Родительское собрание "Кризисы взросления младшего школьника"
консультация по теме

Родительское собрание "Кризисы взросления младшего школьника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizisy_vzrosleniya_mladshego_shkolnika.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Кризисы взросления младшего школьника

               Сколько человеческого счастья разбилось вдребезги только  потому, что кто-то кому-то не сказал: «Извини».

                                                      И.Д.Вильде

Форма проведения:    родительский лекторий.

Цели:         формирование у родителей знаний о психологии кризиса   подросткового возраста, обучение их приемам общения с ребенком в кризисный период.

Задачи:   дать знания об изменениях в личностной, психической, физической сферах жизни ребенка в кризисные периоды; проанализировать проблемы, возникающие у детей при общении со сверстниками и взрослыми; найти пути преодоления проблем в общении с детьми.

                         Подготовительный этап

  1.Подготовить текст беседы.

  2.Подготовить текст анкеты для родителей (Приложение 1.).

  3.Провести анкетирование детей(Приложение 2).

                  План собрания.

1.Организационный этап.

2.Введение в проблему.

3.Проведение педагогического всеобуча.

4.Подведение итогов.

                   Организационный этап

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Начнем наше собрание с « воображалки». Прошу вас удобно сесть, глубоко вдохнуть. Почувствуйте, как вы спокойны.

Поставьте перед собой ладошки, как гнездышко. Представьте, что в ваших ладонях сидит птенчик. Он неуверенно встает на еще слабые лапки, доверчиво прижимаясь к вашим ласковым, нежным рукам. Почувствуйте, как трепетно бьется его маленькое сердце. Согрейте его своим теплом. Задумайтесь о том, что ждет это беззащитное существо. Что вы чувствуете? Нежность, и любовь, ответственность за его судьбу. Благодаря вашему участию и вниманию птенец окреп, подрос. Превратился в прекрасную птицу. Он вот-вот вспорхнет с ваших ладоней! Посмотрите, какая птица слетела с ваших рук? Как она ведет себя? Уверенно осваивает пространство или испуганно прячется? Весело щебечет в стайке или одиноко сидит на ветке?

                                Проблема

Тема нашего собрания «Кризисы взросления младшего школьника»                  Почему?

 1.По итогам диагностики детей получены следующие результаты:      Болезненное восприятие отношения к ним взрослых; чувство обиды на взрослых; ощущение несправедливости – 85,7%.

    Стремление обсуждать свои проблемы не с родителями – 57%.

    Приоритет общения со сверстниками – 71%.

2.Родители в индивидуальных беседах с учителем подчеркивают, что с детьми стало трудно общаться.

3.За время обучения в 4 классе нужно подготовиться психологически к обучению в 5 классе.

 

                          Педагогический всеобуч

  Проблема детской трудности помолодела, и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить: ребенок действительно стал трудным или просто повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним, реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?

     Попробуем определить, кто он, трудный ребенок? ( 1 задание анкеты)

     Затем работа по 2 заданию анкеты, 3 и 4, 5.

                     Как смотрят на этот вопрос психологи?

       Просто ребенок подходит к периоду кризиса в его развитии. Таких кризисов в период развития ребенка психологи выделяют шесть:

1.Кризис 1 года.

2.Кризис 3 лет («Я сам»).

3.Кризис 6-7 лет.

4.Кризис 11-12 лет.

5.Кризис 14-15 лет.

6.Кризис 17-18 лет.

  Все эти кризисы характеризуются изменениями в отношении ребенка к окружающему миру, людям, а также скачком в физическом и психическом развитии. Нельзя миновать эти кризисы, так как без них невозможно дальнейшее развитие личности. Известный русский психолог Д.Б.Эльконин назвал эти периоды «воротами» в следующий возраст.

  Да, на этих этапах дети становятся раздражительными, агрессивными, непослушными, грубыми. Но в то же время происходит обогащение психики ребенка, его эмоций, приобретается жизненный опыт. Если во время кризиса взрослые будут давить на детей, то это приведет к еще большему сопротивлению. Активный, эмоциональный ребенок станет агрессивнее, раздражительнее. Застенчивый уйдет в себя, замкнется.

