Лекция" Как научить Вашего ребёнка писать изложения"
методическая разработка (2 класс) на тему

Этот материал можно использовать при подготовке к родительскому собранию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_kak_nauchit_rebyonka.odt29.31 КБ

Предварительный просмотр:

    Учитель Хрулева Анжела Викторовна 2 «а» класс

 Лекция на тему: «Как научить Вашего ребёнка писать изложения».

 Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной,- сложная задача, требующая комплексного подхода. Один из важнейших её компонентов-написание изложений. Передавая своими словами небольшие рассказы и отрывки художественной прозы, ребёнок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление. Учится правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли. Яркая, образная, логичная, отвечающая всем языковым нормам речь- основной показатель интеллектуального уровня ребёнка. Кроме того, работа над изложением помогает научиться хорошо писать сочинения. Ведь, как уже сказано, овладение устной и письменной речью требует комплексного подхода, одно помогает другому. При работе над изложениями, решается очень важная задача- умение переводить устную речь в письменную. Передавая услышанный текст своими словами, ребёнок может помнить смысл сказанного, но забыть какие-то конкретные слова. Поэтому надо уделять большое внимание подбору синонимов и антонимов. Необходимо отрабатывать способность ученика чувствовать различные тонкости образования слов и их употребления. Необходимо использовать упражнения где ребёнок находит и исправляет различные лексические и синтаксические ошибки. Чрезвычайно важна логическая связность текста. Поэтому надо подбирать целый комплекс упражнений, помогающих избавиться от логических ошибок разного типа. От выполнения необходимых подготовительных заданий дети переходят к основной работе-написанию изложений. Они могут быть простыми и более сложными. Ребёнок учится составлять план излагаемого текста, придумывает заглавие. Словом, на всех этапах работы предполагается комплексный подход, помогающий усовершенствовать отдельные элементы и свести их воедино.

 Методика работы над изложением.

 1 Постановка цели.

 Грамотное начало- половина успеха. Перед началом урока необходимо обязательно заинтересовать ученика,причём не только тем, что через некоторое время он сможет грамотно и красиво излагать свои мысли, но и те, что самое хорошее изложение обязательно прочитают в классе, повесят на стен, как образец, пошлют в газету, в журнал, поставят пятёрку в журнал, наклеют на обложку тетради красивую наклейку, покажут,как образец малышам, покажут завучу,директору.

 Уважаемые взрослые, поймите, что работать только ради того, что потом,лет через десять, это поможет поступить в институт, способны далеко не все дети. Дайте ребёнку возможность как можно скорее получить признание и удовольст

вие за свой нелёгкий труд.

 2 Чтение текста учителем.

 Перед чтением обязательно предупредите детей, что после прочтения будут вопросы по тексту. И вы посмотрите, кто из детей лучше и полнее на них ответит( мальчики или девочки, первый, второй или третий ряд, первый или второй вариант, личное первенство.)

 3 Беседа. Вопросы по тексту.

 Обязательно хвалите учеников за наиболее полные и яркие ответы. Поощряйте творческое отношение к работе.

4 Чтение текста учениками.

 Лучшее поручить это ученику, который хорошо читает.

5 Составление заголовка.

 В классе надо обязательно обсудить все возможные варианты.

6 Разделение текста на абзацы. Составление плана.

 Текст делится на смысловые части. Каждая часть озаглавливается. Записывается план. Причём пункты плана могут быть у детей разные. Главное, чтобы заголовок абзаца отражал его главную мысль,

7 Орфографическая подготовка(опорные слова, трудные слова, обороты речи).

8 Лексическая подготовка.

 Это подбор синонимов, антонимов, а также нахождение точного значения слова.

9 Устный рассказ 2-3 человек. Лучше делать это по пунктам плана.

10 Переписывание своего плана.

 Раздаются листочки, предварительно вырезанные учителем из пособия с планом и опорными словами. Дети перечитывают свой план.

 11 Повторное чтение текста учителем. Даётся возможность в последний раз услышать текст.

12 Самопроверка.

 Основные ошибки в содержании и построении изложения.

1 Пропуск главных частей важных фактов.

2 Неточная передача фактов и событий.

3 Нарушение логической последовательности.

4 Возвращение без надобности к одному и тому же факту.

5 Речевые ошибки.

6 Нарушение порядка слов в предложении.

7 Повторение одного и того же слова.

8 Пропуск главных и второстепенных членов предложения.

 Памятка для ученика.

1 Внимательно послушай рассказ, который прочтёт тебе учитель. После прочтения будь готов ответить на вопросы по тексту.

2 Напиши варианты заголовка.

3 Составь план.

4 Расскажи по плану сам, послушай товарища.

5 Напиши изложение.

6 Проверь , ясно ли передал мысль, нет ли повторов одних и тех же слов.

 Речевая разминка.

Замени правильным словом.

Охотник метко стреливает в волка.----------------------------------------------------------

Вчера день был дождливый, а сегодня день снежливый.-------------------------------

В небе виднеется белый самолетовый след.-----------------------------------------------

Определи границы предложения.

 С неба падали капли дождя по влажной тропе полз жук какой красивый у жука были большие усы вот жук зашуршал в траве и скрылся.

 Правильно построй предложение.

 На столу красивый сервиз.--------------------------------------------------------------------

 Мы быстро добеговали домой.---------------------------------------------------------------

  На душистовом цветке сидит пчела.-------------------------------------------------------

 Текст.

           Редкие цветы.

 Радуют наш взгляд красивые цветы. Это и синие васильки. И нежные незабудки. И скромные ромашки. Но рубка леса, сбор на букеты приводит их к гибели. Приятно человеку смотреть на чудесные цветы. Они сохранились в редких уголках природы. Сбереги эти места!

 Вопросы к тексту.

 1 Какие цветы называют редкими?

2 Где сохранились эти красивые цветы?

3 Кто виноват в том, что этих цветов мало осталось- человек или природа?

4 Как можно их сберечь?

5 К чему призывает этот текст?

 Прочитай, перескажи, раздели текст на абзацы, озаглавь их, составь план.

 Орфографическая подготовка.

 Подбери проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

 ре...кие------------------

цв...ты--------------------

ру...ка---------------------

см...треть----------------

ре...ких-------------------

уг...лках------------------

м...стах------------------

 Подчеркни.

Смотреть, сохранились.

 Напиши слово 2 раза. Выдели орфограмму чу.

Чудесные------------------------------------------------------------------------------------------

 Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.

 Подбери синонимы.

Красивый--------------------

Гибель------------------------

 Подбери антонимы.

Редкий------------------------

Красивый--------------------

 Объясни значение слова.

Рубка-------------------------

 Перифраз. Скажи по тдругому.

Радуют взгляд красивые цветы.

 Перескажи текст по плану. Напиши изложение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация родительского собрания «Как научить Вашего ребёнка писать сочинения».

Чудесен мир прекрасного! Каждый раз дети открывают в нём всё новые и новые уголки. Дети – не просто читатели, они и писатели. Но дело это не простое. Этому надо специально учиться. Столько ещё хитро...

Как научить ребёнка писать без ошибок?

Почти 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это — повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?Если ребенок ошибается на письме, р...

Как научить своего ребёнка писать изложение. Советы родителям

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9361410","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 49px; width: 70px;"}}]]Уважаемые родители, вспомните себя много л...

Как научить ребенка писать изложение

Методика работы над изложением...

Как научить Вашего ребенка писать изложения

Материал для учителей и родителей...

Консультация для родителей и детей "Как научиться писать изложение"

Изложение -это специальное обучающее упражнение,которое развивает речь и учит писать без ошибок.Не надо его бояться!...

Как научить ребёнка писать изложение?

Как научить ребёнка писать изложение?     Изложение — одна из самых сложных и нелюбимых форм контрольных работ на уроках русского языка. Изложение – это пересказ текста...