"Первые школьные трудности. Как их преодолеть?"
консультация

Ригина Светлана Владимировна

"Первые школьные трудности. Как их преодолеть?"

 

Цель: объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей младших школьников ответственного отношения к воспитанию своих детей, познакомить родителей с основными требованиями школы к культуре учебной работы.

Ход собрания

Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников. Однозначно на все вопросы ответа, конечно, нет, но можно подобрать нужную информацию, советы, опыт, рекомендации, которые помогут избежать ошибок в воспитании и обучении ребёнка, помочь ему стать успешным.

Анкеты, проведённые с родителями первоклассников, выявили, что помощь своему ребёнку-школьнику родителями понимается по-разному. Одни считают, что их задача – контроль в приготовлении домашних заданий, другие – помощь в приспособлении к новым условиям, режиму дня, а часть родителей считают, что чем меньше будут помогать ребёнку, тем быстрее он будет самостоятельным и быстрее примет на себя роль ученика.

Хочется обратить внимание, что учебная деятельность в младшем школьном возрасте играет ведущую роль в формировании личности. Поэтому и совместная работа семьи и школы здесь – главная и общая задача. Помимо определённых программных требований по формированию знаний, умений и навыков, необходимо развивать внимание, память, воображение, волевые усилия, нравственные чувства. Всё это формируется через культуру учебного труда, а почвой для него является общая культура человека. И для семьи, и для школы воспитание культуры учебного труда – проблема комплексная: это и охрана здоровья ребёнка, и развитие интеллекта, и психических процессов.

Умение учиться – сложная, но доступная способность. Ребёнку нравится та деятельность, с которой он справляется лучше всего. Успешное учение – основа для его самоутверждения, душевного равновесия. Но без необходимых умений успеха трудно добиться.

Чем должен овладеть первоклассник по организации учебного труда:

– готовить своё рабочее место;
– самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда, режима дня;
– понимать учебную задачу, поставленную учителем или заданием в учебнике;
– работать в заданном темпе;
– контролировать свои действия и оценивать работу свою и товарища.

При работе с книгой требуются следующие умения:

– читать в соответствии с нормами;
– пользоваться разными видами чтения: по ролям, выборочно и др.;
– отвечать на вопросы учебника, выполнять задания, предложенные в учебнике;
– составлять простой план;
– пользоваться памятками, словарями;
– слушать чтение, рассказ, объяснение, усваивая содержание;
– ориентироваться в библиотеке по указателям.

Культура письменной и устной речи включает в себя следующие умения:

– отвечать на вопросы, ставить вопросы к тексту, ответу ученика;
– вести несложный диалог;
– пересказывать текст;
– владеть основными видами письменных работ.

Огромное количество умений, которыми должен овладеть младший школьник, пугает многих родителей, и они не видят своей роли в том, чем они могут помочь своему ребенку. Несомненно, ведущая роль в обучении принадлежит учителю. Однако без помощи семьи, определённого домашнего уклада, сочувствия близких, их грамотной помощи ему сложно будет одолеть учебные трудности.

Родителям важно знать не только требования школьных программ, но и темперамент своего ребёнка, который сказывается на темпе и режиме работы:

– сангвиники реагируют быстро, легко переключаются с одного дела на другое; 
– флегматики медлительны, переключения требуют от них значительных усилий;
– холерики могут работать активно и продолжительно;
– меланхолики быстро утомляются, но работают тщательнее.

Знание темперамента избавит ребёнка от незаслуженных упрёков, поможет обеспечить оптимальный для него режим работы.

Стоит обратить внимание и на биоритмическую организацию ребёнка, которая определяет режим дня. Главное – не ломать биологические часы человека. Родители легко могут определить ребёнка-“жаворонка” или “сову”. “Жаворонки” вскакивают около семи утра, они бодры в первой половине дня, а к вечеру “ валятся” с ног. Их пик работоспособности – с 9.00 до 10.00 и с 16.00 до 17.00. “Совы” просыпаются поздно, но к вечеру становятся наиболее активными. Их пики – с 11.00 до 12.00 и с 18.00 до 20.00 часов. В соответствии с особенностями ребёнка нужно планировать домашний учебный труд.

Существуют правила психотерапии неуспеваемости, которые помогут эмоционально преодолеть, уменьшить болезненность неудач, поменять отношение ребёнка к своему учебному труду, к своим возможностям и перспективам:

– не бей лежачего (низкая отметка – уже наказание для ребёнка, не стоит лишний раз попрекать его);
– чтобы избавить ребёнка от недостатков, замечайте их по возможности реже;
– одолевать трудности нужно, начиная с какой – то одной, а не бороться со всеми одновременно;
– хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение;
– успехи ребёнка сравнивать с его предыдущими неудачами, а не с отметками в тетради;
– не скупитесь на похвалу, научитесь выделять в море ошибок островок успеха;
– дифференцированная оценка учебного труда поможет поставить перед ребёнком реальные цели, и он постарается их достигнуть;
– важно научить школьника самостоятельно оценивать свои достижения.

