Тренинг для родителей
методическая разработка (4 класс) на тему

Губанова Марина Витальевна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kkonkurs_gubanova_trening_dlya_roditeley.docx44.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа с.Ленинское»

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  «Стили семейного воспитания»

Подготовила:                                                                                                                    учитель МКОУ НОШ с. Ленинское                                                                             Губанова Марина Витальевна,                                                                                     высшая квалификационная категория

2017/ 2018 учебный год

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ   «Стили семейного воспитания»

Цель: коррекция детско-родительских отношений с использованием элементов телесно-ориентированной терапии.

Задачи:

· представить информацию о стилях семейного воспитания;

· провести экспресс-диагностику родительских установок, подвести родителей к осознанию связи между стилем воспитания в семье и особенностями поведения ребёнка;

· создание оптимальных условий для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми, формирование мотивации к их изменению, поиск и апробирование новых способов поведения;

· формирование и развитие навыков рефлексии взаимоотношений с ребёнком;

· приобретение родителями нового чувственного опыта при взаимодействии с детьми.

Ход тренинга

1. Вступительное слово педагога-психолога.
ПРИТЧА...

Один раз Учитель спросил своих учеников:

- Почему, когда люди ссорятся, они кричат?

- Потому, что теряют спокойствие, - сказал один.

- Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой  рядом?- спросил Учитель.

Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя.

В конце концов, он объяснил:

-Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат.

 -А что происходит, когда люди влюбляются?

- Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит?- продолжал Учитель.

- Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви. В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов. Такое бывает, когда рядом двое любящих людей.

Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивают расстояние между вами.

Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути...

     В 99 случаях из 100 причиной непocлушания, непонимания, истерик и других сложностей в отношениях между родителями и детьми, является не ребенок, а родители.

Если ребенок вас не слушается, причина в вас, а не в ребенке. Вам нужно разобраться именно в вашем поведении, а только потом подумать, чем можно помочь ребенку.

      Для детей самое важное и ценное – чтобы их любили. Растения тянутся к солнцу для того, чтобы жить. Также и наши дети, тянутся к тем, кто искренне любит их и ценит. Поэтому если вы не на словах, а на деле покажете им свою любовь, преданность, теплоту и заботу, они никогда не совершат поступка, который может вас огорчить. А принимая важное для них решение, они в первую очередь будут советоваться с вами, а не с друзьями.

Многие считают и учат людей, которые еще на стали родителями, что жизнь после появления в семье ребенка никак не меняется. Это в корне неверно. С появлением в вашей жизни нового человечка изменяется все. Все, что раньше было на первом месте уходит на второй план. Ближайшие 15-18 лет самой главной заботой в вашей жизни являются дети.

     Дети – это самая большая радость, но вместе с тем, самая большая ответственность. Дети – это то, что останется с вами навсeгда. Друзья, работа, мысли и убеждения, даже супруг или супруга могут приходить и уходить, дети же остаются навсeгда!

Самое сложное в воспитании и уходе за детьми – отказаться от некоторых, а иногда многих занятий, которые были важны для вас раньше. Постепенно вы откажетесь от всего того, что расходует ваше время.

     На самом деле, с момента рождения ребенка, ваша жизнь меняется. Все дела переходят на второй план. Прежде всего, вам теперь нужно заниматься ребенком. Вы и только вы на 99% влияете на его характер, развитие, чувства и эмоции, в целом на то, как сложится вся его будущая жизнь.

Каждый ребенок, и ваш – не исключение – нуждается во внимании. Это прописная истина, но немногие родители это понимают. А кто-то просто забывает.

     Внимание со стороны родителей – такая же потребность каждого ребенка, как потребность в еде и прогулках на свежем воздухе. Уделяйте ребенку как можно больше внимания. Каждый день! Каждую свободную минуту!

     Мы все работаем, у нас много дел, и у мужчин и у женщин. Миллионы женщин во всем мире ежедневно ходят на работу, готовят завтрак, обед и ужин, стирают и гладят, убирают. Найдется еще тысяча дел, которые непременно нужно сделать!

1. Заведите привычку с сегодняшнего дня уделить каждому своему ребенку 15-30 минут времени в течение ближайших 90 дней. Не просто включить мультфильм и уйти на кухню, а прочитать сказку, вместе порисовать, полепить, вместе приготовить кушать, выслушать ребенка, рассказать о том, как прошел ваш день. Сходите в театр, кино, на каток, в парк. Сходите всей семьей! Вы сами не заметите, как это 15 -30 минут каждый день кардинально изменят вашу жизнь и ваши отношения с ребенком! Вы будете испытывать неимоверное счастье и гордость за то, что делаете. Ведь только 15% родителей уделяют 30 минут в день на общение со своим ребенком! Будьте лучше других 75%!

