Доклад
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Фаттахова Альфия Римовна

Выступление

на родительском собрании

на тему:

«Надо ли ругать за плохую успеваемость»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Ильчино

муниципального района Учалинский  район Республики Башкортостан

Выступление

на родительском собрании

на тему:

«Надо ли ругать за плохую успеваемость»

Подготовила и провела: классный руководитель

2 класса Фаттахова А.Р.

                           2012-2013 учебный год.

Цель:

  1. уверить родителей в необходимости ежедневного общения с ребенком;

      2. настроить на контроль  успехов в школе;

3. помочь родителям разобраться в трудных ситуациях;

4. дать рекомендации по организации учебного труда.

       Дети переступают порог школы с одним желанием: хорошо учиться. Пройдет немного времени, и они познают как радость, так и горечь, связанные с оценкой.

        В психике ребенка заложено стремление оценивать, сопоставлять свои действия с действиями сверстников. И это проявляется в любой деятельности. Ребенку хочется, чтобы, с одной стороны, он был как все, а с другой стороны, лучше, чем все остальные. Дети всегда соревнуются, и в любой работе, и в любой игре: кто сильнее, кто выше, кто быстрее…

        Любое обучение несет дух соревнования, поэтому нет школьников, равнодушных к своим успехам. Учителю хорошо известно, какие эмоции вызывает та или иная оценка их деятельности: радостное, счастливое состояние «заработавшего» похвалу учителя и подавленное, тоскливое настроение получившего от учителя замечание по поводу невыполненного задания, грязного ведения тетради или невнимательного слушания учителя на уроке. Но это только внешние проявления воздействия оценки. Подчас замечания учителя оказывают могучее влияние на формирование всей личности ребенка.

         Успехи в школе сосредотачивают в себе и собственные устремления детей, и притязания родителей. Успехи в школе ценны вдвойне: радостью ученика и гордостью папы и мамы, и плохая успеваемость также переживается дважды: и в школе, и дома. Некоторые дети так переживают свои неудачи, что их видно со стороны даже постороннему человеку.

         И хотя некоторые родители не всегда согласны с тем, что в первом классе и до второго полугодия второго класса не ставятся оценки, это очень разумное решение.

         Однако вот тут-то мы и встречаемся с проблемой: беззаботная пора родителей, пока не ставились оценки, сказывается в будущем неприятностями для ученика.

         «Как дела, Рома?» - спрашивает мама. «Хорошо!» - отвечает Рома. А в тетрадях у него грязь, исправления, задания выполняются плохо и небрежно.

          Вот сейчас бы маме и помочь сыну исправить плохое положение. За старание, хорошую работу – похвалить, по поводу небрежности выразить неудовольствие и добиться улучшения. Именно с первых дней первоклассник  должен ощутить помощь и контроль родителей.

          В семьях, где родители с пристрастием обсуждают успеваемость детей, чувствительные и восприимчивые дети особенно страдают от своих неудач. Страх получить плохую оценку держит таких ребят в постоянном напряжении. Низкая отметка их может совершенно расстроить и вызвать слёзы.

           Если подобная картина повторяется часто, то это тревожный симптом и на него надо обратить внимание. Постоянные переживания, подавленное настроение, апатия в течение длительного времени приводят к истощению нервной системы и могут вызвать патологические изменения в деятельности внутренних органов, особенно в сердечно – сосудистой системе.

          Конечно, в силу характера ученика или сложившихся невысоких требований родителей не все дети склонны так переживать свои неудачи в школе. У них может быть своеобразная адаптация к своему положению. У таких учеников большее потрясение может вызвать хорошая оценка, нежели плохая. И этот психологический момент нужно учитывать и использовать. Чего стоит простое одобрение! Оно может поднять дух и заставить детей  стараться.

           Особую напряженность вызывает оценка, если у родителей повышенный уровень притязаний к своим детям, которые не имеют достаточных способностей к обучению. Несмотря на это, родители, чаще тщеславные отцы, добиваются, чтобы их сын или дочь обязательно были отличниками. В этом случае предметом расстройства школьника может стать малейшая неудача. Для таких ребят любой ответ у доски, каждая контрольная работа дается ценой большого нервного напряжения.

          Специальные исследования показали, что в ситуации ответа на оценку организм человека находится в состоянии напряжения: учащается сердцебиение, увеличивается частота дыхания, повышается давление. Постоянное нервное напряжение, переживание за отметку могут приводить к истощению нервной системы. Поэтому порицать тревожных детей за низкую успеваемость надо очень осторожно.

          Вот почему некоторым родителям, которые очень ратуют за выставление отметок, следует подумать: а не лучше ли просто следить за тетрадями, чтением. Увлеченностью учёбой? То есть сделать так, чтобы ребенок бежал с радостью в школу за знаниями, а не за отметками.

          В педагогической литературе часто обсуждается вопрос, следует ли за хорошую успеваемость детям делать подарки.

          Наверное. Не будет педагогической ошибкой, если прилежность детей вознаграждать. Другое дело – как? Здесь важно, как преподнести, чтобы подарок был радостным, служил поощрением детям, а не был сухой платой.

           И вот перед нами раскрывается другая – моральная – сторона воспитания. Конечно, усилия ребенка должны быть замечены, оценены и поощрены. Если ребенок ставит перед собой цель хорошо учиться и добивается этого, такая установка должна найти подкрепление у родителей.

           Хорошая учеба сама по себе приносит моральное удовлетворение, но если она усилена похвалой родителей, любая плата рублем или подарком перед этим меркнет.

           Ребенок получит поддержку и сам себя оценит: «А я могу, я способен добиваться…» Такие усилия, исходящие от самого себя, а не от угроз отца или нотаций матери, формируют характер, личность ребят.

           Психологи отмечают огромное влияние самооценки на самовоспитание, направленное на изменение своей личности, сознательной постановки целей и их достижения.

           Оценка со стороны дополняет, изменяет и заново выражает самооценку, которую дают себе дети. И все личностные процессы выработки своего «Я» обязательно идут через самооценку.

           А как добиться, чтобы дети сами занимались с охотой? В детском возрасте особенно развита любознательность, стремление узнать новое, и на этом свойстве и на естественном детском желании «быть хорошим», получить одобрение и нужно строить подготовку учебных заданий. При этом обязательно предоставлять самостоятельность в умственной работе.                      

           Надо, чтобы ребенок не чувствовал себя преступником, если не понял, ошибся или не запомнил. Но в то же время родители должны обратить внимание на эти недочеты, любое же старание ребенка должно быть замечено, одобрено.

            Постоянная доброжелательная поддержка, одобрение даже незначительного улучшения учебы вызовут незамедлительный успех. Вместо обычного раздражения и нотаций большой эффект окажет разговор, в котором вы выразите уверенность, что если ребенок постарается, то сможет вместе с вами преодолеть трудности!

             Но это не значит, что в какие – то моменты не нужно строгое осуждение лени, безалаберности, расхлябанности. Не нужно таить в себе возмущение, оно должно быть действенно и высказано. Не постоянные ссоры из–за плохой успеваемости, а строгий, запоминающийся выговор может менять положение дел.

             Не все ребята одинаково способны к любому школьному предмету, и требовать от них отличных результатов вряд ли разумно. Но в каждом из детей есть к чему–то особая тяга, наклонность, которую стоит развить. Такая компенсация спортом, занятиями живописью, музыкой, танцем сохранит душевное равновесие ученика, если учёба ему не очень дается.

            Часто гиперактивные школьники плохо успевают, стремятся взять реванш в драках, шалостях на уроках, грубости с учителем, браваде со сверстниками. «Трудные» дети, доставляющие  много хлопот в семье и школе, нуждаются, между тем, в моральной помощи взрослых. Примириться с положением плохого, никудышного они не могут и любыми средствами добиваются признания у сверстников.

            Подчас плохая оценка, появившаяся в дневнике, тетради – это не показатель знаний. Там, где родители заинтересованы в знаниях ученика, для них важна не формальная оценка, а тот уровень, которого достиг ученик.

             Обучение в школе – важный стимул умственного развития ребенка. Необходимо поддерживать его интерес к учению, помочь ему почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию у него наблюдательности, интерес ребенка к учению, помочь ему включиться в учебный труд.

Чтобы ребенок был успешным в учении, в развитии своих способностей, родителям нужно стараться избегать некоторых ошибок в воспитании своих детей

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослых в тупик. И родители время от времени совершают ошибки.
Ошибка 1 . Обещание больше не любить.
Родители часто недовольны тем, что дети оспаривают любую просьбу. По их мнению, отпрыски делают это назло, и призывать их к здравому смыслу бессмысленно. Угрозы здесь также не действуют, в таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить».
Однако эта угроза, как правило, быстро забывается. Дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка- он будет воспринимать их как лживых людей. Лучше сказать так « Я БУДУ ТЕБЯ ВСЕ РАВНО ЛЮБИТЬ, НО ТВОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕ ОДОБРЯЮ».
Ошибка 2 .Безразличие.
«Делай ,что хочешь, мне все равно», - часто говорят родители, устав от каприз сына или дочери. Они не спорят, не ищут аргументы, не доказывают что-либо, считая, что незачем напрягаться и нервничать, так как ребенку пора учиться самому решать свои проблемы и готовиться к самостоятельной взрослой жизни. Но родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он будет заниматься. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков. Ребенок будет ждать, последует ли за поступок критика. Словом, замкнутый круг. Лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение не нравится родителям, можно сказать, например: « Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь, потому что тебя люблю, в любой момент , когда тебе понадобится моя помощь, можешь спросить у меня совета».
Ошибка 3. Слишком много строгости.
«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная», - нередко утверждают мамы в разговоре с ребенком.
Дети должны слушаться старших беспрекословно – это самый важный принцип в воспитании, многие родители считают, что детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут на шею. 
Однако слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку, в таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их рядом нет. Убеждение лучше чрезмерной строгости, при необходимости можно сказать ребенку: «Ты сделаешь сейчас так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим».
Ошибка 4 . Детей не надо баловать.
Детство - короткая пора, и чтобы оно было прекрасным, в силах родителей избавить детей от многих трудностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание своего чада. Но избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Если держать их под колпаком родительской любви, это может привести к множеству проблем. Убирая буквально каждый камушек с дороги малыша, родители не делают ребенка счастливее. Скорее, наоборот, он часто ощущает свою беспомощность и одиночество. Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Ошибка 5. Денежная.
«Больше денег - лучше воспитание»,- убеждены некоторые родители. Но любовь не купить за деньги. В семьях с невысоким достатком взрослые, бывает, делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался, родители не должны чувствовать угрызений совести, если не могут исполнить любое его желание. Любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого кошелька родителей. Счастливым его делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый.
Ошибка 6. Наполеоновские планы.
«Мой ребенок будет заниматься музыкой, я не позволю ему упустить свой шанс». Мечта многих родителей, особенно тех, кто в детстве был лишен возможности заниматься балетом, учиться играть на пианино или играть в теннис, став родителями, они задавались целью дать детям самое лучшее образование, их не волнует, что ребенок этого не очень-то и хочет. Такие родители убеждены, что со временем дети оценят старания взрослых.
К сожалению так бывает не всегда. Часто блестящее будущее в воображении взрослых разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, например , музыкой. Он слушается взрослых, пока маленький, но затем, желая вырваться их клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами - грубостью, уходом из дома и даже приемом наркотиков, поэтому при заполнении дня ребенка нужными и полезными занятиями не стоит забывать и о его желаниях, оставляя время для личных дел.
Ошибка 8. Слишком мало ласки.
«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка». Некоторые родители считают, что ласки в детском возрасте приведут в дальнейшем к проблемам в личной жизни, что, кроме объятий и поцелуев, есть более нужные и серьезные вещи. Однако следует помнить, что дети любого возраста стремятся к ласке: она помогает им ощущать себя любимыми, придает уверенности в своих силах. Желание приласкаться должно исходить не только от родителей, но и от самого ребенка.
Ошибка 9. Ваше настроение.
Из-за неприятностей на работе, плохих отношений в семье взрослые нередко «выпускают пар» на ребенка, многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом приласкать малыша или купить давно обещанную игрушку – и все будет в порядке.
Когда взрослые, будучи в дурном расположении духа, запрещают что-то ребенку, а назавтра, когда настроение улучшилось, это же разрешают, он делает вывод: все равно, что и как я делаю, главное, какое у мамы настроение; однако если родители чувствуют, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь, а при плохом – постарайся быть ко мне снисходительным».
Ошибка 10. Слишком мало времени для воспитания ребенка».
« К сожалению, у меня совсем нет времени», - так говорят своему сыну или дочери некоторые родители, забывая простую истину - родили ребенка, значит, надо и время найти, в противном случае их чадо будет искать родственные души среди чужих людей и быстро отдалится от собственных родителей, между ними вырастет стена непонимания, отчуждения, а может быть и вражды. Разрушить такую стену бывает очень сложно. Даже если день родителей расписан по минутам, необходимо вечером найти хотя бы полчаса (здесь важнее качество), посидеть у кровати ребенка, поговорить с ним, напомнить о том, что, несмотря на вашу занятость, он всегда может рассчитывать на родительскую помощь и поддержку.

  Исходяиз этих ошибок, чтобы прожить хотя бы один день, а потом месяцы и годы без нервотрепки, поучений, взаимных обид психологи советуют

Советы психолога

«Как прожить хотя бы один день без нервотрепки, поучений, взаимных обид?»

1.Будите ребёнка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

2. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придется много поработать.

3. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если же ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться чем – то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте его.

4. Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка.

5.Во время приготовления уроков не стойте душой, дайте возможность ребёнку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Не акцентируйте внимание на оценках.

6. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если сделаешь так, то…». Порой условия становятся невыполнимыми, не зависимыми от ребёнка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

7. Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку.

8.Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него.

9. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учёбы.

 Если мы, родители будем избегать ошибок в воспитании и прислушаемся к советам психологов,  то в жизни наши дети хоть и не станут отличниками, то они с большей радостью будут посещать школу, уважать и  учителей, и нас родителей.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.

Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся  к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....