Сначала у первоклашек формируется интерес к самому процессу обучения, потом – к результату деятельности: как только ребёнок получит первые реальные результаты. И только после возникновения интереса к результату своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания. Этот процесс связан с переживанием школьником чувства удовлетворения от своих достижений. Стимулирует это чувство одобрение взрослых, подчёркивание даже самого небольшого успеха, продвижения вперёд. Это значит, что мы, взрослые, можем существенно помочь ребёнку на пути преодоления школьных трудностей.

На собрании мы затронули лишь небольшой аспект проблем, возникающий перед родителями школьника на первых порах, попытались рассмотреть пути их решения. Впереди – много новых вопросов, на которые мы сможем найти ответы вместе , т. к. и задача у нас общая: помочь ребёнку реализовать все свои способности, помочь стать ему успешным .

 

Используемая и рекомендуемая литература по теме для родителей:

Бардин К.В. Чтобы ребёнок успешно учился – М.: Педагогика,1987

Белкин А.С. Ситуация успеха Как её создать: Кн. Для учителя. – М.:Просвещение,1991.

Захаров А.И.Детские неврозы. Психологическая помощь родителей детям. – С. – Пб.: Респекс,1995

Козлов Н.И.Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день – М.: Новая школа,1993

Махов Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании. – М.:Профиздат,1989.

Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. – М.:Знание,1999.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Первые школьные трудности. Как их преодолеть?"

Цель: объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей младших школьников ответственного отношения к воспитанию своих детей, познакомить родителей с основными требованиями школы к культуре учебной работы.

Ход собрания

Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников. Однозначно на все вопросы ответа, конечно, нет, но можно подобрать нужную информацию, советы, опыт, рекомендации, которые помогут избежать ошибок в воспитании и обучении ребёнка, помочь ему стать успешным.

Анкеты, проведённые с родителями первоклассников, выявили, что помощь своему ребёнку-школьнику родителями понимается по-разному. Одни считают, что их задача – контроль в приготовлении домашних заданий, другие – помощь в приспособлении к новым условиям, режиму дня, а часть родителей считают, что чем меньше будут помогать ребёнку, тем быстрее он будет самостоятельным и быстрее примет на себя роль ученика.

Хочется обратить внимание, что учебная деятельность в младшем школьном возрасте играет ведущую роль в формировании личности. Поэтому и совместная работа семьи и школы здесь – главная и общая задача. Помимо определённых программных требований по формированию знаний, умений и навыков, необходимо развивать внимание, память, воображение, волевые усилия, нравственные чувства. Всё это формируется через культуру учебного труда, а почвой для него является общая культура человека. И для семьи, и для школы воспитание культуры учебного труда – проблема комплексная: это и охрана здоровья ребёнка, и развитие интеллекта, и психических процессов.

Умение учиться – сложная, но доступная способность. Ребёнку нравится та деятельность, с которой он справляется лучше всего. Успешное учение – основа для его самоутверждения, душевного равновесия. Но без необходимых умений успеха трудно добиться.

Чем должен овладеть первоклассник по организации учебного труда:

– готовить своё рабочее место;
– самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда, режима дня;
– понимать учебную задачу, поставленную учителем или заданием в учебнике;
– работать в заданном темпе;
– контролировать свои действия и оценивать работу свою и товарища.

При работе с книгой требуются следующие умения:

– читать в соответствии с нормами;
– пользоваться разными видами чтения: по ролям, выборочно и др.;
– отвечать на вопросы учебника, выполнять задания, предложенные в учебнике;
– составлять простой план;
– пользоваться памятками, словарями;
– слушать чтение, рассказ, объяснение, усваивая содержание;
– ориентироваться в библиотеке по указателям.

Культура письменной и устной речи включает в себя следующие умения:

– отвечать на вопросы, ставить вопросы к тексту, ответу ученика;
– вести несложный диалог;
– пересказывать текст;
– владеть основными видами письменных работ.

Огромное количество умений, которыми должен овладеть младший школьник, пугает многих родителей, и они не видят своей роли в том, чем они могут помочь своему ребенку. Несомненно, ведущая роль в обучении принадлежит учителю. Однако без помощи семьи, определённого домашнего уклада, сочувствия близких, их грамотной помощи ему сложно будет одолеть учебные трудности.

Родителям важно знать не только требования школьных программ, но и темперамент своего ребёнка, который сказывается на темпе и режиме работы:

– сангвиники реагируют быстро, легко переключаются с одного дела на другое; 
– флегматики медлительны, переключения требуют от них значительных усилий;
– холерики могут работать активно и продолжительно;
– меланхолики быстро утомляются, но работают тщательнее.

Знание темперамента избавит ребёнка от незаслуженных упрёков, поможет обеспечить оптимальный для него режим работы.

Стоит обратить внимание и на биоритмическую организацию ребёнка, которая определяет режим дня. Главное – не ломать биологические часы человека. Родители легко могут определить ребёнка-“жаворонка” или “сову”. “Жаворонки” вскакивают около семи утра, они бодры в первой половине дня, а к вечеру “ валятся” с ног. Их пик работоспособности – с 9.00 до 10.00 и с 16.00 до 17.00. “Совы” просыпаются поздно, но к вечеру становятся наиболее активными. Их пики – с 11.00 до 12.00 и с 18.00 до 20.00 часов. В соответствии с особенностями ребёнка нужно планировать домашний учебный труд.

Существуют правила психотерапии неуспеваемости, которые помогут эмоционально преодолеть, уменьшить болезненность неудач, поменять отношение ребёнка к своему учебному труду, к своим возможностям и перспективам:

– не бей лежачего (низкая отметка – уже наказание для ребёнка, не стоит лишний раз попрекать его);
– чтобы избавить ребёнка от недостатков, замечайте их по возможности реже;
– одолевать трудности нужно, начиная с какой – то одной, а не бороться со всеми одновременно;
– хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение;
– успехи ребёнка сравнивать с его предыдущими неудачами, а не с отметками в тетради;
– не скупитесь на похвалу, научитесь выделять в море ошибок островок успеха;
– дифференцированная оценка учебного труда поможет поставить перед ребёнком реальные цели, и он постарается их достигнуть;
– важно научить школьника самостоятельно оценивать свои достижения.

Сначала у первоклашек формируется интерес к самому процессу обучения, потом – к результату деятельности: как только ребёнок получит первые реальные результаты. И только после возникновения интереса к результату своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания. Этот процесс связан с переживанием школьником чувства удовлетворения от своих достижений. Стимулирует это чувство одобрение взрослых, подчёркивание даже самого небольшого успеха, продвижения вперёд. Это значит, что мы, взрослые, можем существенно помочь ребёнку на пути преодоления школьных трудностей.

На собрании мы затронули лишь небольшой аспект проблем, возникающий перед родителями школьника на первых порах, попытались рассмотреть пути их решения. Впереди – много новых вопросов, на которые мы сможем найти ответы вместе , т. к. и задача у нас общая: помочь ребёнку реализовать все свои способности, помочь стать ему успешным .

Используемая и рекомендуемая литература по теме для родителей:

Бардин К.В. Чтобы ребёнок успешно учился – М.: Педагогика,1987

Белкин А.С. Ситуация успеха Как её создать: Кн. Для учителя. – М.:Просвещение,1991.

Захаров А.И.Детские неврозы. Психологическая помощь родителей детям. – С. – Пб.: Респекс,1995

Козлов Н.И.Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день – М.: Новая школа,1993

Махов Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании. – М.:Профиздат,1989.

Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. – М.:Знание,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности первых школьных месяцев и пути их преодоления

Предложенный учебный материал подробно познакомит педагога начальных классов с особенностями построения учебного процесса в 1 классе: знакомство с детьми, игра-петешествие "Здравствуй, школа!&quo...

Статья "Школьные трудности у учащихся первых классов в адаптационный период"

Период адаптации у  первоклассников происходит по разному. Одни быстро адаптируются, другие медленнее.  Одни легко вливаются в новый коллектив, новый режим, другим приходится трудно. Это зав...

Первые школьные трудности. Как их преодолеть?

В представленном материале затронут важный аспект адаптации первоклассников. Даны советы и рекомендации родителям по преодолению первых школьных трудностей их детей....

04. Родительское собрание: «Первые школьные трудности. Как помочь ребёнку их преодолеть»

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyova [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11859520","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"240...

Школьные трудности у учащихся первых классов. Важные аспекты воспитания в адаптационный период.

Школьные трудности у учащихся первых классов. Важные аспекты воспитания в адаптационный период....

Школьные трудности у учащихся первых классов

Данная статья посвящена вопросам адаптации учеников первых классов к школьной жизни. Цель этой работы - раскрытие сущности адаптации, её видов и путей преодоления трудностей в адаптационный период. Ав...

"Школьные трудности у учащихся первых классов".

Презентация к рдительскому собранию о важных аспектах воспитания в адаптационный период....