Рабочая программа «Программа специальных и специально-подготовительных упражнений, направленных на освоение учащимися 1- 4 классов технических приёмов в баскетболе»
рабочая программа по физкультуре
Рабочая программа «Программа специальных и специально-подготовительных упражнений, направленных на освоение учащимися 1- 4 классов технических приёмов в баскетболе» разработана в соответствии:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Б. Терсенская средняя общеобразовательная школа
Уренского муниципального района Нижегородской области
Рабочая программа «Программа специальных и специально-подготовительных упражнений, направленных на освоение учащимися 1- 4 классов технических приёмов в баскетболе»
Учитель физической культуры
Тренер-преподаватель
Шумилин А.А
«Б.Терсень» 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа «Программа специальных и специально-подготовительных упражнений, направленных на освоение учащимися 1- 4 классов технических приёмов в баскетболе» разработана в соответствии:
- Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания 1 –11 классы. Авторы В.И.Лях, А.А.Зданевич, Москва, «Просвещение», 2018 год.
Актуальность программы: в том, что спортивные игры (баскетбол) оказывает на организм школьников всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие. Составленный комплекс специальных и специально-подготовительных упражнений, направлен на освоение технических приемов в баскетболе. В зависимости от условий работы учитель сможет подобрать многие упражнения и игры, которые бы помогли учащимся овладеть техническими и тактическими приемами. Программа актуальна в рамках реализации ФГОС.
Цель программы:
- Обеспечение разностороннего физического развития, укрепление здоровья учащихся, воспитание социально-активной личности через обучение игре в баскетбол.
- создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи программы:
- формирование устойчивой привычки к систематическим занятиям;
- приобретение высокого уровня развития необходимых двигательных навыков;
- обеспечение развития физических качеств (выносливость, быстрота, сила, ловкость, гибкость);
- овладение основами игры в баскетбол;
- овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для участия в соревнованиях по баскетболу;
- обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к одноклассникам, формировать коммуникативные компетенции.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами программы по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
- ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
- способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами программы по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
- планирование общей цели и пути её достижения;
- распределение функций и ролей в совместной деятельности;
- конструктивное разрешение конфликтов;
- осуществление взаимного контроля;
- оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
2. Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе игр;
- устанавливать причинно-следственные связи.
3. Коммуникативные УУД:
- взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры);
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
Программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий.
Формы и методы, используемые при организации занятий:
- подвижные игры;
- эстафеты;
- выполнение заданий соревновательного характера.
Содержание
.
Общефизическая подготовка
Общефизическая подготовка баскетболистов основана на применении разнообразных средств, направленных на развитие быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости. Общая физическая подготовка предусматривает гармоничное развитие тела подростков, укрепление опорно-двигательного аппарата, совершенствование функций внутренних органов и систем, улучшение координации движений и общее повышение уровня развития двигательных качеств. В качестве основных средств, применяются упражнения из различных видов спорта, оказывающие общее воздействие на организм занимающихся. К ним относятся: общеразвивающие упражнения, ходьба на лыжах, футбол, ручной мяч, плавание, лёгкая атлетика и д.р.. Применяются и специально-направленные упражнения для развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Скоординированное развитие основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости)- необходимое условие успешной подготовки баскетболиста.
Краткая характеристика основных физических качеств
Быстрота - способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Различают три формы проявления быстроты:
- латентное время двигательной реакции;
- скорость отдельного движения;
- частота движений.
Эти формы быстроты относительно независимы друг от друга. Сочетание трёх указанных форм определяет все случаи проявления быстроты. Обычно быстрота проявляется комплексно.
Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Максимальная сила, которую может проявить человек зависит с одной стороны от биохимических характеристик движения, с другой - от величины напряжения отдельных мышечных групп и их взаимного сочетания.
Выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности. Выносливость, это способность противостоять утомлению.
Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Гибкость подразделяется на общую и специальную. Общая гибкость - подвижность во всех суставах, обеспечивающая выполнение жизненно необходимых двигательных действий. Специальная гибкость- гибкость для выполнения специальных двигательных действий.
Ловкость - сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. Это способность быстро выбирать и выполнять нужное действие исходя из требований быстроменяющейся обстановки Измерители ловкости (координационная сложность задания, точность его выполнения, время выполнения задания).
ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ БАСКЕТБОЛОМ
В 1-4 КЛАССАХ.
Техника передвижений (перемещений).
Для перемещений баскетболист использует обычную ходьбу, бег, приставные шаги, прыжки, остановки и повороты. Каждый способ применяется в соответствующих условиях с целью создания наиболее выгодных условий для передач, бросков и другое. Наиболее характерным является быстрая смена скорости движения, переход от одних приемов к другим. Поэтому всегда надо находиться в таком положении, чтобы без дополнительных предварительных движений быть готовым выполнить любой прием, продиктованной обстановкой:
Ходьба – применяется реже других приемов передвижения. Используется она главным образом, для смены позиции в коротких или при снижении интенсивности игровых действий, а также для смены темпа движения в сочетании с бегом. В отличие от обычной ходьбы баскетболист передвигается на ногах слегка согнутых в коленях, что обеспечивает ему возможность для внезапных ускорений.
Бег – является главным средством передвижения в игре. Он заметно отличается от бега легкоатлета. Игрок должен уметь в пределах площадки выполнять ускорения из различных стартовых положений, в любом направлении, лицом или спиной вперед, быстро изменять направление и скорость бега.
Резкое, неожиданное для соперника увеличение скорости бега или стартовое ускорение называется в спортивных играх рывком. Рывок-лучшее средство освобождение от опеки соперника и выхода на свободное место. Для осуществления рывка первые 4-5 шагов делают короткими и очень резкими, ногу ставят с носка. Скорость бега нарастает благодаря удлинению шага. В этот момент игрок должен быть готов к получению мяча.
Прыжки – используют как самостоятельные приемы. Применяют два способа выполнения прыжка: толчком двумя ногами и толчком одной ногой. Прыжок толчком двумя ногами выполняют чаще с места из основной стойки. Игрок быстро приседает, слегка отводит руки назад и приподнимает голову. Отталкивание осуществляется мощным разгибанием ног, энергичным движением туловища и рук вперед-вверх.
Прыжок толчком двумя ногами с разбега применяют обычно при выполнении бросков в кольцо и при борьбе за отскок.
Для выполнения прыжков в движении баскетболист последний шаг делает шире. При прыжке толчком одной ноги он резко выносит маховую ногу, согнутую в колене, вверх посылает вперед и упруго ставит для толчка перекатом пятки на носок: баскетболист как бы немного приседает. Другой ногой делает активный мах вперед-вверх, а в момент прохождения общего центра массы тела на опорой ее сгибает в тазобедренном и коленном суставах. После взлета, маховую ногу разгибает и присоединяет к толчковой.
Остановки - выполняются прыжком и двумя шагами.
В первом случае перед остановкой игрок, оттолкнувшись одной ногой, делает невысокий прыжок вперед, наклоняет туловище назад и приземляется на обе ноги или на одну. При остановке двумя шагами баскетболист удлиняя последние два шага, сильно сгибает опорную ногу. Тяжесть тела он старается перенести назад, вынося вперед при втором шаге почти прямую ногу. Умение внезапно останавливаться, не делая более двух шагов, определяется правилами игры и тактическими соображениями.
Повороты. Нападающий использует повороты для ухода от защитника, укрытия мяча от выбивания, для финтов с последующей атакой кольца. Есть два способа поворотов - вперед и назад.
Поворот вперед выполняется переступанием в ту сторону, куда баскетболист обращен лицом, а поворот назад – в ту сторону, куда он обращен спиной.
Ловля мяча - выполняется одной рукой и двумя руками на различной высоте (выше головы, на уровне груди, пояса и ниже), в различных условиях (на месте, в движении, в прыжке). Кроме того, в игре приходиться ловить мяч, катящийся по площадке и отскочивший от нее, без сопротивления и с сопротивлением противника. Наиболее надежна ловля мяча двумя руками.
- ловля мяча, летящего на средней высоте
- ловля мяча летящего низко
- ловля мяча летящего
Ловля мяча |
«Высокого» «» | На уровне груди | «Низкого» | Катящегося | С низкого отскока с |
двумя руками |
«Высокого» «» | На уровне груди | «Низкого» | Катящегося | С низкого отскока с |
одной рукой |
Передачи мяча. В баскетболе применяются различные способы передач мяча партнеру. Их можно разделить на две большие группы: передачи двумя руками и передачи одной рукой.
