Детская агрессивность
методическая разработка на тему
Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли…
Эрих Фромм
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_agressivnost.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ
Эпиграф:
Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли…
Эрих Фромм
Форма проведения: круглый стол.
Вопросы для обсуждения:
⇒ Анализ проблемы агрессивности.
⇒ Влияние семьи на проявление детской агрессивности.
⇒ Поощрение, наказание в семье.
⇒ Законы преодоления детской агрессии.
Ход собрания
I. Выступление классного руководителя (вариант).
– Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нем говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть ее.
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.
Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
В психологии различают д в а в и д а агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она очень часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т. д.). У старших, то есть у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию и ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это разнозначные качества? Что вас больше обрадует в вашем ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, так как не допускает оскорбления, издевательства и т. д.
Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т. д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.
II. Обсуждение проблемы.
Можно предварительно исследовать отношение детей к телепрограммам. Вопросы записываются на доске, ответы анализируются классным руководителем.
Вопросы для обсуждения:
⇒ Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?
⇒ Что тебе в них нравится?
⇒ Советуют ли тебе родители, какие телепередачи смотреть?
⇒ Какие передачи вы смотрите всей семьей?
Номера вопросов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Мальчики | |||||
Девочки | |||||
Папы | |||||
Мамы |
Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:
1) Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.
2) Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
В воспитании можно выделить д в а важных ф а к т о р а, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.
Преодолению агрессивности ребенка помогает окружение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:
∙ оно следует немедленно за проступком;
∙ объяснено ребенку;
∙ оно суровое, но не жестокое;
∙ оно оценивает действия ребенка, а не человеческие качества.
Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.
III. Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.
IV. Сообщение результатов предварительного анкетирования учащихся.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Если тебя наказывают, то как… | Если тебя поощряют, то как… | Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают |
V. Обобщение и выводы.
Слово педагога. Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-иному.
И, по традиции, каждый из вас получает «золотые» п р а в и л а воспитания, связанные с темой данного собрания:
∙ Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
∙ Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
∙ Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
∙ Умейте принимать и любить его таким, каков он есть.
∙ Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
∙ К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Драчуны, задиры, или немного о детской агрессивности
Информация полезна как классному руководителю начальных классов, для проведения классного часа, так и родителям для проведения родительского собрания....
Методическая разработка плана - конспекта родительского собрания. Тема:"Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности."
- исследование причины агрессивности-помощь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребёнка-вызвать у родителей желание по-новому строить взаимоотношения в своих семьях....
Родительское собрание "Как вести себя с агрессивным ребёнком. Причины детской агрессивности"
На собрании обсуждаются с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение на поведение ребёнка. Задача: помочь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребё...
Родительское собрание на тему "Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности"
Цель собрания: познакомить родителей с причинами, которые приводят к агрессивному поведению детей. Помочь родителям находить способы преодоления агрессивности у детей....
Родительское собрание по теме : "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности "
Актуальность. Тема детской агрессивности не случайна. За последнее десятилетие во всём мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряжённых с особой жестокостью, вандализ...
Родительское собрание "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности"
Родительское собрание во 2 классе...
План-конспект родительского собрания в 4 классе "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности".
Данный план-конспект - это итоговая работа дистанционных курсов повышения квалификации, которые организует Педагогический университет «Первое сентября».Во время обучения на курсах у...
- Мне нравится (1)