Как помочь ребёнку научиться читать
консультация (1 класс) на тему
Эта технология помогает детям правильно учиться, а родителям и учителям – правильно помогать им в учёбе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_rebyonku_pomoch_nauchitsya_chitat.docx | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Степанова О.Г.
Как помочь ребёнку научиться читать
Понимание – особая операция мышления, благодаря которой происходит усвоение нового материала и включение его в собственную систему представлений и ценностей. Понимание - объект познания.
Ребёнок, читая, должен понимать, что он читает, какой смысл несут слова, которые он видит. Слово для него должно представлять не набор букв и звуков, а смысловую единицу. Если этого не происходит, то его почти невозможно заставить читать. А если это всё же удаётся сделать, то результаты таких упражнений в чтении без понимания могут быть плачевными:
- ребёнок будет уметь читать, но очень плохо, медленно, путая слова, буквы;
- ребёнок будет ненавидеть чтение.
Родители могут помочь своему ребёнку, если будут постоянно работать с ним над значением слов.
Начинать эту работу следует ещё в дошкольном возрасте, когда ребёнок только учится говорить. Проходить она должна интересно, тогда дети будут стремиться узнавать всё больше и больше. Постепенно они привыкнут к тому, что нельзя оставлять без внимания ни одного слова, значение которого им неясно, и будут забрасывать родителей вопросами.
Способ работы состоит в следующем:
- Вы читаете ребёнку книжку или просто беседуете с ним. Ребёнок не понял слово и спрашивает вас, что оно означает. Если ребёнок не задает такого вопроса и вы видите, что он начинает отвлекаться, не следит за тем, что вы говорите, переводит разговор на другую тему, нервничает, не хочет слушать…
- Вы можете предположить, какое слово было ребёнку не понятно. Если вы не уверены, спросите его: «Ты знаешь, что это такое?» Он не может объяснить или показать, что это слово знает.
- Объясните ему это слово. Если вы не уверены, как это лучше сделать, посмотрите значение этого слова в Толковом словаре, а потом растолкуйте его ребёнку понятным языком.
- Приведите по возможности больше примеров с этим словом.
- Обращайте внимание ребёнка на это слово всякий раз, когда оно вам встретится. Просите его объяснить, что оно значит. Вспомните пример из прошлого опыта, сравните с той ситуацией, в которой это слово встретилось снова. Продолжайте заниматься этим словом, пока вы не почувствуете, что малыш уверенно им владеет.
Ребёнок наберёт довольно большой запас слов к тому моменту, когда он начнёт читать. Чтение для него во многом станет узнаванием этих слов, поэтому он с удовольствием будет их прочитывать.
Ребёнок будет привыкать к тому, что его родители всё время обращаются к Толковому словарю русского языка, а это значит, что словарь станет частью и его жизни. Научившись читать, он начнёт тоже им пользоваться.
Если малыш ещё не ходит в школу, очень полезно постоянно обращать его внимание на новые слова, доступные его восприятию, и помогать ему в них разбираться.
Если ребёнок ходит в школу и у него проблемы с чтением, проверьте, насколько хорошо он понимает то, что он читает.
- Вы садитесь рядом с ребёнком (лучше, напротив), у вас должен быть свой экземпляр текста и обязательно словарь.
- Попросите ребёнка начать читать и внимательно следите за тем, как он это делает. Ребёнок должен вести себя совершенно естественно. Любые отклонения от нормы – результат того, что он не понимает слово или нескольких слов.
Дети моментально реагируют на непонимание:
- ребёнок начинает вертеться или ёрзать;
- качает ногой;
- начинает вертеть что-то в руках;
- почёсывается;
- напрягается;
- сжимает кулаки;
- морщится;
- зевает;
- нервничает
Реакции могут проявляться и при чтении:
- ребёнок пропускает букву;
- вместо одной буквы читает другую:
- переставляет буквы местами;
- добавляет букву, которой нет в слове;
- вместо одного слова читает другое;
- добавляет слово, которого нет в предложении;
- механически произносит слова, не вдумываясь.
Если вы видите, что начались отклонения от нормального чтения, остановите его и начинайте разбираться со словами.
- Ребёнок читает предложение: «Наша речь состоит из предложений, а предложения – из слов». Задайте вопрос: Что значит слово «речь»? Как ты понимаешь слово «речь»?
- Если ребёнок объясняет это слово правильно, вы просите объяснить следующее слово и т.д. Если он не может ответить на вопрос, отвечает неправильно или не совсем правильно, вы объясняете ему простыми и понятными для него словами, но только если уверены в том, что точно знаете значение данного слова.
- Когда вы смотрите слово в словаре, то привлекайте к поиску и ребёнка – задавайте ему вопросы: С какой буквы начинается слово?
- Приведите как можно больше примеров и составьте несколько предложений с этим словом.
- Затем проверяете, знает ли ребёнок все остальные слова в предложении: Что такое предложение? Что такое слово?
- После того как вы разберётесь со всеми словами в предложении, попросите ребёнка прочитать предложение ещё раз и, если вы видите, что оно не вызывает у него никаких затруднений, переходите к чтению следующего.
Очень важно, чтобы ребёнок хорошо знал алфавит.
Что значит – хорошо знать алфавит? Уметь называть все буквы по порядку и легко ориентироваться, как одна буква расположена по отношению к другой.
- Попросите ребёнка прочитать буквы несколько раз.
- Закройте алфавит и попросите вспомнить, какая буква идёт после Б, какая – после Д и т.д. Задавайте вопросы так, чтобы буквы были не по порядку, а вразнобой.
- Назовите букву и попросите назвать её соседей.
- Попросите прочитать буквы на память по порядку, а затем в обратной последовательности.
- Переходите к изучению следующих букв. Оставьте три последние буквы из предыдущего набора и добавьте пять новых.
- Попросите ребёнка прочитать на память алфавит изученных букв.
- Продолжайте работать до конца алфавита. Количество букв в наборе может быть больше и меньше, в зависимости от того, насколько легко или трудно даётся ребёнку алфавит.
Часто встречаются дети, которые плохо читают только из-за того, что не знают хорошо букв. Знание алфавита необходимо им и для работы со словарём.
Эта технология помогает детям правильно учиться, а родителям и учителям – правильно помогать им в учёбе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 1 классе "Как помочь ребёнку научиться читать"
Презентация к собранию...
Как помочь ребёнку научиться читать
Приёмы работы по обучению чтению...
Как помочь детям научиться читать бегло и правильно,при этом сохранить интерес ученика.
Игяя интерес детей на уроке.ры и упражнения помогут формировать навыки чтения, сохран...
«Как помочь ребёнку научиться читать»
Памятка для родителей «Как помочь ребёнку научиться читать»...
"Как помочь ребёнку научиться читать"
Чтобы привить ребенку любовь к чтению, родители сами должны полюбить общение с книгой. Когда мама и папа книг совсем не читают, а ребенку внушают, что это очень полезно и важно, то вряд ли это внушени...
Как помочь ребёнку научиться быстро читать
Приёмы обучения быстрому чтению...
"Как помочь ребёнку научиться читать"
Любовь к чтению формируется у ребёнка с рождения....