Передачи мяча выполняются без отскока и с отскоком от площадки, с места, в движении, с прыжком и поворотом в воздухе, при встречном передвижении игроку, двигающемуся впереди, с низкой и высокой траекторией.
Передача – прием, с помощью которого игрок направляет мяч партнеру для продолжения атаки.
Передача мяча |
двумя руками | |||
сверху | от плеча | от груди | снизу |
одной рукой | ||||
сверху | от головы | от плеча | сбоку | снизу |
с отскоком |
с отскоком |
По характеру движения | По расстоянию | По направлению движения партнера | ||||||
С места | В движении | В прыжке | Дальние | Средние | Ближние | Встречные | Поступательные | Сопровождающие |
Ведение мяча - прием, позволяющий игроку перемещаться по площадке, владея мячом, за счет последовательных толчков его. Мяч ведется одной рукой. Толчок выполняется кистью с расставленными пальцами вниз- вперед под углом, в основном за счет разгибания руки в локтевом и кистевом суставах. Во время ведения игрок движется на согнутых ногах, туловище занимает естественное положение (не наклоняясь вперед), что позволяет вести наблюдение за обстановкой. Баскетболист при ведении обязан одинаково хорошо владеть правой и левой рукой.
Ведение мяча |
с высоким отскоком |
с высоким отскоком |
со зрительным контролем | без зрительного контроля |
со зрительным контролем | без зрительного контроля |
обводка соперника |
с измерением высоты отскока | с измерением направления | с измерением скорости | с поворотом и переводом |
Броски в корзину. Подготовка к выполнению броска составляет основное содержание игры команды в нападении, а попадание в кольцо ее главная цель. Броски выполняются с коротких (до 3 м), средних (3-7 м), и дальних (свыше 7 м) дистанций.
Броски выполняются одной и двумя руками. Среди бросков двумя руками различают: бросок от груди, сверху и снизу (в движении). Броски одной рукой: от плеча, сверху, крюком и снизу. В последнее время все чаще применяются броски сверху-вниз и добивание.
Все броски могут выполняться с места, в движении, в прыжке, с поворотом стоя спиной к корзине и в прыжке с поворотом в воздухе.
Броски в корзину |
Двумя руками | ||||
сверху | от груди | снизу | сверху-вниз | добивание |
Одной рукой | ||||
сверху | от плеча | снизу | сверху-вниз | добивание |
с вращением мяча |
с отскоком от щита |
без отскока от щита |
с вращением мяча |
с отскоком от щита |
без отскока от щита |
по передвижению | по расстоянию | по направлению к щиту | ||||||
с места | в движении | в прыжке | дальние | средние | ближние | Прямо перед щитом | Под углом к щиту | Параллельно к щиту |
Технические приемы в защите.
Потеряв мяч, все игроки команды переходят на защиту своей корзины, стремятся отнять мяч у противника, помешать ему свободно бросить мяч в корзину. Чтобы овладеть защитными действиями, каждый игрок должен технически правильно выполнять: стойки, передвижение, остановки, повороты, перехватывание мяча, выравнивание и выбивание, накрывание мяча и финты.
Стойка защитника зависит от действия и расположения опекаемого противника. Если нападающий находится далеко от корзины, то защитник принимает стойку ноги врозь на согнутых ногах, ступни параллельны. Стойка с выставленной вперед ногой применяется вблизи корзины против нападающего с мячом, который еще не использовал ведение. Для этого защитник сгибает ноги и вытягивает руку, одноименную выставленной вперед ноге, по направлению к мячу, а другой прикрывает возможный проход игрока с мячом. Защитник должен находиться в устойчивом положении и внимательно наблюдать за действиями своего подопечного и других игроков.
Передвижение в защите имеет свою специфику. Кроме тех способов, которые используются в нападении, защитнику очень часто приходится применять передвижение приставными шагами (в стороны, вперед и назад). Первый шаг выполняется ногой ближайшей к направлению движения, затем мягко приставляется другая нога. Передвижение осуществляется на носках согнутых ног. Грубой ошибкой считается скрещивание ног. При переходе от нападения к защите часто применяется бег спиной вперед. Передвижение к защите зависит от нападающего игрока. Оно сочетается с ускорениями, остановками и поворотами. Техника передвижения защитников мало чем отличается от техники нападающих.
