Родительское собрание
материал

Салчак Анжела Дуун-ооловна

Родительское собрание на тему " Эти трудные домашние задание" Родители и ученики активно отвечали на вопросы анкеты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета для учащихся:

  1. Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания (подчеркни)?

- да

- нет

     2. Как долго ты выполняешь домашние задания (подчеркни)?

          -  1 час;

          -  2часа;

          - 3 часа и более.

     3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно (перечисли):  

         _____________________________________________________________________________

     4. Какие предметы ты готовишь с трудом (напиши): __________________________________

     5. Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли тебе помощь родители  

         (подчеркни)?

           - да

           - нет

     6. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?

     7. Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее  задание вообще?

Анкета для учащихся:

  1. Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания (подчеркни)?

- да

- нет

     2. Как долго ты выполняешь домашние задания (подчеркни)?

          -  1 час;

          -  2часа;

          - 3 часа и более.

     3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно (перечисли):  

         _____________________________________________________________________________

     4. Какие предметы ты готовишь с трудом (напиши): __________________________________

     5. Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли тебе помощь родители  

         (подчеркни)?

           - да

           - нет

     6. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?

     7. Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее  задание вообще?

Анкета для учащихся:

  1. Есть ли у тебя дома специальное место, где ты постоянно выполняешь домашние задания (подчеркни)?

- да

- нет

     2. Как долго ты выполняешь домашние задания (подчеркни)?

          -  1 час;

          -  2часа;

          - 3 часа и более.

     3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно (перечисли):  

         _____________________________________________________________________________

     4. Какие предметы ты готовишь с трудом (напиши): __________________________________

     5. Когда тебе трудно выполнить домашнее задание, оказывают ли тебе помощь родители  

         (подчеркни)?

           - да

           - нет

     6. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?

     7. Бывает ли так, что ты не выполняешь домашнее  задание вообще?



Предварительный просмотр:

ПРОТОКОЛ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ №2 от 24.10.2019г

Тема: «Адаптация первоклассника к школьной среде» 1 «б» класса

Председатель : Салчак АД. (классный руководитель)

Секретарь:  Монгуш Б.В.

Присутствовали: 20 родителей

Отсутствовали: 6 родителей

Задачи:

  1. Рассмотреть некоторые проблемы адаптации первоклассников к школе; показать пути их преодоления.
  2. Повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей. Помочь подготовиться родителям к изменению статуса ребёнка в семье и пониманию значимости перехода малыша в новое психофизическое состояние
  3. Повысить интерес родителей к вопросам воспитания и образования детей, активизировать родителей на их решение.

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1.Информационно-аналитическая беседа "Трудности адаптации первоклассников в школе. Как дошкольник становится школьником". Памятка родителям первоклассников.

2.Беседа «Как помочь ребенку обрести уверенность в себе».

3..Права и обязанности родителей, права и обязанности учеников.

4.Организационные вопросы.

Слушали по первому вопросу: классного руководителя  Салчак А.Д, которая познакомила родителей с задачами собрания и предложила вопросы для обсуждения.

Мы все с волнением и нетерпением ожидаем того дня, когда наш ребёнок пойдёт в первый класс, станет школьником. Это важное событие в жизни ребёнка, но не менее важно и для нас самих. Особенности адаптации ребёнка к школе во многом зависит от нашего поведения, и в наших силах сделать так, чтобы этот процесс прошёл для него более безболезненно. Важно, чтобы мы понимали: невозможно стать школьником в один прекрасный момент. Должно пройти время, прежде чем наш малыш станет настоящим школьником. Если у вас возникнут какие-то учебные трудности, вы всегда можете обратиться ко мне, и мы вместе подумаем, как разрешить возникшую ситуацию.

Классный руководитель познакомила с картой адаптации каждого ученика.( Приложение 1)

В конце обсуждения родителям была предложена "Памятка родителям первоклассников".

Решили: Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить адаптацию ребёнка к школе: 1. Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности, сообщать об этом учителю

2.Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны. Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё. 3.Быть объективными не только в оценке ребенка, но и в оценке сложившейся ситуации. 4.Развивать память, речь, внимание, мышление, усидчивость. 5.Всегда обращать внимание на осанку детей во время занятий. В действие – профилактические меры по сохранению зрения.

 По второму вопросу выступила классный руководитель класса Салчак А.Д, которая в своём беседе отметила, что почти каждый человек испытывает в своей жизни чувство страха. Кто-то боится высоты, кто-то — змей. Но этого можно избежать. А как быть тем, кто боится людей? В первую очередь, это касается застенчивых и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуютно со сверстниками на перемене и тем более на уроке. Такие дети могут знать весь учебный материал урока, но боятся поднимать руку, отвечать перед классом, боятся сделать ошибку

Слушали по третьему вопросу: классного руководителя Салчак А.Д., которая познакомила родителей с уставом ОУ, сообщила права и обязанности родителей и детей.

Решили: Родители несут ответственность за выполнение их ребёнком устава школы, сами родители обязуются выполнять все свои родительские обязанности и знать свои права.

Слушали по четвертому вопросу: классного руководителя Анжелу Дуун-ооловну, которая рассказала родителям о поведении детей на уроках, переменах, в столовой. О работе на уроках, о включенности детей в учебный процесс. Отметила случаи опоздания детей, случаи отсутствия рабочих тетрадей, учебников, школьной канцелярии.

Решили: контролировать процесс сбора детей в школу, провести профилактические беседы о поведении.

По всем вопросам повестки родительского собрания присутствующие голосовали «За» единогласно.

Секретарь:________________/Монгуш Б.В/

Классный руководитель: ___________________/Салчак А.Д./

Приложение к протоколу родительского собрания №2 от 24 октября 2019 года

Адаптация учащихся 1 «б» класса

Первые дни ребенка в школе связаны с более или менее продолжительной адаптацией Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Психика первоклассника испытывает определенную нагрузку, так как резко изменяется образ жизни, увеличиваются и усложняются требования к ребенку со стороны учителя и родителей

Психологи выделяют Особенности современного первоклассника

  • У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
  • У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
  • У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Высокий уровень самооценки.
  • Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Авторитет – не тот!
  • У современных детей более слабое здоровье.
  • Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

В 1б классе обучается 26 детишек:  8 мальчиков и 18девочек.

ДОУ

Мальчики

Девочки

Примечание

Мишутка

8

12

Сказка

2

Теремок

0

Золотой ключик

1

г.Кызыл  №33

1

С.Шекпээр д/с «Сайзанак»

1

Дома

1

…., они не знает что такое коллектив, режим дня и т д .В садике были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

С какими же знаниями пришли дети в 1 класс :

  1. Знают цифры - все 15 чел,  3( Монгуш Олчана, Чамыян Энерел, Монгуш Байлак) учащиеся путает цифры, не считает в обратном порядке, с трудом ориентируется в записи чисел.
  2. Умеют считать до 10 и обратно- 18 чел
  3. Знают хорошо буквы – 6 учащиеся , 2 человека умеют читать по слогам,  4 - читают складывая буквы , 14 человека- не читают.
  4. 20 человек знают названия цветов, при работе с цветными карандашами трудностей практически не возникает.

В течение первого месяца обучения мною велась работа по адаптации в 1 м классе.

  • Наблюдение за детьми на уроках, на перемене.
  • Беседы с учениками.
  • Анкетирование среди родителей и детей.
  • Диагностика уровня школьной готовности.
  • Выявление детей, нуждающихся в психологической помощи
  • Посещение семей.

Наиболее характерные трудности при адаптации детей возникают в познавательной сфере:

  1. Произвольность. Учащиеся 1 класса еще не усвоили нормы поведения, просидеть 3о мин не отвлекаясь для ребенка без подготовки очень сложно. Поэтому я стараюсь беседы о том, что надо уважать друг друга, не перебивать, слушать и уметь слышать, слушать учителя и выполнять его задания. На первый взгляд кажется это и легко, но малышам все это дается очень трудно. Поэтому к нам на урок приходят сказочные герои, с которыми решаем их проблемы, помогаем колобку, зайчику и т д.

Не могут сосредоточиться на задании и отвлекаются в процессе её решения , испытывают трудности в заданиях, где нужно приложить волевые усилия Монгуш Байлак, Монгуш Олчана, Хомушку Настя,Сарыглар Олча.,

  1. Дети испытывают трудности при обобщении знаний. Решать однотипные задачи и действовать по образцу могут практически все первоклассники. Но не все могут работать без опоры на наглядный материал.
  2. Сформированность учебных действий.

Понимают и выполняют указания учителя без напоминания не все.

  1. Темп деятельности и работоспособности.

Хулер Удумбара, Саая Артыш, Монгуш Байлак пока не выполняют основных требований к письму. Низкий темп деятельности примерно у 50 % детей, не все сохраняют работоспособность в течении урока.

С детьми, имеющими трудности в адаптации, провожу индивидуальные беседы, разговариваю с родителями.

К сожалению не все дети с желанием идут в школу. Шомбул Ай-кыс в сентябре не хотела идти в школу. А Сарыглар Наде, наоборот учиться нравится.

Карта адаптации.

Класс: 1 «б» класс.            Возраст: 6-7 лет  

Симптомы нормальной адаптации.

Ф.И. ученика

Физиологическая адаптация.

1. Трудоспособность.

У всех кроме, С.Артыш, И. Айслан, М.Байлак

2. Уравновешенность.

Х.Аюш, М.Александра, И.Сюзана, С.Надя

3. Жизнерадостность, оптимистичность.

С.Даниель,Х.Шаанак,Д.Найдан

4. Внимательность, сосредоточенность.

Х.Аюш, М.Александра, И.Сюзана, С.Надя

5. Хороший аппетит.

У всех кроме, С.Артыш

6. Нормальный сон.

все

Социально-психологическая адаптация.

К учебной деятельности.

1. В школу ходит с желанием.

У всех кроме, Ш.Ай-кыс.

2. Активный, продолжительная заинтересованность.

У всех кроме, Ш.Ай-кыс.

3. Адекватная реакция на замечания.

Х.Селенга, С.Олча.

4. Старательный, усердный.

С.Лилия,М.Александра, У.Настя, О. Айза

5. Активный на уроке.

С.Даниель, Х.Шаанак, Х.Удумбара, Х.Селенга, С.Чимис, С.Надя, Х.Аюш, С.Лилия, И. Сюзана, Д.Найдан, О.Адиа.

6. Самостоятельно выполняет задания.

Х.Аюш, М.Александра, И.Сюзана, С.Надя, С.Даниель, Х.Селенга, Х.Шаанак.

7. Быстро включается в учебный процесс.

С.Даниель, Х.Шаанак, Х.Удумбара, Х.Селенга, С.Чимис, С.Надя, Х.Аюш, С.Лилия, И. Сюзана, Д.Найдан, О.Адиа.

8. Равномерная успешность в учении.

С.Даниель, Х.Шаанак, Х.Удумбара, Х.Селенга, С.Чимис, С.Надя, Х.Аюш, С.Лилия, И. Сюзана, Д.Найдан, О.Адиа.

9. Прогресс успешности в учении.

С.Даниель, Х.Шаанак, Х.Удумбара, Х.Селенга, С.Чимис, С.Надя, Х.Аюш, С.Лилия, И. Сюзана, Д.Найдан, О.Адиа.

10. Аккуратный.

М.Александра, И.Сюзана, И.Айслан, Х.Сырга, Х.Шаанак

К общению с ровесниками, учителями.

1. Дружелюбный, отзывчивый.

все

2. Вступает в контакт с детьми.

все

3. Пользуется симпатией детей.

Х.Селенга, Х.Шаанак, С.Надя

4. Активный, эмоциональный в игре.

все

5. В совместной учебной деятельности стремится к руководству детьми.

Х.Аюш, С.Даниель

6. Стремится к общению с учителем.

все

7. Вежливый.

С.Надя, Д.Анюта, И.Айслан, С.Лилия

Физиологическая дезадаптация.

1. Утомляемость.

С.Артыш, Х.Адыяа, С.Олча

2. Тревожность, неуверенность, заторможенность.

Х.Настя, Х.Адыяа, Х.Сырга

3. Импульсивность, расторможенность в поведении.

М.Байлак

4. Плаксивость, раздражительность, обидчивость.

С.Артыш, Х.Селенга, С.Олча,М.Олчана,Х.Удумбара.О.Адиа, У Настя, Д.Анюта

5. Неуважительность, неумение сосредоточиться на чём-либо одном.

Д.Найдан, М.Олчана

1 6. Жалобы на головную боль.

Х.Селенга, С.Артыш

7. Жалобы на тошноту, боль в животе.

Х.Адыяа

| 8. Отсутствие аппетита.

С.Артыш

9. Плохой сон.

нет

10. Заикается, запинается.

нет

11. Грызёт ногти, очень взволнованный.

О.Айза, Д.Анюта

12. Засыпает на уроке.

С.Артыш

Социально-психологическая  дезадаптация.

К учебной деятельности.

1. Отказывается ходить в школу.

Ш.Ай-кыс

2. Пассивный, быстро теряет интерес к заданию.

М.Байлак, Х.Сырга

3. Отказывается выполнять задания.

Х.Сырга, Ч.Энерел

4. Нестарательный, равнодушный к неудачам.

Ш.Ай-кыс, Х.Настя,О.Анюта

5. Негативно относится к замечаниям, плачет.

Х.Селенга, Д.Найдан, Х.Удумбара

6. «Присутствует» на уроке, молчит.

Ч.Энерел, О.Анюта, С.Артыш, О.Айза,У .Настя

7. Нуждается в помощи и контроле.

М.Байлак, М.Олчана

8. Медленно включается в учебный процесс.

У.Настя, О.Айза, Х.Адыяа,Д.Анюта, И.Айслан

9. Наблюдается падение успеваемости.

С.Чимис,М.Байлак.

10. Неаккуратный, несобранный.

М.Байлак, С.Артыш

К общению с ровесниками, учителями.

1. Агрессивный к детям.

М.Олчана, Д.Найдан

2. Ссорится, обзывает детей.

М.Олчана, Х.Селенга

3. Кусается, царапается.

М.Олчана, Д.Найдан

4. Отказывается от общения с детьми.

нет

5. Не принимает участие в игре, стремится к одиночеству.

Х.Сырга

6. Требует особого внимания к себе.

М.Олчана

7. Избегает общения с учителем.

нет

8. Кривляется, стремится обратить на себя внимание.

М.Олчана

9. Ни с кем не здоровается.

нет

10. Создаёт конфликтные ситуации.

М.Олчана, Х.Селенга


1.Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.

Ваш ребёнок начал учиться в школе. Хорошо ли ему там? Ответить на многие волнующие Вас вопросы психологической адаптации ребёнка к школе поможет родительское собрание.

«Зачем люди-дети приходят в школу?» Многие на этот вопрос отвечают, не задумываясь, - учиться! И понимают под этим получение какой-то суммы знаний. Вот некоторые родительские высказывания: «Школа нужна, чтобы научить детей всему»; «Необходимо получить знания, которые бы помогли определиться в жизни»; «Для обучения ребенка письму, чтению, математике и другим предметам, которые ему пригодятся в жизни»; «Заложить в ребенка основы всех предметов»; «Школа нужна, чтобы получить среднее образование». При этом каждый десятый родитель вспоминает, что, кроме обучения, школа должна развивать способности у детей; про, то, что человек в школу приходит общаться, написал каждый четвертый.

После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилами дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? Почему нужно сидеть целый урок? Многие первоклашки и не учиться изначально ходят в школу. Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Кому-то нравится школьная форма, а кто-то любит ранец носить. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает, ведь они сталкиваются с первыми трудностями.

Я считаю, что школа несет что-то другое, невероятно значимое, необходимое для детей. Как хорошо, если маленький человек бежит в школу общаться - с новыми знакомыми, с учителем. Только потом постепенно приходит интерес к учебе, но только в том случае, если учитель вместе с родителями сможет помочь ребенку полюбить учиться. Большое значение играют отношения, которые складываются у ребенка с коллективом и учителем. Не зря говорят - ребенок любит не математику, а учителя, который математику ведет. Поэтому для ребенка важно общение и возможность устанавливать отношения. Это делает школу привлекательной и нужной сегодня, и важной для будущей жизни ребят. « Мы, любим ходить в школу! – говорят ребята, когда им хорошо.- Мы все время узнаем что-то новое, общаемся с друзьями, ставим спектакли, участвуем в конкурсах, веселимся на праздниках».

Современный первоклассник имеет следующие особенности:

  1. У детей большие различия  в развитии. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
  2. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
  3. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение.
  4. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими.
  5. У современных детей более слабое здоровье.
  6. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

Обсуждение вопроса о проблемах адаптации ребёнка к школе

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям,  существует у всех первоклассников.

Адаптация – привыкание, «вливание» человека в какую-то среду. Противоположностью этого понятия является дезадоптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем и трудностей, возникающих у людей с обучением в школе. Эти проблемы могут быть связаны с затруднениями в учебе, конфликтами с одноклассниками, физическим дискомфортом или недомоганием, тревожностью и страхами.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с семейным воспитанием. Если ребенок приходит в школу из семьи где он не чувствовал переживание «мы», он в новую социальную общность – школу входит с трудом. Он бессознательно стремится к отчуждению.

Адаптация -  процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.

Наблюдается три уровня адаптации детей к школе. Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у вашего ребенка.

Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются:

1. Формирование адекватного поведения.

2. Установление контактов с учащимися, учителем.

3. Овладение навыками учебной деятельности.

- По данным обследования примерно 50 – 60% детей адаптируются  в течение первых 2-3 недель.   Первая группа - эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Им трудно выполнять все требования правил поведения, но к концу октября они полностью осваиваются и с новым статусом: “я уже ученик”, и с новыми требованиями, и с новым режимом

- Примерно  30% детей  требуется больше времени  для привыкания к новой жизни. Вторая группа детей имеют длительный период адаптации (до конца  I  полугодия ) , период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем и детьми – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищами, слезами и обидами реагируют на замечания. Они также испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакция этих детей становятся адекватными требованиям школы учителя.

- Примерно 14% детей болезненно и длительно привыкают к школе. Наиболее напряженными для всех детей являются первые 4 недели  обучения.

Третья группа – дети, у которых социально – психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, на таких детей чаще всего жалуются учителя, дети, родители: “мешают работать в классе”, “третируют детей”.

Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклашки учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых. Родители вместе с учителем могут помочь ребенку быстро овладеть следующими правилами, если они будут обсуждать с ребенком, показывая, как важно для него и других детей их безупречное выполнение.

Правила, которые помогут родителям развивать интерес и желание учиться.

  • В семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги. «Я верю в тебя», «У тебя так хорошо получается работа», «Это же какие умелые пальчики нужно иметь…», вот слова, с которыми можно обратиться к ребенку.
  • Не допускать никаких негативных установок в отношении ребенка «Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся». Примерные выражения, помогающие ребенку надеяться на лучшее: «Не бойся, у тебя все получится», «Я тоже не сразу научилась делать хорошо», «Я знаю, ты стараешься, и очень скоро у тебя будет получаться, как надо».
  • Любовь родителей ребёнок должен чувствовать постоянно. Проявления любви: касания, объятия, улыбки, взгляды, слова: «Как хорошо, что ты у меня есть». Особенно это важно, когда у ребёнка что-то не получается. Грубость, резкость, насилие могут породить массу негативных последствий.
  • Именно на первых порах учения важно чётко и однозначно показать ребёнку, что входит в круг его новых обязанностей. Добиться их выполнения – значит, организовать жизнь ребёнка, что поможет в учебном труде.
  • Это хорошо известные правила: не шуметь на уроках, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами, поднимать руку, сидеть прямо, не наклоняться низко при письме. Родители вместе с учителем могут помочь ребёнку быстро овладеть этими правилами, если они будут их обсуждать с ребёнком, показывая, как важно для него и для других детей их безупречное выполнение.
  • Спокойный тихий разговор – как это важно и в семье и в школе! К сожалению, как часто это нарушается! Почему-то нам взрослым хочется получить всё сразу, а если ребёнок сразу не делает – то нужно крикнуть. Крик начинается в семье – и как тяжело с такими, привыкшими к окрикам, детьми в школе.

  • Также каждый день говорите с ним. Слушать должны вы, а не он. Помните, что неговорящий ребёнок не понимает чужую речь. Нельзя подготовить гармониста, заставляя его только смотреть и слушать, он должен сам заиграть. То же самое происходит и с речью. Ежедневно провоцируйте ребёнка говорить: «Что было днём? Что ты делал?» Дайте ему возможность поговорить. Ребёнок должен привыкнуть слушать себя говорящим; сохранять спокойствие, когда взрослые смотрят и слушают его. Это нужно сделать для того, чтобы у детей не развивалась речевая застенчивость.
  • Но следите за формулировками вопросов. Старайтесь, чтоб ваш сын или дочь больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Спрашивайте: «Что сегодня было самое интересное?, Чем вы занимались на уроке чтения?, Что веселого было на уроке физкультуры?, В какие игры вы играли?, Чем вас кормили сегодня в столовой?, С кем ты подружился в классе?» вместо вопросов: «Кто у вас в классе больше всех хулиганит?, У кого самые плохие оценки?» Этим самым вы провоцируете детей на ябедничество. Нужно дать детям понять, что вас интересуют не столько конфликты ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Никогда в присутствии ребёнка не обсуждайте учителя. Я понимаю, что это будет. И не всегда лестные слова. Я не бриллианты, которые нравятся всем.
  • Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
  • Успехи ребёнка сравнивать с его предыдущими неудачами, а не с отметками в тетради;
  • Одолевать трудности нужно, начиная с какой – то одной, а не бороться со всеми одновременно;
  • Чтобы избавить ребёнка от недостатков, замечайте их по возможности реже

Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения.

 Вывод:

Родительские притязания основаны не на понимании и учёте реальных возможностей ребёнка, а на абстрактных представлениях о неким идеале. Часто возникает ситуация завышенных требований. На ребёнка ложится бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой груз становится непосильным для ребёнка.

  Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение  к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Когда уместна тревога?

    Беспокоиться за  ребёнка во время адаптации, конечно, нужно, но некоторые родители бывают чересчур тревожны, чем наоборот вредят ребёнку.

2.Физиологические условия адаптации ребенка к школе.

Состояние здоровья – один из основных факторов влияющих на длительность и успешность процесса адаптации. Легче всего адаптация протекает у здоровых детей, тяжелее всего у детей с хроническими заболеваниями, черепно-мозговыми травмами, неблагоприятным периодом новорождённости, расстройствами нервно-психической сферы. У таких детей в период адаптации наблюдаются снижение массы тела, усталость, вялость, сонливость или, наоборот, двигательное беспокойство, раздражительность; наблюдаются изменения со стороны сердечно-сосудистой системы. У части детей отмечаются негативные формы поведения. Плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика, разобраться в причинах трудной адаптации.

Возраст от  6 до 7 лет  - период существенных изменений в организме, а индивидуальные различия  очень велики. Первоклассники разные не только по индивидуальным темпам развития, но и по паспортному и биологическому возрасту.

Все органы и системы  организма развиваются и созревают не одновременно. Существуют  так называемые  «критические» периоды в развитии детского организма, когда происходит резкая перестройка  и организм наиболее уязвим.

Одним из таких периодов является период 6 – 7 лет, то есть тот возраст, когда начинается системное обучение в школе.

Динамику возрастных изменений наглядно показывает физическое развитие ребенка (основные показатели – рост, масса тела). Ребенок растет не по дням, а по часам. На 6 –7 году жизни приросты  длины тела составляют 8 – 10 см,  а  прибавление массы тела 2 – 2,5 кг.   В течение учебного года дети растут мало, зато летом так вытягиваются, что  в сентябре их просто не  узнать. Наиболее трудный период в течение учебного года  –   декабрь-февраль. И если в этот период у первоклассников отмечается снижение массы тела, то оно свидетельствует об отрицательном влиянии  всего комплекса нагрузок, связанных с обучением в школе на организм ребенка. В идеале  -  снижения массы тела быть не должно.

В этот же период происходит изменение пропорций тела, интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы. Ребенку  очень сложно длительно удерживать  статическую нагрузку, то есть сидеть неподвижно. Понятно, что неправильная поза в это время может легко привести к нарушению осанки. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям позвоночный столб, не закончены в этом возрасте рост, окостенение и формирование костей грудной клетки. Поэтому всегда следует обращать внимание на ребенка, сильно облокотившегося на парту или стол при чтении, рисовании, письме.

У детей 6 – 7 лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, а в костях рук и ног только начинается окостенение. Поэтому дети хорошо справляются с бегом, прыжками, ходят на лыжах, но выполнять движения, где необходимо участие мелких мышц  ребенок не готов (затруднения при письме).

Очень тяжелы и статические нагрузки, так как мелкие мышцы спины, удерживающие правильную позу, развиты слабее. Поэтому даже тяжелый портфель или сумка в одной руке могут стать причиной искривления позвоночника кроме всего, не завершена еще нервная  регуляция  движений.

В это же время продолжается развитие  и совершенствование сердечно-сосудистой системы, а это значит, что  сердечно-сосудистая система  становится  уязвимой, то есть организм более остро будет  реагировать на малейшие неблагоприятные влияния внешней среды,  которыми могут быть чрезмерные статические  и умственные нагрузки (об этом нужно помнить, загружая ребенка дополнительными кружками школами).  

Нервная система ребенка еще довольно слабая и инертная. Лишь к 9 – 10 годам произойдет заметное и довольно резкое изменение,  и дети смогут работать  длительно, сосредоточенно, без отвлечения и ошибок. В данный период развития ребенок физиологически не обладает такими возможностями.

К началу обучения в школе  совершенствуется зрительный анализатор, однако структурное развитие глаза не завершено. Поэтому нарушение любых гигиенических требований к обучению: неправильная или недостаточная освещённость, неправильное положение тетради или книги, неправильная поза – все это  приводит к нарушениям зрения.

Мы остановились на самых основных моментах физиологического развития организма ребенка при поступлении в школу. Кроме того,  что в школу поступают дети с разным уровнем развития, разным паспортным возрастом, каждый имеет разный уровень здоровья. А  успешность обучения во многом зависит от того, с каким здоровьем пришёл ребенок в 1 класс.

К сожалению,  в наше время  «здоровыми»,  начинают обучение  примерно 20% детей.

Условно мы делим детей на  3 группы здоровья:

I гр.    -  редко болеющие дети, имеющие нормальное физическое развитие,

               нормальное психическое развитие;

II гр.  -   дети, имеющие функциональные отклонения ( на грани здоровья и  

               болезни);

III  гр. -  дети,  имеющие хронические заболевания;

Адаптация у каждого ребенка протекает по-разному. Дети, посещавшие ранее детский сад, адаптируются легче, чем домашние.

Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети,  с нормальным функционированием всех органов и систем и гармоничным физическим развитием.

Что должна делать семья, чтобы ребёнок был более успешным, инициативным, талантливым?

Прежде всего, вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку ты получил?» спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем вы занимались на уроке чтения?», «Что веселого было на уроке физкультуры?», «В какие игры вы играли?», «Чем вас кормили сегодня в столовой?», «С кем ты подружился в классе?» и т.д.

Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное - не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна.

Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что - «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.

Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны.

Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребенка, верьте в учителя.

От успехов ребёнка в первые дни в школе зависит и успех адаптации. Прежде всего надо ответить на вопрос: «Какие качества нужно формировать в ребёнке, чтоб он не стал посредственным?»

  1. Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, - это повод для родительской тревоги. «Любознательность создаёт учёных».
  2. Семья должна формировать культ интеллекта – в создании домашней библиотеки, в интересных беседах, спорах. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком.
  3. Нужно ставить ребёнка в ситуацию размышления. Задача взрослого не столько в том, чтобы отвечать на вопрос ребёнка, сколько в том, чтобы побудить его думать, предлагать, выбирать.
  4. Нужно научить ребёнка анализировать свою работу. Не указывать на совершённую ошибку в работе, а направлять его внимание на поиск её.
  5. Необходимо развивать внимание и память ребёнка.
  6. Благоприятно действует на него ситуация успеха. Она удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышении престижа.
  7. Оценивая результаты деятельности ребёнка, не переносить их на личность самого ребёнка. Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей.
  8. Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать   себя в его возрасте.  

   

Факторы, влияющие на успешность процесса адаптации к школе:

  • достаточный уровень интеллектуального развития, хорошая память, высокий уровень произвольного внимания, воля и другие качества;
  • возраст начала систематического обучения – 6,5 лет;
  • рациональная организация учебных занятий (4 урока по 35 минут, 20-ти минутные перемены), рациональный режим дня (регламентированное время подготовки домашних заданий; достаточный отдых на свежем воздухе, полноценное питание, достаточный по продолжительности сон).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...