ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ МИР СЛОВ ИЛИ «УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 404 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ МИР СЛОВ ИЛИ «УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»
Русский язык является одним из основных школьных предметов. Между тем известно, что этот школьный предмет не всегда пользуется популярностью среди учащихся. Поэтому проблема пробуждения и развития интереса к изучению русского языка является одной из наиболее серьёзных в современном мире.
Гипотеза: Наряду с традиционной формой урока, надо шире практиковать такие формы, как творческие задания, уроки, на которых можно проявить свою фантазию, воображение. Одним из видов творческих заданий по русскому языку и литературе и является объект исследования данной работы, а именно игры со словами.
Именно в детском возрасте важно приучить человека быть внимательным к тому, что, как и с какой целью, он говорит. Особенно успешно этот процесс происходит в игре, которая для школьников является любимой формой занятий. Работа со словом является упорным, целеустремлённым трудом, который требует мыслительной активности, но в тоже время, эта кропотливая, сложная работа – очень интересна.
Таким образом, целью исследования является доказательство, что словесные игры – это, прежде всего, не развлечение, а особый метод вовлечения детей в учебную деятельность. Предмет исследования: языковые особенности игр со словами и их влияние на процесс обучения.
В теоретической части работы рассматриваются словесные игры, основанные на различных литературных приёмах, таких как тавтограммы, гетерограммы, антифразы, метаграммы, спунеризмы, разнобуквицы, кругозвучия, бесконечные стихотворения, шарады, кубраёчки, палиндромы, анаграммы, описание которых даётся в различных источниках современных авторов, таких как Рыбинский В. Н., Федин С. Н., Пузырёв А. В., Авалиани Д. Е., Макс Фрай и других.
Маленькие читатели получают возможность постепенно пройти от совсем простых игр и словесных ребусов – к сложным шарадам, обучающим внимательному звукобуквенному анализу слов. В работе приводится обширный материал по имеющимся в настоящее время оригинальным примерам.
В практической части работы исследуется эффект применения различных игр со словами в отношении учащихся гимназии № 75 г. Казани разных возрастных групп. Для каждой возрастной группы были выбраны исследования на основе словесных игр, которые могут быть интересны ребятам соответствующего возраста.
Для учащихся подготовительной группы и первого класса была выбрана методика из нескольких этапов, заключающаяся в использовании принципа решения анаграмм, начиная с простых из 3-х, 4-х букв, постепенно усложняя задания («метод анаграмм» В. Эдигея), а также в использовании принципа гетерограмм (4 этапа). Первый этап – игра с кубиками - трансформерами (изготовленными нами), на гранях которых изображены буквы и слова. Так, например, это чтение небольшого текста с отдельными словами, в которых перемешаны слоги, с наглядной демонстрацией на кубике, при правильном сложении которого, слоги встают на свои места и складываются картинки. Второй этап – чтение текста с перемешанными буквами. Третий этап – чтение сплошного текста (лишённого пробелов). Четвёртый этап – чтение текста с перемешанными буквами во всех словах. Данные тексты были составлены и «перемешаны» мною и моими одноклассниками.
Ребёнок, освоив чтение анаграмм, получает возможность самостоятельно готовить подобные задания для своих друзей. А взрослый (учитель, родитель и др.) получает возможность наблюдать за рассуждениями ребёнка. Многие родители и учителя заметили появление у большинства ребят интереса к чтению. Дети стали более усидчивыми, сконцентрированными при выполнении задания, вследствие чего увеличилось осмысленное запоминание текста и скорость чтения.
Для учащихся четвёртого класса мною под руководством учителя были проведены дополнительные уроки, посвящённые изложению материала данной работы. С целью повышения интереса ребят к содержанию работы, также применялись кубики-трансформеры:
- с кратким описанием литературных приёмов;
- с примерами палиндромов;
- с примерами тавтограмм;
- с шарадами и кубраёчками и ответами на них.
А «коробка с сюрпризом», позволила после решения анаграмм потрогать «отгадку» руками.
В качестве домашнего задания ребятам было предложено найти примеры из доступных источников по нескольким словесным играм, а также попробовать придумать собственные примеры.
Выполняя подобные задания, ребёнок ищет пути решения в различных источниках, привыкает к работе с различными словарями, справочниками, что в свою очередь приучает ребёнка к самостоятельности. Опрос, проведённый нами, показал, что всем ребятам интересна тема «Игры со словами», и 96-ти % понравилось самим искать/ придумывать свои примеры.
В отношении старшеклассников (9-ый класс) мы решили проверить «Эффект Кембриджского Университета», который заключается в том, что при чтении нам не важен порядок букв в слове – главное, чтобы первая и последняя были на месте. Для этого ребятам было предложено прочитать на время 3 текста (1-ый – с правильным порядком букв – биография С. Маршака, 2-ой и 3-ий - с перемешанными буквами – биография В. Бианки, статья из журнала «Популярная механика»).
В целом можно сказать, что «Эффект Кембриджского Университета» существует, но с некоторыми оговорками. Мы заметили, что эффект ослабевает в отношении слов из девяти и более букв, а также в отношении текстов из специальной литературы. Но, главное, участие в эксперименте вызвало у молодых людей живой интерес к предмету, стало занимательной «зарядкой для ума». Современные подростки не склонны слушать слишком подробные объяснения учителя, они ждут новых форм знакомства с материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления.
Выводы: большинство словесных игр развивает смекалку, умение свободно владеть родным языком, расширяет кругозор, учит логически мыслить, внимательнее относиться к слову, увеличивает словарный запас, вызывает живой интерес к изучаемым предметам (русскому языку, литературе). У малышей увеличиваются осмысленное запоминание текста и скорость чтения. Выполняя подобные упражнения, ребята читают и проговаривают словарные слова, что способствует запоминанию их правописания.
В работе приводятся собственные примеры слов, фраз и текстов, основанных на различных литературных приёмах. Обращаясь ещё раз и ещё раз к работе, включается воображение, и хочется придумать что-нибудь новое, сделать что-нибудь своими руками, тем самым отвлечься от телевизора, компьютера и других современных гаджетов.
Материалы исследования могут быть использованы на уроках русского языка и литературы, помогут глубже понять развитие современного русского языка, позволят разнообразить методы и способы подачи информации, различных заданий.
Ни для кого не секрет, что современные дети читают, как правило, мало и неохотно, предпочитая получать готовую визуальную картинку видео- и компьютерного происхождения – вместо того, чтобы добывать визуальные образы с помощью работы воображения и абстрактного мышления, как это происходит при чтении. Игры же со словами стимулируют творческий потенциал детей.
В тоже время за последние несколько лет наблюдаются положительная динамика увеличения количества творческих работ школьников по русскому языку и литературе, увеличение количества призёров и победителей школьных, региональных и др. олимпиад.
В будущем работа над заданной темой будет продолжена, планируется создание нового практического материала, расширение области применения уже имеющегося (подготовленного) на сегодняшний день практического материала. Тем более что в загадочном мире слов есть огромные возможности для составления собственных игр со словами, которые ограничиваются только пределами воображения.
Список литературы:
С. Н. Федин. Лучшие игры со словами. – М. – 2001.
В. Н. Рыбинский. Антология русского палиндрома XX века – М. – 2000.
А. В. Пузырёв. Анаграммы как явление языка: Опыт системного осмысления. Диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук. – Саратов, 1995г.
В. Эдигей. Учись читать, малыш! Как повысить технику чтения и развить мышление ребёнка. Практическое пособие. Издательство GRAND. Киев, 1994г.
А. Н. Лук. Эмоции и личность. – М. – 1982г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/05/picture-158381-1354714167.jpg)
Внеклассное занятие Этот загадочный мир.
Цель: 1. Обобщить знания детей о загадочном мире космоса. 2. Дать представление об освоении космического пространства....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-291830-1385488986.jpg)
Паспорт проекта "Этот загадочный Пушкин"
Паспорт проекта "Использование сказок Пушкина для создания задач"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-291830-1385488986.jpg)
Паспорт проекта "Этот загадочный Пушкин"
Паспорт проекта "Использование сказок Пушкина для создания задач"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/23/picture-645338-1435083867.jpg)
Конспект ООД образовательная область "Познавательное развитие" в старшей группе "Этот загадочный космос"
Космонавтом стану яЭто знает вся семья.В дальний космос полечуИ созвездия изучу!...
Исследовательский проект "Этот загадочный воздух"
Воздух -условие жизни на Земле. Возможно, что он не такой невидимый, как кажется, и у него есть много интересных свойств , о которых мы не подозреваем.Цель исследования: узнать о свойствах воздуха и е...
«Этот загадочный мир...» 3 класс апрель
Цели и задачи— путем использования активных форм подачи материала помочь детям прочно усвоить новые знания по теме, связанной с освоением космоса;— способствовать сплочению коллектива.Оборудование и р...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/21/picture-1090857-1548080615.jpg)
Образовательный проект "Словарные слова. Учение с увлечением"
Проект предназначен для школьников 1-4 классов и учитывает психофизиологические особенности детей этого возраста. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в т...