Родительское собрание
материал
Родительское собрание на тему " Эти трудные домашние задание" Родители и ученики активно отвечали на вопросы анкеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod._sobranie_eti_trudnye_domashnie_zadaniya.rar | 1.83 МБ |
adaptatsiya_pervoklassnika_k_shkolnoy_srede_1_b_klassa.docx | 55.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета для учащихся:
- Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания (подчеркни)?
- да
- нет
2. Как долго ты выполняешь домашние задания (подчеркни)?
- 1 час;
- 2часа;
- 3 часа и более.
3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно (перечисли):
_____________________________________________________________________________
4. Какие предметы ты готовишь с трудом (напиши): __________________________________
5. Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли тебе помощь родители
(подчеркни)?
- да
- нет
6. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?
7. Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее задание вообще?
Анкета для учащихся:
- Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания (подчеркни)?
- да
- нет
2. Как долго ты выполняешь домашние задания (подчеркни)?
- 1 час;
- 2часа;
- 3 часа и более.
3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно (перечисли):
_____________________________________________________________________________
4. Какие предметы ты готовишь с трудом (напиши): __________________________________
5. Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли тебе помощь родители
(подчеркни)?
- да
- нет
6. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?
7. Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее задание вообще?
Анкета для учащихся:
- Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания (подчеркни)?
- да
- нет
2. Как долго ты выполняешь домашние задания (подчеркни)?
- 1 час;
- 2часа;
- 3 часа и более.
3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно (перечисли):
_____________________________________________________________________________
4. Какие предметы ты готовишь с трудом (напиши): __________________________________
5. Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли тебе помощь родители
(подчеркни)?
- да
- нет
6. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?
7. Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее задание вообще?
Предварительный просмотр:
ПРОТОКОЛ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ №2 от 24.10.2019г
Тема: «Адаптация первоклассника к школьной среде» 1 «б» класса
Председатель : Салчак АД. (классный руководитель)
Секретарь: Монгуш Б.В.
Присутствовали: 20 родителей
Отсутствовали: 6 родителей
Задачи:
- Рассмотреть некоторые проблемы адаптации первоклассников к школе; показать пути их преодоления.
- Повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей. Помочь подготовиться родителям к изменению статуса ребёнка в семье и пониманию значимости перехода малыша в новое психофизическое состояние
- Повысить интерес родителей к вопросам воспитания и образования детей, активизировать родителей на их решение.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1.Информационно-аналитическая беседа "Трудности адаптации первоклассников в школе. Как дошкольник становится школьником". Памятка родителям первоклассников.
2.Беседа «Как помочь ребенку обрести уверенность в себе».
3..Права и обязанности родителей, права и обязанности учеников.
4.Организационные вопросы.
Слушали по первому вопросу: классного руководителя Салчак А.Д, которая познакомила родителей с задачами собрания и предложила вопросы для обсуждения.
Мы все с волнением и нетерпением ожидаем того дня, когда наш ребёнок пойдёт в первый класс, станет школьником. Это важное событие в жизни ребёнка, но не менее важно и для нас самих. Особенности адаптации ребёнка к школе во многом зависит от нашего поведения, и в наших силах сделать так, чтобы этот процесс прошёл для него более безболезненно. Важно, чтобы мы понимали: невозможно стать школьником в один прекрасный момент. Должно пройти время, прежде чем наш малыш станет настоящим школьником. Если у вас возникнут какие-то учебные трудности, вы всегда можете обратиться ко мне, и мы вместе подумаем, как разрешить возникшую ситуацию.
Классный руководитель познакомила с картой адаптации каждого ученика.( Приложение 1)
В конце обсуждения родителям была предложена "Памятка родителям первоклассников".
Решили: Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить адаптацию ребёнка к школе: 1. Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности, сообщать об этом учителю
2.Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны. Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё. 3.Быть объективными не только в оценке ребенка, но и в оценке сложившейся ситуации. 4.Развивать память, речь, внимание, мышление, усидчивость. 5.Всегда обращать внимание на осанку детей во время занятий. В действие – профилактические меры по сохранению зрения.
По второму вопросу выступила классный руководитель класса Салчак А.Д, которая в своём беседе отметила, что почти каждый человек испытывает в своей жизни чувство страха. Кто-то боится высоты, кто-то — змей. Но этого можно избежать. А как быть тем, кто боится людей? В первую очередь, это касается застенчивых и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуютно со сверстниками на перемене и тем более на уроке. Такие дети могут знать весь учебный материал урока, но боятся поднимать руку, отвечать перед классом, боятся сделать ошибку
Слушали по третьему вопросу: классного руководителя Салчак А.Д., которая познакомила родителей с уставом ОУ, сообщила права и обязанности родителей и детей.
Решили: Родители несут ответственность за выполнение их ребёнком устава школы, сами родители обязуются выполнять все свои родительские обязанности и знать свои права.
Слушали по четвертому вопросу: классного руководителя Анжелу Дуун-ооловну, которая рассказала родителям о поведении детей на уроках, переменах, в столовой. О работе на уроках, о включенности детей в учебный процесс. Отметила случаи опоздания детей, случаи отсутствия рабочих тетрадей, учебников, школьной канцелярии.
Решили: контролировать процесс сбора детей в школу, провести профилактические беседы о поведении.
По всем вопросам повестки родительского собрания присутствующие голосовали «За» единогласно.
Секретарь:________________/Монгуш Б.В/
Классный руководитель: ___________________/Салчак А.Д./
Приложение к протоколу родительского собрания №2 от 24 октября 2019 года
Адаптация учащихся 1 «б» класса
Первые дни ребенка в школе связаны с более или менее продолжительной адаптацией Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Психика первоклассника испытывает определенную нагрузку, так как резко изменяется образ жизни, увеличиваются и усложняются требования к ребенку со стороны учителя и родителей
Психологи выделяют Особенности современного первоклассника
- У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
- У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
- У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Высокий уровень самооценки.
- Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Авторитет – не тот!
- У современных детей более слабое здоровье.
- Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
В 1б классе обучается 26 детишек: 8 мальчиков и 18девочек.
ДОУ | Мальчики | Девочки | Примечание |
Мишутка | 8 | 12 | |
Сказка | 2 | ||
Теремок | 0 | ||
Золотой ключик | 1 | ||
г.Кызыл №33 | 1 | ||
С.Шекпээр д/с «Сайзанак» | 1 | ||
Дома | 1 |
…., они не знает что такое коллектив, режим дня и т д .В садике были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
С какими же знаниями пришли дети в 1 класс :
- Знают цифры - все 15 чел, 3( Монгуш Олчана, Чамыян Энерел, Монгуш Байлак) учащиеся путает цифры, не считает в обратном порядке, с трудом ориентируется в записи чисел.
- Умеют считать до 10 и обратно- 18 чел
- Знают хорошо буквы – 6 учащиеся , 2 человека умеют читать по слогам, 4 - читают складывая буквы , 14 человека- не читают.
- 20 человек знают названия цветов, при работе с цветными карандашами трудностей практически не возникает.
В течение первого месяца обучения мною велась работа по адаптации в 1 м классе.
- Наблюдение за детьми на уроках, на перемене.
- Беседы с учениками.
- Анкетирование среди родителей и детей.
- Диагностика уровня школьной готовности.
- Выявление детей, нуждающихся в психологической помощи
- Посещение семей.
Наиболее характерные трудности при адаптации детей возникают в познавательной сфере:
- Произвольность. Учащиеся 1 класса еще не усвоили нормы поведения, просидеть 3о мин не отвлекаясь для ребенка без подготовки очень сложно. Поэтому я стараюсь беседы о том, что надо уважать друг друга, не перебивать, слушать и уметь слышать, слушать учителя и выполнять его задания. На первый взгляд кажется это и легко, но малышам все это дается очень трудно. Поэтому к нам на урок приходят сказочные герои, с которыми решаем их проблемы, помогаем колобку, зайчику и т д.
Не могут сосредоточиться на задании и отвлекаются в процессе её решения , испытывают трудности в заданиях, где нужно приложить волевые усилия Монгуш Байлак, Монгуш Олчана, Хомушку Настя,Сарыглар Олча.,
- Дети испытывают трудности при обобщении знаний. Решать однотипные задачи и действовать по образцу могут практически все первоклассники. Но не все могут работать без опоры на наглядный материал.
- Сформированность учебных действий.
Понимают и выполняют указания учителя без напоминания не все.
- Темп деятельности и работоспособности.
Хулер Удумбара, Саая Артыш, Монгуш Байлак пока не выполняют основных требований к письму. Низкий темп деятельности примерно у 50 % детей, не все сохраняют работоспособность в течении урока.
С детьми, имеющими трудности в адаптации, провожу индивидуальные беседы, разговариваю с родителями.
К сожалению не все дети с желанием идут в школу. Шомбул Ай-кыс в сентябре не хотела идти в школу. А Сарыглар Наде, наоборот учиться нравится.
Карта адаптации.
Класс: 1 «б» класс. Возраст: 6-7 лет
Симптомы нормальной адаптации. | Ф.И. ученика |
Физиологическая адаптация. | |
1. Трудоспособность. | У всех кроме, С.Артыш, И. Айслан, М.Байлак |
2. Уравновешенность. | Х.Аюш, М.Александра, И.Сюзана, С.Надя |
3. Жизнерадостность, оптимистичность. | С.Даниель,Х.Шаанак,Д.Найдан |
4. Внимательность, сосредоточенность. | Х.Аюш, М.Александра, И.Сюзана, С.Надя |
5. Хороший аппетит. | У всех кроме, С.Артыш |
6. Нормальный сон. | все |
Социально-психологическая адаптация. | |
К учебной деятельности. | |
1. В школу ходит с желанием. | У всех кроме, Ш.Ай-кыс. |
2. Активный, продолжительная заинтересованность. | У всех кроме, Ш.Ай-кыс. |
3. Адекватная реакция на замечания. | Х.Селенга, С.Олча. |
4. Старательный, усердный. | С.Лилия,М.Александра, У.Настя, О. Айза |
5. Активный на уроке. | С.Даниель, Х.Шаанак, Х.Удумбара, Х.Селенга, С.Чимис, С.Надя, Х.Аюш, С.Лилия, И. Сюзана, Д.Найдан, О.Адиа. |
6. Самостоятельно выполняет задания. | Х.Аюш, М.Александра, И.Сюзана, С.Надя, С.Даниель, Х.Селенга, Х.Шаанак. |
7. Быстро включается в учебный процесс. | С.Даниель, Х.Шаанак, Х.Удумбара, Х.Селенга, С.Чимис, С.Надя, Х.Аюш, С.Лилия, И. Сюзана, Д.Найдан, О.Адиа. |
8. Равномерная успешность в учении. | С.Даниель, Х.Шаанак, Х.Удумбара, Х.Селенга, С.Чимис, С.Надя, Х.Аюш, С.Лилия, И. Сюзана, Д.Найдан, О.Адиа. |
9. Прогресс успешности в учении. | С.Даниель, Х.Шаанак, Х.Удумбара, Х.Селенга, С.Чимис, С.Надя, Х.Аюш, С.Лилия, И. Сюзана, Д.Найдан, О.Адиа. |
10. Аккуратный. | М.Александра, И.Сюзана, И.Айслан, Х.Сырга, Х.Шаанак |
К общению с ровесниками, учителями. | |
1. Дружелюбный, отзывчивый. | все |
2. Вступает в контакт с детьми. | все |
3. Пользуется симпатией детей. | Х.Селенга, Х.Шаанак, С.Надя |
4. Активный, эмоциональный в игре. | все |
5. В совместной учебной деятельности стремится к руководству детьми. | Х.Аюш, С.Даниель |
6. Стремится к общению с учителем. | все |
7. Вежливый. | С.Надя, Д.Анюта, И.Айслан, С.Лилия |
Физиологическая дезадаптация. | |
1. Утомляемость. | С.Артыш, Х.Адыяа, С.Олча |
2. Тревожность, неуверенность, заторможенность. | Х.Настя, Х.Адыяа, Х.Сырга |
3. Импульсивность, расторможенность в поведении. | М.Байлак |
4. Плаксивость, раздражительность, обидчивость. | С.Артыш, Х.Селенга, С.Олча,М.Олчана,Х.Удумбара.О.Адиа, У Настя, Д.Анюта |
5. Неуважительность, неумение сосредоточиться на чём-либо одном. | Д.Найдан, М.Олчана |
1 6. Жалобы на головную боль. | Х.Селенга, С.Артыш |
7. Жалобы на тошноту, боль в животе. | Х.Адыяа |
| 8. Отсутствие аппетита. | С.Артыш |
9. Плохой сон. | нет |
10. Заикается, запинается. | нет |
11. Грызёт ногти, очень взволнованный. | О.Айза, Д.Анюта |
12. Засыпает на уроке. | С.Артыш |
Социально-психологическая дезадаптация. | |
К учебной деятельности. | |
