. Метеновой в журнале «Начальная школа».)
VI. Заключительное слово классного руководителя.
От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу — значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.
Чувством любви к природе, утверждают психологи, наделяется далеко не каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Мамы, папы, бабушки и дедушки, вы являетесь первыми проводниками детей в природу. Под сенью леса постарайтесь преподнести им уроки доброты, честности, мужества.
Решение собрания.
1. Считать воспитание у детей любви к природе важнейшим направлением совместной деятельности педагогов школы и родителей.
2. Провести совместно с учащимися и родителями операцию «Муравей».
3. Родителям вместе с детьми сделать кормушки для птиц, собирать корм для них, подкармливать их каждый день.
Родители приглашаются на устный журнал «Наша чистая планета» Вступление: звучат колокольные звоны.
Учитель: Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни торжеств и людских бед, когда человеческому голосу не под силу было выкричать боль.
По ком звонят колокола сегодня? Они звонят по каждому из нас, живущему на планете Земля.
Моя планета — человечий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава — Океан?
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу! (Учитель держит глобус.)
Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас учеными-экологами проводится «врачебный» осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибает?
Многие серьезные специалисты указывают на гигантские «гнойники» на теле Земли — свалки. Они вызывают боль и отвращение. «Шрамы» на теле Земли — асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать землю. В опасности и «легкие» планеты — леса. «Полысение» планеты сегодня отчетливо видно из космоса. Возникает угроза потерять «легкие» Земли. Затуманились «глаза» Земли — озера, моря, океаны. Наша планета — планета океанов. Три четвертых части поверхности ее занято морями и океанами. Известный норвежский ученый Тур Хейердал написал: «Посреди океана, открытого для Европы Колумбом, теперь нельзя руку сунуть в воду, чтобы не вымараться в грязи...» Ученый имел в виду огромные нефтяные пятна на поверхности океана.
Есть просто храм.
Есть храм науки.
А есть еще природы храм —
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он — свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Ребята, то, что вы видите здесь, — журнал, хоть и необычный. Его название «Наша чистая планета». Этот журнал живой. Каждую его страницу готовили наши корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено.
Первый корреспондент:
Я буду говорить вам об этом голубом поле. (Показывает.) Но сначала вы должны догадаться, о чем речь:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. Что это? (Воздух.)
Речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, привыкли называть его небом.
Выше леса, выше гор.
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной.
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой.
Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы, пыль и выхлопные газы? Что же мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (Учащиеся отвечают на вопрос.) Верно. Соблюдать чистоту, сажать растения, беречь зеленых наших друзей. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени.
Учитель: Мы правильно объяснили, как сберечь воздух чистым. Мы уничтожили микробов, грязь и пыль — и небо снова стало чистым, голубым.
Если мы сумеем очистить небо над всей планетой — наша планета выздоровеет и будет счастлива!
Теперь следующая страничка нашего журнала. Посмотрите, что же это такое? Какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем нашего следующего корреспондента и его помощников.
Второй корреспондент:
Зеленая страничка нашего журнала — страничка жизни. А почему она зеленая? (Отвечают учащиеся.)
Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.
Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь мелькает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,
Человек природе друг!
Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, под каждым из них растения или животные, которые занесены в Красную книгу. Красный цвет книги — запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя! Записано в Красную книгу 295 видов зверей и 312 видов птиц.
Страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По тому, на странице какого цвета содержится информация о данном животном, можно сразу определить, в каком положении оно находится. Сначала идут чёрные страницы. На них записаны те животные, которых мы больше не увидим. Это большерогий олень, саблезубый тигр, странствующий голубь и другие.
На красных страницах книги записаны особо редкие, исчезающие животные. Их мало, но ещё можно встретить. Это лошадь Пржевальского, синий кит, полосатая гиена.
На жёлтые страницы занесены животные, количество которых стремительно уменьшается. Это амурский тигр, морж и другие.
На серых страницах записаны названия животных, которые до сих пор мало изучены. (жук—геркулес, слоновая черепаха)
На белых страницах записаны животные, численность которых всегда была не велика.(белый медведь, снежный барс, утконос.)
Последние страницы Красной книги зелёные. В них записаны животные, которых удалось спасти от вымирания. (бурый медведь.)
Главная наша забота — чтобы ни одно живое существо больше не попало в черные списки Красной книги.
