родительское собрание Взросление школьника
консультация (4 класс)
Предварительный просмотр:
Родительское собрание по теме:
Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
Кризисы взросления младшего школьника
Цели
- Формирование у родителей знаний о физиологическом взрослении и о психологии кризиса подросткового возраста;
- Обучение родителей приемам общения с ребенком в кризисный период.
Задачи
- Дать знания об изменениях в личностной, психической, физической сферах жизни ребенка в кризисные периоды;
- Проанализировать проблемы, возникающие у детей при общении со сверстниками и взрослыми;
- Найти пути преодоления проблем в общении с детьми.
Ход собрания:
Выступление классного руководителя по проблеме собрания:
1. Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка:
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни. Заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста.
В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию мышления в доступных учащимся данного возраста формах.
К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), другие предпочитают словесное объяснение и т.д.
Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.
Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.
Однако следует иметь в виду, что развитие детей осуществляется неравномерно вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Поэтому можно говорить о том, что у одного и того же ребенка какое-либо новообразование уже сформировалось, а какое-то находится в стадии формирования, и здесь ребенку необходимо помочь. Прежде всего нужно отметить формирование — произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Следующее важнейшее новообразование — познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов.
Дальнейшее развитие получает и личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, т.е младший школьник уже способен осознать противоречие между его реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и « хочу», соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности.
В рассматриваемый переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны с взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками.
Если говорить об общении с взрослыми, то нужно иметь в виду, что в это время должна произойти дифференциация значимых фигур как обычных людей. Началом процесса дифференциации является стремление ребенка заметить и обсудить достоинства и недостатки взрослого, окончанием - умение сравнивать взрослых.
Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития ребенка. Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто превалирует над мнением значимых взрослых. Развивается сотрудничество, и как предпосылка его социальный интерес, т.е. способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие. Активизируется межполовое общение.
В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе.
Существенно меняется характер самооценки школьников этого возраста. Самооценка ребенка становится устойчивой. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.
Важно помнить, что в этот период образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», т.е. осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо.
Обострение критического отношения к себе актуализирует у детей этого возраста потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.
Одна из главных особенностей четвероклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.
Важное свойство этого возраста – особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают заглянуть туда. Однако взрослым необходимо помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт. Именно сейчас, деликатно используя присущую этому возрасту особенность, можно эффективно помогать ребенку в решении его проблем, влиять на него. Поэтому важно в этот период вести беседы об идеалах, чести и достоинстве, об интеллигентности.
Четвертый класс – последний в начальной школе. Ребенок внутренне готовится к переходу в среднюю школу, к более самостоятельной жизни, к новому этапу взросления. Некоторые дети уже в этот период по своим психическим и физиологическим характеристикам приближаются к стадии предподросткового возраста. Их поведение заметно меняется: дети требуют подчеркнутого уважения к себе со стороны взрослых, настаивают на своих правах, нередко игнорируя обязанности. Поэтому желательно уделить внимание такой теме как «Права и обязанности», помогающей детям уяснить необходимость равновесия гармоничного сочетания прав и обязанностей в жизни человека. Права и обязанности ребенка становятся осознанными. При этом необходимо, чтобы он перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальных обязанностей.
2. Кризисы взросления младшего школьника:
К окончанию 4 школьного года дети должны обогатить представления о собственных способностях и возможностях, составить определенный личностный идеал в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков, приобрести способность делать осознанный выбор в сложных ситуациях. Ребенок ощущает свою долю ответственности за все, что с ним происходит, становится более самостоятельным в решении проблем общения и в школьных делах. Многие дети любят принимать участие в делах друзей, стараясь помочь им в трудовой ситуации, оказать психологическую поддержку. Поэтому следует уделять достаточно внимания детской инициативе, отводить детям активную роль в организации занятий, предоставлять свободный выбор форм и приемов работы. Перед учащимися 4 класса может встать ряд проблем, возникающих в этот период: (слайд №4)
1.Трудности при взаимодействии с учителями.
2.Тревожность при ответах у доски.
3.Страх перед контрольными работами.
4.Неспособность писать и думать в задаваемом учителем темпе.
5.Увеличение учебной нагрузки при выполнении домашних заданий.
Актуальность (слайд №5)
Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной.
- Часто в этот период от родителей можно услышать такие слова: «Мой ребенок становится неуправляемым», «Как трудно стало с ним общаться.» и т.п.. В чем причины такого поведения? Виноват сам ребенок? Или, может быть, на него кто-то оказывает дурное влияние? А может, виноваты сами родители? Ребенок переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений.
- Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и не хочет идти в школу.
Причины подросткового кризиса
Четвероклассник подходит к периоду кризиса в его развитии. Да, на этих этапах дети становятся раздражительными, плаксивыми, агрессивными, непослушными, грубыми. Но в то же время происходит обогащение психики ребенка, его эмоций, приобретается жизненный опыт, расширяются возможности. (Слайд №6)
- Более значимой становится оценка сверстников;
- Ведущей деятельностью стала не учеба, а общение со сверстниками;
- Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости;
- Дети начинают критически оценивать поведение взрослых и рассматривают мир с точки зрения того, как его можно изменить;
- У подростков оформляются взгляды на смысл жизни, на отношения между людьми;
Нарастанию тревожности ребенка способствуют, кроме того, физиологические изменения в его организме, изменение потребностей: социальных, материальных, духовных.
