Пути формирования познавательных интересов младших школьников
статья (1 класс) на тему
Наши ученики хотят, чтобы учеба не только приносила пользу, но и проходила комфортно и интересно, была доступна, позволяла им заниматься творчеством, доставляла радость и желание учиться. Современный урок, как того требует закон об образовании, должен удовлетворять требованиям, утвержденным ФГОС, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mo.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ « Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкин Белгородской области
Пути формирования познавательных интересов младших школьников
Подготовила: Порватова С.А.,
учитель начальных классов
г.Губкин
2018 г.
Урок – основная форма проведения учебных занятий в школе. Меняются цели и содержания образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не совершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. В процессе их общения у последнего формируются взгляды, направленные на объективную оценку реальности. А каким же видят современный урок наши ученики? Вот некоторые из их высказываний.
Наши ученики хотят, чтобы учеба не только приносила пользу, но и проходила комфортно и интересно, была доступна, позволяла им заниматься творчеством, доставляла радость и желание учиться. Современный урок, как того требует закон об образовании, должен удовлетворять требованиям, утвержденным ФГОС, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире. Основной акцент в современном образовании ставится на активную и результативную деятельность ребенка, расширение его информационного поля деятельности с помощью различных информационных источников, а также осуществления связи с повседневной жизнью. Основная задача каждого учителя – развить мышление ребенка средствами своего предмета, связывая темы своего курса, как с родственными, так и с другими учебными дисциплинами, обогащая ученика знаниями и расширяя его кругозор. Поэтому одной из актуальных проблем образования сегодня является проблема познавательного интереса учащихся.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддерживать у учащегося интерес к изучаемому материалу и активность на протяжении всего урока. Для того чтобы пробудить у ученика желание самостоятельно открывать для себя новое, докапываться до истины, есть только одно средство – интерес. Развитие и постоянное поддержание которого зависит от методики преподавания и от того на сколько умело будет организована учебная работа.
Интерес - это ведущий мотив деятельности ребенка. Чтобы лучше понять природу познавательного интереса, рассмотрим, как истолковывается данное понятие в разных источниках. Слово «интерес» происходит от латинского Interest - имеет значение, важно, то есть реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания.
В словаре В. Даля слово «интерес» не имеет психологического содержания. Первое значение слова «интерес» - это польза, выгода, прибыль; второе - проценты, рост на деньги; третье - соучастие, участие, забота; а четвертое - занимательность или значение, важность дела.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Именно поэтому познавательный интерес - сильное средство обучения.
Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов, который должен использоваться в обучении школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. При правильной организации деятельности учащихся, систематической и целенаправленной воспитательной деятельности, познавательный интерес может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать сильное влияние на его развитие.
Однако, учение и другие виды познания не всегда правильно соотносятся друг с другом, более того, они иногда вступают в острый конфликт. Ученик может быть весьма любознательным, интересоваться техникой или историей и при этом равнодушно относиться к учебным занятиям в школе.
Важность создания условий возникновения интереса к учителю, к обучению (как эмоционального переживания удовлетворения познавательной потребности) и формирования самого интереса отмечалась многими исследователями. На основе системного анализа были сформулированы основные факторы, способствующие тому, чтобы учение было интересным для ученика. Важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание его смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности.
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - это возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее будут методы обучения, тем легче вызвать интерес учащихся к учению. Основное средство воспитания устойчивого интереса - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Для все интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней. Но трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.
Активизация познавательной деятельности без развития его познавательного
интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения школьников необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, с преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности. Эти положения могут служить определенной программой организации учебного процесса, направленной на формирование интереса.
В настоящее время различают три группы условий стимулирующих развитие познавательных интересов.
• Первая - связана с содержанием учебного материала. К ней относится новизна содержания, обновление уже усвоенных фактов, исторический подход к сообщаемому материалу.
• Вторая - организация процесса обучения. К ним относятся различные формы самостоятельной работы учащихся - проблемное обучение, исследовательский подход к изучаемому материалу, творческие работы.
• Третья - определяется отношениями, складывающимися между учениками и учителем. Сюда относят способности учащихся, увлеченность преподавания самого учителя, его готовность придти на помощь ученикам, вера в их силы и возможности.
Все рассмотренные выше условия, стимулирующие возникновение и развитие математических интересов можно более подробно раскрыть следующим образом.
Первая группа, связанная с содержанием, включает в себя:
- решение задач повышенной трудности и удовлетворение, получаемое учениками при решении подобных задач;
- новизна и разнообразие материала школьного курса математики, сведения из истории науки, обогащение содержания предмета;
- сила и изящество методов вычислений, исследований и доказательств.
Вторая группа, характеризующая организацию учебного процесса, рассматривает:
- разнообразные системы уроков, нешаблонное их построение, включение по мере возможности в каждый урок новых элементов;
- разнообразие форм домашнего задания;
- увлекательное проведение уроков, активизацию деятельности учащихся, организацию творческих работ, соревнований, дидактических игр, использование Т.С.О.