Учитель: Ребята, какие исчезающие растения и животные Хакасии вам известны? (Дети называют.)Знакомство с Красной книгой республики Хакасия.
Какие же животные ждут нашей помощи?
Бабочка: Мы, бабочки, украшаем леса, сады, парки. Особенно хороши мы весной. Но, к сожалению, наша красота нас же и губит. Увидев бабочку, люди стараются ее поймать. Какой жалкой и несчастной выглядит пойманная бабочка, когда трепещет поломанными крылышками. Вы знаете, от птиц мы умеем защищаться. Например, бабочка Аполлон в минуту опасности падает на спину и «шипит» — скребет лапками. Это пугает птицу. А вот от человека защиты нет.
Лось: Лось не убегает ни от медведя, ни от волка. Принимая бой, он выходит победителем. Он может постоять за себя. Только человек оказывается сильнее лося.
Утро синее тихо
Занималось в лесу,
Шла тропинкой лосиха,
Осыпая росу.
Рядом с ней без тревоги
И доверчив, и рыж,
Семенил длинноногий,
Горбоносый малыш
Изучал на примерах
Он повадки ее.
А рука браконьера
Поднимала ружье...
Оступилась лосиха,
Осыпая росу,
И опять стало тихо
В оглушенном лесу.
Ж а б а: А я расскажу вам про жабу. Во все времена люди боялись и уничтожали жаб. Да, есть у жабы ядовитые железы, выделяющие беловатую маслянистую жидкость. Вероятно, поэтому родилась легенда, что от этой жидкости появляются бородавки. Но это вымысел. Яд у жабы для того, чтобы защищаться от нападающих животных, но ни отравить, ни убить он никого не может. Жабы вообще никогда ни на кого не нападают. Зато приносят человеку пользу, съедая много вредных насекомых. Огородники даже специально приносят к себе на огород жаб. А в Англии и Франции их продавали на рынке.
Ученик: А теперь давайте отправимся с вами на волшебную «Полянку здоровья».
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем,
В книгу Красную они Уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху.
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Знаете ли вы целебные травы Хакасии? (Учащиеся называют известные им целебные трав, показывают их.)
Известно свыше 12 000 видов лекарственных растений. С глубокой древности многие из них применялись в народной медицине и недаром их называют травами здоровья, жизни. Но знайте, что собирать эти растения можно только там, где не проходит рядом автомагистраль, не дымит завод, не обрабатывались химикатами леса и поля.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты.
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
***
Жарки (Н.Тинников)
Весна одела в дорогой наряд,
Горы высокой склоны.
Как будто пламенем горят
Везде цветов бутоны.
Не зря в народе нарекли
Цветы жарки красой Земли.
Учитель: Посмотрите на наше поле. Эти черные круги и квадраты мы сможем убрать, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений было много кругом? (Отвечают учащиеся.)
Мы запомним эти правила и сможем убрать черные круги. Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами эти растения — природу.
Но наше поле еще портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать квадраты? (Ответы детей, затем убираются квадраты.)
Эти животные и другие пострадали от человека: бабочка из-за своей красоты, хищные птицы из-за непонимания людьми их роли в природе, а лягушки и жабы из-за своего внешнего вида.
Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку и послушаем третьего корреспондента.
Третий корреспондент:
Ни умыться, ни напиться
Без воды,
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Эта страничка о воде. Где больше воды на Земле? (Отвечают учащиеся.) А где еще находится вода? (Звучат ответы.) Снег — это тоже вода, и облака — вода. В океане вода какая? (Учащиеся отвечают.) А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой. Чистые ли воды океанов, морей, рек? (Ответы учащихся.)
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги.
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету.
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету.
Черные сотрешь ли, Человек?
Учитель: Посмотрите на наше поле — как много на нем грязных пятен! Сможем ли мы очистить это поле, чтобы наша планета выздоровела? Что надо сделать ? (Учащиеся отвечают.)
Мы убрали все черные пятна с нашей Земли. Посмотрите! Наша планета выздоровела! Ей хорошо в чистом мире!
Ребята!
Вспомним пушкинскую «Сказку о золотой рыбке». В ней есть предупреждение нам, сегодняшним жителям Земли. В золотой рыбке мы увидели Природу — мудрую, строгую, щедрую, а в жадной старухе — самих себя! Сказка подсказывает
Человек! Обуздай свою алчность, чтобы не остаться в конце концов у разбитого корыта!
Будем же беречь нашу Землю!
Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности.
Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня!
9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...