Как помочь ребёнку научиться быстро читать
статья по логопедии (1 класс)
Предварительный просмотр:
Как помочь ребёнку научиться быстро читать
(помощь родителям)
Шумакова Светлана Валериановна,
учитель-логопед
высшей категории
МБОУ «Гимназия №4»
города Курска
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» - писал В. А.Сухомлинский. Сегодня мы учимся жить в новой реальности. Мы находимся длительное время дома в кругу своих домашних, а это может быть совсем непросто! Как и чем занять ребёнка дома? Это время можно провести с пользой.
Представьте, как читает ваш ребёнок. Читает по слогам, медленно, иногда путаясь, устаёт уже после двух предложений. Нарушение чтения может отрицательно влиять, как на успешность в обучении, так и на формирование личности ребёнка в целом.
Техника быстрого чтения в наше время приобрела особую популярность, так как позволяет нам не только сэкономить время, но и развить нашу память, внимание, также не только быстро читать, но и качественно понимать. Происходит процесс подтягивания скорости чтения до реальной скорости мышления (эти процессы связаны воедино!).
Техникой скорочтения обладали многие известные люди. Среди них В.И. Ленин, А.М. Горький, Наполеон и другие.
Цель данного издания – с одной стороны, помочь родителям в обучении быстрому чтению своих детей через специальные увлекательные задания, а с другой, дать поверить ребёнку в свои силы. В издании собраны и систематизированы материалы из разных источников, которые помогут ребёнку с интересом, а главное без проблем научиться быстро читать. Простые легкодоступные упражнения за непродолжительный промежуток времени дадут возможность освоить данную технику.
Работа проходит постепенно: сначала на уровне буквы, потом слога, слова, предложения и текста.
- Упражнения на уровне буквы
Задание 1: восстанови буквы, прочитай полученные слова.
Рис.1
Задание 2: подчеркни каждую третью букву и угадаешь названия животных.
лесюэуэйссолдуиьекдлбадецуголеэхмдуоьвтяцмбуажы
ньагдсуэусиктмабнмежвлдркьвагувепеодригбьалокюд
мдебмунемедглвпуерчдржьыукюаебонаегжмулорпкуь
Задание 3: зачеркни каждую четвёртую букву.
поиомшеоэыуоипнзйщптмбйлёхегсьбыдукогпбужп
шкьмжыьыжуьыжптьпарслпьполпбитленбпюыжз
йбёюдвъэючтпроваладрлпрбблибрлдрбрдрбдлдрда
Задание 4: вычеркни в каждой группе выделенные слева буквы.
Р | АПРИТЕОЩОЩОЕИШРОКОРЕОРЕЕШ |
В | РОИЫВМДВАИУОАВОМОПРИЩШВТВ |
Д | РЕПФОДРЕОАРЛПДЦЛЛДПЛРОКМЛА |
Задание 5: прочитай, что здесь написано, используя первые буквы изображений. Напечатай эти буквы под картинкой.
Рис.2
Задание 6: записать буквы из правой таблицы в порядке, на который указывают цифры левой таблицы, и получи три слова.
8 | 3 | 6 | К | С | О | |
1 | 5 | 11 | Л | В | Я | |
12 | 9 | 4 | Ц | З | А | |
10 | 2 | 7 | А | И | Л |
Задание 7: напечатай слова, совместив цифры с буквами.
А | Ш | У | К | 7 | 3 | 11 | 4 | |
О | Ь | А | Ё | 15 | 9 | 5 | 1 | |
Р | М | Щ | С | 6 | 16 | 10 | 14 | |
К | Р | А | С | 12 | 2 | 13 | 8 |
2. Упражнения на уровне слога
Задание 1: прочитай слоги слева направо, сверху вниз, справа налево, снизу вверх и по диагонали. Работать с таблицами в данном порядке.
БА | БО | БИ | БЕ | БУ | БЫ | БЯ |
ВО | ВА | ВЕ | ВЫ | ВУ | ВЯ | ВИ |
ГЕ | ГА | ГО | ГЫ | ГИ | ГУ | ГЯ |
РЯ | РУ | РА | РО | РЫ | РЕ | РИ |
СА | СО | СИ | СЕ | СУ | СЫ | СЯ |
ЛЕ | ЛИ | ЛА | ЛУ | ЛЮ | ЛЫ | ЛО |
ЗЕ | ЗИ | ЗУ | ЗА | ЗО | ЗЫ | ЗЯ |
ЛАК | МАГ | НАГ | ПАР | НОР | ПОЛ | РОД |
ФАС | ХАР | ЦАП | ЧАШ | ГУС | ДУШ | ЗУБ |
БЕЗ | ВЕС | ГЕР | ДЕЛ | НЕТ | ПУР | РУК |
ПЕЧ | РЕЧ | НЕЗ | МЕЧ | МУХ | ВУЗ | ЛОМ |
БИД | ВИЗ | ГИТ | ДИВ | БОЧ | ПИЛ | НИК |
ЛИС | МИР | ЩАМ | ЧАД | ВЯР | РЫК | ЩУП |
ЧОК | ХАЩ | ТЮБ | НЕР | ТАБ | ДИЗ | ЧУХ |
ШИН | ШИТ | ЗЫС | ЛЫБ | ХЮЖ | РИС | ЩЕП |
ЧАН | ЧАЧ | ХИЩ | ТЮР | БЫК | ЦЕЛ | ТЯЖ |
ЧАС | ЧАР | ЧОП | ЩЕЛ | ФОР | КАК | ЛЕС |
БАК | ВАР | ГАЗ | ДАР | ВОД | ГОД | ДОГ |
ЧЕР | ЧИК | КИТ | ЧУШ | ШАП | ШЕС | ШИФ |
КЛЯ | ПЛИ | СТО | ЧРЕ | ЦВЕ |
ХЛЮ | ФРА | ЖВА | СЛЕ | ЗНА |
ЧРЕ | ПРО | ГРУ | МНО | ПЛА |
ЦВИ | КНУ | ЖДУ | ВРЯ | КЛЮ |
КРЕ | ШТЕ | ГНО | ТРЫ | СПО |
Задание 2: зачеркни в каждой группе выделенные слева слоги.
КЕ | ИРККЕЗТОДЬЗГЕРПИТМЬРУКЕТИШЬ |
ИРООТПТИОКЕПШГЕЛЕПОРКГРНПЕК | |
КЕРПЕРЛХКЕОНШТПЕКБМПКЕБЛПО | |
РИ | ТМГРАИТМТПТРИЛЗООУОЬОРИЯЮЩ |
ИМПАИРТОГЛПРИБМЛТТРИБРИБИР | |
ЧМАТИРЦОРИЩВБЛХХХИРРИЮБЬФ | |
ЯЦ | ТПЯЦБОГМИИЦЯЦЯЩДПББЬТИЯЦДО |
МТЯЦОМТТШУГЕТБЛЯЦБМБЖДФУЦ | |
ТИОГЫЦЯЦЛОПБЬЯЦЖЬЯЦПРТЦЯШЩ |
3. Упражнения на уровне слова
Задание 1: двигаясь по стрелкам, собрать слово.
Рис.3
Задание 2: найти и зачеркнуть названия 15 лесных животных.
П | Р | Ю | Щ | Р | Ы | С | Ь | Э | Х | Л | Р | В | Б | О |
Д | Л | Г | О | Ь | Р | К | А | Б | А | Н | Ж | И | Р | А |
Л | Щ | Е | Л | Ы | П | Ч | И | Ь | Б | Ш | П | Д | О | Э |
Э | Х | Ф | И | Г | Ш | Д | Е | С | Т | Ж | З | Р | Й | У |
Т | Н | Г | С | И | Д | Б | О | Б | Ё | Р | Ж | А | Ц | Х |
Х | Ъ | З | А | Я | Ц | Т | И | Ю | Ь | Х | З | Ф | У | Г |
Г | Т | Ю | Щ | Ч | Р | Ц | Б | З | Х | Ъ | А | И | Ю | Я |
Я | Б | А | Р | С | У | К | Ё | Ж | Ъ | Б | М | Ю | Ь | Т |
Т | Ю | Й | Я | П | В | О | Л | К | Д | О | Л | Е | Н | Ь |
Б | С | М | И | Г | Р | Л | К | Ю | Ж | Э | Х | Ъ | Ш | Я |
И | Ю | Е | З | Т | С | Щ | А | К | П | Р | Л | Д | Е | М |
С | Т | Д | А | Р | Д | Ы | Ч | Ж | К | У | Н | И | Ц | А |
Б | Б | В | Щ | Ь | Л | О | С | Ь | Х | Ъ | А | И | Ю | Я |
Ш | Ю | Е | Р | Ы | Р | Л | Ж | Э | П | Р | Л | Д | Э | М |
Ж | С | Д | Я | Г | С | Щ | Э | С | О | Б | О | Л | Ь | Ю |
Х | Ю | Ь | И | И | Д | Ы | Г | П | Е | Р | Ж | А | Ц | Х |
Ю | Ъ | З | М | Ы | Ш | Ь | А | Х | Л | Р | В | Б | О | Ю |
О | Т | С | Х | Ь | Э | У | Р | Л | Ь | Э | У | Р | Л | Ю |
Задание 3: расшифруй слова.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
П | Н | И | Л | Р | Т | С | Я | О |
3537 ________________ 43438 _______________
1392 ________________ 49697 _______________
Задание 4: замени цифры соответствующими буквами и запиши получившееся слово.
А = 5 | И = 2 | Ш = 3 |
м 5 ш 2 н 5 н 5 д п 2 3 2 н 5 д у 3 2 т ь с я м 5 3 2 н 2 с т | ________________ ________________ ________________ ________________ | 3 2 р 2 н 5 3 2 3 е ч к 5 с т 5 р 3 2 й л 5 н д ы 3 2 | ________________ ________________ ________________ ________________ |
Задание 5: составь слово из букв.
- в, й, о | - р, б, о, щ | - н, с, е, п, я | - м, ы, з, к, у, а |
- ы, м, д | - у, р, б, я | - ё, о, ф, ш, р | - б, а, л, о, ь, м |
- о, у, х | - к, ж, ё, и | - е, и, л, б, т | - т, л, б, о, о, о |
- м, д, о | - т, т, р, о | - е, р, а, д, с | - о, г, п, д, о, а |
Задание 6: составь слово из слогов.
а) | ни- са | ны- мо- ли | ни- ку- ка-лы |
пка- ша | бло- ко- я | бё- ре- же- нок | |
ты-шор | да- рин- ман | коль- ло- ко- чик | |
жка- кру | каль- зер- ный | рож- вне- ник- до | |
б) | хаму | росока | едицани |
бразе | ругукен | тересноин | |
тыцве | кодилкро | пасжирскийса | |
кваклю | ковмоский | воклассникпер |
4.Упражнения на уровне предложения
Задание 1: прочитай русскую народную пословицу.
- 4 строка 1 столбец (первая буква);
- 2право,1вверх,1влево,1вверх,1вправо,1вверх,2вправо,1вниз,1вправо,1вниз,
1вправо,1вниз,2вправо,1вверх,1влево,1вверх,1влево,1вверх,3вправо,1вниз,
1вправо,1вниз.
С | К | А | Н | Е | Р | И | З | П | Р | О | Д |
П | У | Д | О | В | Ы | У | К | У | У | Д | А |
О | Р | Т | И | У | Н | Е | Б | Ы | Л | А | Ю |
Б | Е | З | Т | О | В | Ш | Ь | Р | О | М | М |
Задание 2: прочитай русскую народную пословицу, двигаясь по стрелкам.
Рис.4
5.Упражнения на уровне текста
Задание: прочитать текст.
Рис.5
Задание: прочитать этот текст со случайными символами.
Рис.6
Задание: прочитать этот текст с переставленными буквами.
Рис.7
Задание: прочитать этот текст без пробелов.
Рис.8
Задание: прочитать этот текст в зеркальном отражении.
Рис.9
Задание: прочитать этот текст со скрытой нижней частью строки.
Рис.10
Задание: прочитать этот текст со скрытой верхней частью строки.
Рис.11
В работе на пятом уровне тексты возможно менять, предварительно напечатав его в специальном окошке. Для этого необходимо сделать следующее:
1. Зайти на сайт «Развитие ребёнка» - сайт для умных родителей;
2. Зайти в раздел «Генератор заданий»;
3. Зайти в окошко «Скорочтение».
Тексты должны быть короткими и яркими. Предлагаю вам использовать пособие Беденко М.В. «Формируем навыки смыслового чтения». Реализация метапредметных результатов. Авторская методика: 1 класс. ФГОС НОО». Курс состоит из научно-популярных и информационных текстов, которые заинтересуют ребёнка! Материалы будут полезны в первую очередь ученикам 1-2 классов с проблемами в обучении чтению. Наиболее простые задания подойдут для работы с дошкольниками.
Методика даёт положительные результаты. Чаще хвалите ребёнка за старание. Очень важно вовремя поддержать желание ребёнка научиться быстро читать!
Источники иллюстраций
1. М. Беденко «Формируем навыки смыслового чтения». Реализация метапредметных результатов. Авторская методика: 1-ый класс. – М., 2014.
2. Г.В. Гераськина, М.А. Глазкова «Развитие техники чтения, или путешествие капитана Джима по стране знаний» – М: Издательство «Экзамен», 2011.
3. Г.М. Зегебарт «Чтение от буквы к слову» – М., 2015.
4. Сайт для умных родителей [«Развитие ребёнка»]: обучающий сайт – Режим доступа: https://ru.childdevelop.com.ua/worksheets/, свободный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 1 классе "Как помочь ребёнку научиться читать"
Презентация к собранию...
Как помочь ребёнку научиться читать
Приёмы работы по обучению чтению...
Чтение. Как научиться быстро читать.
Ученик, который не умеет читать, очень трудно выполнять домашние задания. Ему не интересно на уроках, он неусидчив, он не посещает библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это н...
«Как помочь ребёнку научиться читать»
Памятка для родителей «Как помочь ребёнку научиться читать»...
Как помочь ребёнку научиться читать
Эта технология помогает детям правильно учиться, а родителям и учителям – правильно помогать им в учёбе. ...
"Как помочь ребёнку научиться читать"
Чтобы привить ребенку любовь к чтению, родители сами должны полюбить общение с книгой. Когда мама и папа книг совсем не читают, а ребенку внушают, что это очень полезно и важно, то вряд ли это внушени...
"Как помочь ребёнку научиться читать"
Любовь к чтению формируется у ребёнка с рождения....