Открытое родительское собрание в 4 классе по теме "Взаимоотношения в семье, как основа взаимопонимания"
методическая разработка (4 класс)
Семья – колыбель духовного рождения человека.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_roditelskoe_sobranie_otnoshenie_v_seme_kak_osnova_vzaimoponimaniya.docx | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ КАК
ОСНОВА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ»
Родительское собрание
Класс: 4 класс
Форма проведения: диспут
Тема: Отношения в семье как основа взаимопонимания
Задачи:
- обсудить с родителями проблему отношения в семье как основа взаимопонимания;
- формировать у родителей культуру понимания проблемы и путей её преодоления;
- дать рекомендации;
- развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях.
В классе выделяются за партами три места работы для микрогрупп родителей. Эти места помечаются отличительными значками.
На левой стороне классной доски пишутся «крылатые слова» по теме собрания:
- «Детей наказывай стыдом, а не кнутом» (пословица).
- «Каковы батьки-матки, таковы и дитятки» (пословица).
- «Отец должен быть для своих детей другом, а не тираном»
(В. Джоберти – итальянский политический деятель).
Ход собрания
Вступительное слово
- Здравствуйте, слово какое чудесное,
Доброе, красивое, чуточку нежное.
- Здравствуйте, скажем мы новому дню,
Здоровья желаю всем и всему!
– Сегодня мы будем работать в микрогруппах, обмениваться мнениями, дискутировать на тему: «Отношения в семье как основа взаимопонимания».
- Для того, чтобы мы все настроились, не стеснялись высказывать свою точку зрения, хочу начать наш разговор с заповеди Джуны Давиташвили
«Я - человек»
«Я – человек, я – такой же человек, как и все,
Но немножечко другой.
Я хочу понять и полюбить других.
Надеюсь, что и другие поймут и полюбят меня.
Я ставлю перед собой цель
И постараюсь каждый день идти к этой цели.
Ведь смысл жизни нельзя дать.
Его можно найти.
Я буду его искать, а для этого мне нужно научиться ВЕРИТЬ, НАДЕЯТЬСЯ, ПРОЩАТЬ и ЛЮБИТЬ».
- Слово «семья». Как много существует определений этого слова.
- Давайте и мы сегодня дадим определение понятия «Семья». Доскажите слово. В семье есть старшие и младшие. Так вот, Семья – это… (работа с доской).
Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.
- Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, с коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем за детей тревогу и беспокойство, волнение и страх? Сегодня мы попытаемся вместе найти причину и решение этой проблемы. Сейчас я хочу вам прочитать Китайскую притчу, а вы внимательно послушайте.
Работа с китайской притчей «Ладная семья».
Жила-была на свете семья, Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силён был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочёл владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это всё?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.» И, подумав, добавил: - «И мира тоже.»
Обсуждение с родителями притчи
– Что вы можете сказать об этой притче? (Родители высказывают своё мнение).
– Какие взаимоотношения должны быть в семье?
– Что для этого нужно делать? Какие условия создавать?
- На эти и многие другие вопросы нам сегодня предстоит с вами ответить.
Родительский практикум-игра «Корзина чувств».
– Уважаемые родители у меня в руке «Корзина чувств», давайте напишем те чувства, которые нас беспокоят при обсуждении данной темы. (Родители пишут чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают и опускают в корзину).
- Если в течении собрания вы сможете избавиться от этих чувств, вы заберете этот листочек из корзины. Если же наше родительское собрание вам не поможет разобраться с этой проблемой, мы поработаем с вами индивидуально. Знайте, ваши чувства никто раскрывать не будет.
Слово педагога
В выступлении используются материалы книг «Диалоги о воспитании», «Научить быть человеком» Н.Е. Щурковой, «Микроклимат семьи» Л.Е. Ковалевой, «Семейные традиции» Л.Д. Сусловой
Семья – колыбель духовного рождения человека.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми.
Оправдывая свои действия, родители ссылаются на различные примеры из истории человечества. Да, мы знаем, какую жесткую школу воспитания проходили мальчики на мужской половине дома в Древней Спарте. Но ведь из них готовили сильных, мужественных, бесстрастных и беспощадных воинов.
Или индейские племена, где четырехлетних мальчиков на 12 лет отправляли в другой лагерь, в котором воспитатель учил их всем премудростям жизни, воспитывал отважных воинов, охотников, следопытов. Индейцы считали, что у воина должно быть суровое сердце, холодный рассудок, твердая рука, и потому мальчики должны были расти далеко от матери, не зная ее нежности и ласки. Такое воспитание обусловливалось особенностью жизни индейских племен, их постоянной борьбой с природой и с врагами за выживание.
В последнее время получило распространение такое понятие, как синдром опасного обращения с детьми – это поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психической и нравственной травмы. Понятие синдром опасного обращения с детьми включает в себя различные варианты: от физического наказания, угрожающего жизни ребенка, до неправильного воспитания.
Дети первые, кто пострадал, глубоко и трагически, от дефицита времени у взрослых. Возникла проблема детей как обузы, «лишних детей», шире стали применяться физические воздействия.
Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И, чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше.
Только преобладание оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой создает то, что можно назвать семейным очагом.
Он собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость. Недаром А.С. Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети – будьте счастливы».
Дети по самой природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Им все мало, им хочется быть участниками каких-то событий, радостных волнений. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Дети, как губка, впитывают все, что происходит вокруг них. Они не умеют хитрить и приспосабливаться. И часто их представления об увиденном могут быть ошибочными.
«…Катя, я тебя так люблю! Когда я вырасту, ты будешь моей невестой.
- А как же Маша из детского сада? Ты раньше говорил, что она будет твоей невестой.
- А Маша пусть будет моей женой.
- Так не бывает: невеста и жена – это одно и то же лицо.
- Нет! Невеста – это которую любят, а жена – это кто готовит еду! – возражает мальчик».
Мальчик живет около дворца бракосочетаний: он каждый день наблюдает, как относятся к невесте, как много предназначено ей улыбок, как много цветов, как красиво ее платье…
Невеста… Красивая и нарядная, которую несут на руках, которую все целуют и поздравляют.
А дома мама… Усталая, измученная, в старом халате, мечется между кухней и ванной. Мама, которая обязана приготовить, покормить, убрать, постирать. Мама, которую не то, чтобы на руках носить, поблагодарить забывают.
Часто, читая произведения художественной литературы или знакомясь с жизнью выдающихся людей, мы восхищаемся дружбой, добротой, взаимопониманием, царившими в тех или иных семьях.
Как весело, азартно умели играть и взрослые, и дети, собравшись все вместе вечером. В какие праздники превращались их семейные обеды и ужины.
Куда ушло это из наших семей? Семейная трапеза – какая это прекрасная традиция, как сближает она людей, какое счастье общения заключено в ней.
В наш стремительный век, когда все заняты, все спешат и бегут, можно встретить много семей, где эта простая и необходимая семейная традиция не соблюдается, где дети хватают куски и едят на ходу, где взрослые спешат быстро поесть в одиночку и убежать по своим делам. Среди взрослых живет одинокий ребенок. Да, он одет, накормлен, опекаем, но ему не хватает внимания и общения.
С помощью родителей у ребенка постепенно закладываются представления о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой ребенок вырос, становится моделью его будущей семьи.
……………………………………………………………………………………
А ведь бывают и другие семейные праздники – радостные и светлые, добрые и веселые – праздники, которых ждут и о которых помнят.
Это была самая обычная семья: отец, мать и три дочери. Большого материального достатка в семье не было, но каждый год для детей устраивали праздник. В середине самой большой комнаты ставили нарядную елку, писали сценарий, готовили подарки. И вот наступал долгожданный Новый год. На праздник приходили друзья девочек. Дети пели песни, рассказывали стихи, вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой водили хороводы. В конце праздника Дед Мороз привозил на санках отобранный у Бабы Яги большой мешок, доставал из него подарки и вручал их детям.
Гасли огни елки, расходились по домам гости, и все с нетерпением ждали нового праздника.
С тех пор прошло много лет. На месте старого дома стоит новый. Нет в живых отца и других участников праздника, старенькой стала мама, а у девочек уже свои взрослые дети. Но в памяти до сих пор хранится и тот дом, и елка, и друзья детства, и родители, молодые и красивые, подарившие девочкам прекрасные праздники, замечательную семейную традицию.
- В современном мире важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, которая даёт возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.
В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.
Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребёнок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.
Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребёнок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.
Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении.
Анкетирование
– Сейчас я хочу с вами провести анкетирование, которое поможет вам понять какие у вас взаимоотношения в семье.
Анкета
Считаете ли Вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
Интересуются ли дети вашей работой?
Знаете ли Вы друзей своих детей?
Участвуют ли ваши дети с вами в хозяйственных делах?
Есть ли у вас общие занятия и увлечения?
Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
Предпочитают ли дети, чтобы во время праздников Вы были вместе с ними.
Бываете ли вместе с детьми на выставках, концертах, театрах?
Обсуждаете ли Вы с детьми телепередачи?
Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги?
Есть ли у вас общие занятия, увлечения?
Участвуете ли Вы в экскурсиях, походах, прогулках?
Предпочитаете ли Вы проводить свободное время с детьми?
Обработка результатов:
За каждый положительный ответ ставится 2 балла;
За ответ «иногда» - 1 балл;
За отрицательный ответ – 0 баллов.
20 баллов – у Вас благополучные отношения с детьми.
10 – 19 баллов – отношения удовлетворительные, но недостаточные, односторонние. Посмотрите, где стоят у Вас отрицательные ответы.
9 баллов и ниже – контакт с детьми не налажен.
- Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.
Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создаёт у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят своё отношение к родителям на весь мир взрослых людей. Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь, разочарование в своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают.
Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.
Практическая работа с родителями
- Как я уже говорил сегодня, о взаимоотношениях в семье, о поощрениях и наказаниях, о доброте и нежности, о семейных праздниках и традициях поведем мы разговор на нашем собрании.
- Каждая группа в течение 5-6 минут проводит коллективное чтение предложенного текста, анализирует мнения, делает обобщающие выводы, вырабатывает групповой ответ на заданные вопросы, записывает его на специально отведённом месте и готовит 1 представителя от группы для выступления, а затем, когда родительские группы коллективно обсудят, проанализируют мнения, напишут свои ответы на листах, представители от групп зачитывают свой текст и сообщают выработанный групповой ответ, обобщающий вывод на заданные вопросы, записанный на специально отведённом месте.
- Выступления представителей от каждой группы.
1-я группа – текст «Обнять, прижать, потормошить…» и вопросы: «Нужно ли ребенка ласкать? Не будет ли это баловать его?»
2-я группа – текст «Ремень по наследству» и вопросы: «Нужно ли наказывать ребенка? Как? Оправдывают ли себя физические меры наказания?»
3-я группа – текст «Из биографии Саньки…» и вопрос: «Способствуют ли семейные праздники и традиции правильному развитию отношений между членами семьи?»
- Для выяснения результативности коллективного обсуждения проблем построения взаимоотношений в семье, предлагаю вам попробовать найти правильное решение ситуации, когда отец и мать во взаимодействии со своим ребёнком попадают в трудную ситуацию. Для этого я использую заметки из «Учительской газеты». (Раздаю родителям листы с вариантами заданий).
- Что делать, если…
Ребёнок плохо ведёт себя на улице и в гостях? Короче, в тот момент, когда на вас устремлены взоры других людей. Что делать в таком случае?
- Что делать, если…
Что делать, если к вам пришли гости? Отправить ребёнка погулять? Уложить его спать пораньше? Или, следуя правилу XIX века, постараться, чтобы дети были видны, но не слышны?
- Что делать, если…
У ребёнка нет желания делиться с вами своими мыслями и бедами и слушать то, что говорите ему вы?
Вывод:
- Постарайтесь как можно чаще использовать в общении с детьми положительные выражения и учить их этому.
- А теперь давайте попробуем создать СИНКВЕЙН (белый стих, пятистишье) по теме нашего родительского собрания.
- Уважаемые родители и гости! Вот и закончилось наше родительское собрание. Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы, пусть каждый ребёнок будет принят таким, каков он есть. Любите детей! Пусть памятки «10 заповедей для родителей» помогут вам в этом. (Раздаю памятки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ КАК ОСНОВА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
пп...
Родительское собрание.ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ КАК ОСНОВА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
Форма проведения: мини-лекция, практическое занятие.Вопросы для обсуждения: 1. Виды отношений в семье: психофизиологические, психологические, социальные, культурные.2....
Родительское собрание на тему: "Отношения в семье как основа взаимопонимания"
Данное родительское собрание проходит в форме круглого стола и является очень полезным как для родителей, так и для педагогов...
Родительское собрание «Отношения в семье как основа взаимопонимания»
Тема: Отношения в семье как основа взаимопонимания.Задачи: Обсудить с родителями проблему отношения в семье как основа взаимопонимания; формировать у родителей культуру понимания про...
Отношения в семье как основа взаимопонимания. Родительское собрание. 1 класс. Программа "Путь к успеху"
Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребн...