«Трудности адаптации первоклассников в школе».
классный час (1 класс)
"Адаптация"-термин ввел А.Уберт (немецкий психолог) и обозначает: приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Адаптация в целом длится от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут.
На родительском собрании нужно довести информациюо том какие трудности их ожидают и какие советы дают психологи.Все этовы найдете в этой статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_adaptatsii_pervoklassnikov_v_shkole.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление родительском собрание :
«Трудности адаптации первоклассников в школе».
Цель:
1. Разъяснить родителям трудности привыкания детей к школе, которые проявляются в возрастных и психологических особенностях младших школьников;
2. Дать необходимые рекомендации по планированию режима дня.
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы сегодня с вами собрались для обсуждения такой темы как адаптации первоклассников в школе.
Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.
Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроках тем, что определено школьной программой, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.
В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Многочисленные "можно", "нельзя", "надо", "положено", "правильно" лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.
Как уже говорилось, начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение.
Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников.
- В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура, обостряться хронические заболевания
- Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Дети, казалось бы, без повода капризничают, плачут.
- Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
- Для детей характерна высокая утомляемость.
Эти изменения в организме первоклассников зарубежные ученые называют "адаптационной болезнью", "школьным шоком", "школьным стрессом".
Адаптация у каждого ребенка проходит по-разному. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей.
Психологическая готовность ребёнка к школе.
Личностная готовность к школе.
Родители должны способствовать формированию у детей следующих качеств.:
Умение ребёнка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться ( разумная необходимость), чувство товарищества. Такие качества обеспечат ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям.
Волевая готовность.
Это условие характеризуется отношением ребёнка к трудностям и способам их преодоления. Здесь главное значение имеет воспитание мотивов достижения целей, умение принять трудности и стремление разрешить их.
Интеллектуальная готовность.
Это наличие определённого кругозора, запаса конкретных знаний о живой и неживой природе, общественной жизни. В этом возрасте логическая форма мышления доступна, но не характерна. Важная роль отведена наглядно – действенному и наглядно – образному мышлению.
Уважаемые родители! Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задаёт ваш ребёнок. Не отмахивайтесь от детских вопросов, но не пичкайте их готовыми знаниями: сначала дайте возможность приобрести их самостоятельно ( книги, наблюдение, тактильные ощущения и т.д.). познавая окружающий мир, ребёнок учится мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Физиологические условия адаптации первоклассников к школе:
- организовать перерывы в процессе выполнения уроков, наполняя их двигательной активностью;
- во время выполнения домашних заданий обращать внимание на правильную посадку во избежание искривления позвоночника, на освещение рабочего места для предупреждения близорукости;
- тренировать мелкие мышцы кистей рук;
- обязательно вводить в рацион витаминные препараты, овощи, фрукты;
- давать ребенку возможность погулять и поиграть в подвижные игры.
Для успешной адаптации следует научить ребенка соблюдать режим дня.
Утро. Ребенку необходимо умыться, одеться, убрать самостоятельно свою постель. Необходимо обойтись без излишней спешки и нервозности, одергивания и покрикивания на детей. В школу следует выходить заранее, чтобы не опаздывать, так вы сформируете привычку вовремя приходить.
Занятия в школе. Дорога домой из школы. Нужно сделать обязательным требование: после школы – сразу домой.
Переодевание после школы.
Обед. Свободное время. Возможно, его использовать на сон, выполнение посильной работы по дому, которая должна контролироваться взрослыми.
Здесь стоит прислушаться к советам врачей:
- не менее 3х часов должно отводиться на прогулку и подвижные игры,
- 30-40 мин. на посильную работу по дому,
- 1 час на самообслуживание,
- оставшееся время - на кружки, секции и другие учреждения дополнительного занятия.
Вечером. Следует отвести время на общение с ребенком, продолжительному просмотру детских познавательных передач по телевизору.
Подготовка ко сну. Ночной сон.
Приучить ребенка к такому режиму дня следует до начала занятия в школе.
На привыкание к новому распорядку может уйти от двух недель до двух месяцев. Это будет зависеть и от ребенка и от самого умения родителя строго следовать своим требованиям. Желательно сделать табличку с таким режимом дня, и чтобы она висела над рабочим столом 1-классника.
Первый год обучения порой определяет всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей. Безусловно, самым лучшим для ребёнка в это время будет ваша поддержка и совместно со школой оказание помощи своему ребёнку. Ребенок младшего школьного возраста должен всегда чувствовать в семье тыл: какой бы он ни был, какую бы плохую отметку ни получил, в семье его будут по-прежнему любить..
Советы родителям:
1. Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первоклашке полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью.
Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень.
2. За уроки нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы, когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и развлечений.
3. Между выполнением уроков следует делать перерывы. 15-20 минут занятий – 5 минут отдыха.
4. Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление уроков с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных.
5. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку – обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать.
6. Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»
7. После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»
8. Перед сном шепните ребенку на ушко: «Я так счастлива, что ты у меня есть!»
В заключении хочется напомнить вам о главном таланте и обязанности родителей: родителям нельзя лениться. Родители должны уметь наблюдать. Уметь чувствовать. Как ребенок спит? Как ест? Почему пропал аппетит? Не испытывает ли он чрезмерной нагрузки? Только благодаря этому таланту, терпению и любви все трудности непременно окажутся преодолимыми. И еще: правильно относитесь к неприятностям, все-таки случающимся в жизни. Будьте оптимистами и научите этому своего ребенка.
Притча "О воспитании"
Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.
- "Мудрец, моему ребенку уже исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?"
Мудрец взял женщину за руку и подвел к виноградной лозе:
- "Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь ежедневно заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод:"
Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 1 классе на тему "Трудности адаптации первоклассников к школе"
Задачей родительского собрания является знакомство родителей с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе. ...
Трудности адаптации первоклассников к школе
Родительское собрание Трудности адаптации первоклассников к школе. Цель: объединение усилий школы и семьи по «снятию» адаптационных проблем ребенка - первоклассника. Задачи: Изучение механ...
"Трудности адаптации первоклассников в школе"
- создание благоприятного психологического климата в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи;- роль самооценки ребёнка в адаптации к школе;- первое условие школьного успеха – самоценность ребён...
Трудности адаптации первоклассников к школе
Материал к родительскому собранию в 1 классе...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ "Трудности адаптации первоклассников к школе"
ПЛАН СЦЕНАРИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ», форма проведения - круглый стол....
Родительское собрание "Ваш ребёнок - первоклассник. Трудности адаптации первоклассников в школе"
Родительское собрание «Ваш ребёнок – первоклассник. Трудности адаптации первоклассников в школе» У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня н...