Идеи организации проектной деятельности и роль родителей в начальной школе
статья (3 класс)
- Для чего в начальной школе организуется проектное обучение?
- Что такое проект?
- Какие умения могут формироваться у детей в процессе проектной деятельности?
- Какова роль родителей на разных этапах проекта?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ideya_organizatsiya.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Идеи организации проектной деятельности в начальной школе
Сегодня мы обсудим:
- Для чего в начальной школе организуется проектное обучение?
- Что такое проект?
- Какие умения могут формироваться у детей в процессе проектной деятельности?
- Какова роль родителей на разных этапах проекта?
Сейчас по требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта выпускник школы должен на выходе показать свои знания не только в качестве баллов по результатам ЕГЭ, но и подготовить и защитить индивидуальный проект. Поэтому проектной деятельностью мы начинаем заниматься уже в начальной школе.
Что же такое проект. По определению
- – специальное задание, которое имеет цель и определённый исход.
(Дж. Дьюи)
- - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (проект – это то, что мы делаем)
(А.В.Горячев)
Главная идея организации проектной деятельности учащихся:
развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Основной тезис:
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».
Вряд ли кто-то из нас поспорит с этим: крепче всего запоминается то, что прочувствовал или сделал сам. Метод проектов подразумевает активную включенность ребенка в процесс получения знаний, использование имеющихся знаний, умений и навыков, а также освоения новых, необходимых для решения конкретной проблемы.
Цели проектного обучения:
- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта;
- позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного
- развить у учащихся умение истинно оценивать себя;
- развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”( если это коллективный проект)
- обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать пути решения проблемы;
- развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
Действия учителя при реализации проектного метода можно охарактеризовать такими словами:
Учитель
- помогает ученикам определить цель деятельности;
- рекомендует источники получения информации;
- раскрывает возможные формы деятельности;
- содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
- создаёт условия для активности школьника;
- является партнёром;
- помогает ученику оценить полученный результат и т. д.
Действия ученика можно охарактеризовать так:
Ученик
- определяет цель своей деятельности;
- открывает новые знания;
- экспериментирует;
- выбирает пути решения возникающих проблем;
- несёт ответственность за свою деятельность и т. д.
Виды проектов:
учебные,социальные,исследовательские
- Формы продуктов проектной деятельности:
- справочник; газета; журнал;
- альбом;
- гербарий; карта;
- экскурсия;
- игра; сценарий праздника;
- костюм; макет; модель; сувенир;
- мультимедийный продукт;
- учебное пособие и др.
- Формы презентации:
- демонстрация медиа – презентации, коллажа, макета, журнала, игрушек, стенгазеты;
- защита реферата;
- сюжетно-ролевая игра или экскурсия;
- праздник или инсценировка;
- демонстрация учебного пособия и т.п.
Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:
желание самого ребёнка;
благоприятная среда;
грамотный доброжелательный преподаватель – консультант
и заинтересованный родитель.
Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной.
В начальной школе проекты - это не индивидуальная, а семейная деятельность, так как дети ограничены в средствах и инструментах поиска, сбора и обработки информации.
Поэтому сегодня хочу подробно поговорить о роли родителей в работе над проектом. Родители должны помнить, что суть метода проектов - это формирование самостоятельности ребенка в поиске информации, обработке данных. Родители не должны брать на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Поэтому держим за спиной свои "помогающие ручки", включаем силу воли и играем только помогающую роль - помочь найти ВМЕСТЕ информацию в книгах, сводить в библиотеку, поискать в Интернете, помочь отобрать главное, помочь оформить аккуратно результаты поиска. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО".
Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка.
“Итак, если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова же ваша роль родителя ?”
Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителей - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. ПОМНИТЕ: родитель играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.
Каковы этапы выполнения проекта? Это:
Выбор и определение темы проекта;
выдвижение первоначальных идей;
выбор лучшей идеи;
планирование проектной деятельности;
оценка и самооценка проекта.
презентация проекта.
Какова же роль родителей на каждом этапе выполнения проекта?
На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:
помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими.
Чем больше идей, тем больше выбор.
Следующий этап: выбор и формулировка темы проектной работы.
Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.
Затем идёт формулировка задачи проекта.
Возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.
При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей.
На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.
Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы- изучение необходимого материала по теме проекта.
Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет.
На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.
По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.
И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что они уже могут сделать сами, без помощи родителей.
Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях.
Они:
консультируют;
отслеживают выполнение плана;
решают оперативные вопросы;
помогают в предварительной оценке проекта;
участвуют в подготовке презентации;
обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
По каким критериям можно оценить успех проектной деятельности:
- Овладение учащимися учебными умениями, связанными с приемами самостоятельного приобретения знаний;
- Сплоченность участников команды;
- Достижение конечного результата;
- Получение полного и глубокого удовлетворения от сделанного;
- Уверенность детей в том, что они могут создавать продукт, востребованный для них и других людей.
Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение могут сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения , у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.
Разве уже одно это не стоит того, чтобы принять активное участие в работе над каким-нибудь проектом?
Поверьте, будет интересно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроке в начальной школе"
Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроке в начальной школе" содержит теоретический материал по проектной деятельности и материал по организации групповой работы над проектами в ...
Практика организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в современной начальной школе
Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать с...
Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках в начальной школе как основное требование ФГОС НОО
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современный урок пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, ориентирует на пере...
Методический семинар «Система действий учителя при организации проектной деятельности на уроке в начальной школе»
Важность формирования у молодежи технологической культуры в настоящее время признается, во всем мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологическо...
«Организация технологии проектной деятельности на уроках в начальной школе как одно из средств реализации требований ФГОС НОО»
мастер-класс...
Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроках в начальной школе"
Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроках в начальной школе"...
Проектная деятельность на уроках в начальной школе и ее роль в формировании УУД
Наиболее эффективные педагогические условия использования научно – исследовательской деятельности младших школьников, способствующей формированию учебно- универсальных действий (УУД) в нач...