Общение детей в этом возрасте выходит далеко за рамки учебы, становится содержательнее, сложнее, многообразнее. Взаимоотношения со сверстниками для них обладают большей ценностью, чем с родителями. Основным содержанием общения становится поиск взаимопонимания, взаимодействия. Все это направлено на формирование идеала друга, исправление недостатков не только другого, но и самого себя. Идеалом отношений сверстников в этом возрасте является девиз - «всегда вместе, все пополам». Отсюда требование: взаимная откровенность, сопереживание и умение хранить тайну. В общении дети начинают учитывать требования сверстников, ориентироваться на них. Даже разговоры «по пустякам» имеют огромное психологическое значение в познании мира человеческих отношений.
Одна из самых главных, основополагающих потребностей раннего подросткового возраста - потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Они очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей. Для самоутверждения подросток может выбрать одну из следующих «ролей»: (слайд №7)
- «Умные» - дети, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей;
- «Сильные, смелые, волевые» - ребята, утвердившие себя спортивными достижениями;
- «Активисты» - учащиеся, нашедшие себя в общественной деятельности;
- «Талантливые» - подростки, самоутверждение которых идет по пути развития каких-то творческих способностей;
- «Увлеченные» - дети, которым свойственна тяга к хобби типа коллекционирования (монет, марок, этикеток и т. д.), меломании (коллекционирование дисков, тяготение к современным модным увлечениям и ритмам и т. п.);
- «Надежный друг, верный товарищ» - сверстники, главное достоинство которых заключается в умении дружить;
- Однако возможны и сомнительные роли. Например, роль классного «шута», местного острослова. С одной стороны, быть душой общества, остроумным человеком, уметь вызывать смех, поднять настроение окружающих - большой дар природы. Но не каждому человеку он дан;
В процессе самоутверждения возможно и сочетание ролей. «Умные» - дети, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей. На эту роль претендуют не только отличники или хорошисты. Высоко котируется теперь не столько успеваемость, сколько сообразительность, начитанность, эрудиция. Школьники спокойно воспринимают упреки учителей в том, что они «способные, но ленивые», однако не прощают даже намека на «тупость», «неспособность». Особенно в тех случаях, когда они произносятся публично.
При подготовке к родительскому собранию мы провели анкетирование и среди детей.
Дети ответили на вопросы, касающиеся трудностей в общении с взрослыми и сверстниками (знакомство с результатами анкетирования) (слайды №8,9,10)
При обработке их анкет мы выявили следующие проблемы: (слайд №11)
- Болезненное восприятие отношения к ним со стороны взрослых; чувство обиды на взрослых; ощущение несправедливости
- желание отомстить за обиду сверстникам
- стремление обсуждать свои проблемы не с родителями, а со сверстниками
- приоритет общения со сверстниками
Подведение итогов родительского собрания
Итак, сделаем вывод, какие важные изменения происходят в личности ребенка в этом возрасте:
- все более возрастает ценность общения со сверстниками;
- ребенок ищет свое место, роль в детском коллективе;
- он стремится к самостоятельности, но не может пока в полной мере распорядиться ею;
- развиваются навыки самоорганизации, саморегуляции, но адекватная самооценка еще не сформировалась.
Важная задача взрослых в работе с детьми этого возраста - создание ситуации успеха; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном
Как видите, наши дети становятся все более независимыми от нас, стремятся разделить свои переживания со сверстниками. Они уходят от родительской опеки. А желание мам и пап контролировать их воспринимается как вмешательство в их внутренний мир. Поэтому взрослым, чтобы не потерять доверия ребенка, не разорвать духовных связей с ним, надо постараться быть терпимее к проявлениям переходного возраста, снисходительнее к его эмоциональным вспышкам. Преодолев проблемы подросткового кризиса вместе со своим ребенком, вы по-новому посмотрите на него, будете им гордиться, станете ему старшими товарищами, советчиками.
Решение родительского собрания (слайд №12)
Сегодня мы рассмотрели, в чем причины кризисов взросления наших детей.
1. Обсудить информацию, полученную на собрании, с другими членами семьи, выработайте единую линию поведения, постарайтесь набраться терпения, избегайте наказаний в этот период.
2. В общении с детьми учитывать рекомендации классного руководителя, осознавать причины их неадекватного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание "Младший школьник:помоги ему учиться"
разработка родительского собрания с заданиями и советами родителям...
Родительское собрание "Кризисы взросления младшего школьника"
Родительское собрание "Кризисы взросления младшего школьника"...
родительское собрание "Здоровье школьника" презентация "Здоровье"
«Кто такой здоровый человек?»...
Родительское собрание в 4 классе "Кризисы взросления младшего школьника"
Четвертый класс! Этот период – важная ступень в жизни ребенка. Они уже осознают себя старшими в начальной школе. С одной стороны, испытывают чувство гордости за свой статус, с другой...
Родительское собрание "Кризисы взросления младшего школьника"
Презентация для родительского собрания....
Родительское собрание "Кризисы взросления младшего школьника"
ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА...
Родительское собрание "Адаптация школьника в 5 классе"
Конспект родительского собрания, которое знакомит родителей с особенностями перехода учащихся из начального звена в среднее, рекомендации для родителей....