Пути повышения интереса младших школьников к чтению
статья на тему

Cвиридова Наталия Михайловна

Ведущую роль в пробуждении интереса к чтению играет семья. Задача учителя - знакомить родителей с приёмами общения малышей с книгой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании учителя начальных классов  Свиридовой Н.М.

Тема: «Пути повышения интереса к чтению»

“Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок,

                                 который мы можем ему сделать”.

Чтение - это основной источник получения информации, поэтому человек в любом возрасте должен быть хорошим читателем (быстро и много читать, понимать и анализировать смысл прочитанного, размышлять, уметь вести запись прочитанного). Процесс чтения создает благоприятные условия для всестороннего осмысливания и закрепления материала, развития духовной культуры личности.

На протяжении многих десятилетий наша страна справедливо считалась самой читающей в мире, во времена отсутствия современных средств коммуникации, Интернета. Именно чтение считалось наиболее распространенным и любимым времяпрепровождением советских людей.

Но сегодня ситуация значительно изменилась. Сегодня наблюдается ослабленный интерес детей к чтению в целом. В наш век научно - технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Чтение отводится на второй план.

Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги.

Как пробудить интерес к чтению? Как его развивать, поддерживать? Владимир Путин определил, что повышение интереса к чтению должно стать общенациональной задачей.

Ведущую роль  в пробуждении интереса к чтению может играть семья. А задача учителей - знакомить родителей с приемами общения малышей с книгой. В начальной школе необходимо интерес к книге поддерживать. Но поддерживать можно то, что сложилось. В каждом классе есть дети, которые по-настоящему знакомятся с книгой только в школе. «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» В.А. Сухомлинский. 

Очень важно, когда ребенок приходит в библиотеку вместе со взрослыми, когда они вместе выбирают книгу, вместе читают ее. Такое общение  воспитывает порой больше, чем прямое назидательное слово. Чтение – как и любая другая деятельность – должно быть ребенку доступно и интересно. Ребенок должен чувствовать живой (неподдельный!) интерес взрослого к чтению, видеть, что мама и папа тоже умеют и любят читать. С ребёнком нужно делиться  впечатлениями о прочитанном. Необходимо создавать особую обстановку для чтения – уютное место в доме, приятное освещение, тишину, определенное время только для чтения. Предлагая ребенку новую книгу, нужно  сообщить что-то интересное об ее авторе или рассказать интересный момент сюжета, сказав при этом, что остальное он сможет узнать сам. После чтения  надо обсудить  прочитанное.

Полезно использовать те познавательные интересы, которые у ребенка развиты. Если он интересуется техникой, любит конструировать, читайте с ним научно-популярную литературу о технике. Если он любит животных, читайте о них.

Любая деятельность ребенка должна быть для него успешна. Его необходимо  хвалить и поощрять, даже если он сегодня прочел всего на две страницы больше, чем вчера, если он проявил интерес к тому, что месяц назад ему было еще не интересно.

В воспитании любви к книге у детей положительную роль играет наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает подлинный интерес у детей к книге.

Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким. Для того, чтобы научить детей самостоятельно читать можно использовать следующие приёмы:

1) Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого-либо рассказа. Ребёнок спросит: «А что дальше? Расскажи, что было потом!» В ответ надо дать книгу: «Вот, прочти здесь столько интересных историй».

2) Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребёнка, чтобы он запомнил фамилию автора и название книг (спросите: «Какие книги этого писателя он уже читал или слышал, что он знает о нем?).

3) Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно. Родители должны следить за тем, чтобы дети не пропускали абзацы или главы книги, а иногда просто оставляют её. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события в книге, чем она заканчивается.

Сегодня необходимо помочь детям  полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие.

Помните о том, что дети очень любят копировать то, что делаем мы, взрослые. Поэтому показывайте ребенку, что вы получаете от чтения удовольствие, и вскоре у вашего ребенка появиться такое же желание и интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности...

проект «Предметная неделя как средство повышения мотивации и развития познавательных интересов младших школьников»

Данная предметная неделя даёт возможность для дальнейшего изучения космоса, вселенной. Тема вызывает интерес, способствует повышению мотивации и развитию познавательных интересов  младших школьни...

Статья "Поддержание интереса младших школьников к чтению во 2-3 классах"

В статье представлены упражнения по поддержанию интереса учеников к чтению в начальной школе...

Пути формирования познавательных интересов младших школьников

             Наши ученики хотят, чтобы учеба не только приносила пользу, но и проходила комфортно и интересно, была доступна, позволяла им заниматься творчест...

Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности

В статье раскрываются пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности....

Развитие интереса младших школьников к чтению.

Интеграция на уроках литературного чтения....