  Чем же характеризуется этот 4 кризис?

Если в младшем школьном возрасте ребенок ориентировался на оценку взрослых, то теперь для него более значимой становится оценка сверстников. Это связано с тем, что мир взрослых перестал  в его глазах быть идеальным. Ведущей деятельностью становится не учеба, а общение со сверстниками. Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости. Если в 1-3 классах малыш оценивал себя и одноклассников с позиции школьной отметки, то теперь он начинает понимать, что хорошие отметки – это не гарантия того, что тебя будут уважать, ценить, что ты будешь успешным в жизни.

Дети начинают оценивать положительные и отрицательные стороны мира   взрослых  с точки зрения морально-этических норм. Дети в этот период очень переживают, что та или иная «правильность», норма нарушаются. Именно в этот период взрослые теряют безвозвратно уважение детей. Или наоборот становятся старшими товарищами, наставниками.

  Начало подросткового периода характеризуется большой тревожностью детей. Этому способствуют физиологические изменения, и изменения потребностей: материальных, социальных, духовных.

 Физиологические изменения. С 9 лет у девочек, а у мальчиков с 11 лет происходит скачок роста. Происходит удлинение костей, что может сопровождаться усиливающимися болями. Онемение конечностей и ноющая боль в костях особенно часты по ночам и могут доставлять ребенку много неприятных переживаний. Это реакция тела на рост. Потеря молочных зубов также связана с развитием костной системы. Когда появляются постоянные зубы, они иногда кажутся слишком большими для детского рта – до тех пор, пока кости лицевой части черепа в процессе роста не приобретут соответствующие размеры. Происходят изменения в жировых и мышечных тканях. Если у мальчиков в этом возрасте подкожный жировой слой продолжает уменьшаться, то у девочек начинается его рост. Мальчики и девочки в 11-12 лет примерно равны по физической силе, но с началом полового созревания положение резко изменится.  Развитие головного мозга внешне наблюдается в лобных долях. Они ответственны за мышление и сознание. Мышление детей 10-12 лет переходит от конкретных операций на уровень логического вывода, умозаключений. Интенсивно идет развитие двигательных навыков: силы, быстроты, координации.  Умение хорошо владеть своим телом способствует признанию со стороны сверстников. Возникает опасность отчуждения от детского коллектива неуклюжих детей с плохой координацией. Их в этом возрасте часто не принимают в коллективные игры. А вообще период 10 – 15 лет -  один из самых здоровых периодов в жизни человека.  Могут возникнуть только две проблемы: близорукость и ожирение. Обе проблемы можно решить: правильное питание (никаких нездоровых продуктов – чипсы, пиццы, гамбургеры и т.д.), физическая активность, а не сидение у телевизора и компьютера, упражнения для глаз, ношение очков.

         Каковы же психолого-педагогические особенности этого возраста?

  1. Идет борьба за внимание родителей.

    Меняется манера ходить, одеваться, разговаривать.

Девочки начинают пользоваться косметикой. Мальчики здороваются друг с другом за руку, пробуют курить, чтобы быть, как им кажется, настоящими мужчинами. Все это не нравится взрослым. Но непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям. Он ждет доверия к себе.

  1. Борьба за самоутверждение.

 Одна из самых потребностей раннего подросткового возраста – потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Они очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей. Для самоутверждения подросток может выбрать одну из следующих « ролей».

«Умные» - дети, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей. На эту роль претендуют не только отличники и хорошисты. Высоко котируются теперь не столько успеваемость, сколько сообразительность, начитанность, эрудиция. Школьники спокойно воспринимают упреки, что они  «способные, но ленивые», однако не прощают даже намека на то, что «несообразительные».

