Как помочь ребёнку научиться читать
консультация (1 класс) на тему

Степанова Ольга Геннадьевна

Эта технология помогает детям правильно учиться, а родителям и учителям – правильно помогать им в учёбе.

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rebyonku_pomoch_nauchitsya_chitat.docx35 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                       Степанова О.Г.

Как помочь ребёнку научиться читать

Понимание – особая операция мышления, благодаря которой происходит усвоение нового материала и включение его в собственную систему представлений и ценностей. Понимание -  объект познания.

     Ребёнок, читая, должен понимать, что он читает, какой смысл несут слова, которые он видит. Слово для него должно представлять не набор букв и звуков, а смысловую единицу. Если этого не происходит, то его почти невозможно заставить читать. А если это всё же удаётся сделать, то результаты таких упражнений в чтении без понимания могут быть плачевными:

- ребёнок будет уметь читать, но очень плохо, медленно, путая слова, буквы;

- ребёнок будет ненавидеть чтение.

      Родители могут помочь своему ребёнку, если будут постоянно работать с ним над значением слов.

     Начинать эту работу следует ещё в дошкольном возрасте, когда ребёнок только учится говорить. Проходить она должна интересно, тогда дети будут стремиться узнавать всё больше и больше. Постепенно  они привыкнут к тому, что нельзя оставлять без внимания ни одного слова, значение которого им неясно, и будут забрасывать родителей вопросами.

     

Способ работы состоит в следующем:

  1. Вы читаете ребёнку книжку или просто беседуете с ним. Ребёнок не понял слово и спрашивает вас, что оно означает. Если ребёнок не задает такого вопроса и вы видите, что он начинает отвлекаться, не следит за тем, что вы говорите, переводит разговор на другую тему, нервничает, не хочет слушать…
  2. Вы можете предположить, какое слово было ребёнку не понятно. Если вы не уверены, спросите его: «Ты знаешь, что это такое?» Он не может объяснить или показать, что это слово знает.
  3. Объясните ему это слово. Если вы не уверены, как это лучше сделать, посмотрите значение этого слова в Толковом словаре, а потом растолкуйте его ребёнку понятным языком.
  4. Приведите по возможности больше примеров с этим словом.

  1.  Обращайте внимание ребёнка на это слово всякий раз, когда оно вам встретится. Просите его объяснить, что оно значит. Вспомните пример из прошлого опыта, сравните с той ситуацией, в которой это слово встретилось снова. Продолжайте заниматься этим словом, пока вы не почувствуете, что малыш уверенно им владеет.

    Ребёнок  наберёт довольно большой запас слов к тому моменту, когда он начнёт читать. Чтение для него во многом станет узнаванием этих слов, поэтому он с удовольствием будет их прочитывать.

      Ребёнок будет привыкать к тому, что его родители всё время обращаются к Толковому словарю русского языка, а это значит, что словарь станет частью и его жизни. Научившись читать, он начнёт тоже им пользоваться.

      Если малыш ещё не ходит в школу, очень полезно постоянно обращать его внимание на новые слова, доступные его восприятию, и помогать ему в них разбираться.

     

    Если ребёнок ходит в школу и у него проблемы с чтением, проверьте, насколько хорошо он понимает то, что он читает.

  1. Вы садитесь рядом с ребёнком (лучше, напротив), у вас должен быть свой экземпляр текста и обязательно словарь.
  2. Попросите ребёнка начать читать и внимательно следите за тем, как он это делает. Ребёнок должен вести себя совершенно естественно. Любые отклонения от нормы – результат того, что он не понимает слово или нескольких слов.

 Дети моментально реагируют на непонимание:

- ребёнок начинает вертеться или ёрзать;

- качает ногой;

- начинает вертеть что-то в руках;

- почёсывается;

- напрягается;

- сжимает кулаки;

- морщится;

- зевает;

         - нервничает  

 

Реакции могут проявляться и при чтении:

         - ребёнок пропускает букву;

         - вместо одной буквы читает другую:

         - переставляет буквы местами;

         - добавляет букву, которой нет в слове;

         - вместо одного слова читает другое;

         - добавляет слово, которого нет в предложении;

         - механически произносит слова, не вдумываясь.

Если вы видите, что начались отклонения от нормального чтения, остановите его и начинайте разбираться со словами.

  1. Ребёнок читает предложение: «Наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов». Задайте  вопрос: Что значит слово «речь»? Как ты понимаешь слово «речь»?
  2. Если ребёнок объясняет это слово правильно, вы просите объяснить следующее слово и т.д. Если  он не может ответить на вопрос, отвечает неправильно или не совсем правильно, вы объясняете ему простыми и понятными для него словами, но только если уверены в том, что точно знаете значение данного слова.
  3. Когда вы смотрите слово в словаре, то привлекайте к поиску и ребёнка – задавайте ему вопросы: С какой буквы начинается слово?
  4. Приведите как можно больше примеров и составьте несколько предложений с этим словом.
  5. Затем проверяете, знает ли ребёнок все остальные слова в предложении: Что такое предложение? Что такое слово?
  6. После того как вы разберётесь со всеми словами в предложении, попросите ребёнка прочитать предложение ещё раз и, если вы видите, что оно не вызывает у него никаких затруднений, переходите к чтению следующего.

   

   Очень важно, чтобы ребёнок хорошо знал алфавит.

   

   Что значит – хорошо знать алфавит? Уметь называть все буквы по порядку и легко ориентироваться, как одна буква расположена по отношению к другой.

  1. Попросите ребёнка прочитать буквы несколько раз.
  2. Закройте алфавит и попросите вспомнить, какая буква идёт после Б, какая – после Д и т.д. Задавайте вопросы так, чтобы буквы были не по порядку, а вразнобой.
  3. Назовите букву и попросите назвать её соседей.
  4. Попросите прочитать буквы на память по порядку, а затем в обратной последовательности.
  5. Переходите к изучению следующих букв. Оставьте три последние буквы из предыдущего набора и добавьте пять новых.
  6.  Попросите ребёнка прочитать на память алфавит изученных букв.
  7. Продолжайте работать  до конца алфавита. Количество букв в наборе может быть больше и меньше, в зависимости от того, насколько легко или трудно даётся ребёнку алфавит.

    Часто встречаются дети, которые плохо читают только из-за того, что не знают хорошо букв. Знание алфавита необходимо им и для работы со словарём.

 

       Эта технология помогает детям правильно учиться, а родителям и учителям – правильно помогать им в учёбе.

       

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребёнку научиться читать

Приёмы работы по обучению чтению...

Как помочь детям научиться читать бегло и правильно,при этом сохранить интерес ученика.

Игяя интерес детей на уроке.ры и упражнения помогут формировать навыки чтения, сохран...

«Как помочь ребёнку научиться читать»

Памятка для родителей «Как помочь ребёнку научиться читать»...

"Как помочь ребёнку научиться читать"

Чтобы привить ребенку любовь к чтению, родители сами должны полюбить общение с книгой. Когда мама и папа книг совсем не читают, а ребенку внушают, что это очень полезно и важно, то вряд ли это внушени...

Как помочь ребёнку научиться быстро читать

Приёмы обучения быстрому чтению...

"Как помочь ребёнку научиться читать"

Любовь к чтению формируется у ребёнка с рождения....