Упражнения, помогающие в освоении чтения.
методическая разработка по чтению

Власюк Татьяна Ивановна

Главное – помнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а преодолеть недостатки предпочтительнее в детском возрасте - всему свое время. Для развития навыков чтения предлагаю следующие упражнения, для преодоления нарушений речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.docx78.16 КБ
Файл upr-ya_dlya_preodoleniya_chteniya_.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Родительские собрания

     Организационное или первое собрание

     Первая организационная встреча логопеда с родителями проводится в конце сентября. На этом собрании логопед освещает в доступной форме следующие вопросы:

  • необходимость специального направления обучения детей в условиях логопункта;
  • анализ результатов психолого-педагогического обследования детей;
  • организация логопедической работы в течение учебного года;
  • информация о содержании логопедических занятий в период обучения.

     На этом собрании полезно предоставить родителям возможность прослушать магнитофонные записи речевых высказываний детей при первичном обследовании.

     Опыт общения с родителями показывает, что их отношения к речевым дефектам детей неоднозначно: одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков (л, р, с, ш), другие считают, что все «само исправится» и лишь  под давлением специалиста они приводит ребенка в логопункт. Поэтому особое значение приобретает первая беседа логопеда, когда он должен в доступной и убедительной форме рассказать и показать (например, использовать образцы письменной работы учащегося), негативное влияние, недостаточной сформированности речи на процесс овладение детьми грамоты. При этом необходимо подчеркнуть мысль о том, что именно раннее выявление речевой патологии и оказания детям своевременной помощи, предупреждения затруднения при обучении в школе. Тем самым логопед обосновывает необходимость коррекционного обучения ребенка в логопункте.

     Далее он рассказывает об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивает слабые и сильные стороны, обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе логопедической работы.

     Большое внимание уделяется освещению вопроса связанного с организацией занятий. Родители должны знать режим работы, требования к детям на протяжении всего времени обучения на логопункте.

     Присутствие родителей на занятиях логопеда и активное участие в них является важным условием эффективности обучения.

     Раскрывать в доступной форме задачи и содержание логопедических занятий, логопед знакомит (выборочно) с приемами педагогического воздействия, необходимых для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку.

     Особо логопед отмечет роль родителей в комплексе следующих психолого-педагогических мероприятий:

  • единство требований к ребенку;
  • контроль за выполнением заданий в домашних условиях;
  • помощь в оформлении тетрадей ребенку, игр, дидактического материала;
  • активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей;

     Таким образом, логопед создает установку для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.

100_7267

   

 Второе родительское собрание

     В середине учебного года проводится второе родительское собрание. На нем подводятся итоги работы за первое полугодие. Кратко освещается динамика речевого продвижения каждого ребенка, определяются задачи и содержания занятий в последний период обучения, требования к речи детей. Оценивается роль каждой семьи в системе комплексного воздействия. В это время логопед уже может дать прогноз, конечного итога логопедической работы, сориентировать родителей в отношении дальнейшего обучения ребенка на логопункте.

     Третье родительское собрание 

    Третье родительское собрание планируется в конце года. На нем подводятся итоги всей коррекционной работы. Дается анализ повторного обследования речи детей, рекомендации к их дальнейшему обучению. Организация торжественного выпуска детей, где каждый имеет возможность продемонстрировать свои успехи.



Предварительный просмотр:

Упражнения для преодоления нарушений чтения.

1. «Чтение наоборот»

Предложите ребенку читать слова в строчке наоборот - от последнего к первому. Для того чтобы он при чтении не домысливал окончание слов, пускай читает только их вторые половины. Можно прикрыть нижнюю половину слова или строчки или поупражняться в чтении слов, повернутых на 90, 180 градусов. Или заготовить текст, в котором слова наползают одно на другое или пересечены какими-то линиями, мешающими восприятию.

http://www.school15glazov.ru/files/upload/9/97/97fa758e6f31877b4b8d85e604ec462a_thumb.JPEG

2. «Буксир»

Суть упражнения «Буксир» заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

3. Чтение в темпе скороговорки

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд

4. Многократное чтение

Ребёнку предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ребёнок отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ребёнок снова отмечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше (кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 10). Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка

5. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Ребёнок читает отрывок текста, затем объясняем ему так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ребёнок прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

6. «Спринт».

Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение «Спринт»

Если к ребенку пришли одноклассники, предложите им отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу - «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.

При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.

В докладе приведена система упражнений, которые можно использовать на уроках  для формирования навыка чтения целыми словами....

Упражнения для развития скорости чтения

Чтение активизирует развитие человека сильнее, чем иные средства.Поэтому цель научить учащихся беглому и осознанному чтению текста. Упражнения данной статьи помогут учителю и родителям развить скорост...

Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении

В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...

Как приучить ребенка к чтению. Система упражнений для развития навыка чтения.

Современные дети практически не читают книг. Они предпочитают сидеть в планшете, в компьютере. Как привить своему ребенку любовь к чтению? Если школьник читать не хочет, с каждым классом проблемы буду...

Повышаем скорость чтения или 10 волшебных упражнений для развития техники чтения.

Скорость чтения является очень важным аспектом успеваемости, и задача родителей – помочь своему чаду научиться быстро читать. Для этого предлагаю 10 интересных упражнений для развития техники чт...

Рабочая программа «Программа специальных и специально-подготовительных упражнений, направленных на освоение учащимися 1- 4 классов технических приёмов в баскетболе»

Рабочая программа «Программа специальных и специально-подготовительных упражнений, направленных на освоение учащимися  1- 4 классов технических приёмов в баскетболе» разработана в соо...