ТЕХНИКА ОВЛАДЕНИЯ МЯЧОМ
Вырывание мяча
Если защитнику удалось захватить мяч, то прежде всего надо попытаться вырвать его из рук соперника. Для этого нужно захватить мяч возможно глубже двумя руками, а затем резко рвануть к себе, сделав одновременно поворот туловищем.
Выбивание мяча лучше всего выполнять одной рукой снизу вверх. Для этого защитник, сблизившись с нападающим, коротким движением руки с раскрытой кистью (пальцы сжаты ударяет по мячу). Выбивание этим способом эффективно, когда нападающий, поймав мяч в прыжке, приземляется на площадку. Сложнее выбить мяч у игрока, выполняющего ведение. Для этого защитник, двигаясь с одинаковой скоростью с нападающим, подходит к нему сбоку и в момент, когда мяч отскакивает от пола, ближайшей рукой к противнику выбивает мяч.
Накрывание мяча применяется при броске в корзину. Оно выполняется сзади и спереди. Для этого защитник прыгает верхи накрывает кисть на мяч в момент, когда нападающий готов выпустить его из рук (руки). Важно своевременно сделать прыжок и избегать движения руки вперед - вниз, чтобы не получить персонального замечания.
Финты применяются для того, чтобы заставить нападающего выполнить желаемое действие и отобрать мяч. Например, располагаясь перед нападающим, атакующим корзину, защитник выполняет ложное движение вправо, как бы открывая проход нападающему, но, как только последний решит этим воспользоваться, он быстро возвращается в исходное положение и пытается отнять мяч.
Важный прием игры в защите - ловля мяча, отскочившего от щита. Прежде чем поймать мяч, защитник должен встать на пути продвижения нападающего, определить направление отскока и подпрыгнув, поймать мяч. Овладение мячом - это только первая часть действия защитника в данной обстановке. Не менее существенно сохранить мяч и передать его партнеру.
ПЛАН – ГРАФИК
Основные технические элементы в баскетболе | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Основная стойка | + | + | + | + |
Передвижение в стойке | + | + | + | + |
Приставные шаги | + | + | + | + |
Передвижение бегом | + | + | + | + |
Остановка по звуковому сигналу | + | + | + | + |
Остановка прыжком | + | + | + | + |
Остановка в два шага | + | + | + | + |
Держание мяча | + | + | + | + |
Ловля и передача мяча Комплексы упражнений с малым и большим мячами | + | + | + | + |
Ловля и передача двумя руками от груди | ||||
на месте | + | + | + | + |
в движении | + | + | + | + |
с шагом и сменой мест | + | + | + | + |
при встречном беге в колоннах | + | + | + | + |
при встречном движении и отскоком от пола | + | + | + | + |
Передача мяча на месте с отскоком от пола | + | + | + | + |
с полуотскока | + | + | + | + |
Передача одной рукой от плеча, в движении на месте | + | + | + | + |
Передача мяча одной рукой снизу | + | + | + | + |
Передача мяча одной рукой переводом: назад под рукой; от головы, одной рукой из-за спины | + | + | + | + |
Ведение мяча правой и левой рукой | + | + | + | + |
ведение с изменением направления скорости | + | + | + | + |
ведение с изменением скорости | + | + | + | + |
ведение с изменением скорости высоты отскока | ||||
ведение без зрительного контроля | + | + | + | + |
ведение после ловли мяча в движении | + | + | + | + |
Броски | ||||
двумя руками от груди | + | + | + | + |
одной рукой от плеча | + | + | + | + |
после двух шагов | + | + | + | + |
бросок от головы | + | + | + | + |
броски после ловли мяча и ведения в движении | + | + | + | + |
Учебные игры по упрощенным правилам | + | + |
ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОСВОЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В БАСКЕТБОЛЕ.