«Сильные, смелые, волевые» - ребята, утвердившие себя спортивными достижениями. Авторитет спортсменов всегда очень высок. Они представляют и защищают честь коллектива. Но есть подводные камни. Организм неокрепший, и можно получить травмы. Некоторые школьники используют свое физическое превосходство для грубого подчинения слабых сверстников. Сильное одностороннее увлечение спортом может погасить интерес к другим видам деятельности, отрицательно сказаться на учебе.

«Активисты» - ученики, нашедшие себя в общественной деятельности. Это, как правило, хорошие  ученики, уважаемые члены коллектива. Во внеклассной работе наиболее полно проявляются их качества лидера, умение вести за собой. Важно, чтобы это не стало самоцелью, чтобы ребенок не создавал видимость деятельности, а действительно приносил пользу коллективу, а не для себя делал, себя бы только прославлял.

«Талантливые» - дети, самоутверждение которых идет по пути развития каких-то творческих способностей. Это – мастера-«золотые руки», активные участники художественной самодеятельности, члены технических кружков, хоров, танцевальных групп. Их уважают в коллективе.

«Надежный друг, верный товарищ» - сверстники, главное достоинство которых  заключается в умении дружить. Эта группа школьников может не иметь заметных успехов в учебе, в других видах деятельности. Но они доброжелательны, дисциплинированны, уступчивы и пользуются симпатиями сверстников.

Возможны и сомнительные роли. Например, роль классного « шута». С одной стороны, быть душой общества, остроумным человеком, уметь вызвать смех, поднять настроение окружающих – большой дар. Не каждому человеку он дан. Но это нежелательный путь самоутверждения, который может создать ощущение какого-то успеха, но лишь временное, иллюзорное. Цель благородна – добиться признания, уважение окружающих. Средства сомнительны. Это не вина, а беда таких ребят. Вина здесь –взрослых. Не сумели помочь, не подсказали вовремя.

   В процессе самоутверждения возможно и сочетание ролей. Главное, чтобы ребенок нашел место в своем коллективе, чтобы он чувствовал ситуацию успеха.

  Если у ребенка возникают проблемы в самореализации, он ищет замещения в другом виде деятельности или в другом коллективе – там, где он приобрел бы душевное равновесие. Это может быть какая-то секция, кружок, студия, дворовая компания.

Есть категория школьников – фантазеры. Они придумывают о себе и своей семье разные небылицы. Они не обманщики, они сами верят в то, о чем говорят. Дети выдумывают потому, что им неуютно в классном коллективе, среди родных и близких. Они ничем не могли доказать свои способности. Просто им ничего не остается, как создать свой мир и верить в него.

  1. Еще одна особенность этого возраста заключается в том, что дети очень внимательно относятся к тем внешним и внутренним изменениям, которые с ними происходят. Какие проблемы при этом возникают?  Подростку необходимы образцы, стандарты поведения взрослых мужчин и женщин. Девочки имеют модели женского поведения в избытке. У мальчиков положение сложнее. С раннего детства они окружены женским влиянием в детском саду, школе, подчас растут в неполных семьях. Женщин большинство в среде тех, кто их лечит, учит, воспитывает. Поэтому особенно важна роль отца, а если его нет или, к сожалению, он не очень-то достоин подражания, пусть в жизни мальчика принимает больше участия какой-то другой мужчина – дедушка, дядя, старший брат, тренер, учитель.

     Всегда ли мы, взрослые, правы в общении с взрослеющими детьми?

Прочитайте, пожалуйста, притчу (приложение 3). Что можете сказать?

Итак, какие важные изменения происходят в личности ребенка в этом возрасте:

  • все более возрастает ценность общения со сверстниками;
  • ребенок ищет свое место, роль в детском коллективе;
  • он стремится к самостоятельности, но не может пока в полной мере распорядиться ею;
  • развиваются навыки самоорганизации, саморегуляции, но адекватная самооценка еще не сформировалась.(это тема следующей встречи).

Дети становятся все более независимыми от взрослых, стремятся разделить свои переживания со сверстниками. Они уходят от родительской опеки. А желание родителей контролировать их воспринимается как вмешательство в их внутренний мир. Поэтому взрослым, чтобы не потерять доверия ребенка, не разорвать духовных связей с ним, надо постараться быть терпимее к проявлению переходного возраста, снисходительнее к его эмоциональным вспышкам. Возможно, даже пересмотреть свои жизненные привычки. Преодолев проблемы подросткового кризиса( а он будет длиться долго) вместе со своим ребенком, вы по-новому посмотрите на него, будете им гордиться, станете ему старшим товарищем, советчиком.

Обсудите информацию, полученную на собрании, с другими членами семьи, выработайте единую линию поведения.

Один великий мудрец сказал: «Душа ребенка сродни скрипке: как к ней прикоснешься, так она и зазвучит». Прикоснитесь к ней с любящей и нежной улыбкой. Обнимите покрепче вашего малыша, загляните в его светлые родные глаза и вспомните о птице, о которой мы говорили в самом начале. Какая ответственность за судьбу этой птички – малыша лежит на нас!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    1.Что Вы понимаете под словами «трудный ребенок»?

    2.Как Вы думаете, почему ребенок становится трудным?

    3.Какие проявления кризиса возраста Вы наблюдали у своего ребенка?

    4. Если у Вас в общении с ребенком появляются трудности, как Вы их решаете?

    5.Какие меры воспитательного воздействия Вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребенка?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

1.Если вы поздно приходите с прогулки, то:

          а)ваше объяснение опоздания выслушают;

          б)на ваше опоздание не обратят внимания;

          в)вас отругают.

2.Если вы совершили плохой поступок, то:

   а)вы сразу расскажете об этом родителям;

   б)вы расскажете об этом, но дождетесь удобной минуты;

   в)вы вообще об этом не расскажете.

3.Если вас родители ругают, то вы будете:

   а)молчать;

   б)доказывать свою правоту;

   в)оправдываться.

4.Если вас накажут несправедливо, вы:

   а)согласитесь с этим;

   б)промолчите;

   в)будете доказывать свою правоту.

5.Если у вас на душе плохо, вы обратитесь к:

   а)родителям;

   б)друзьям;

   в)посторонним людям.

6.Вы себя лучше чувствуете:

   а)дома;

   б)в школе;

   в)среди друзей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

               ПРИТЧА

   В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил мудрый наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя – милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все проступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один-единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.

 

   После возвращения руководитель общины организовал собрание. Он объявил, что хочет дать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал мальчика и вручил ему столько денег, что все оторопели. Другим он тоже дал премии, но они были гораздо меньше. Меньше всех получила заместитель. На этом собрание закончилось. Все, недоумевая, разошлись.

  Лишь мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги. С этим вопросом он пришел к наставнику. «Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутреннее развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вел себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал заместителю»

  Мальчик ушел, немногое поняв. Уже вдогонку ему, как бы для себя, Учитель сказал: «Эта история – не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым проступком видит необходимость осуждения и кары. В первую очередь она важна не тем, кого воспитывают, а тем, кто воспитывает».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4 классе "Кризисы взросления младшего школьника"

Четвертый класс!  Этот период  – важная ступень в жизни ребенка. Они уже осознают себя старшими в начальной школе. С одной стороны, испытывают чувство гордости за свой статус, с другой...

Родительское собрание "Кризисы взросления младшего школьника"

Презентация для родительского собрания....

Родительское собрание "Кризисы взросления младшего школьника"

Цель: Формирование у родителей знаний о психологии кризиса подросткового возраста.Обучение их приемам общения с ребенком в кризисный период....

Родительское собрание в 4 классе "Кризисы взросления младшего школьника"

Беседа разъясняет психологические особенности детей младшего школьного возраста, помогает разобраться в причинах низкой мотивации к обучению....

Родительское собрание "Кризисы взросления младших школьников"

Цели•              Формирование у родителей знаний о психологии кризиса подросткового возраста;•...

Родительское собрание "Кризисы взросления младшего школьника"

Родительское собрание "Кризисы взросления младшего школьника"...