Первое родительское собрание для родителей первоклассников
методическая разработка (1 класс)

Первое родительское собрание  для родителей первоклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Тюменяк муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Первое родительское собрание

для родителей первоклассников

Разработчик: Арсланова Айгуль Сагитовна

учитель начальных классов

 «Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям ».

Ш. Амонашвили

 

Цель родительского собрания:

Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи

  • Познакомить родителей друг с другом.
  • Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации по  данной теме.
  • Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

Слайд 1

Ход собрания

        - Здравствуйте. Я очень рада познакомиться  с родителями моих новых учеников. Вы все сейчас волнуетесь, у каждого своя причина. Кто-то переживает о том,  как пройдёт адаптация  у ребёнка, сможет ли он обрести друзей среди одноклассников, не будет ли он уставать. Также есть те, кто волнуется о том, какие взаимоотношения будут между родителями, ведь многие из вас видят друг друга впервые. Открою вам секрет, я также как и вы испытываю волнение. Ведь никто не знает, понравимся ли мы друг другу. Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы.  С одними родителями мы встречаемся впервые, с другими уже знакомы. Я рада видеть каждого из вас. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте немного познакомимся. У меня в руках мячик, сейчас я назову своё имя передам родителю, сидящему ближе всех ко мне. Взяв мяч в руки, вам необходимо назвать своё имя или имя и отчество (как вы хотите, чтобы к вам обращались) и передать следующему родителю. Я неслучайно выбрала именно игру с мячом для нашего знакомства. Во-первых: мяч приятный наощупь, яркого цвета, передавая его друг другу, вы так же делитесь приятными ощущениями и позитивом. Во-вторых: вы - родители выпускников детского сада, а для маленьких детей, игра – это ведущий вид деятельности. Для того чтобы переход от одного жизненного этапа в другой, прошёл для ребёнка легко, мы применяем игры разного вида на уроках и переменах. Сегодня вам предоставляется возможность побыть на их месте.

        - Я рада нашему знакомству. Теперь позвольте немного рассказать о себе. (Учитель  рассказывает о себе.)

        - С первого сентября ваши дети отправятся в путешествие в неопознанный для себя мир, под названием «Школа». У них все будет по-новому: режим, уроки, учительница, одноклассники, школьный коллектив. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Это необходимо, ведь новое всегда немного пугает. Когда у ребёнка есть поддержка близких, он чувствует себя уверенно. Теперь мы с вами - одна большая команда. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться новому. Как правило, вместе с детьми учатся их родители, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что четыре года пролетят незаметно и будут наполнены большим количеством положительных эмоций.

Слайд 2

       - Уважаемые родители, сделайте пожалуйста, хлопок одной рукой? Не получается? Необходима вторая ладошка.  Хлопок  – это действие двух ладошек.  Одна ладошка - учитель.  И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладони (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Только совместно можно «сорвать аплодисменты», то есть помочь ребёнку достичь успехов. Это и есть первое правило:

-  только работая вместе, мы преодолеем все трудности в учебе и воспитании детей.

Слайд 3

        - Возьмите все по листочку и сделайте самолётик. На крыле нарисуйте солнце с семью лучами. Напишите на лучах те слова, которые хотели бы пустить странствовать по нашему кабинету. (На столах лежат одинаковые  листочки, цветные карандаши, фломастеры.) А теперь сравните свой самолётик с самолётиками остальных родителей. Реально ли найти два совершенно одинаковых самолётика? (Нет). Вывод: Мы взрослые люди – при одинаковых условиях делаем всё по-разному. Отсюда второе наше правило:

-  Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Необходимо сравнивать, но только результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра.  Это называется мониторинг.   Мы будем делать это для того, чтобы развиваться  и меняться в лучшую сторону.

Слайд 4

        - А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку “Колобок” на психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.

Итак, начали. (Родители помогают в пересказе сказки по картинкам.)

        Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.

Первая заповедь: Родившийся ребенок в семье должен быть всегда желанным.

         По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Положили они его на подоконник остужаться.

Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.

        Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайца, потом медведя, потом волка.

Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.

       Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

        Съела лиса колобка.

Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.

        Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась с пятью важными заповедями для вашего ребенка.

       Вы уже получили много советов по воспитанию ребенка. Сейчас поговорим  о готовности ребенка к школьному обучению.

Слайд 5

        Предлагаю вашему вниманию небольшой тест.

Тест для родителей

1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из пяти предложений?

6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

7. Умеет ли он изменять существительные по числам?

8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?

17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?

18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

* 15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

* 10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

* 9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом — со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать — если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.

Слайд 6

Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции, — в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:

Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.

Их длительность не должна превышать 35 минут.

Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.

Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер — «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен.

Слайд 7

       Упражнение «Скрепка»

- Уважаемые родители! Вы получили скрепку, возьмите её, пожалуйста, попробуйте её выпрямить в ровную линию. Получилось? А сейчас верните скрепку в исходное состояние. Получилась  она такая ровная и правильная, как и первоначальная?

Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, то есть из таких событий, явлений, фактов, которые оказывают влияние на поведение и в  которых проявляется характер, привычки, культура поведения. Так и в наших семьях, оказывая воспитательное воздействие на ребёнка, мы не задумываемся о том, что наши слова, поступки могут повлиять на нашего ребенка в будущем. Так же как и на вашей скрепке, остаются следы. Шрамы в душах наших детей.

Слайд 8

       Что бы мог сказать вам ребенок по поводу его воспитания:

        Для вас небольшая памятка от ребенка:

  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  • Никогда даже не намекайте, что вы совершенны  непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравниться с вами.
  • Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  • Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
  • Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить - это поколеблет мою веру в вас.
  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду боятъся еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

         

   Помните! Ребенок- самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения.

-  Родители выбирают родительский комитет;

-  Учитель знакомит с программой, учебниками для 1 класса, с режимом школы;

-  Беседа о школьной форме;

-  Родители заполняют анкеты.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Правила и памятки  для родителей на карточках выдаются в конце собрания.

Правила для родителей

 Правило  1

Не  опаздывать  в  школу  и  в  присутствии  ребёнка  уважительно 

отзываться  об  учебном  процессе.

 

Правило  2

Рабочее  место  первоклассника  должно  быть  удобным, привлекательным  и  располагать  к  учебной  деятельности. Когда  ребенок  приступает  к  выполнению каких-либо  занятий,  то  на  его  столе  должен  быть  рабочий  порядок.

Правило  3

Необходимо  сочетать  или  чередовать  различные  виды  деятельности  младшего  школьника,  учитывая  специфику  материала  и  его  сложности.   С  этой  целью  надо  использовать  развивающие  игры,  создавать  ситуации,  имеющие  различные  варианты  решения.

 

Правило 4 

Каждый  человек  имеет  право  на  ошибку.  Если  ребенок  при  выполнении  задания  допустил  ошибку,  важно  увидеть  и  исправить  её,  но  ни  в  коем  случае  не  заставлять  его  переписывать  все  задание  снова.

Правило  5

  Все  достижения  ребенка  нужно  считать  важными.  Это  придаст  ему  уверенности,  повысит  в  его  глазах  значимость  выполненной  работы.

 

Правило  6 

Родители  должны  стараться  не  допускать  невыгодных  для  ребенка  сравнений  с  другими  детьми,  не  должны  стесняться  говорить  о  его  успехах  и  достоинствах  в  присутствии  других  людей,  особенно  учителей  и  одноклассников. 

Общественное  мнение  и  самооценка должны  быть  позитивными.

Дети учатся у жизни 

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет, постоянно слыша упреки, у него формируется чувство вины.

Если ребенок растет в атмосфере терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка часто подбадривать, он учится верить в себя.

Если ребенка часто хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок живет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в доверии к миру, он учится верить в людей.

Если ребенок живет в обстановке принятия, он находит любовь в мире.

Приложение 2

Анкета для родителей первоклассников

  1. ФИО ребёнка__________________________________________________________________________
  2. Дата рождения________________национальность________________гражданство________________
  3. А)Домашний адрес (фактическое проживание)_______________________________________________

Б)Место прописки (индекс)_______________________________________________________________

В) Домашний телефон___________________________________________________________________

  1. Жилищные условия (нужное подчеркнуть)
  • Отдельная квартира, частный дом, комната с общей кухней, общежитие, съемная квартира
  • Площадь жилья ________, количество комнат _____, наличие у ребенка отдельной комнаты ДА/НЕТ
  • Организовано рабочее место для подготовки уроков: письменный стол ДА/НЕТ, стул ДА/НЕТ, настольная лампа ДА/НЕТ, подставка (полка) для книг ДА/НЕТ.
  1. Сведения о родителях:
  1. Мать: а)ФИО (полностью)_____________________________________________________________

           б)Дата рождения:____________________________

    в)образование (высшее, среднее-специальное, среднее, неполное среднее, есть ученая степень)

    г) место работы_________________________________________________________________

    д)занимаемая должность __________________________________________________________

    е)рабочий телефон______________________________ сотовый телефон____________________

  1.  Отец: а)ФИО (полностью)__________________________________________________________

           б)Дата рождения:____________________________

    в)образование (высшее, среднее-специальное, среднее, неполное среднее, есть ученая степень)

    г) место работы_________________________________________________________________

    д)занимаемая должность __________________________________________________________          е)рабочий телефон______________________________ сотовый телефон____________________

  1. Сведения о семье

А) полная, неполная (родители в разводе, одинокая мать, под опекой), многодетная (количество детей_____), ребенок проживает с бабушкой или дедушкой.