1-2 КЛАССЫ
№ п/п | Содержание | Дозировка | Методические указания |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Упражнения в ходьбе и беге | |||
1. | Чередование ходьбы и бега | 20 м. бег-10 м. ходьба | |
2. | Бег с ускорением | 10-12 м. | Руки согнуты в локтевых суставах |
3. | Бег прыжками через полосу шириной 1 м. с поочередным толчком и приземлением | 4-5 раз | |
4. | Бег зигзагами | 2-3 | |
5. | Бег по дуге зоны штрафной площадки и между препятствиями | 3 | |
6. | Бег с остановкой по сигналу | 3-4 раза | |
7. | Бег, по сигналу ускорение | 3-4 раза | |
8. | Бег парами (второй догоняет первого) | 3-4 раза | |
9. | Бег с поворотом головы вправо, влево | 1 | |
10. | Ходьба спиной вперед с остановками по сигналу учителя | 2-3 | |
11. | Ходьба приставными шагами вправо, влево | 1 | |
12. | Чередование ходьбы с приставными шагами с ходьбой спиной вперед | 2 | С различным положением рук |
13. | Шаги галопа вправо, влево | 1,5 | |
14. | Чередование прыжков на одной ноге | 10-12 раз | |
15. | Прыжки на двух ногах (два прыжка невысоких, обычных третий высокий) | 30-40 | |
16. | Чередование ходьбы с прыжками на двух | 2-3 | |
17. | Прыжки в шаге с небольшого разбега, через препятствие (50 см.) | 5-6 | |
18. | Прыжки вверх с одновременным подниманием одной иди двух рук | 10-12 раз | |
19. | Прыжки на двух ногах с поворотами направо и налево | 10-12 раз. Подвижные игры | |
20. | Прыжки через скакалку (на месте, с продвижением вперед) | 30-40 прыжков | |
21. | Построение в две шеренги Присесть, выпрыгнуть, приземлиться на полусогнутые ноги. Ноги на ширине плеч, одна несколько выставлена вперед | 5-6 раз | Стойка б/б |
22. | В шеренгах поочередно присесть, выпрыгнуть, приземлиться в стоику б/б | 5-6 раз | |
23. | Подвижные игры "Воробьи и вороны" "День и ночь" "Салки маршем" | 3-4 на одну игру | |
Броски, ловля и передача мча | |||
1. | Поднимание мячей. Движения руки с мячом вперед, вверх в стороны, над головой, назад, с наклонами и поворотами туловища, с приседаниями, в положении сидя, лежа. | 5 | Держание мяча: при управлять мячом и добиваться большей точности попадания. Показ и объяснение учителем |
2. | Передача мяча из рук в руки в шеренге (вправо, влево) | 7-8 раз | |
3. | Передача мяча по кругу \вправо, влево), перед собой, за спиной. | 3-4 | |
4. | Передача мяча в колонне(вправо - назад, влево - назад, вперед - вправо, вперед - влево, назад над головой) Эстафета «Передача мяча в колонне». | 3-4 2 | |
5. | Перекатывание мяча друг другу | 7-8 раз | |
6. | Броски, ловля, удары, об пол, броски в стену и ловля (индивидуально) | 4 | |
7. | Подбрасывание мяча повыше и ловля. | 7-8 раз | Стойка баскетболиста в момент ловли: ноги согнуты в коленях, спина прямая, голова поднята.Руки вытянуты вперед, кисти с разведенными пальцами образует как бы воронку размером несколько большим, чем нужно для обхвата мяча. Мяч попадает на кончики пальцев и лишь затем на ладони. |
8. | Подбрасывание мяча повыше и ловля его после отскока от пола. | 7-8 раз | |
9. | Перебрасывание мяча в двух шеренгах, стоя лицом друг другу | расстояние 7-8 раз | |
10. | Высокое подбрасывание и ловля (с хлопками с поворотом кругом) | 2-4 м. | |
11. | Перебрасывание мяча в парах: двумя руками снизу, от груди, от правого(левого) плеча, из-за головы | 3-4 | |
12. | Перебрасывание мяча через сетку (веревку),натянутую на высоте 150-170см с расстояния 2-Зм | 2-3 | |
1. | В стойке баскетболиста (ступни на одной линии) | 5-6 раз | |
2. | Мяч лежит на полу. Наклониться и положить руки на мяч (кисти образуют как бы воронку) | 7-8 раз | |
3. | Два игрока стоят лицом друг другу в стойке б/б. Первый удерживает мяч согнутыми в локтях руками на уровне груди. Второй удерживает этот же мяч прямыми руками, первый выпрямляет, второй сгибает и т.д. | 10-12 раз | |
4. | Два игрока стоят лицом друг другу на расстоянии вытянутых рук. Первый держит мяч на уровне груди согнутыми в локтях руками, второй вытягивает вперед прямые руки как при ловле мяча, первый кладет мяч в руки второму, который захватывает мяч, сгибает руки в груди, вновь выпрямляет их и вкладывает мяч в руки первому и т.д. | 10-12 раз | |
5. | Игрок подбрасывает мяч перед собой, выпрямляя руки, и ловит его, подтягивая руки к груди. | 7-8 раз | Игрок держит мяч двумя руками перед грудью. Руки с мячом описывают небольшое кругообразное движение вниз назад-вверх, кисти разгибаются, затем руки резко выпрямляются. |
6. | Имитация передачи мяча стоя в шеренгах | 2-3 раза | |
7. | Удары мяча о стену, где нарисованы круги; ломаные линии; либо по окружности. | ||
8. | Передача мяча и ловля двумя руками от груди | 5-6 раз | |
9. | Подвижные игры "Пятнашки" "Мяч соседу" "Передача мячей в колоннах" "Передал, садись" "Мяч на полу" | 3-4 раза на игру | |
Обучение передвижениям | |||
1. | Бег лицом вперед, по прямой и по дугам | 2 раза | Передвижение выполнять на полусогнутых ногах и удерживать равновесие, которое обеспечивается за счет полусогнутых ног и рук перед грудью |
2. | Бег с изменением скорости, направления, бег по разметкам площадки | 1-2 раза | |
3. | Бег боком спиной, рваный бег. Челночный бег. | 1-2 раза | |
4. | Построение в 4-6 колонн. Бег по длине зала на полу- | 2-3 раза | |
5. | Встречные эстафеты с касанием предметов и линий на полу. | 1-2 раза | |
6. | Обегание кругов с касанием рукой линии круга. | 2-3 раза | |
7. | Эстафеты, игры с мячами (резиновые мячи красиво и ярко окрашенные) | 3-4 раза | |
8. | Подвижные игры | 3-4 раза | |
9. | Передвижения приставными шагами вправо, влево, назад шагом | 1-2 раза | С различным положением рук (на плечи, на поясе, за головой, за спиной) |
10. | То же бегом. | 1-2 раза | |
11. | Остановка двумя шагами, прыжком в движении шагом, после бега. | 2 раза | |
12. | Многоскоки | ||
13. | Прыжок толчком двумя ногами. | 10-15 прыжков | |
3-4 КЛАСС
№ п/п | Содержание | Дозировка | Методические указания |
Упражнения в ходьбе и беге | |||
1. | Упражнения в ходьбе и беге Ходьба на всей ступне | 30 | Спину держать прямо голову поднять. |
2. | Ходьба на носках, пятках, на внешней, внутренней части стопы с различным положением рук (руки за голову вверх, в стороны, за спину, к плечам, на поясе) | 1-2раза | |
3. | Ходьба в приседе, в полуприседе | 1 раз | |
4. | Ходьба с изменением частоты шага | 1 раз | |
5. | Ходьба выпадами Ходьба с изменением направления движения (прямо, назад влево, вправо, змейкой чередуя с медленной ходьбой) | 1-2 раза | |
6. | Бег из различных исходных, положений (из положения сидя, лежа, стоя на коленях и т.д. | 2-3 раза | |
7. | Чередование ходьбы и бега на дистанции 150 м | 1-2 раза | |
8. | Чередование медленного бега с ускорением и остановками по сигналу в положении широкого шага, без отрыва сзади стоящей ноги. | 2-3 раза | |
9. | Прыжки в шаге | 10-12 прыжков | |
10. | Бег зигзагами навстречу идущей в разомкнутом строе колонне, обегая каждого ученика справа и слева поочередно. | 1-2 раза | |
11. | Сочетание бега, передвижений приставными шагами вправо и влево, спиной вперед | 2-3 раза | |
12. | Шаги галопа влево, вправо | 2 раза | |
13. | Бег за направляющим по разметкам зала. | 2-3 раза | |
14. | Бег с поворотами на 360 градусов по сигналу | 1 раз | |
15. | "Слушай сигнал" один свисток - обычный бег, два свистка остановка прыжком, длинный свисток - поворот кругом, бег в обратную сторону. | 1-2 раза | Бег в колонне по одному |
16. | Бег с остановками и поворотами: 4 раза от штрафной линии до центра, от штрафной до штрафной и т.п. | 1-2 раза | |
17. | Эстафеты с бегом по прямой или с бегом по отрезкам | 2-3 раза | |