1. Отказывается ходить в школу. | Ш.Ай-кыс |
2. Пассивный, быстро теряет интерес к заданию. | М.Байлак, Х.Сырга |
3. Отказывается выполнять задания. | Х.Сырга, Ч.Энерел |
4. Нестарательный, равнодушный к неудачам. | Ш.Ай-кыс, Х.Настя,О.Анюта |
5. Негативно относится к замечаниям, плачет. | Х.Селенга, Д.Найдан, Х.Удумбара |
6. «Присутствует» на уроке, молчит. | Ч.Энерел, О.Анюта, С.Артыш, О.Айза,У .Настя |
7. Нуждается в помощи и контроле. | М.Байлак, М.Олчана |
8. Медленно включается в учебный процесс. | У.Настя, О.Айза, Х.Адыяа,Д.Анюта, И.Айслан |
9. Наблюдается падение успеваемости. | С.Чимис,М.Байлак. |
10. Неаккуратный, несобранный. | М.Байлак, С.Артыш |
К общению с ровесниками, учителями. | |
1. Агрессивный к детям. | М.Олчана, Д.Найдан |
2. Ссорится, обзывает детей. | М.Олчана, Х.Селенга |
3. Кусается, царапается. | М.Олчана, Д.Найдан |
4. Отказывается от общения с детьми. | нет |
5. Не принимает участие в игре, стремится к одиночеству. | Х.Сырга |
6. Требует особого внимания к себе. | М.Олчана |
7. Избегает общения с учителем. | нет |
8. Кривляется, стремится обратить на себя внимание. | М.Олчана |
9. Ни с кем не здоровается. | нет |
10. Создаёт конфликтные ситуации. | М.Олчана, Х.Селенга |
1.Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.
Ваш ребёнок начал учиться в школе. Хорошо ли ему там? Ответить на многие волнующие Вас вопросы психологической адаптации ребёнка к школе поможет родительское собрание.
«Зачем люди-дети приходят в школу?» Многие на этот вопрос отвечают, не задумываясь, - учиться! И понимают под этим получение какой-то суммы знаний. Вот некоторые родительские высказывания: «Школа нужна, чтобы научить детей всему»; «Необходимо получить знания, которые бы помогли определиться в жизни»; «Для обучения ребенка письму, чтению, математике и другим предметам, которые ему пригодятся в жизни»; «Заложить в ребенка основы всех предметов»; «Школа нужна, чтобы получить среднее образование». При этом каждый десятый родитель вспоминает, что, кроме обучения, школа должна развивать способности у детей; про, то, что человек в школу приходит общаться, написал каждый четвертый.
После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилами дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? Почему нужно сидеть целый урок? Многие первоклашки и не учиться изначально ходят в школу. Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Кому-то нравится школьная форма, а кто-то любит ранец носить. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает, ведь они сталкиваются с первыми трудностями.
Я считаю, что школа несет что-то другое, невероятно значимое, необходимое для детей. Как хорошо, если маленький человек бежит в школу общаться - с новыми знакомыми, с учителем. Только потом постепенно приходит интерес к учебе, но только в том случае, если учитель вместе с родителями сможет помочь ребенку полюбить учиться. Большое значение играют отношения, которые складываются у ребенка с коллективом и учителем. Не зря говорят - ребенок любит не математику, а учителя, который математику ведет. Поэтому для ребенка важно общение и возможность устанавливать отношения. Это делает школу привлекательной и нужной сегодня, и важной для будущей жизни ребят. « Мы, любим ходить в школу! – говорят ребята, когда им хорошо.- Мы все время узнаем что-то новое, общаемся с друзьями, ставим спектакли, участвуем в конкурсах, веселимся на праздниках».
Современный первоклассник имеет следующие особенности:
- У детей большие различия в развитии. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
- У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
- У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение.
- Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими.
- У современных детей более слабое здоровье.
- Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
Обсуждение вопроса о проблемах адаптации ребёнка к школе
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.
Адаптация – привыкание, «вливание» человека в какую-то среду. Противоположностью этого понятия является дезадоптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем и трудностей, возникающих у людей с обучением в школе. Эти проблемы могут быть связаны с затруднениями в учебе, конфликтами с одноклассниками, физическим дискомфортом или недомоганием, тревожностью и страхами.
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с семейным воспитанием. Если ребенок приходит в школу из семьи где он не чувствовал переживание «мы», он в новую социальную общность – школу входит с трудом. Он бессознательно стремится к отчуждению.
Адаптация - процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.
Наблюдается три уровня адаптации детей к школе. Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у вашего ребенка.
Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются:
1. Формирование адекватного поведения.
2. Установление контактов с учащимися, учителем.
3. Овладение навыками учебной деятельности.
- По данным обследования примерно 50 – 60% детей адаптируются в течение первых 2-3 недель. Первая группа - эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Им трудно выполнять все требования правил поведения, но к концу октября они полностью осваиваются и с новым статусом: “я уже ученик”, и с новыми требованиями, и с новым режимом
- Примерно 30% детей требуется больше времени для привыкания к новой жизни. Вторая группа детей имеют длительный период адаптации (до конца I полугодия ) , период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем и детьми – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищами, слезами и обидами реагируют на замечания. Они также испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакция этих детей становятся адекватными требованиям школы учителя.
- Примерно 14% детей болезненно и длительно привыкают к школе. Наиболее напряженными для всех детей являются первые 4 недели обучения.
Третья группа – дети, у которых социально – психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, на таких детей чаще всего жалуются учителя, дети, родители: “мешают работать в классе”, “третируют детей”.
Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклашки учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых. Родители вместе с учителем могут помочь ребенку быстро овладеть следующими правилами, если они будут обсуждать с ребенком, показывая, как важно для него и других детей их безупречное выполнение.
Правила, которые помогут родителям развивать интерес и желание учиться.
- В семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги. «Я верю в тебя», «У тебя так хорошо получается работа», «Это же какие умелые пальчики нужно иметь…», вот слова, с которыми можно обратиться к ребенку.
- Не допускать никаких негативных установок в отношении ребенка «Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся». Примерные выражения, помогающие ребенку надеяться на лучшее: «Не бойся, у тебя все получится», «Я тоже не сразу научилась делать хорошо», «Я знаю, ты стараешься, и очень скоро у тебя будет получаться, как надо».
- Любовь родителей ребёнок должен чувствовать постоянно. Проявления любви: касания, объятия, улыбки, взгляды, слова: «Как хорошо, что ты у меня есть». Особенно это важно, когда у ребёнка что-то не получается. Грубость, резкость, насилие могут породить массу негативных последствий.
- Именно на первых порах учения важно чётко и однозначно показать ребёнку, что входит в круг его новых обязанностей. Добиться их выполнения – значит, организовать жизнь ребёнка, что поможет в учебном труде.
- Это хорошо известные правила: не шуметь на уроках, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами, поднимать руку, сидеть прямо, не наклоняться низко при письме. Родители вместе с учителем могут помочь ребёнку быстро овладеть этими правилами, если они будут их обсуждать с ребёнком, показывая, как важно для него и для других детей их безупречное выполнение.
- Спокойный тихий разговор – как это важно и в семье и в школе! К сожалению, как часто это нарушается! Почему-то нам взрослым хочется получить всё сразу, а если ребёнок сразу не делает – то нужно крикнуть. Крик начинается в семье – и как тяжело с такими, привыкшими к окрикам, детьми в школе.
- Также каждый день говорите с ним. Слушать должны вы, а не он. Помните, что неговорящий ребёнок не понимает чужую речь. Нельзя подготовить гармониста, заставляя его только смотреть и слушать, он должен сам заиграть. То же самое происходит и с речью. Ежедневно провоцируйте ребёнка говорить: «Что было днём? Что ты делал?» Дайте ему возможность поговорить. Ребёнок должен привыкнуть слушать себя говорящим; сохранять спокойствие, когда взрослые смотрят и слушают его. Это нужно сделать для того, чтобы у детей не развивалась речевая застенчивость.
- Но следите за формулировками вопросов. Старайтесь, чтоб ваш сын или дочь больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Спрашивайте: «Что сегодня было самое интересное?, Чем вы занимались на уроке чтения?, Что веселого было на уроке физкультуры?, В какие игры вы играли?, Чем вас кормили сегодня в столовой?, С кем ты подружился в классе?» вместо вопросов: «Кто у вас в классе больше всех хулиганит?, У кого самые плохие оценки?» Этим самым вы провоцируете детей на ябедничество. Нужно дать детям понять, что вас интересуют не столько конфликты ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому.
- С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Никогда в присутствии ребёнка не обсуждайте учителя. Я понимаю, что это будет. И не всегда лестные слова. Я не бриллианты, которые нравятся всем.
- Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.
- Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
- Успехи ребёнка сравнивать с его предыдущими неудачами, а не с отметками в тетради;
- Одолевать трудности нужно, начиная с какой – то одной, а не бороться со всеми одновременно;
- Чтобы избавить ребёнка от недостатков, замечайте их по возможности реже
Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения.
Вывод:
Родительские притязания основаны не на понимании и учёте реальных возможностей ребёнка, а на абстрактных представлениях о неким идеале. Часто возникает ситуация завышенных требований. На ребёнка ложится бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой груз становится непосильным для ребёнка.
Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Когда уместна тревога?
Беспокоиться за ребёнка во время адаптации, конечно, нужно, но некоторые родители бывают чересчур тревожны, чем наоборот вредят ребёнку.
2.Физиологические условия адаптации ребенка к школе.
Состояние здоровья – один из основных факторов влияющих на длительность и успешность процесса адаптации. Легче всего адаптация протекает у здоровых детей, тяжелее всего у детей с хроническими заболеваниями, черепно-мозговыми травмами, неблагоприятным периодом новорождённости, расстройствами нервно-психической сферы. У таких детей в период адаптации наблюдаются снижение массы тела, усталость, вялость, сонливость или, наоборот, двигательное беспокойство, раздражительность; наблюдаются изменения со стороны сердечно-сосудистой системы. У части детей отмечаются негативные формы поведения. Плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика, разобраться в причинах трудной адаптации.
Возраст от 6 до 7 лет - период существенных изменений в организме, а индивидуальные различия очень велики. Первоклассники разные не только по индивидуальным темпам развития, но и по паспортному и биологическому возрасту.
Все органы и системы организма развиваются и созревают не одновременно. Существуют так называемые «критические» периоды в развитии детского организма, когда происходит резкая перестройка и организм наиболее уязвим.
Одним из таких периодов является период 6 – 7 лет, то есть тот возраст, когда начинается системное обучение в школе.
Динамику возрастных изменений наглядно показывает физическое развитие ребенка (основные показатели – рост, масса тела). Ребенок растет не по дням, а по часам. На 6 –7 году жизни приросты длины тела составляют 8 – 10 см, а прибавление массы тела 2 – 2,5 кг. В течение учебного года дети растут мало, зато летом так вытягиваются, что в сентябре их просто не узнать. Наиболее трудный период в течение учебного года – декабрь-февраль. И если в этот период у первоклассников отмечается снижение массы тела, то оно свидетельствует об отрицательном влиянии всего комплекса нагрузок, связанных с обучением в школе на организм ребенка. В идеале - снижения массы тела быть не должно.
В этот же период происходит изменение пропорций тела, интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы. Ребенку очень сложно длительно удерживать статическую нагрузку, то есть сидеть неподвижно. Понятно, что неправильная поза в это время может легко привести к нарушению осанки. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям позвоночный столб, не закончены в этом возрасте рост, окостенение и формирование костей грудной клетки. Поэтому всегда следует обращать внимание на ребенка, сильно облокотившегося на парту или стол при чтении, рисовании, письме.
У детей 6 – 7 лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, а в костях рук и ног только начинается окостенение. Поэтому дети хорошо справляются с бегом, прыжками, ходят на лыжах, но выполнять движения, где необходимо участие мелких мышц ребенок не готов (затруднения при письме).
Очень тяжелы и статические нагрузки, так как мелкие мышцы спины, удерживающие правильную позу, развиты слабее. Поэтому даже тяжелый портфель или сумка в одной руке могут стать причиной искривления позвоночника кроме всего, не завершена еще нервная регуляция движений.
В это же время продолжается развитие и совершенствование сердечно-сосудистой системы, а это значит, что сердечно-сосудистая система становится уязвимой, то есть организм более остро будет реагировать на малейшие неблагоприятные влияния внешней среды, которыми могут быть чрезмерные статические и умственные нагрузки (об этом нужно помнить, загружая ребенка дополнительными кружками школами).
Нервная система ребенка еще довольно слабая и инертная. Лишь к 9 – 10 годам произойдет заметное и довольно резкое изменение, и дети смогут работать длительно, сосредоточенно, без отвлечения и ошибок. В данный период развития ребенок физиологически не обладает такими возможностями.
К началу обучения в школе совершенствуется зрительный анализатор, однако структурное развитие глаза не завершено. Поэтому нарушение любых гигиенических требований к обучению: неправильная или недостаточная освещённость, неправильное положение тетради или книги, неправильная поза – все это приводит к нарушениям зрения.
Мы остановились на самых основных моментах физиологического развития организма ребенка при поступлении в школу. Кроме того, что в школу поступают дети с разным уровнем развития, разным паспортным возрастом, каждый имеет разный уровень здоровья. А успешность обучения во многом зависит от того, с каким здоровьем пришёл ребенок в 1 класс.
К сожалению, в наше время «здоровыми», начинают обучение примерно 20% детей.
Условно мы делим детей на 3 группы здоровья:
I гр. - редко болеющие дети, имеющие нормальное физическое развитие,
нормальное психическое развитие;
II гр. - дети, имеющие функциональные отклонения ( на грани здоровья и
болезни);
III гр. - дети, имеющие хронические заболевания;
Адаптация у каждого ребенка протекает по-разному. Дети, посещавшие ранее детский сад, адаптируются легче, чем домашние.
Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным функционированием всех органов и систем и гармоничным физическим развитием.
Что должна делать семья, чтобы ребёнок был более успешным, инициативным, талантливым?
Прежде всего, вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку ты получил?» спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем вы занимались на уроке чтения?», «Что веселого было на уроке физкультуры?», «В какие игры вы играли?», «Чем вас кормили сегодня в столовой?», «С кем ты подружился в классе?» и т.д.
Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное - не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна.
Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что - «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.
Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.
Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.
Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны.
Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребенка, верьте в учителя.
От успехов ребёнка в первые дни в школе зависит и успех адаптации. Прежде всего надо ответить на вопрос: «Какие качества нужно формировать в ребёнке, чтоб он не стал посредственным?»
- Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, - это повод для родительской тревоги. «Любознательность создаёт учёных».
- Семья должна формировать культ интеллекта – в создании домашней библиотеки, в интересных беседах, спорах. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком.
- Нужно ставить ребёнка в ситуацию размышления. Задача взрослого не столько в том, чтобы отвечать на вопрос ребёнка, сколько в том, чтобы побудить его думать, предлагать, выбирать.
- Нужно научить ребёнка анализировать свою работу. Не указывать на совершённую ошибку в работе, а направлять его внимание на поиск её.
- Необходимо развивать внимание и память ребёнка.
- Благоприятно действует на него ситуация успеха. Она удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышении престижа.
- Оценивая результаты деятельности ребёнка, не переносить их на личность самого ребёнка. Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей.
- Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в его возрасте.
Факторы, влияющие на успешность процесса адаптации к школе:
- достаточный уровень интеллектуального развития, хорошая память, высокий уровень произвольного внимания, воля и другие качества;
- возраст начала систематического обучения – 6,5 лет;
- рациональная организация учебных занятий (4 урока по 35 минут, 20-ти минутные перемены), рациональный режим дня (регламентированное время подготовки домашних заданий; достаточный отдых на свежем воздухе, полноценное питание, достаточный по продолжительности сон).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...