Б)К какому социальному слою по уровню обеспеченности вы относите свою семью (малообеспеченные, среднеобеспеченные, высокообеспеченные);

В) Общих доход всех членов семьи (зар.плата, пенсия, стипендия и т.д.)_________________________

Г) Дети (до 18 лет и старше)

1)ФИО________________________________________________________________________________

Дата рождения________________________Класс(школа,Д/сад№____), иное______________________

2)ФИО________________________________________________________________________________

Дата рождения________________________ Класс(школа,Д/сад№____), иное_____________________

3)ФИО________________________________________________________________________________

Дата рождения________________________ Класс(школа,Д/сад№____), иное_____________________

Д) Родственники и другие члены семьи, проживающие с вами

Кто?

А)ФИО

Б)Дата рождения

В)Образование

Г)место работы

Д)должность

Е)Рабочий телефон

Сотовый телефон

  1. Физические особенности
  • Хронические заболевания__________________________________________________________
  • Перенесенные операции (возраст)___________________________________________________
  • Правша/левша
  • Состояние здоровья (нарушение зрения, слуха, осанки; избыточный вес, плоскостопие)
  • Наблюдение у специалистов________________________________________________________
  • Аллергия и аллергические реакции___________________________________________________
  • Обратить внимание на_____________________________________________________________

  1. Особенности характера и темперамента

Чтобы хотели Вы, чтобы знал педагог о Вашем ребенке и обратил на это внимание в процессе работы, чтобы легче было общаться с ним. Особенности характера ребёнка, его взаимоотношений с окружающими (положительные, отрицательные стороны)._____________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

  1. Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности и интересы
  • Кто играет ведущую роль в воспитании ребенка (мать, отец, бабушка, дедушка, совместно)
  • Чем ребенок любит заниматься в свободное время, его увлечения_______________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Тип поощрения: словесное, подарок, иное_____________________________________________.
  • Тип наказания: осуждение, лишение удовольствий, физическое воздействие, иное______________________________________________________________________________
  • Посещал ли ребенок «Детский сад»№________, с_____лет по______лет или домашнее воспитание (с кем находился дома) _____________________________________________________
  • Дополнительное образование:  музыкальная школа, спортивные секции (перечислить) ____________ __________, изостудия, другое (указать)___________________________________
  • Какие игры предпочитает ребенок: подвижные, настольные,индивидуальные,коллективные, другие_____________________________________________________________________________
  • От каких плохих привычек вы стремитесь отучить своего ребенка?__________________________
  • С желание ли ваш ребенок идёт в первый класс? ДА/НЕТ
  • Ваше мнение о подготовке ребенка к школе:
  • Знает ли он буквы? ДА/НЕТ Знает ли он цифры? ДА/НЕТ
  • Умеет ли читать: бегло(целыми словами), по слогам, по буквам?
  • Может сказать, о чем прочитал? (да; нет; дословно; своими словами)
  • Умеет считать до________. Складывать в пределах «5», «10», «20».
  • Пересказывает ли сказки? (да; нет; своими словами; выдумывает сам, что не запомнил).
  • Любит рассказывать стихи? ДА/НЕТ
  • Какие другие особенности ребёнка Вы хотели бы отметить еще?______________________

______________________________________________________________________________________

10.  В каких мероприятиях класса, поручениях Вы сможете принять участие:

  • Проведение бесед с детьми, родителями на специальные темы;
  • Изготовление праздничных газет, наглядных пособий;
  • Помощь в культмассовой работе: организация, проведение праздников, спортивных мероприятий, прокат праздничных костюмов;
  • Помощь в организации экскурсий походов в театр и др. (транспорт, сопровождение);
  • Ксерокопирование, видео- и фотосъёмка, печатанье материалов на компьютере;
  • Помощь в приобретении необходимых книг, хоз. материалов (машина);
  • Другая помощь___________________________________________________________________

11. Какие советы Вы бы хотели получить от кл.руководителя, школьного психолога, логопеда, других специалистов нашего образовательного учреждения? _______________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Согласны ли на тестирование ребёнка?________________

Дата______________________                             Подпись__________________________

Источники

https://nsportal.ru

https://infourok.ru

https://multiurok.ru


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Родители первоклассников-первоклассные родители!"

Родительское собрание «Родители первоклассников – первоклассные родители»!Сценарий собрания составлен...

Первое собрание с родителями первоклассников.

Первое собрание с родителями первоклассников (знакомство, обсуждение режимных моментов, психологический настрой)....

Первое собрание для родителей первоклассников

Прилагаемый документ содержит необходимые для проведения первого родительского собрания материалы:- презентацию- план проведения родительского собрания и перечень вопросов, подлежащих обсужению- анкет...

Занятие по математике в первом классе для родителей первоклассников и будущих первоклассников по теме: «Числа от 1 до 7. Закрепление изученного материала».

Авторская разработка открытого занятия в 1 классе для родителей по теме: "Числа от 1 до 7. Закрепление изученного материала"....

Первое родительское собрание для первоклассников

Первое родительское собрание для первоклассников...

Буклет "Первый раз в первый класс! Советы родителям первоклассника"

Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как подготовить ребенка к новой жизни и как 1 сентября сделат...