Остановка прыжком | |||
1. | Построение в две шеренги. Поочередно в шеренгах выполнить прыжком на месте стойку с выставленной вперед ногой, присесть на сзади стоящей ноге и коснуться рукой пола возле нее. То же на другой ноге | 7-8 раз | |
2. | В колоннах по 4-6 человек двигаться вдоль зала, выполняя остановки с приседом и касанием рукой пола на линиях разметки б/б площадки. | 5-6 раз | Ноги полусогнуты, вес тела на сзади стоящей ноге |
3. | В колоннах по два двигаться вдоль зала выполняя остановки по звуковым и зрительным сигналам. | 3-4 раза | |
4. | Игра "Салочки" (в парах или группах) | 2-3 раза | Водящий догоняет учеников своей группы, пытаясь осалить их. Если убегающий успел сесть и коснуться рукой пола, его не салят |
Ловля и передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте | |||
Специально-подготовительные упражнения | |||
1. | Правильное держание мяча руками, для этого положить его на площадку и взять его, сохранять положение пальцев до передачи | 1 раз | |
2. | Подбросить мяч и поймать его, сгибая руки в локтевых суставах | 5-6 раз | |
3. | Ловля мяча, брошенного партнером. | 5-6 раз | |
4. | Перебрасывать мяч с одной руки на другую перед собой руки в стороны | 7-8 раз | |
5. | Перебрасывать мяч с одной руки на другую над головой | 7-8 раз | |
6. | Перебрасывать мяч из одной руки в другую, контролируя его кончиками пальцев | 7-8 раз | |
7. | В стойке баскетболиста лицом к стене на расстоянии 4м. б/б мяч перед грудью. Броски двумя руками от груди в стену с последующей ловлей мяча. | 2-3 раза | Упражнение выполнять на различной высоте (руки над головой, на уровне головы, на уровне груди, пояса, коленей; в различных исходных положениях стоя, сидя, в полуприседе, приседе, лежа) |
8. | То же, но из положения, стоя на коленях на расстоянии Зм | 2-3 раза | |
9. | То же, но из положения лежа на животе на расстоянии 2м. | 1-2 раза | |
10 | Удерживая мяч двумя руками за головой, отпустить его завести руки за спину и поймать мяч. | 5-6 раз | |
11. | Руки вытянуть перед собой, в каждой по мячу. Одновременно подбросить оба мяча вверх и поймать | 7-8 раз | По мере освоения упражнения увеличить высоту полета мяча и выполнять дополнительные движения (хлопок в ладони, приседании поворот на 180 и 360 градусов |
12. | Подбросить одновременно два мяча перед собой, скрестить руки и поймать мячи, подбросить их вверх, развести руки, поймать мячи. | 7-8 раз | |
13. | Подвижные игры "Борьба за мяч", "Гонка мячей по кругу" "Наседка и ястребы", "Не давай мяч водящему" | ||
Ловля и передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте | |||
Ловля и передача мяча | |||
Специальные упражнения | |||
1. | Имитация передачи и ловли мяча стоя в шеренгах. Сжав руки перед грудью пальцами вперед, выбросить кисти вперед как бы «выстрелив» ими. | 2 раза | объяснение и показ держания мяча, передачи и ловли учителем. При бросках двумя руками не следует касаться мяча всей площадью ладоней, мяч нужно удерживать кончиками пальцев. Кисти с расставленными пальцами свободно обхватывают мяч, локти опущены. Кругообразным движением рук мяч подтягивают к груди |
2. | В шеренгах по 4-6 человек. Перед каждой шеренгой стоит водящий. Игроки принимают стойку, руки на уровне лица, кисти повторяют форму мяча. Водящий поочередно вкладывает мяч в кисти игрока. Получив мяч, игрок отпускает руки к груди и держит в положении, из которого выполняется передача | 5-6 раз | |
3. | Набрасывание мяча игрокам своей шеренги одной рукой снизу, чтобы мяч летел на уровне лица. Игроки вытягивают руки и ловят мяч с шагом навстречу. Опустив мяч, игроки передают его водящему от груди. | с 3-4 м. 7-8 раз | При ловле мяча руки следует вытянуть навстречу мячу, кистями образуя как бы воронку |
4. | Построение в 4-6 колонн с водящим. Игроки выбегают из колонн 2-Зраза одновременно с остановкой ловят мяч и; передав его водящему, уходят в конец колонны | 2-3 раза | |
5. | Игроки стоят в парах на расстоянии 2м "стреляют" мячами друг другу | 10-12 раз | В движении участвуют только кисти. Использовать |
6. | Передача мяча двумя руками от груди в парах | 3-4 раза | |
7. | Передача мяча в парах (на расстоянии 4-5м друг от друга) двумя руками от груди за 10 секунд партнеры стоят лицом друг другу на расстоянии 3 м. и ноги на ширине плеч | игроки 1 шеренги держат мяч на вытянутых руках перед грудью одновременно с присоединением с приседанием ученики приводят мяч круговым движением к груди | |
8. | Быстрая передача и ловля мяча в прыжке | ||
9. | Передача мяча с шагом вперед | 10-12 раз | |
10. | Передача мяча в тройках | Соревнуются в количестве передач друг другу. | |
11. | Передача мяча после выполнения поворотов | 7-8 раз | |
12. | Передача мяча после ведения | 5-6 раз | |
13. | Передача мяча после ловли в движении | 5-6 раз | |
Ведение мяча правой и левой рукой | |||
1. Специально-подготовительные упражнения | |||
1. | Ведение мяча сидя на скамейке - ведение мяча правой и левой рукой. | 1-2 раза | Ведение осуществлять толчковыми движениями, кисть не закрепощать |
2. | Сидя на полу ведение мяча правой рукой - справа, левой рукой - слева. | 1-2 раза | |
3. | Сидя на полу, ноги врозь, сделать два удара мячом справа, затем два удара между ног правой рукой, перевести ею на левую руку сделать два удара слева, два между ног и перевести на правую руку и т.д. | 3-4 раза | После освоения упражнения выполнять по одному удару в каждой позиции. |
4. | Ведение двух мячей в стойке баскетболиста на месте правой и левой рукой, одновременно ударяя их о пол | 1-2 раза | |
5. | Ведение мяча вокруг себя правой и левой рукой, ноги вместе, слегка согнуты в коленях | 1-2 раза | |
6. | В стойке ноги на ширине плеч, согнуты в коленях - ведение мя по восьмерке вокруг ног правой и левой рукой. | 1 раз | |
7. | В положении выпада правой вперед сделать удар мячом правой рукой справа, вторым ударом направить мяч под ногами на левую руку. Повторить движение левой рукой и т.д. | 1-2 раза | |
8. | Сидя на полу, выполнять ведение мяча правой рукой справа, по сигналу поднять ноги и перевести ударом под ногами мяч на левую руку и т.д. | 5-6 раз |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для специальных коррекционных школ VIII вида "Чтение" 1-4 класс
Рабочие программы составлены на основе программы 0-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Санкт - Петербург «Просвещение», 2008 год.Основными задачами обучения...
Мастер- класс по баскетболу. Совершенствования технических приёмов в баскетболе
Мастер- класс по баскетболу...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 2 класса "Азбука нравственности"
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для 4 класса
С каждым годом растет количество ребят, обучающихся в общеобразовательных школах по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 8 вида. Предлагаю рабочие программы для учащихся 4 кл...
Рабочие программы по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Здоровейка" 1-4 классы
Рабочие программы для внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению разработаны для уч-ся 1-4 классов. В них содержится тематическое планирование уроков здоровья и подвижных игр....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «РИТМИКА» (спортивно-оздоровительное направление) для 1-4 классов
1. Результаты внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» общеинтеллектуального направления для 4 «А» класса 2021-2022 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» общеинтеллектуального направления ориентирована на учащихся 4 к...