Пути формирования познавательных интересов младших школьников
статья (1 класс) на тему

               Наши ученики хотят, чтобы учеба не только приносила пользу, но и проходила комфортно и интересно, была доступна, позволяла им заниматься творчеством,        доставляла радость и желание учиться. Современный урок, как того требует закон об образовании, должен удовлетворять требованиям, утвержденным ФГОС, которые  формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_mo.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ « Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкин Белгородской области

Пути формирования познавательных интересов младших школьников

Подготовила: Порватова С.А.,

учитель начальных классов

г.Губкин

2018 г.

            Урок – основная форма проведения учебных занятий в школе. Меняются цели и содержания образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не совершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. В процессе их общения у последнего формируются взгляды, направленные на объективную оценку реальности. А каким же видят современный урок наши ученики? Вот некоторые из их высказываний.

               Наши ученики хотят, чтобы учеба не только приносила пользу, но и проходила комфортно и интересно, была доступна, позволяла им заниматься творчеством,        доставляла радость и желание учиться. Современный урок, как того требует закон об образовании, должен удовлетворять требованиям, утвержденным ФГОС, которые  формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире. Основной акцент в современном образовании ставится на активную и результативную деятельность ребенка, расширение его информационного поля деятельности с           помощью различных информационных источников, а также осуществления связи с   повседневной жизнью. Основная задача каждого учителя – развить мышление ребенка средствами своего предмета, связывая темы своего курса, как с родственными, так и с другими учебными дисциплинами, обогащая ученика знаниями и расширяя его        кругозор. Поэтому одной из актуальных проблем образования сегодня является       проблема познавательного интереса учащихся.

            Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддерживать у учащегося интерес к изучаемому материалу и активность на протяжении всего урока. Для того чтобы пробудить у ученика желание                    самостоятельно открывать для себя новое, докапываться до истины, есть только одно средство – интерес. Развитие и постоянное поддержание которого зависит от методики преподавания и от того на сколько умело будет организована учебная работа.

 Интерес - это ведущий мотив деятельности ребенка. Чтобы лучше понять природу познавательного интереса, рассмотрим, как истолковывается данное понятие в разных источниках.   Слово «интерес»  происходит от латинского Interest - имеет значение, важно, то есть реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания.  

          В словаре В. Даля  слово «интерес» не имеет психологического содержания.    Первое   значение слова «интерес» - это польза, выгода, прибыль; второе -  проценты, рост на деньги; третье - соучастие, участие, забота; а четвертое - занимательность или значение, важность дела.                  

            Познавательный интерес – избирательная направленность личности на        предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность                   характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и    глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный            интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый    характер. Под его влиянием у человека постоянно         возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает        эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание                психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и                       направленность. Именно  поэтому познавательный интерес - сильное средство обучения.

        Познавательный интерес - это один из важнейших  мотивов, который должен    использоваться  в обучении школьников. Под влиянием познавательного  интереса  учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. При правильной организации деятельности учащихся, систематической и целенаправленной             воспитательной деятельности, познавательный интерес может и должен стать           устойчивой  чертой личности школьника и оказывать сильное влияние на его развитие.

  Однако, учение и другие виды познания не всегда правильно соотносятся друг с другом, более того, они иногда вступают в острый конфликт. Ученик может быть  весьма любознательным, интересоваться техникой или историей и при этом равнодушно относиться к учебным занятиям в школе.

        Важность создания условий возникновения интереса к учителю, к обучению     (как эмоционального переживания удовлетворения познавательной потребности)  и формирования самого интереса отмечалась многими исследователями. На основе     системного анализа были сформулированы основные факторы, способствующие тому, чтобы учение было интересным для ученика. Важнейшей предпосылкой создания     интереса к учению является воспитание широких    социальных мотивов деятельности, понимание его смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной  деятельности.

         Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности -  это возможность проявить в учении умственную             самостоятельность и инициативность. Чем активнее будут методы обучения, тем легче       вызвать интерес учащихся к учению. Основное средство воспитания устойчивого      интереса - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от    учащихся   активной поисковой деятельности.

          Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Для все интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней.  Но трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению       интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.

