Первое родительское собрание для родителей первоклассников
методическая разработка (1 класс) на тему

Каньшина Оксана Анатольевна

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

 Венгер Л.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervoe_sobranie.doc91.5 КБ
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley.docx15.87 КБ

Предварительный просмотр:

Первое родительское собрание для родителей первоклассников

Слайд 2

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться».

 Венгер Л.А.

Ход собрания

        - Здравствуйте. Нам очень приятно познакомиться  с родителями наших новых учеников, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы, но, честно признаюсь, и мы. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять наши требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы.  С одними родителями мы встречаемся впервые, с другими уже знакомы.  Мы рада всем вам. Приятно видеть родителей, которые привели к нам своих младших детей. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте немного познакомимся.

        - С первого сентября  у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами - один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться - значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным.

Слайд 3

       - Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка.  Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка.  И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило:

-  только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей.

Слайд 4

- Скажите, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.) Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному. Отсюда второе наше правило:

-  никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра.  Это называется МОНИТОРИНГ.  Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА.  Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках.

Слайд 5

       Вы уже получили много советов по воспитанию ребенка. Сейчас поговорим  о готовности ребенка к школьному обучению.

        Предлагаю вашему вниманию небольшой тест. Слайд 6

Тест для родителей.

        Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

  1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
  2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
    3.      Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут)

самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4.      Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии

посторонних людей?

5.     Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6.     Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7.     Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8.    Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

9.    Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10.  Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого

десятка?
11.  Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку,

аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12.  Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13.  Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать

аппликации из бумаги)?

14.  Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту

собрать целый рисунок?

15.  Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16.  Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он

назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

17.  Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то

занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

       Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

       Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

        В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

Слайды 7-12

       До школы еще четыре месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке  ребенка к школе?

Большинство родителей думают, что они подготовили ребёнка к школе, если научили его читать. Но навыки чтения, письма, счёта и другие относятся к общеучебным умениям и навыкам, которые, безусловно, являются важными в школьном обучении, но не они определяют готовность ребёнка к школе. Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет – это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, способность устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений рук и их координаций.

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память и внимание, связная речь.

Эмоциональная зрелость – это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения.

Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, способностью выполнять роль ученика, умения слушать и выполнять задания учителя.

Важнейшая предпосылка готовности к школе – умение играть в ролевые, сюжетные игры и в игры с правилами. Ребёнок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации – в одних он лидирует, в других подчиняется, в-третьих, осуществляет совместную, кооперативную деятельность с другими детьми и взрослыми.

За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребёнка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе. Высокий познавательный уровень ребёнка способствует успешному усвоению школьной программы.

ОБЩИЙ КРУГОЗОР

        Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях и о окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться.

МАТЕМАТИКА

        Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птичек, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.

ЧТЕНИЕ 

        К первому классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в звуки: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы.

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

        Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. “Чёрный” - кидаете вы ему мяч, “белый” - бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное -несъедобное, одушевлённое -неодушевлённое.

        Слайды 13-14

Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример, вас,  родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.

Слайд 15

Ваши дети будут учиться по программе «Перспектива». Все учебники Вам выдаст школа. Вопрос о рабочих тетрадях, входящих в этот УМК, будет решаться в сентябре. Возможно, какие-то печатные тетради Вам нужно будет приобретать самостоятельно.

Список учебных принадлежностей я Вам выдаю. (Обговорить)

Слайд 16 –   Идет разговор о школьной форме;

Слайд 17

         - Жизнь класса строится не только на учебе, но и на совместных коллективных делах.  Подумайте, посовещайтесь и решите, какие мероприятия, праздники совместно с вами мы могли бы провести в первом классе. Может кто – то может сам организовать праздник, поездку, мероприятие.

-  Родители выбирают родительский комитет.

Задача родит.комитета – заниматься организацией коллектива родителей (нужны энтузиасты, неравнодушные, креативные, желающие и умеющие организовать интересную жизнь класса).

Любая инициатива с Вашей стороны приветствуется, но сначала обсуждается совместно!!! (Фонтан, воздухоочиститель, ….)

К 1 сентября в классе будет сделан ремонт, закуплены новые парты, стулья, шкафы, будет обустроена в рекреации новая среда.

Но, к сожалению, техника, имеющаяся в классе и активно используемая на уроках и во внеурочной деятельности, останется прежней.

Очень нужен принтер!!!

Слайд 18

Информирование

-  Родители заполняют анкеты.

Слайд 19

   Помните! Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения.

Несколько коротких правил

— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других, не сравнивайте его с другими детьми.

— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

— Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.

— Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

— Признавайте права ребенка на ошибки.

— Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.

— Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

— И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Дети учатся у жизни 

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет, постоянно слыша упреки, у него формируется чувство вины.

Если ребенок растет в атмосфере терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя.

Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей.

Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.

Памятка для родителей будущих первоклассников

I Психологическая готовность к школьному обучению
(ребёнок должен обладать такими качествами, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность).

  1. Ответственность

Чтобы развить ответственность, родителям нужно разъяснять детям, зачем люди учатся, почему надо много знать; уметь, воспитывать интерес к учебной деятельности, стремление больше узнать, лучше уметь, быстрее делать, выполнять трудные задания,

добиваться результата.

  1. Организованность.

Ребёнок должен без подсказки родителей приготовить всё необходимое для прогулки, игры, труда. В заданном темпе выполнить просьбу, поручение, убрать на место вещи, игрушки, выполнять режим дня.

  1. Самостоятельность.

Активное отношение ребёнка ко всему тому, что происходит в семье. Уверенно и легко входят в учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности.

4. Инициативность.

Ребёнок не только должен выполнять требование взрослых, но и предъявлять требования к самому себе.

5. Умение жить в коллективе.

II Общение со взрослыми и детьми.

  1. Учить слушать собеседника, не перебивая его.

2. Говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль.
3. Пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать гру-бостей.

Анкета для родителей будущих первоклассников

(Родители заполняют вначале собрания.)

 1. Фамилия, имя, отчество ребёнка.______________________________________

2. Дата рождения____________________________________________________

3. Домашний адрес____________________________________________________

4. Домашний телефон__________________________________

5. Сведения о родителях: мать

    а) Фамилия, имя, отчество___________________________________________

    б) год рождения____________________________________________________

    в) образование_____________________________________________________

    г) место работы_____________________________________________________

    д) должность______________________________________________________

    е) рабочий телефон__________________________________________________

    ж) мобильный телефон______________________________________________

6. Сведения о родителях: отец

    а) Фамилия, имя, отчество___________________________________________

    б) год рождения___________________________________________________

    в) образование_____________________________________________________

    г) место работы____________________________________________________

    д) должность______________________________________________________

    е) рабочий телефон_________________________________________________

   ж) мобильный телефон_______________________________________________

7. Есть ли другие дети в семье? Укажите возраст._________________________

____________________________________________________________________

8. Кто играет ведущую роль в воспитании ребёнка? (мать, отец, оба родителя, бабушка, дедушка, другие лица). Подчеркните.

9. Какой «Детский сад» посещал ребёнок? (укажите номер)__________________

10. Постарайтесь назвать три любимых занятия ребенка___________________

___________________________________________________________________

11. Какие игры предпочитает ребёнок: подвижные, настольные, индивидуальные, коллективные или другие? Подчеркните

12. С желанием ли ваш ребёнок собирается в первый класс?________________

13. Заполните таблицы

Не знает буквы

Знает не все буквы

Знает все буквы

Читает слоги

Читает слова по слогам

Читает слова свободно

Читает предложения, тексты

Не знает цифры

Знает цифры

Считает до десяти

Считает до десяти и обратно

Считает до двадцати

Считает до ста

Есть компьютер

Есть выход в Интернет дома или на работе

да

нет

да

нет

15. Особенности здоровья, о которых необходимо знать учителям школы. __________________________________________________________________

__________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей.

  1. Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность
  3. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.
  4. Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю, классной даме или школьному психологу. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы или на первом году обучения. И, конечно же, не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
  5. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением
  6. Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.
  7. Право на ошибку. Ваш ребенок придет в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже совсем крошечный успех.
  8. Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первое родительское собрание для родителей первоклассников

На самом первом собрании я знакомлюсь с родителями. Расскзываю им о системе обучения Л.В. Занкова и почему мы её выбрали. Знакомлю с дидактическими принципами системы....

Первое родительское собрание для родителей первоклассников

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А....

Первое родительское собрание для родителей первоклассников

Знакомство с трудностями адаптации ребёнка к школе. Рекомендации для родителей....

Первое родительское собрание для родителей первоклассников

Первое родительское собрание  для родителей первоклассников...

Первое родительское собрание для родителей первоклассников

Первое родительское собрание для родителей первоклассников...

Родительское собрание на тему "Первое родительское собрание для родителей первоклассников"

Родительское собрание на тему "Первое родительское собрание для родителей первоклассников"...

Первое родительское собрание для родителей первоклассников

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А....