Третья группа, рассматривающая интересы личности, включает в себя:
- прирожденные математические способности;
- успех в изучении предмета и поощрение;
- влияние родных и близких;
- способность учителя увлекательно излагать материал;
Задача учителя: сформировать познавательный интерес как устойчивый мотив познавательной деятельности, что составляет прочную основу и направленность личности, и её отношение к учению, к духовным ценностям.
Учение - основа развития познавательных интересов учащихся. В учебном процессе, организующем и направляющем познавательную деятельность школьник.
Способности - это индивидуальные особенности людей, которые не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но от которых зависит приобретение знаний, умений и навыков. Успешность выполнения различных видов деятельности зависит от индивидуальных способностей. Способности не могут существовать иначе, как в настоящем процессе развития. Если та или иная способность не развивается, не применяется человеком на практике, со временем она теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями музыкой, математикой, спортом и другими занятиями, можно поддерживать и развить далее соответствующие способности. Учебные способности определяют успешность обучения и восприятия, усвоения знаний, умений и навыков.
Педагогическая деятельность учителя неразрывно связана с мастерством, творчеством, изучением передового опыта. Учитель должен уметь прогнозировать свои действия и внедрять в практику все ценное, передовое, накопленное ведущими педагогами. Это во многом является следствием недостаточного распространения деятельностных, проектных, исследовательских образовательных технологий. Улучшить эту ситуацию, а так же помочь учителю выйти на декларируемые стандартом результаты освоения основных образовательных программ помогут новые технологии.
Современная педагогика предлагает использовать при работе с учащимися следующие технологии:
- технология организации самостоятельной деятельности школьников;
- технология организации исследовательской деятельности школьников;
- технология организации проектной деятельности школьников;
- технология проблемного обучения;
- технология развития критического мышления;
- технология диалогового взаимодействия;
- технология «Педагогическая мастерская»;
- технология кейсов.
Рассмотрим подробнее каждую из технологий.
1. Технологи организации самостоятельной работы школьников.
Цель данной технологии заключается в том, что учащийся самостоятельно (или с помощью педагога) выдвигает цель, задачи деятельности, определяет способы и виды действий, самоконтроля, учета достижений и осуществляет коррекцию собственной деятельности на основе рефлексии. Технология организации самостоятельной работы включает несколько этапов: подготовительный, этап целеполагания, деятельностный, рефлексивный и аналитический. Основная задача педагога сводится к организации учебно-познавательной деятельности школьника и конструированию информационно-образовательной среды.
2. Технология организации исследовательской деятельности.
Это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира под руководством
специалиста, которым может быть учителя-предметника или научный сотрудник. Учебная исследовательская деятельность включает в себя три основные фазы: проектирования, технологическая фаза и рефлексивная фаза. Для отработки навыков, необходимых при подготовке учебного исследования (умения выявлять противоречия и проблемы, ставить цели, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент), на уроках в основной школе можно использовать задания по работе с научно-познавательными текстами.
3. Технология организации проектной деятельности.
Проектная деятельность – это последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. Этапы проектной деятельности: подготовительный (подготовка проектного задания), технологический (разработка плана проекта и его реализация), завершающий (презентация проекта, самооценка и рефлексия результата).
4. Технология проблемного обучения.
Проблемное обучение – это процесс обучения, создающий систему проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью обучающихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем. Проблема может создаваться самим педагогом, независимо от того является ли она отражением реально существующего в науке противоречия или носит методический характер. Педагог может так же использовать реальную проблемную ситуацию, которая существует в науке.
5. Технология развития критического мышления.
Цель данной технологии – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно. Основу данной технологии составляет базовая модель трех стадий: вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации), реализация смысла (получение новой информации), рефлексия
( осмысление, рождение нового знания). В ходе работы этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить логические цепочки доказательств, ясно выражать свои мысли.
6. Технология диалогового взаимодействия.
Технология представляет собой чередование разговора двоих и разговора нескольких (один говорит, а остальные слушают).
Для организации учебной деятельности по данной технологии необходимым условием является организация работы в одной из четырех форм (индивидуальной, парной, групповой и коллективной). При такой работе каждый ученик, приобретая опыт личностного взаимодействия в обучающем диалоге, имеет возможность развивать свои индивидуальные способности и качества личности, преобразуясь согласно достигнутому уровню понимания себя.
7. Технология « Педагогическая мастерская».
Цель данной технологии – затронуть внутренние пружины сознания, погрузить ученика в познавательный интерес. Тема мастерской не объявляется, так как мастерская – это путь учеников к самостоятельному открытию темы. Ученикам может быть объявлено только название мастерской. Каждая мастерская является вводом в некую большую тему и не соответствует конкретному параграфу учебника. За работу в мастерской не следует ставить оценки. Самооценка собственной деятельности происходит в сравнении себя с другими, своих старых и новых способов работы.
Сущность данной технологии заключается в постановке задания, которое отвечает следующим требованиям:
· актуализация личного жизненного опыта каждого ученика;
· доступность задания, снимающая внутреннее препятствие для включения в деятельность по его выполнению;
· возможность выбора вариантов по выполнению задания;
· внутренняя связь задания с основной идеей мастерской.
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики можно проводить в рамках классного и внеклассного мероприятия. Классная работа по математике призвана решать две основные задачи:
1) повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности;
2) способствовать возникновению интереса у большинства учеников, привлечению некоторых из них в ряды "любителей" математики.
Решение первой задачи преследует цель удовлетворить запросы и потребности первой категории учеников, решение другой можно обеспечить созданием дополнительных условий для возникновения и развития интереса к математике у оставшегося большинства. Общеизвестно, что вторая задача решается менее успешно, чем первая. Основными формами работы, носящими системный характер, охвачены в основном "любители" математики. На долю остальных учеников остаётся "косвенное" влияние товарищей ("любителей" математики), да эпизодически проводимые мероприятия в виде эстафет, конкурсов, которые организуются 1-2 раза в год и не могут, естественно, оказать заметного влияния на развитие их интересов. Систематической классной работой по математике должно быть охвачено большинство подростков, в ней должны быть заняты не только ученики, увлеченные математикой (что необходимо), но и те учащиеся, которые не тяготеют ещё к математике, не выявили своих способностей.
Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики перед всеми учащимися, используя для этой цели все возможности, в том числе и особенности классных занятий.
В математике столько серьёзного, способного заинтересовать и увлечь учащихся, что она по своим возможностям в развитии математического мышления может поспорить со многими предметами школьной программы. Прелесть решения занимательных задач, парадоксов, фокусов, раскрытие головоломок и софизмов и должен испытать каждый учащийся. Даже развлекательность может быть частично использована для того, чтобы помочь понять своеобразие "сухой" науки. Нужно позаботиться о том, чтобы каждый ученик, работал активно и увлеченно, и это использовать как отправную точку для возникновения и развития пытливости, любознательности, глубокого познавательного интереса.
Внеклассная работа по математике призвана решать три основные задачи:
1. Способствовать развитию интереса у большинства учеников.
2. Углубить теоретические знания и практические навыки учащихся.
3. Организовать досуг учащихся в свободное от учёбы время.
Формы проведения внеклассных занятий и приёмы, используемые на этих занятиях, должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть разнообразными, выбираться с учётом возрастных особенностей учащихся, должны быть рассчитаны на различные категории учащихся: интересующихся математикой и одаренных учащихся и на учащихся, ещё не проявивших интереса к предмету. Внеклассная работа строится на добровольных началах. К формам, широкое использование которых является целесообразным во внеклассной работе по математике (особенно в IV-VII классах), относятся игровые формы занятий – занятия пронизанные элементами игры, соревнование содержащие игровые ситуации. Внеклассная работа по математике должна быть массовой по охвату и познавательной, активной, творческой относительно деятельности учащихся. Игры и игровые формы должны включаться не для того, чтобы развлечь учащихся, а чтобы возбудить у них стремление к преодолению трудностей. Цель введения их состоит в том, чтобы удачно соединить игровые и учебные мотивы и в такой деятельности постепенно сделать переход от игровых мотивов к учебным, познавательным.
В старших классах школы все большее значение приобретает такая форма работы как элективные курсы. Курсы по выбору предлагают учащимся 9 классов рассмотреть всевозможные области применения математики в современном мире, расширить и углубить знания по некоторым вопросам математики.
Познавательный интерес представляет собой важный элемент учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий: уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью), характером (многосторонними, широкими интересами), местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием, своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера), связью с жизненными планами и перспективами. Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.
Список литературы.
- Возрастная и педагогическая психология.//Под ред.А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1990. - С.101-215.
- Дружинин Б. На математике мы все сочиняем…-ИМР-//Народное образование, 2001.
- Извеков В., Климова Е., Работкина В.Механизм живого интереса.//Директор школы.-2004.-№2.
- История дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/М.Ф.Шабаева, В.А.Ротенберг, И.В. Чувашаев и др.; Под ред. Л.Н. Литвина.- М.: Просвещение, 1989
- Казанцев Ю. Стимулирование учебной деятельности школьников 5-7 классов.//Народное образование.-2000.-№7.-С.135.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения.
В статье раскрываются приемы работы по формированию познавательного интереса на уроках литературного чтения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказат...
Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках математики.
Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом п...
Презентация "Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках математики"
«Приохотить» ученика к учению гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его». ...
Мастер - класс «Формирование познавательного интереса младших школьников через использование ИКТ»
Актуальность данного опыта обусловлена возникшим противоречием между возрастающим потоком необходимой информации, направленной на младшего школьника, требованиями, предъявляемыми к результатам начальн...
Педагогический проект "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Образовательные стандарты нового поколения направлены на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, к подготов...
Доклад на тему" Развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира, их роль в формировании познавательных интересов младших школьников"
В докладе я описала как развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира формируют познавательные интересы младших школьников. Привела примеры игр, которые я использую на уроке....
Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности
В статье раскрываются пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности....