Драчуны, задиры, или немного о детской агрессивности
статья по теме
Информация полезна как классному руководителю начальных классов, для проведения классного часа, так и родителям для проведения родительского собрания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Drachuny.docx | 55.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Драчуны, задиры, или немного о детской агрессивности
Агрессивность - довольно распространенное явление среди детей младшего школьного возраста. В процессе наблюдения видно, что дети 7-10 лет задирают друг друга по малейшему поводу, а то и вступают в драку. Но в отличие от дошкольного возраста, они способны демонстрировать вербальную агрессию, уничтожение соперника с помощью слов. Во всех случаях мы имеем дело с проявлением детской агрессии. По мнению психологов, агрессивность – это черта личности, определяющее осознанное, имеющее под собой какую-либо причину деструктивного поведения, противоречащее нормам и правилам взаимодействия людей, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее вред людям (отрицательные переживания, страх, напряжённость и т.д.). Агрессивность как черта характера может проявляться как у мальчиков, так и у девочек. Объектами таких детей становятся сверстники и более младшие ребята, взрослые, а также животные и птицы. Агрессия может проявиться в результате межличностных взаимоотношений, но иногда она проявляется без видимых на то причин. Но агрессия никогда не появляется на пустом месте. Всегда существуют некоторые внутренние обстоятельства, обуславливающие проявление негативных реакций. Поэтому, прежде чем пытаться корректировать агрессивное поведение, необходимо разобраться в причинах его проявления.
Исходя из перечисленного, можно задать вопрос: «А не сами ли мы провоцируем у ребёнка такое поведение?» Может нужно разобраться в себе и при необходимости изменить характер взаимодействия с малышом. Огромное значение для формирования агрессивности имеет популярность ребёнка в среде сверстников. У детей своя иерархия. Они могут быть "звёздами", "предпочитаемыми", "пренебрегаемыми" и "отверженными". Если ребёнок чувствует, что другие дети отвергают его, то он с помощью кулаков может расчистить себе "место под солнцем". Таким образом, причины агрессивности ребенка младшего школьного возраста могут быть различны, но все они обусловлены наличием дискомфорта и противоречий во внутреннем психологическом мире ребенка, отсутствием в нем некоторой стабильности и уверенности в себе, внутренним ощущением собственной неполноценности. Безусловно, если вы все чаще стали замечать у ребенка появление вспышек гнева и агрессивное поведение, необходимо попытаться проанализировать причины этого, выявить трудности, которые испытывает ребенок в общении со сверстниками и взрослыми, а затем корректировать их, формируя недостающие коммуникативные умения и навыки. Прежде чем перейти к описанию коррекционных игр и упражнений, хотелось бы отметить, что определенная доля агрессивности присутствует в каждом человеке, в каждом из нас. Так, З. Фрейд считал, что человеческая агрессивность врожденная и полностью избавиться от нее практически невозможно, человек может только подавлять в себе проявления этих чувств. Вспышки гнева могут время от времени появляться у любого человека, и это - естественное явление. Так как же разделить естественную агрессию и агрессивность, которая становится ярко выраженной чертой личности? В этом вам поможет анкета, предложенная Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной. А теперь давайте подумаем, как же лучше строить взаимодействие с агрессивным ребенком:
Коррекционная работа с такими детьми традиционно ведется по нескольким направлениям. Во-первых, необходимо научить ребенка способам выражения своего гнева в приемлемой форме. Ведь если человек будет сдерживать свою агрессию, «загоняя» ее внутрь себя, гнев рано или поздно все равно вырвется наружу, причем интенсивность его выражения будет значительно выше, чем это могло было быть раньше. Помимо этого, накопление гнева может привести к развитию стресса и другим психологическим расстройствам. Во-вторых, необходимо научить ребенка некоторым способам саморегуляции, что поможет ему лучше контролировать себя в ситуациях, которые могут спровоцировать агрессию, и дать ему возможность спокойно проанализировать эту ситуацию впоследствии. В-третьих, необходимо дать ребенку возможность выплеснуть накопившуюся двигательную энергию и освободиться от усталости. И, наконец, не менее важно научить ребенка способам эффективного общения, помочь ему овладеть приемами общения, которые помогут в будущем разрешать проблемные ситуации "мирным" путем, без драк и скандалов. Приведём несколько примеров коррекционных игр и упражнений. "Нарисуй свой гнев" Ребенку предлагается нарисовать на листе бумаги событие или человека, на которого он когда-либо сильно сердился. После рисования дети обсуждают, что в той ситуации произошло, что можно было бы сделать, чтобы избежать ссоры и вспышки гнева, как лучше было бы урегулировать эту ситуацию. После обсуждения детям предлагается нарисовать ту же самую ситуацию в новом виде. Далее участники группы вновь обсуждают, как изменилось отношение к ситуации, какие чувства она вызывает теперь. "Как бы ты поступил" Детям предлагается несколько картинок, на которых изображены два или более человека, занятые еще не оконченным разговором. В процессе игры ребенок должен предложить свой вариант окончания этого разговора, выражая точку зрения одного из его участников. Предполагается, что, "отвечая за другого", ребенок выразит свое мнение об изображенной ситуации и при этом проявит типичные для себя способы выхода из конфликтных ситуаций. Беседа "Как правильно дружить". (Автор Н. А. Павлова) В ходе этой беседы дети обсуждают приемы и правила, которые помогут им общаться без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформляются в "правила дружбы", которые затем вывешиваются в классе или дома, в уголке ребенка. Некоторые из этих правил мы предложим вам ниже, а в процессе проведения беседы вы можете дополнить и расширить их.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка плана - конспекта родительского собрания. Тема:"Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности."
- исследование причины агрессивности-помощь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребёнка-вызвать у родителей желание по-новому строить взаимоотношения в своих семьях....
Родительское собрание "Как вести себя с агрессивным ребёнком. Причины детской агрессивности"
На собрании обсуждаются с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение на поведение ребёнка. Задача: помочь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребё...
Родительское собрание на тему "Как вести себя с агрессивным ребёнком? Причины детской агрессивности"
Цель собрания: познакомить родителей с причинами, которые приводят к агрессивному поведению детей. Помочь родителям находить способы преодоления агрессивности у детей....
Родительское собрание по теме : "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности "
Актуальность. Тема детской агрессивности не случайна. За последнее десятилетие во всём мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряжённых с особой жестокостью, вандализ...
Родительское собрание "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности"
Родительское собрание во 2 классе...
План-конспект родительского собрания в 4 классе "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности".
Данный план-конспект - это итоговая работа дистанционных курсов повышения квалификации, которые организует Педагогический университет «Первое сентября».Во время обучения на курсах у...
Комментарии
Драчуны, задиры, и немного о детской агрессивности
Большое спасибо за пополнение