Встаньте в один ряд с лучшими родителями планеты!

2. Планируйте свой день таким образом, чтобы хватало времени и на работу и на семью. Делайте каждый день сначала дела, относящиеся к этим двум сферам вашей жизни, а уже потом занимайтесь остальным.

3. Самое важное, что у вас есть – ваши семья и дом. Проводите как можно больше времени дома со своими близкими.

На работе главное – качество, дома – количество!

4. Всегда проводите свободное время с пользой. Например, когда едете с ребенком в машине,  не включайте плеер. Намного важнее поговорить с ребенком о его чувствах, планах, событиях в его жизни, чем послушать любимую песню или новости по радио.

5. Когда ребенок хочет что-то вам сказать, слушайте его внимательно. Вместо попытки слушать в пол уха, повернитесь к нему, оставьте все свои дела и слушайте внимательно! Не делайте вид, что слушаете, а именно слушайте.

6. Всeгда ездите в отпуск всей семьей. Многие хотят отдохнуть от близких в отпуске. Да, есть доля логики в этом. Но! Отдыхайте от всех, т.е. проводите время наедине с собой регулярно. Для этого сделайте правилом в вашей семье два раза в неделю на 1-2 часа освобождать мужа (жену) от всех забот, и также поступайте сами. Проводите два раза в неделю время с собой и для себя. Погуляйте, сходите с подругой в кафе, сходите за покупками, в бассейн и т.д. А отпуск проводите всей семьей. Конечно, многие родители хотят отдохнуть от детей и побыть наедине друг с другом. Также делайте это регулярно и не привязывайте это к отпуску.

2. Упражнение-разминка «Группировки»

Участникам предлагается молча, с помощью невербального общения объединиться:

- в зависимости от количества детей в семье;

- в зависимости от пола детей;

- тем, кто каждый день играет с ребёнком;

-  тем, у кого хорошие взаимоотношения с детьми.

3. Диагностическое упражнение «Идеальный родитель»

Участники методом «мозгового штурма» составляют портрет «идеального родителя».  Ведущий записывает высказывания на доске. Затем на рисунке, где изображены круги (мишень), каждый участник ставит любой знак синим фломастером там, где он, по собственному мнению, находится относительно центра круга. Центр символизирует «идеального родителя» со всеми перечисленными качествами. Далее родители проговаривают два, три качества, которые помогут приблизиться к центру круга.

4. Мини-лекция «Стили семейного воспитания»

Чтобы приблизиться к идеальному родителю необходимо соблюдать правила трёх «П»: принятие, признание, понимание.

Сегодня мы с вами поговорим о характере ребёнка.

ХАРАКТЕР – это результат семейного воспитания, и его задатки можно увидеть уже на третьем году жизни.

СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ - это наиболее характерные способы общения родителей с ребёнком, использование ими определённых средств и методов педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного взаимодействия. В каждой семье свой стиль общения.

Умение взаимодействовать с детьми очень важно. Все мы, взрослые, задаем один и тот же вопрос: «Где найти время для общения?». Ведь темп сегодняшней жизни настолько высок, что всё происходит в спешке.

Давайте вспомним, как начинается утро в доме. Мы даём детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течении дня. В следующий раз мы встречаемся вечером. Совместный ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты сплачивают семью. Но наше общение ограничено отдельными фразами. Разве можно поговорить, когда работает телевизор и какая-то женщина уже третий раз рекламирует стиральный порошок.

Были проведены исследования, в которых определили время, которое родители затрачивают на разговор с ребёнком.

Как вы думаете, сколько это? (20 минут)

Из них 10 минут приходит на раздачу указаний. Учёные определили несколько моделей общения, а значит воспитания: авторитарный, демократический, попустительский, хаотический и опекающий. 

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ – (в терминологии других авторов – диктат, доминирование). Все решения принимают родители, считающие, что ребёнок во всём должен подчиняться их воле. Такие родители придерживаются карательно-насильственной дисциплины, чрезмерно контролируют все поступки детей, требуют покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Они ограничивают самостоятельность ребёнка. Не обосновывают свои требования, сопровождая их жёстким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями. Вследствие этого у ребёнка развивается неуверенность в себе , страх, мстительность, агрессивность, по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль вызывает у ребёнка отчуждение от родителей. Далее такой ребёнок будет конфликтным. Такие отношения исключают душевную близость с детьми. 