         Активизация познавательной деятельности  без развития его познавательного

интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе    обучения  школьников  необходимо   систематически   возбуждать, развивать  и         укреплять    познавательный  интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения.             Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, с преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

Таким   образом, в  познавательном  интересе  своеобразно  взаимодействуют  все           важнейшие  проявления  личности. Эти  положения  могут служить  определенной  программой  организации учебного процесса, направленной на формирование интереса.

         В настоящее время различают три группы условий стимулирующих развитие    познавательных интересов.

       Первая - связана с содержанием учебного материала.  К ней относится новизна содержания, обновление уже усвоенных фактов, исторический подход к сообщаемому        материалу.

        Вторая - организация процесса обучения. К ним относятся различные формы   самостоятельной работы учащихся - проблемное обучение, исследовательский подход к изучаемому материалу, творческие работы.

        Третья - определяется отношениями, складывающимися между учениками и    учителем. Сюда относят способности учащихся, увлеченность преподавания самого учителя, его готовность придти на помощь ученикам, вера в их силы и возможности.

         Все рассмотренные выше условия, стимулирующие возникновение и развитие  математических интересов можно более подробно раскрыть следующим образом.

Первая группа, связанная с содержанием, включает в себя:

- решение задач повышенной трудности и удовлетворение, получаемое учениками при решении подобных задач;

- новизна и разнообразие материала школьного курса математики, сведения из истории науки, обогащение содержания предмета;

- сила и изящество методов вычислений, исследований и доказательств.

Вторая группа, характеризующая организацию учебного процесса, рассматривает:

- разнообразные системы уроков, нешаблонное их построение, включение по мере  возможности в каждый урок новых элементов;

- разнообразие форм домашнего задания;

- увлекательное проведение уроков, активизацию деятельности учащихся, организацию творческих работ, соревнований, дидактических игр, использование Т.С.О.

Третья группа, рассматривающая интересы  личности, включает в себя:

- прирожденные математические способности;

- успех в изучении предмета и поощрение;

- влияние родных и близких;

- способность учителя  увлекательно излагать материал;

                 Задача учителя: сформировать познавательный интерес как устойчивый мотив   познавательной деятельности, что составляет прочную основу и направленность     личности, и её отношение к учению, к духовным ценностям.

        Учение - основа развития познавательных интересов учащихся. В учебном        процессе, организующем и направляющем познавательную деятельность школьник.

Способности -  это индивидуальные особенности людей, которые не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но от которых зависит приобретение знаний, умений и навыков. Успешность выполнения различных видов деятельности зависит от             индивидуальных способностей. Способности не могут существовать иначе, как в      настоящем процессе развития. Если та или иная способность не развивается, не        применяется  человеком на практике, со временем она теряется. Только благодаря     постоянным    упражнениям, связанным  с  систематическими занятиями музыкой,    математикой,   спортом и другими занятиями, можно поддерживать и развить далее  соответствующие   способности. Учебные способности определяют успешность      обучения и восприятия, усвоения знаний, умений и навыков.

         Педагогическая деятельность учителя неразрывно связана с мастерством,       творчеством, изучением передового опыта. Учитель должен уметь прогнозировать свои действия и внедрять в практику все ценное, передовое, накопленное ведущими педагогами. Это во многом является следствием недостаточного распространения деятельностных, проектных, исследовательских образовательных технологий.      Улучшить эту ситуацию, а так же помочь учителю выйти на декларируемые стандартом результаты освоения основных образовательных программ помогут новые технологии.

Современная педагогика предлагает использовать при работе с учащимися следующие технологии:

   - технология организации самостоятельной деятельности школьников;

   - технология организации исследовательской деятельности школьников;

   - технология организации проектной деятельности школьников;

   - технология проблемного обучения;

   - технология развития критического мышления;

   - технология диалогового взаимодействия;

   - технология «Педагогическая мастерская»;

   - технология кейсов.

Рассмотрим подробнее каждую из технологий.

1. Технологи организации самостоятельной работы школьников.

Цель данной технологии заключается в том, что учащийся самостоятельно (или с     помощью педагога) выдвигает цель, задачи деятельности, определяет способы и виды действий, самоконтроля, учета достижений и осуществляет коррекцию собственной деятельности на основе рефлексии. Технология организации самостоятельной работы включает несколько этапов: подготовительный, этап целеполагания, деятельностный, рефлексивный и аналитический. Основная задача педагога сводится к организации учебно-познавательной деятельности школьника и конструированию информационно-образовательной среды.

2. Технология организации исследовательской деятельности.

Это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира под руководством

специалиста, которым может быть учителя-предметника или научный сотрудник.                                                      Учебная  исследовательская деятельность включает в себя три основные фазы:          проектирования, технологическая фаза и рефлексивная фаза. Для отработки навыков, необходимых при подготовке учебного исследования (умения выявлять противоречия и проблемы,       ставить цели, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент), на уроках в основной школе можно использовать задания по работе с научно-познавательными текстами.

3. Технология организации проектной деятельности.

Проектная деятельность – это последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате                    самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. Этапы          проектной деятельности: подготовительный (подготовка проектного  задания),         технологический (разработка плана проекта и его реализация), завершающий          (презентация проекта, самооценка и рефлексия результата).

4. Технология проблемного обучения.

Проблемное обучение – это процесс обучения, создающий систему проблемных        ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной         деятельностью обучающихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем. Проблема может создаваться самим педагогом, независимо от того является ли она отражением реально существующего в науке противоречия или носит  методический  характер.  Педагог может так же использовать   реальную       проблемную ситуацию, которая существует в науке.

5. Технология развития критического мышления.

Цель данной технологии – развитие интеллектуальных способностей ученика,            позволяющих учиться самостоятельно. Основу данной технологии составляет базовая модель трех стадий: вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации), реализация смысла (получение новой информации), рефлексия  

 ( осмысление, рождение нового знания).  В ходе  работы этой модели учащиеся           овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить логические цепочки доказательств, ясно выражать свои мысли.

6. Технология диалогового взаимодействия.

Технология представляет собой чередование разговора двоих и разговора нескольких (один говорит, а остальные слушают).

 Для организации учебной деятельности по    данной технологии необходимым условием является организация работы в одной из четырех форм (индивидуальной, парной, групповой и коллективной). При такой работе каждый ученик, приобретая опыт личностного взаимодействия в обучающем диалоге, имеет возможность развивать свои индивидуальные способности и качества личности, преобразуясь согласно достигнутому уровню понимания себя.

7. Технология « Педагогическая мастерская».

Цель данной технологии – затронуть внутренние пружины сознания, погрузить ученика в познавательный интерес. Тема мастерской не объявляется, так как мастерская – это путь учеников к самостоятельному открытию темы. Ученикам может быть объявлено только название мастерской. Каждая мастерская является вводом в некую большую  тему и не соответствует конкретному параграфу учебника. За работу в мастерской не следует ставить оценки. Самооценка собственной деятельности происходит в         сравнении себя с другими, своих старых и новых способов работы.

Сущность данной технологии заключается в постановке задания, которое отвечает  следующим требованиям:

 ·    актуализация личного жизненного опыта каждого ученика;

 · доступность задания, снимающая внутреннее препятствие для включения в            деятельность по его выполнению;

 ·    возможность выбора вариантов по выполнению задания;

 ·    внутренняя связь задания с основной идеей мастерской.

          Развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики можно    проводить в рамках классного и внеклассного мероприятия.                                                                       Классная работа по математике призвана решать две основные задачи:

1) повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности;

2) способствовать возникновению интереса у большинства учеников, привлечению   некоторых из них в ряды "любителей" математики.

          Решение первой задачи преследует цель удовлетворить запросы и потребности первой категории учеников, решение другой можно обеспечить созданием дополнительных условий для возникновения и развития интереса к математике у оставшегося большинства. Общеизвестно, что вторая задача решается менее успешно, чем первая. Основными формами работы, носящими системный характер, охвачены в основном "любители" математики. На долю остальных учеников остаётся "косвенное" влияние товарищей ("любителей" математики), да эпизодически проводимые мероприятия в  виде эстафет, конкурсов, которые организуются 1-2 раза в год и не могут, естественно, оказать заметного влияния на развитие их интересов. Систематической классной       работой по математике должно быть охвачено большинство подростков, в ней должны быть заняты не только ученики, увлеченные математикой (что необходимо), но и те учащиеся, которые не тяготеют ещё к математике, не выявили своих способностей.

Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики перед всеми учащимися, используя для этой цели все возможности, в том числе и               особенности классных занятий.

         В математике столько серьёзного, способного заинтересовать и увлечь учащихся, что она по своим возможностям в развитии математического мышления может          поспорить со многими предметами школьной программы. Прелесть решения              занимательных задач, парадоксов, фокусов, раскрытие головоломок и софизмов и  должен испытать каждый учащийся. Даже развлекательность может быть частично   использована для того, чтобы помочь понять своеобразие "сухой" науки. Нужно        позаботиться о том, чтобы каждый ученик, работал активно и увлеченно, и это          использовать как отправную точку для возникновения и развития пытливости,          любознательности, глубокого познавательного интереса.

Внеклассная работа по математике призвана решать три основные задачи:

1. Способствовать развитию интереса у большинства учеников.

2. Углубить теоретические знания и практические навыки учащихся.

3. Организовать досуг учащихся в свободное от учёбы время.

           Формы проведения внеклассных занятий и приёмы, используемые на этих       занятиях, должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть разнообразными, выбираться с учётом возрастных особенностей учащихся, должны быть рассчитаны на различные категории учащихся: интересующихся математикой и одаренных учащихся и на учащихся, ещё не проявивших интереса к предмету. Внеклассная работа строится на добровольных началах. К формам, широкое использование которых является        целесообразным во внеклассной работе по математике (особенно в IV-VII классах),   относятся игровые формы занятий – занятия пронизанные элементами игры,              соревнование содержащие игровые ситуации. Внеклассная работа по математике  должна быть массовой по охвату и познавательной, активной, творческой относительно деятельности учащихся. Игры и игровые формы должны включаться не для того, чтобы развлечь учащихся, а чтобы возбудить у них стремление к преодолению трудностей. Цель введения их состоит в том, чтобы удачно соединить игровые и учебные мотивы и в такой деятельности постепенно сделать переход от игровых мотивов к учебным,     познавательным.  

           В старших классах школы все большее значение приобретает такая форма        работы как элективные курсы. Курсы по выбору предлагают учащимся 9 классов      рассмотреть всевозможные области применения математики в современном мире,  расширить и углубить знания по некоторым вопросам математики.

        Познавательный интерес представляет собой важный элемент учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.                 Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности       школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние    познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:  уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью), характером       (многосторонними, широкими интересами), местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием, своеобразием интереса в познавательном   процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера), связью с жизненными планами и перспективами. Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам,    выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в  процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

                                         

Список литературы.

  1. Возрастная и педагогическая психология.//Под ред.А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1990. - С.101-215.
  2. Дружинин Б. На математике мы все сочиняем…-ИМР-//Народное образование, 2001.
  3. Извеков В., Климова Е., Работкина В.Механизм живого интереса.//Директор школы.-2004.-№2.
  4. История дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/М.Ф.Шабаева, В.А.Ротенберг, И.В. Чувашаев и др.; Под ред. Л.Н. Литвина.- М.: Просвещение, 1989
  5. Казанцев Ю. Стимулирование учебной деятельности школьников 5-7 классов.//Народное образование.-2000.-№7.-С.135.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения.

В статье раскрываются приемы работы по формированию  познавательного интереса на уроках литературного чтения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказат...

Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках математики.

   Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом п...

Презентация "Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках математики"

   «Приохотить» ученика к учению    гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его». ...

Мастер - класс «Формирование познавательного интереса младших школьников через использование ИКТ»

Актуальность данного опыта обусловлена возникшим противоречием между возрастающим потоком необходимой информации, направленной на младшего школьника, требованиями, предъявляемыми к результатам начальн...

Педагогический проект "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

     Образовательные стандарты нового поколения направлены на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, к подготов...

Доклад на тему" Развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира, их роль в формировании познавательных интересов младших школьников"

В докладе я описала как развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира формируют познавательные интересы младших школьников. Привела примеры игр, которые я использую на уроке....

Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности

В статье раскрываются пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности....