Родительское собрание
статья (1 класс) на тему
Помощь родителям первоклассников в развитии памяти, мышления, воображения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit._sobr._1_kl.docx | 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 1А классе 03.02.2017 г.
Введение.
Школьный класс…. Для одних это радость общения, для других – горечь непонимания. Как сделать так, чтобы встречи родителей, детей, учителей носили только позитивный характер? Чтобы после встреч на родительском собрании, родители, дома решали совместно возникающие проблемы? Как определить ту грань, за которую можно уцепиться и сохранить радость, понимание, признание, любовь.
Учебный год идёт и, глядя на результаты работы с классом, мы видим проблему, о которой мы говорили, но которая так и остаётся для некоторых детей. Но от того, как будет решена эта проблема, будет зависеть успеваемость и поведение во все годы учёбы.
Тема моего выступления - “Как помочь детям стать внимательнее”.
Цель: доказать, что ребёнок будет более внимательным, если:
- выяснить причины неадекватного поведения;
проводить системные занятия по её корректировке и - формированию привычки.
Моя задача: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания, познакомить вас с некоторыми методами и приёмами развития внимания первоклассников.
Начнём с анкеты для родителей: “Выбор пути” (1. Презентация).
Ход проведения собрания.
“Гений – это внимание. Не важно, кто это сказал, важно, что это так”. “Самое трудное в воспитании – научить человеколюбию”. “Самому ребёнку развить произвольные процессы трудно. И главными помощниками в этом могут стать мама и папа”.
Сегодня мы собрались вместе, чтобы обсудить проблемы, связанные с успешностью учебной деятельности наших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности.
Предлагаем вашему вниманию отгадать кроссворд (кроссворд на доске)
Тема нашего разговора - “ВНИМАНИЕ: как помочь ребёнку стать более внимательным”
Что же такое внимание? (2. презентация)
Задумайтесь и ответьте сами себе на вопрос: Сколько времени вы уделяете своему ребёнку?
- “Спасибо!”
Продолжите фразу: Внимательный ребёнок – это… (можете пообщаться друг с другом…) (3. презентация)
- Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объёма усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.
Прошу вас обсудить в группах такие вопросы:
Как вы понимаете выражения :
концентрировать внимание – это…..
переключать внимание - это …
распределять внимание – это…
устойчивость внимания – это… (4. презентация)
Таким образом, важно, чтобы ученик мог сосредоточить своё внимание и удерживать его на изучаемом объекте. При необходимости быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой. Важно и умение распределять внимание на разные виды деятельности, один из которых должен быть автоматизированным. Этими автоматизированными видами деятельности должны быть навыки учебной деятельности.
Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семье этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье. Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, которые предлагает учитель на уроке. И, если ребёнок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений, всё это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.
И чтобы сформировать навыки учебной деятельности, надо направить сознание наших детей на смысл, содержание самой этой деятельности, т.е. научить своего ребёнка вслушиваться в поток звучащей речи, понимать её, принимать решения, получая результаты, формировать привычку быть внимательным.
Итак, давайте рассмотрим индивидуальные особенности внимания младших школьников, которые необходимы им в учебной деятельности.
(показ слайдов)
Устойчивое, но слабо переключаемое внимание: дети могут долго и старательно решать одну задачу, но с трудом переходят к следующей.
Легко переключаемое внимание в процессе работы, но так же и легко отвлекаемое на посторонние моменты.
Хорошо организованное внимание сочетается с малым объёмом работы.
Легко отвлекаемое внимание.
Устойчивое непроизвольное внимание: дети сосредоточивают внимание на интересных особенностях изучаемого материала.
Наша главная задача помочь нашим детишкам.
Вот некоторые упражнения, например,
упражнение 1. Акабос (собака), ацисил (лисица), тёломас (самолёт), агород (дорога), цяаз (заяц), алокш (школа), ланеп (пенал) и др.
Упражнение 2. Нарисуй точки так, как показано на листочке.
Упражнение 3. даны слова: крот, дзот, год, фронт, оплот, пилот, флот, оплот, поворот. Каким по счёту будет слово оплот
Упр. 5. Внимательно послушать текст и посчитать в нём количество слов со звуком “П”.
Белый снег пушистый кружится, порхает, и под ноги тихо - тихо оседает. Протяни ладошку – подержи пушинки, как красивы эти белые снежинки! (6)
Игра. Найди спрятавшиеся слова: долпраптекамтрьдроздалжекарандаштмопр дятеллевшаноликлитма
Игра “Летает – не летает”, «Съедобное – не съедобное».
Заключение.
Для развития произвольного внимания, надо устранить лишние раздражители (радио, телевизор, отключить компьютер, др.) Учить ребёнка преодолевать трудности, связанные с использованием внимания. Большую роль играет отношение к деятельности, которой должен заниматься ребёнок, развивать интерес к ней. Через каждые полчаса надо делать перерывы и переключаться на другие виды деятельности.
- Сознательно заботясь о развитии внимания, вы, уважаемые родители, сами должны быть внимательны к своему ребёнку, его занятиям, его жизни.
(5. Презентация) Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Ведь развитию внимания способствует вовлечение его в любую целенаправленную деятельность; сбор камушков, грибов, мозаики, ракушек или конструктора – всё это развивает внимание. Для развития объёма внимания и кратковременной памяти. Могут вам пригодиться следующие упражнения.
1.Развитие концентрации внимания.
Находить и вычерчивать определённые буквы в печатном тексте; “переплетенные нити”
2. Увеличение объёма внимания и кратковременной памяти.
Это работать с таблицами Шульте (с цифрами и с буквами, от 1 до 25, черного и красного цвета), увидеть боковым зрением как можно больше предметов –справа, слева, зрительные диктанты , запоминание порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд (число предметов можно увеличивать)
3.Тренировка распределения внимания:
Выполнение двух разноплановых заданий чтение текста и подсчет ударов карандаша по столу).
4.Развитие навыка переключения внимания:
Работы с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.
Я приготовила вам рекомендации, надеюсь, они помогут вам. (6. Презентация)
И ещё хотелось бы поговорить о поведения детей с гиперактивным синдромом. Одним из его специфичных черт является чрезмерная активность ребёнка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чём – либо. В последнее время специалистами доказано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмеченных у таких детей. Основной дефект связан с недостаточностью механизма внимания и тормозящего контроля. Поэтому эти синдромы более точно классифицируются как синдромы дефицита внимания. Синдром дефицита внимания считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причём у мальчиков такие нарушения фиксируются чаще, чем у девочек.
- Поступление в школу создаёт серьёзные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Выделяют следующие проявления дефицита внимания у детей. Попрошу Вас отметить, какие из этих проявлений имеют место у вашего ребёнка, чтобы потом Вы могли более целенаправленно помочь ему в домашних условиях (посчитайте)
- Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах.
- Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается.
- Не может сидеть спокойно на месте. Когда требуется это.
- Легко отвлекается на посторонние стимулы.
- С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии)
- На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца.
- При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
- С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
- Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.
- Не может играть тихо, спокойно.
- Болтливый.
- Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
- Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
- Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги т.д.)
- Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.
Наличие у детей 8-ми из перечисленных 14 –ти симптомов, является основанием для утверждения того, что у ребёнка проявляется синдром дефицита внимания. Все проявления дефицита внимания можно поделить на три группы:
Признаки гиперактивности (1,2,9,10)
Невнимательности и отвлекаемости (3,6,12,13)
Импульсивности (4,5,11,14)
- Эти нарушения поведения сопровождаются серьёзными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость и затруднения в общении с другими детьми. В учебной деятельности гиперактивные дети не могут достичь результатов, соответствующих их способностям. При этом данные об интеллектуальном развитии таких детей противоречивы. Согласно одним исследованиям, большинство детей с синдромом дефицита внимания имеют хорошие интеллектуальные способности. По другим источникам поведенческие нарушения таких детей нередко сопровождаются заметным отставанием в развитии по сравнению с другими детьми. Однако в любом случае гиперактивные дети, в силу нарушения внимания и поведения, показывают результаты ниже своих возможностей, как в учёбе, так и при специальном психологическом тестировании.
Нарушения поведения таких детей не только влияют на успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими. В большинстве случаев ребята испытывают трудности в общении: не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.
В семье эти дети часто страдают от сравнения их с теми, у кого поведение и учёба на более высоком уровне. Из – за недисциплинированности, непослушания, из – за того, они не реагируют на замечания, родители раздражаются, а это часто приводит к наказаниям, которые зачастую не приносят желаемых результатов. А дети, видя агрессивность родителей, чаще сами прибегают к ассоциативным действиям.
В работе как с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения.
Причины:
Органическое поражение мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция),
Асфиксия новорождённого.
Генетический фактор, когда синдром дефицита внимания может носить семейный характер.
Особенности центральной нервной системы.
Пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания).
Социальные факторы (непоследовательность и несистематичность воспитательных воздействий и прочие факторы).
- Уважаемые родители, прослушав эту информацию, я думаю, что Вы для себя отметили причины отклонений у своего ребёнка.
Совет:
В воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей:
Проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
Постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнять.
- Спасибо за внимание и участие в собрании. Желаю Вам успехов в воспитании детей.
Баева Нина Петровна, воспитатель ГПД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...