Рекомендации (от психолога) для родителей будущих первоклассников
материал
Здесь представлены материалы для родителей будущих первоклашек!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ψ Советы психолога
12 советов родителям будущих первоклассников
Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми - семьей.
В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
1. Почаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего школьного прошлого
Начало школьной жизни - большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться
Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет в незнакомой ситуации.
3. Учите ребенка содержать в порядке свои вещи
Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовать свое рабочее место.
4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе
5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.
Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации.
6. Учите ребенка правильно реагировать на неудачи
Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша. Помогайте ему справиться с разочарованием.
8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе
Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым.
9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.
10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Приучайте ребенка считаться с интересами всех членов семьи и учитывать их в повседневной жизни.
12.Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность
Ψ Советы психолога
ЕСЛИ РЕБЕНОК ИСПЫТЫВАЕТ СТРАХ
- Первым делом выясните причину страха.
- При выборе воспитательных мероприятий учитывайте, что страхи имеют непроизвольный и неосознанный характер.
- Помните, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения неэффективны.
- Ни в коем случае не наказывает ребенка.
- Ни в коем случае не запугивайте малыша и даже в том случае, когда родители сами опасаются за его безопасность.
- Не напоминайте ребенку о страхе. Не злоупотребляйте чтением сказок и просмотром кинофильмов.
- Обучайте терпимости к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источникам страха.
- Когда малыш боится темноты и замкнутого пространства, зажгите лампу, откройте двери, полежите вместе с ребенком.
- Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть и любимая игрушка заснет в его кроватке.
- Постарайтесь проигрывать с ребенком пугающие его события в специальной ролевой игре, где бы страшное показалось смешным, или обыденным. Ребенок боится собак, затейте с ним игру в пограничника, где он будет пограничником с любимой собакой, или пусть игрушечная собака расскажет ему, что она думает о нем, как переживала, когда малыш убегал от нее, ей так хотелось иметь настоящего друга; если боится темноты, поиграйте с ним в темной комнате в разведчика, если боится врача - в больницу. Главное игра должна быть интересной, захватывающей, и конечный результат - убеждение ребенка, что его страх напрасный.
- Дайте ребенку карандаши, пусть он рисует свои страхи. Пусть он затем уничтожит свой рисунок - порвет, сомнет, выбросит, и убедите ребенка, что так же в точности он поступил и со своим страхом.
- Ищите свой способ преодоления страха у Вашего ребенка, учитывая его ОСОБЕННОСТИ, но делайте это крайне осторожно, лучше после согласования со специалистом-психологом.
- Не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать.
- Любите и понимайте своего ребенка!
Ψ Советы психолога
Как развивать самостоятельность у детей
- Постоянно обогащайте знания и умения детей.
- Постарайтесь создавать условия, побуждающие детей активно использовать имеющиеся знания и умения.
- Воспитывайте интерес к самостоятельным действиям, регулярно предлагая новые, более сложные задачи, поощряйте самостоятельность.
- Постоянно меняйте тактику руководства деятельностью детей от прямых приёмов (показ, объяснение) переходите к косвенным (совет, напоминание, аналогия), побуждайте самостоятельность и самоконтроль.
- Тренируйте волю детей, поддерживайте желание преодолевать трудности, доводить дело до конца, ориентируйте на получение хорошего результата.
- Постоянно расширяйте область самостоятельности детей, раскрывая перед ними новые возможности, показывая рост их достижений, связывайте растущую самостоятельность с задачами будущего школьного обучения.
- Поддерживайте у детей чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий, стремление к самоконтролю и самоорганизации.
Ψ Советы психолога
Ваш ребенок идет в первый класс
Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми - семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно. Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком.
Итак, некоторые практические рекомендации.
- Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали".
- Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка.
- Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется иного работать.
- Ни в коем случае не прощайтесь, "предупреждая": "смотри, не балуйся", "веди себя хорошо", "чтобы сегодня не было плохих отметок" и т.п. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
- Забудьте фразу "Что ты сегодня получил?". Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда нелишне выслушать ''обе стороны" и не торопиться с выводами.
- После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
- Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные "переменки", лучше, если они будут подвижными.
- Во время приготовления уроков не сидите "над душой", дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка ("не волнуйся, все получится", "давай разберемся вместе", "я тебе помогу"), похвала (даже если не очень получается) - необходимы.
- В общении с ребенком старайтесь избегать условий: "если ты сделаешь, то...", порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
- Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
- Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там Вы найдёте много полезного.
- Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов), конец 2 четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина 3 четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
- Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.
- Помните, что даже "совсем большие" дети (мы часто говорим - "Ты уже большой" 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.
Завтра новый день, и вы можете сделать все, чтобы он был
спокойным, добрым и радостным
Научите малыша трудиться
Познакомьте ребёнка с правилами:
- не забывай убирать за собой
- всё, что можешь, делай сам
- уважай труд других людей
- прежде, чем начать трудиться, приготовь всё необходимое
- делай всё аккуратно, не торопись
- не отвлекайся, когда трудишься
- правильно пользуйся орудиями труда
- не оставляй работу незаконченной
- если трудишься не один, работай дружно; если окончил дело раньше, помоги другим
Ребёнок полюбит труд, если:
- приобщать его к труду как можно раньше
- трудиться вместе с ним
- дать ему постоянное поручение
- прививать навыки культуры труда
- поручать работу с достаточной нагрузкой
- показывать общественную значимость труда - его важность и необходимость для других
Нельзя:
- наказывать трудом
- торопить ребёнка в ходе трудовой деятельности
- давать непосильные поручения
- допускать отступления от принятых требований
- забывать благодарить за помощь
Прежде, чем ребёнок начнёт трудиться:
- сообщите цель поручения, объясните его необходимость
- помогите приготовить орудия труда; напомните или, если необходимо, покажите трудовые действия.
- в процессе работы, если необходимо, помогите ребёнку, но помните: всё, что ребёнок может сделать, он должен делать сам.
- после выполнения поручения поблагодарите ребёнка, оцените его труд: помните, что главный критерий оценки - трудовая активность, усилия ребёнка.
Предварительный просмотр:
Советы родителям будущих первоклассников
1.Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
2.Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
3. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
4.Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
5.Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
6.Приучайте ребёнка к самостоятельности.
7.Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
Значимые умения для первоклассника:
- Умение собрать свой портфель
- Поздороваться с учителями и детьми
- Задать вопрос учителю или однокласснику
- Ответить на вопрос
- Слушать объяснения и задания учителя
- Выполнять задание
- Попросить учителя помочь, если что-то непонятно, что-то не получается
- Умение долгое время заниматься одним и тем же делом
- Аккуратно обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями
- Адекватно реагировать на замечания учителя
- Устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками
- Умение осуществлять выбор, обеспечивающий собственную безопасность.
Важное условие подготовленности ребёнка к школе - умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих детей.
Уважаемые родители!
Любите своего ребёнка, ведь любимый ребёнок быстрее приспосабливается к новым условиям, помогайте ему и помните, что от вас зависит многое в его дальнейшей судьбе, а первой ступенькой к достижению жизненного успеха является школа.
Советы родителям
будущих первоклассников
Что необходимо знать и уметь ребёнку, идущему в школу
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2.Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4.Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Название времён года, текущего месяца, последовательность дней недели
8. Домашних животных и их детёнышей.
Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
Транспорт наземный, водный, воздушный. Зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды. Различать одежду, обувь и головные уборы.
9. 3нать и уметь рассказывать русские народные сказки.
10. Называть числа в прямом и обратном порядке.
Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц и из двух меньших чисел).
Как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
Знаки +, -, =, >, <;
Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
Соотносить цифру и число предметов.
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
Измерять длину предметов с помощью условной меры.
Делить круг, квадрат на 2 и 4 части.
Ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
Внимание! При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения даже самых простых упражнений.
11. Составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки.
Находить слова с определенным звуком.
Определять место звука в слове.
Составлять предложения из 3-4 слов.
Членить простые предложения на слова.
Членить слова на слоги.
Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
12. 3апомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
13. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, овалы, прямоугольники, треугольники, вырезать по контуру предмет.)
14. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
15. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
16. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой ребёнка. Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Занятия с родителями в системе педвсеобуча зависит от многих факторов системы подготовки к занятиям ; методической и общепедагогической подготовки лекторского состава ; форм и методов проведения занятий ; содержания занятий ; дифференцированного подхода
Типология семей (Л. Ф. Чупров, А. М. Трещев; Л. Ф. Чупров) Педагогический потенциал - своеобразная психолого-педагогическая основа воспитания и общего психического развития индивида в семье, складывающегося на базе типа воспитания ребенка и типа эмоционального контакта, как адекватного, регулирующего деятельность ребенка сопереживания, поступающего извне (от другого лица) и несущего те или иные оценки мотивов, поступков и действий ребенка. педагогически активные педагогически пассивные педагогически негативные
Педагогически активная семья реализует один (или сочетание) из типов воспитания: правильный с точки зрения педагогики, эгоцентрический, Гиперсоциальный (" гиперсоциализация "). При работе необходима: объективная информация родителям о состоянии нравственной воспитанности школьников и успешности их учебной деятельности. где преобладают эгоцентрический тип воспитания и гиперсоциализация - работа по формированию у родителей адекватной оценки уровня воспитанности и общего психического развития их ребенка, реальных перспектив развития его личности и социальной адаптации в дальнейшем Основное направление в работе с такими семьями - психолого-педагогическое просвещение педагогически активных семей средствами пропаганды этических, психолого-педагогических и санитарно-гигиенических знаний, взаимообмен опытом семейного воспитания и т. п.
Педагогически пассивная семья реализуется сочетание или один из типов семейного воспитания : авторитарный либеральный дезорганизованно -конфликтный Педагогически пассивная семья - объект более пристального внимания школы . Вне планомерной работы с семьей воспитание, реализуемое такими семьями, способно привести к нравственной деформации личности школьника . Эффект в работе достигается через повышение психолого-педагогической культуры родителей средствами психологического просвещения. Кроме этого необходим учет рациональных зерен воспитания в таком типе семей, внедрение в них опыта семейного воспитания педагогически активных семей.
Педагогически негативная семья не имеет возможностей для полноценного развития и воспитания детей, поскольку родители и взрослые представители семьи не имеют бытовых педагогических способностей , отличаются недостаточным потенциалом общего развития и низким уровнем социальной адаптации . В этом типе семей реализуются типы воспитания (или их сочетание ): авторитарный, дезорганизованно -конфликтный, обедняющий, непринятие. Для повышения эффективности реализации своих социальных функций педагогически негативная семья нуждается в большем и более адресном объеме работы. Здесь более целесообразным является индивидуальное психологическое просвещение в сочетании с другими мероприятиями педагогической и социально-педагогической помощи.
Эффективность психолого-педагогического просвещения родителей напрямую зависят от уровня их педагогической культуры Определяет параметры осуществления педагогической просветительской деятельности: цели, принципы, содержание, методы, средства, формы, у словия.
Родители группы с высоким уровнем педагогической культуры преобладают методы воспитания, направленные на активизацию интересов детей в совместную деятельность детей и других членов семьи, в основном, вовлекают мамы большинство родителей считают, что необходимо соблюдать единый стиль требований со стороны отца и матери к ребенку при выборе методов наказания детей за проступки взрослые склонны анализировать проблемную ситуацию вместе с ребенком.
Группа родителей со средним уровнем педагогической культуры непонимание или неумение создавать условия для полноценного развития ребенка в семье, хотя большинство взрослых дают утвердительный ответ о вовлечении детей в совместную деятельность всей семьи родители осознают важность единства стиля требований к ребенку, но признают, что на практике это не всегда получается детей наказывают (в основном, папы) тогда, когда взрослые считают, что методы воспитания они исчерпали.
Группа родителей с низким уровнем педагогической культуры отсутствие понимания воспитания как системы педагогических мер большинство взрослых затрудняется в определении единых требований к стилю воспитания детей в семье либо считают, что у каждого члена семьи должно быть свое мнение наказание применяют за конкретные проступки. Часто взрослые затрудняются ответить на вопрос о том, какие методы наказания они применяют, т. к. не анализируют ситуации, возникающие в их практике воспитания ребенка
«Просвещенное родительство (материнство)» складывается из: знаний о ребенке (его воспитании, этапах развития, индивидуальных особенностях и т.п .), специальных умений обеспечить это развитие, применения этих знаний и умений на практике . Этическая сторона знаний - родителю важно понимать, что в мир пришел новый человек, со своей индивидуальностью, своими уникальными способностями, с громадным и пока не раскрытым потенциалом. И этот человек имеет право сам про-жить свою жизнь.
Методика подготовки и проведения просветительского мероприятия: 1 ) изучение потребностей, интересов, установок аудитории; 2) обоснование необходимости в выборе мероприятия; 3) определение цели, темы, идеи; 4) организация материально-технических, финансовых и людских ресурсов; 5) разработка программы мероприятия, сбор материала и его обработка; 6) организация репетиционного процесса и проведения мероприятия; 7) проведение мероприятия; 8) анализ проведенного мероприятия.
Методы работы с родительской аудиторией: 1. Информационные методы: Информационные тексты Информационные сообщения Информационные лекции . 2. Проблемные методы: Проблемные лекции Круглый стол с рамкой 3. Активные методы: Детско-родительские мероприятия Тренинги для родителей
Средства просветительской деятельности 1 . Вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении). 2. Публицистика (печатные и электронные СМИ). 3. Наглядные (плакат, буклет, памятка), интерактивные и т. п. 4. Интернет (размещение тематической информации на web -сайтах и т.п.).
При выборе форм работы с родителями необходимо учитывать: тип семьи (многопоколенная, нуклеарная , неполная или полная, псевдосемья и т.д.); сущностные характеристики семьи (проблемная или зрелая, традиционная или современная и т.д.); образ жизни семьи (кто доминирует: мать или отец, бабушка со стороны матери, дед со стороны отца); характер семейных взаимоотношений .
Формы педагогического просвещения индивидуальные (беседа), групповые (тематический урок, родительское собрание), эстрадные представления (с участием субъекта-реципиента), публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией) и др.
Правила которые помогают найти золотую середину во взаимоотношениях с ребенком: Правила, ограничения, запреты должны быть в жизни каждого ребенка ОБЯЗАТЕЛЬНО! Правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими! Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с потребностями ребенка! Правила должны быть согласованы между взрослыми! Требования должны предъявляться дружественным, разъяснительным тоном, но не повелительным! Наказывая ребенка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое!!!!!
КАК ПРЕДЪЯВЛЯТЬ ТРЕБОВАНИЯ К РЕБЕНКУ? Отразить его чувства (конечно я тебя понимаю…, тебе сейчас не хочется…, я знаю что ты сейчас чувствуешь….) Указать способ действия (ты можешь сделать это…(и описать как..) Вселить уверенность в выполнении действий (я уверен у тебя все получиться, ты, несомненно, сможешь это сделать и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы психолога для родителей будущих первоклассников
Первый раз, в первый класс! Вот и Ваш ребёнок идёт в школу. Сколько сомнений, переживаний? К какому учителю попадёт? А как будет общаться с другими ребятами? А будет ли справляться с учебной программо...
Буклет "Родителям будущих первоклассников" (рекомендации психолога)
В буклете даются рекомендации родителям первоклассников и будущих первоклассников. Может использоваться как на родительском собрании в подготовительной группе, так и на первом родительском собрании в ...
Рекомендации родителям "Рекомендации родителям будущих первоклассников"
Переход из детского садв в школу - важный этап в жизни каждого ребенка и родителя. Оказывшись в новых социальных условиях, дети часто оказываются не готовы и это сказывается на адаптации пер...
Обращение педагога-психолога к родителям будущих первоклассников
Давать советы и рекомендации гораздо проще,чем их принимать - житейская истина. У каждого из нас есть собственное мнение, взгляд на то или иное событие, хотя оно может быть общим для огромного количес...
Рекомендации (от психолога) для родителей будущих первоклассников
Здесь представлены материалы для родителей будущих первоклашек!...
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА_ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Скоро в школу... Этой осенью Ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих ...
Советы психолога родителям будущего первоклассника. О чем необходимо помнить родителям?
В статье даются советы родителям будущего первоклассника...