Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной и домашней работы.
учебно-методический материал (1 класс) по теме
Памятки, инструкции для учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_uchashchihsya.docx | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основная общеобразовательная школа р.п. Озинки
Озинского района Саратовской области
ул.8-ое Марта, д.9, р.п. Озинки, Саратовская область,413620
Тел.: (884576) 4-15-78, e-mail: ozin-oosh@yandex.ru
ОКПО 51418924, ОГРН 1026400706650, ИНН/КПП 6423004423
Методические рекомендации по организации и выполнению
самостоятельной и домашней работы.
Памятки, инструкции для учащихся начальной школы.
учитель начальных классов МОУ «ООШ р.п. Озинки»
Джумагулова Гульнара Ягшыгелдиевна
Содержание
- Организация домашнего задания в режиме работы начальной школы.
- Цели домашнего задания
- Психолого-педагогические принципы организации домашнего задания
- Памятки для учащихся по выполнению самостоятельной или домашней работы/
Организация домашнего задания в режиме работы начальной школы
Домашнее задание в начальной школе - это эффективное средство обучения и самообразования. Выполнение домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности, которая способствует закреплению изученного в классе материала, развитию у детей ответственности и позитивных учебных привычек, стимулирует развитие индивидуальности каждого ученика, дает ему возможность научиться решать возникающие проблемы. Учащийся, принимающий на себя ответственность за выполнение домашнего задания, сам управляет своим временем, действует независимо, но с учетом рекомендаций учителя, выполняет работу в меру своих сил и способностей. Эти навыки обеспечивают ребенку успешность при обучении в школе и пригодятся ему в жизни. Цели, которые ставит учитель, задавая учащимся на дом задание, могут быть разными. Это зависит от типа и вида урока, на котором задание было задано, от типа и вида урока, который следует за домашним заданием. Это также зависит от содержания учебного материала предыдущего и последующего уроков. Кроме того, поставленные учителем цели могут быть «дальними», т. е. результат выполненного домашнего задания может лечь в основу изучения нового материала по предмету. Можно представить следующий перечень целей домашнего задания:
• повторение и закрепление материала, изученного на уроке;
• индивидуальное повторение и закрепление учебного материала;
• создание предпосылок к изучению нового материала на уроке;
• развитие творческого потенциала учащихся;
• рост личного потенциала одаренных и высокомотивированных учащихся;
• развитие умений и навыков проектной деятельности
формирование качеств самообразования, в т. ч. проектирования, управления временем.
Цели домашнего задания
Рекомендуется с 1-го класса готовить учащихся к выполнению домашнего задания. Учителю необходимо строить свою педагогическую деятельность и образовательный процесс в целом таким образом, чтобы домашние задания не превратились для ребенка и его родителей в тяжкий ежевечерний труд. Нужно помнить, что главное не работа, выполненная дома любой ценой, а интерес ученика к познанию и уверенность в своих силах. Многообразие заданий и сложность домашнего учения требуют проведения специальной работы по формированию у младшего школьника соответствующих умений и навыков. Но очень важно не механически натренировать навыки учащихся, а развить психологические функции, необходимые для самостоятельной продуктивной учебной деятельности вдали от учителя. Особенность педагогической деятельности по формированию умения самостоятельно выполнять домашнее задание основана на физиологии и психологии ребенка 7-9 лет. В этот период детства еще не сформирована способность воспринимать общую инструкцию, уровень произвольного внимания довольно низкий. Домашнее задание воспринимается детьми как отсроченное действие, которое будет где-то и когда то, и поэтому не стоит вникать в заданную проблему. Также у младших школьников затруднено осознание времени и объема задания. В основе методики задавания на дом лежит поэтапное обучение самостоятельной деятельности. Большую помощь учащимся оказывают простейшие алгоритмы выполнения задания самостоятельно. Такие алгоритмы следует вводить постепенно, проговаривая вместе с учащимися. Со временем в алгоритм выполнения домашнего задания включается работа с памятками, словарями, Интернетом.
Рекомендуется также играть в выполнение домашнего задания.
Психолого-педагогические принципы организации домашнего задания
Примерный алгоритм выполнения домашнего задания ученика :
1. Готовлю рабочее место для выполнения домашней работы по математике. Достаю из портфеля (письменного стола, книжного шкафа) дневник, учебник по математике, тетрадь по математике, пенал.
2. Открываю дневник и читаю, какое домашнее задание мне задали по математике.
3. Открываю учебник по математике и нахожу этот номер задачи.
4. Открываю тетрадь по математике и пишу слова «Домашняя работа», «Задача».
5. Читаю задачу.
6. Решаю задачу, используя черновик.
7. Записываю решение задачи в тетрадь.
8. Даю тетрадь на проверку (учителю, воспитателю группы продленного дня, маме и т. д.). Обмениваюсь тетрадями с товарищем для взаимопроверки.
Основным документом, регламентирующим объемы (дозировку) домашнего задания, являются СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях » (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10). СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливают нормы домашнего задания в зависимости от класса: 1-й класс - без домашнего задания в течение всего учебного года; . 2-й класс - не более 1,5 ч каждый учебный день; 3-й класс - не более 1,5 ч каждый учебный день; 4-й класс - не более 2 ч каждый учебный день. Временные нормы (1,5-2 ч) включают в себя возможность выполнения как письменных, так и устных заданий по всем учебным предметам, в т. ч. и по иностранному языку. Также данные нормы рассчитаны на всех учащихся, т. е. на учеников с разным личным потенциалом.
Памятки для учащихся
по выполнению самостоятельной или домашней работы
Памятка
«Как работать на уроке в паре»
- Внимательно прочитайте задание.
- Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
- Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
- Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.
Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.
Памятка
«Как работать над параграфом учебника»
- Внимательно прочитай название параграфа, уясни, и чём в нём говорится.
- Прочитай весь параграф. Найди в нём главное. Отметь непонятные места, выражения, слова. Попытайся разобраться в них самостоятельно. В случае необходимости обратись к предыдущим параграфам, к своим товарищам, а если нужно, к учителю.
- Проследи из каких частей состоит правило, какие признаки изучаемого материала в нём отличаются. Найди эти признаки в примерах.
- Сопоставь изучаемый параграф с параграфом, в котором излагается похожий материал, изученный ранее. Найди в них сходное и различное.
- Установи, что ты узнал из нового параграфа.
- Перескажи содержание параграфа.
- Попытайся запомнить вывод из параграфа, а правило выучи наизусть.
Проследи по учебнику, как применяется данное правило. Сделай то же на своем примере. Если ты выполнял задание письменно, проверь написанное.
Памятка-инструкция
по самоподготовке
- Выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время.
- Прежде чем начинать заниматься, проверь готовность рабочего места.
- Приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнёшь.
- Старайся все затруднения разрешить самостоятельно.
- О задании узнавай в дневнике или по закладкам в учебнике.
- Забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.
- Начинай самоподготовку в определённом порядке.
- Через каждые 35-40 минут работы, связанной со зрительной нагрузкой, делай перерывы на 5-10 минут для отдыха.
Памятка
Правило проверки
- Наметь порядок выполнения проверки: сначала проверь по смыслу, потом проверь по написанию.
- Чтобы проверить предложение по смыслу:
- Прочитай предложение вслух.
- Проверь, подходят ли слова друг другу.
- Нет ли пропуска слов в предложении.
- О чем говорится в предложении, бывает ли так.
- Чтобы проверить предложение по написанию:
- Читай каждое слово по порядку по слогам и выделяй каждый слог.
- Проверь, подходят ли буквы к слову.
Нет ли пропуска букв?
Памятка
для проверки орфограммы
- Какую букву (какие буквы, часть слова) проверяешь?
- На какое правило? Определи способ проверки (какое правило следует применить, или проверить по словарям, или другой способ).
- Выполни все «шаги» (ступени) проверки, не пропусти! Сделай вывод, как писать правильно.
Напиши правильно.
Памятка
«Как готовить домашнее задание по русскому языку»
- Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
- Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
- Прочитай задания упражнения.
- Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
- Выполни упражнение письменно.
Проверь всю работу.
Памятка
Правила списывания предложения или текста
- Прочитай предложение, текст.
- Подумай, понимаешь ли ты, что будешь писать.
- Прочитай внимательно каждое предложение.
- Запомни, как пишутся слова в предложении.
- Списывай частями или целыми предложениями.
Проверь, правильно ли ты списал.
Правило-совет для читателя
- Старайся читать вслух, не торопись , глубже вникай в смысл прочитанного.
- Обрати внимание на то, как ведут себя герои книг, учись у них хорошему.
- Закрывая книгу, подумай , чему она тебя научила.
- Умей беречь книгу!
Памятка
«КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ?»
- Прочитай задачу и представь себе, о чем говорится в задаче.
- Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
- Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
- Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом?
- Составь план решения.
- Выполни решение.
- Проверь решение и ответь на вопрос задачи
Памятка
Как определить склонение имени существительного
1. Определи род.
2. Поставь слово в начальную форму (и.п., ед.ч.)
3. Выдели окончание в н.ф.
4. По роду и окончанию определи склонение.
Образец рассуждения: «Тетрадь – она моя, существительное женского рода; в именительном падеже нулевое окончание, значит существительное тетрадь третьего склонения».
Памятка
Как проверить безударное окончание имён существительных?
- Определить падеж.
- Определить склонение.
- Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
Образец рассуждения: «Отдыхали (где? В чём?) в лагер- – предложный падеж. Лагерь – он мой- м.р., нулевое окончание, значит существительное второго склонения. А существительные 2 скл. в п.п. имеют окончание –е. В лагере.
Памятка
Как составить план текста?
- Разделить текст на законченные по смыслу части.
- Определить основную мысль каждой части.
- Озаглавить каждую часть текста.
Памятка
Как научиться правильно списывать?
- Прочитай предложение.
- Выясни смысл непонятных слов.
- Найди буквы, написание которых нужно проверять. Устно подбери проверочные слова.
- При записи диктуй себе каждое слово по слогам.
- Проверь свою запись по учебнику, читая каждое слово по слогам.
Памятка
Как подготовиться к диктанту по учебнику?
1. Прочитай текст. Спроси у учителя смысл непонятных слов.
2. Найди в каждом предложении слова, написание которых надо проверять. Подумай, как проверить слово. ПОМНИ: сначала нужно узнать, в какой части слова находиться проверяемая буква.
3. Будь внимателен при записи слов, не спиши.
Памятка
Как подготовиться к письму по памяти?
1. Прочитай текст.
2. Выясни смысл непонятных слов.
3. Найди слова, написание которых нужно проверять. Запомни их написание.
4. Выучи текст наизусть.
5. Закрой текст и ещё раз повтори его про себя.
Фонетический разбор слова.
1. Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?
2. Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
3. Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
4. Количество звуков и букв в слове?
Пример: морковь – 2 слога, 4 согл., 2 гл.
м - [м] - согл., непарн., зв., тв.
о - [а] - гласн., безударн.
р - [р] - согл., непарн., зв., тв.
к - [к] - согл., парн., глух., тв.
о - [о] – гласн., ударн.
в - [ф,] – согл., парн., глух., мягк.
ь - [-]
7 букв, 6 звуков
Морфологический разбор имени существительного.
1. Часть речи.
2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).
3. Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевлённое или неодушевлённое;
- род;
- склонение.
4. Непостоянные признаки:
- падеж;
- число.
5. Роль в предложении.
Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.
Мороз – сущ., мороз, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., им.п., ед.ч., подлежащее.
Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в.п., ед.ч., доп.
Морфологический разбор имени прилагательного.
1. Часть речи.
2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
3. Непостоянные признаки:
- число;
- род (только в ед.ч.);
- падеж.
4. Роль в предложении.
Пример: Я вышел из душной комнаты.
(из) душной (комнаты) – прилаг., душный, ед.ч., в ед.ч., ж.р., в род.п., опред.
Разбор глагола как части речи (морфологический разбор).
1. Часть речи.
2. Начальная форма.
3. Постоянные признаки:
- спряжение;
4. Изменяемые признаки:
- число;
- время;
- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);
- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).
5. Роль в предложении.
Пример: Мы уходим всё дольше и дальше в лес.
уходим – глаг., неопр.ф., уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, сказуемое.
Морфологический разбор местоимения.
1. Часть речи.
2. Начальная форма (им.п.).
3. Лицо.
4. Число.
5. Род (только в 3 лице ед.ч.).
6. Падеж.
7. Роль в предложении.
Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь.
(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п., дополнение
Памятка работы над ошибками
1.Пропуск, замена, искажение букв.
Выпиши слово, поставь ударение, раздели на слоги. Например: пе/нал.
2. Словарные слова.
Выпиши слово 3 раза, поставь ударение, подчеркни орфограмму. Например: вагон, вагон, вагон.
3. Заглавная буква в именах собственных.
Выпиши слово, поясни значение заглавной буквы. Например: Саратов - название города.
4. Сочетания: жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн.
Выпиши слово, напиши ещё 2 слова с этим сочетанием. Например: ужин, чижик, лыжи.
5. Перенос слов,
Выпиши слово, раздели на слоги, потом раздели для переноса. Например: у/че/ник, уче-ник.
6. Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.
Выпиши слово, напиши ещё 2 слова на это же правило. Например: деньки, коньки, зверьки.
7. Парные согласные.
Выпиши слово, подчеркни парный согласный, подбери проверочное слово. Например: снег - снега.
8. Безударные гласные.
Выпиши слово, поставь ударение, подчеркни безударную гласную, подбери проверочное слово. Например: морской – море.
9. Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово, напиши 2 слова на это же правило. Например: ручьи, муравьи, соловьи.
10. Двойные согласные.
Напиши слово 3 раза, подчеркни удвоенный согласный. Например: аллея, аллея, аллея.
11. Предлоги.
Выпиши слово, поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово. Например: в лесу - в_сосновом лесу.
12. Приставки.
Выпиши слово, выдели приставку, напиши ещё 2 слова с этой приставкой. Например: побежал, поехал, посмотрел.
13. Непроизносимые согласные.
Выпиши слово, подбери проверочное слово, подчеркни орфограмму. Например: грустный - грусть.
14. Разделительный твёрдый знак.
Выпиши слово, выдели приставку, подчеркни Ъ, напиши ещё 2 слова на это же правило. Например: подъезд, съезд, объезд.
15. Мягкий знак после шипящих.
Выпиши слово, укажи род существительного, подчеркни Ь. Например: речь — ж. р., обруч - м. р.
16. Частица не с глаголом.
Выпиши слово, напиши ещё 2 глагола с частицей не. Например: не ел, не хотел, не гулял.
17. Окончания имён существительных.
Выпиши слово, укажи склонение и падеж, выдели окончание. Например: к пристани-3 скл., Д. п.; в деревне-1 скл., П п.
18. Имена существительные мн. ч., Р. п.
Выпиши слово, подчеркни шипящий, укажи число и падеж. Например:задач - мн. ч., Р. п.
19. Окончания имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь вопрос, вспомни по вопросу окончание. Например: к лесу (какому?) сосновому.
20. Глаголы 2 лица единственного числа.
Выпиши слово, укажи лицо и число глагола, подчеркни Ь. Например: играешь-2 л., ед. ч.
21. Окончания глаголов 1 и 2 спряжения.
Выпиши глагол, укажи неопределённую форму и спряжение, выдели окончание. Например: пишет (писать) - 1 спр., строят (строить) - 2 спр.
Памятка. 1 спр. - глаголы с окончаниями -е, -ут, -ют; все остальные и (брить, стелить). 2 спр. - глаголы с окончаниями -и, -ат, -ят; глаголы на -ить и (терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, гнать, держать, дышать, слышать).
22. Неизученные правила.
Выпиши слово правильно, поставь ударение, подчеркни то место, где ошибся.
2 класс - 1-11 пункты памятки + Неизученные правила.
3 класс - 1-16 пункты памятки + Неизученные правила.
4 класс - 1-22 пункты памятки.
Памятка по ведению дневника учащегося начальной школы.
1. Дневник ученика должен иметь твёрдую обложку.
2. Дневник должен быть заполнен с первого сентября по утверждённому расписанию.
3. Обязательно должна быть заполнена первая страница с личными данными.
4. Записи в дневнике выполняются только учащимися.
5. Названия всех предметов должны быть написаны с учётом общепринятых сокращений:
6. Все записи должны вестись аккуратно, стержнем одного цвета.
7. В конце каждой недели должна стоять подпись классного руководителя и подпись родителей ученика.
8. В конце недели классным руководителем выставляется оценка за ведение дневника.
9. В графе для замечаний классный руководитель регулярно делает, если это необходимо, записи замечаний и постоянно отмечает достижения учащихся.
Используемые интернет ресурсы:
http://dimchenko.ucoz.ru/publ/pamjatki_uchenikam/uchenikam/pamjatka_kak_rabotat_na_uroke_v_pare/7-1-0-3
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/library/pamyatka-po-vedeniyu-dnevnika
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации домашнего задания
Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье учащихся....
Методические рекомендации по организации и проверке домашнего задания
В методических рекомендациях представлен примерный объѐм домашних заданий для учащихся начальных классов, гигиенические требования, предъявляемые к его выполнению, методы и приѐмы работы педагога по о...
"Методические рекомендации по организации домашнего задания "
На сегодняшний день вопрос о домашних заданиях остается одним из ведущих дискуссионных вопросов современного урока. Одни учёные считают, что нужно обходиться без домашнего задания, так как дети перегр...
Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной и домашней работы. Памятки, инструкции для учащихся и родителей начальной школы.
Домашнее задание в начальной школе - это эффективное средство обучения и самообразования. Выполнение домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности, которая способствует закрепл...
Сборник методических рекомендаций по организации и проведению интегрированных диагностических работ с целью мониторинга метапредметных результатов учащихся 1-4 классов образовательных учреждений г. Череповца Вологодской области
Пособие посвящено практике организации и проведению интегрированных диагностических работ для учащихся начальной школы. Представленные материалы являются продуктом деятельности педагогов-тьюторов в ст...
Методические рекомендации по организации работы группы продленного дня в 1 классе (из опыта работы)
Практические советы для воспитателя ГПД...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ...