Родительское собрание: «Как помочь ребенку хорошо учиться?»
материал (2 класс)
Родительское собрание:
«Как помочь ребенку хорошо учиться?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 32.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Макарова Н.Н., 2 «в» класс.
Родительское собрание:
«Как помочь ребенку хорошо учиться?»
У нас очень часто возникают вопросы:
- Почему ребёнку трудно учиться?
- Есть ли какие-то объяснения этому, кроме лени, неорганизованности?
- Как помочь ребёнку учиться?
- Что делать?
Родители – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью.
Обучение в школе - одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться. Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель. Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий. Еще К.Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача - научить правильно учиться. Поэтому вопрос «Как помочь ребенку хорошо учиться» я выношу на родительское собрание. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы - едины.
Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:
• организация режима дня;
• контроль за выполнением домашних заданий;
• приучение детей к самостоятельности.
- Организация режима дня. Организация режима дня позволяет ребенку:
• легче справиться с учебной нагрузкой;
• защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.
У 20% школьников плохое здоровье - причина неуспеваемости. Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял утреннюю гимнастику; занимался спортом; бывал на свежем воздухе не менее 3,5 часа. Точный распорядок занятий - это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д. Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач. Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли. Важный вопрос в организации режима дня — это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время. Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе (до 3,5 ч. в день), ведь у детей большая потребность в движении. В группе - 1,5-2 ч. Дома - 1,5-2 ч. Необходимо правильно организовать сон. Дневной сон - 1 час. (Если ребенок не спит, перевозбудился, пусть полежит, послушает сказку.) Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший, спокойный сон - это основа здоровья. Позаботьтесь, чтобы после ужина ребенок не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы», не играл в шумные игры. Все это отразится на сне, на самочувствии ребенка. Хорошо прогуляться перед сном 30-40 мин. Если ребенок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише. Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребенка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твердость. Вы должны помнить, что теперь у вас ученик, и не мешать ему. Часто родители не замечают, что мешают детям: громко разговаривают, включают телевизор. Иногда родители делают за детей уроки. В этом случае страдает нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию. Вы не должны забывать, что в силу возрастных особенностей школьники плохо переключаются с одного вида работы на другой. Например, сядет ребенок рисовать, родители посылают в магазин. Нужно дать время на переключение. Иначе внутреннее нежелание может сопровождаться грубостью. Запомните: всякое необоснованное переключение с одного вида работы на другой может выработать дурную привычку: не доводить дело до конца.
- Направление помощи — контроль за выполнением домашних заданий. Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами: - какие отметки? - выполнил ли уроки? После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе. Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным. На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках и даже, может быть посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, может быть, вся его школьная жизнь. Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс. То есть важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе.
Хорошо если бы вы интересовались:
• что изучал ребенок сегодня в школе;
• как он понял материал;
• как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.
При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью. Контроль - это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей. Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают.
Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.
Например, решая задачу:
• прочитать задачу, представить, о чем говорится;
• кратко записать условие, схему;
• пояснить, что обозначает каждое число, повторить вопрос задачи;
• подумать, можно ли ответить на вопрос задачи; если нет, то по¬чему;
• составить план решения задачи;
• проверить решение;
• записать решение в тетрадь.
Выполняя упражнение по русскому языку:
• повторить правила;
• прочитать задания к упражнению, повторить, что нужно сделать;
• прочитать упражнение и выполнить все задания устно;
• выполнить задание письменно;
• проверить работу.
Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:
• какая бы погода ни была;
• какие бы ни шли телепередачи;
• чей бы день рождения ни отмечался.
Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам нет и быть не может. Для выработки этой привычки, нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе - как важному и серьезному делу. Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т.е. вырабатывается установка. При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, т.е. сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не выработаться и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело не обязательное, второстепенное.
Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела. У детей бывают два повода отвлечения: Первый повод — игра: ребенок втягивается в игру незаметно для себя. Поводом может служить оставленная игрушка; Второй повод — деловой: ищет карандаш, ручку, учебник. Чем больше отвлечений, тем больше затрачивается времени на выполнение домашнего задания. Поэтому необходимо установить четкий порядок: линейка, карандаш, ручка - слева; учебник тетради дневник - справа. У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не отвлекается, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно. Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работают быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени (ставить часы). 1 класс–1час, 2класс–1-1,5часа, 3класс–1,5–2часа, 4 класс – 1,5 – 2 часа. Если на первых порах вы сидите рядом с ребенком, вы должны приободрить его: «Не торопись, детка. Смотри, какая хорошая буква получилась. Ну-ка еще одну постарайся, чтобы еще лучше вышло». Это, конечно, поможет ему в нелегкой работе, даже просто сделает ее веселее. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ребенок возненавидит эти совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж очень плохо ребенок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы учительница видела, что ребенок старался, и с уважением отнеслась к его труду.
Одна из главных задач «сидения» рядом с сыном или дочерью - следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы, И этого можно добиться даже от самого несобранного ребенка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе. Труднее всего даются нашим детям навыки письма. Здесь вас можно успокоить, что в наш век каллиграфическое письмо не самое главное и что если ваш ребенок владеет речью, то, в конце концов, пусть пишет не так уж красиво, и не надо его за это терзать. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок. Опять-таки из воспитательных соображений: человек должен делать все красиво, решительно все. Помогите же своему ребенку в этом добрым словом и своим присутствием. И вы не пожалеете о потраченном времени: оно принесет свои плоды. Возникает вопрос, а когда же оставлять ребенка наедине с уроками? Делать это нужно как можно раньше, но не резко, а постепенно. Затянуть процесс этого «сидения» тоже вредно. Такие дети, которые делают уроки только с кем-нибудь из взрослых, никогда не смогут выполнить порученное им дело. При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.
- Направление помощи — приучение к самостоятельности. При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя. Учите детей выделять учебную задачу, т.е. ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению. Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.
В итоге выделим следующие направления в воспитании детей родителями:
- Воспитывайте в ребенке чувство ответственности за то, что он делает
- Формируйте у ребенка умение доводить начатое дело до конца
- Внимательно прислушивайтесь к мыслям и чувствам ребенка
- Не запугивайте ребенка
- Не ругайте ребенка за плохие отметки
- Заинтересуйте ребенка в учебе, пусть она приносит ему радость
- Хвалите ребенка, если он этого заслужил.
Памятка для родителей.
- Только в союзе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей;
- Регулярно посещайте родительское собрание;
- Систематически интересуйтесь школьными делами ребенка;
- Оказывайте ребенку разумную помощь;
- Терпеливо и заинтересованно выслушивайте рассказы ребенка;
- Оказывайте посильную помощь в организации досуга детей;
- Повышение уровня педагогической культуры семьи - регулярное педагогическое самообразование.
Родительская поддержка- это процесс
- в ходе которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка.
- который помогает ребенку поверить в себя и в свои способности.
- который поддерживает ребенка при неудачах.
Правила организации индивидуальной помощи дома.
- Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.
- Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе.
- Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний.
- Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно.
- Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.
- Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно.
- Что бы работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической.
Полезные советы.
- Ребёнок нуждается в постоянной поддержке родителей. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах, серьёзное отношение к достижениям и трудностям помогут ученику.
- Не забывайте напоминать о школьных правилах и необходимости их соблюдать.
- Составьте вместе распорядок дня, а затем следите за выполнением.
- Когда человек учится, у него может что-то не получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.
- Не пропускайте трудности. При необходимости обращайтесь за помощью к специалистам: психологу, логопеду, окулисту.
- Поддерживайте ребёнка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Похвала способна повысить интеллектуальные достижения.
Пословицы и поговорки о семье.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Коли в семье лад, так не надобен и клад.
- У мужа и жены мысли одни.
- Яблоко от яблони недалеко падает.
- Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
- Живут душа в душу.
- Дом – полная чаша
- Жениться – не воды напиться
- Мир в семье любовью держится
- Всякий дом хозяином держится.
Советы по поддержке ребенка в учебной деятельности:
- Не сравнивайте детей с другими, хвалите, будьте искренними.
- Учитесь вместе, объединяйтесь против трудностей, станьте союзником.
- Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, НЕ переучивайте левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга.
- Сделайте так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе.
- Ребенок не должен панически бояться ошибиться.
- Старайтесь научить находить истину. Взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
- Не приказывайте. Пользуйтесь поощрением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Как помочь ребёнку хорошо учиться?"
Сегодня наш разговор пойдет о том, как родители могут помочь своим детям в выполнении домашних заданий, в организации учебной деятель...
Родительское собрание "Как помочь ребенку хорошо учиться"
Советы родителям по оказанию помощи детям в учебе....
Родительское собрание "Как помочь ребенку хорошо учиться"
На собрании поднимается вопрос о той помощи, которую могут оказать родители, чтобы их ребенок хорошо учился. Подробно раскрываются направления работы, даются конкретные советы родителям....
Методическая разработка родительского собрания "Как помочь ребенку хорошо учиться"
Разработка предназначена для проведения родительского собрания в 1 классе....
Родительское собрание «Как помочь ребенку хорошо учиться»
laquo;Если ребёнку удается добиться успеха вшколе, у него естьвсе шансы науспех в жизни.» У. Глассер...
Методическая разработка классного родительского собрания «Как помочь ребенку хорошо учиться»
Цели:Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома.Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.Интеграция ...
Родительское собрание "Как помочь ребенку хорошо учиться"
Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности обучающихся, оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родит...