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ – (авторитетный, сотрудничество). Родители поощряют ответственность и самостоятельность своих детей с учётом их возрастных особенностей, уважают личность ребёнка, принимают его таким, какой он есть, дают понять, что его дела важны для них, доверяют, осуждают не самого ребёнка, а его поступок, прислушиваются к мнению ребёнка, проводят вместе  с ним свободное время. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо адаптируются в социуме. Родители требуют от детей осмысленного поведения, чутко относясь к их запросам. При этом проявляют твёрдость, что формирует правильное, ответственное социальное поведение. 

ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ – (либеральный, снисходительный, гипоопека). Ребёнок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей. Такие родители почти не контролируют поведение ребёнка. Проявлениями либерализма может быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребёнка, неоправданная идеализация его родителями. При таком воспитании у ребёнка формируется чрезмерное самолюбие, происходит задержка эмоционального развития, возникает недоверие к людям, озлобленность. Могут проявляться эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка. Становясь взрослыми такие дети, конфликтуют с теми, кто не потакает им. Они не способны учитывать интересы других людей. 

ХАОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ – (непоследовательное руководство) – это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определённых, конкретных требований к ребёнку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле закладывается важная потребность в стабильности, и упорядоченности окружающего мира, наличие чётких ориентиров в поведении и оценках. Такие дети тревожны, неуверенны, импульсивны, а в сложных ситуациях даже агрессивны и неуправляемы, социально дезадаптированы. У детей не формируется самоконтроль, чувство ответственности, заниженная самооценка. 

ОПЕКАЮЩИЙ СТИЛЬ – (гиперопека, концентрация внимания на ребёнке – стремление постоянно быть около ребёнка, решать за него все возникающие проблемы. Родители ограничивают самостоятельность ребёнка.Такой стиль развивает у ребёнка чрезмерную значимость, формирует тревожность, беспомощность, социальную дезадаптацию. 

5. Тест «Ваш стиль общения и воспитания» 

«ВАШ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы теста, выбрав один из вариантов ответа.

1. Как Вы считаете, из-за чего дети скорее станут непослушными?

А. Из-за излишней мягкости и вседозволенности со стороны родителей.

Б. Из-за чрезмерной требовательности родителей.

В. Из-за своих эгоизма, лени и упрямства.

2. С каким из приведенных утверждений вы согласны?

А. Если ребёнка с детства держать в строгих рамках, то из него вырастет хороший человек.

Б. Родители не вправе требовать от ребёнка уважения к себе, они должны заслужить его.

В. Важно, чтобы родители не мешали жить детям и не навязывали им свое общество.

3. Как вы считаете, в какой степени родители должны участвовать в отношениях ребёнка со сверстниками?

А. Ребёнок обязан близко общаться только с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Б. Родителям нужно знать друзей своего ребёнка, приглашать их в гости, но вмешиваться в отношения детей можно только в исключительных случаях.

В. Ребёнок может общаться с кем захочет, родителей это не касается.

4. Ребенок должен понимать, что его родители…

А. Знают всё, о чём он думает.

Б. Интересуются его мыслями и чувствами.

В. Не претендую на то, чтобы знать его помыслы.

5. Взрослый должен просить прощения у ребёнка?

А. Никогда.

Б. В тех случаях, когда взрослый не прав, обязательно.

В. По настроению.

6. Может ли ребёнок самостоятельно решать, чем ему заниматься в свободное время?

А. Пока не станет достаточно взрослым – нет.

Б. Конечно. Может. Но задача родителей – направить его энергию в «мирное русло», предложить интересные и полезные занятия.

В. Может. А родители должны помочь материально.

7. Как должны реагировать родители ребёнка, услышав от него нецензурные выражения?

А. Возмутиться и строго наказать.

Б. Договориться, что эти слова он больше не будет произносить.

В. Не делать из мухи слона, первый раз можно вообще пропустить мимо ушей.

8. Зачем давать ребёнку деньги на карманные расходы?

А. Чтобы он сам делал покупки и отчитывался за них перед родителями.

Б. Чтобы он мог их потратить по своему усмотрении.

В. Чтобы он не воровал деньги у родителей.

9. У ребёнка могут быть секреты от родителей?

А. Только в том случае, если родители плохо следят за ребёнком.

Б. Да. Это обязательное условие нормального взросления, дети должны иметь собственную личную жизнь.

В. Конечно, ведь у ребёнка должен быть свой мир, закрытый для взрослых.

10.  Как вы считаете, до какого момента взрослые должны сами выбирать одежду и другие вещи для ребёнка?

А. До той поры, пока ребёнок не начнёт покупать всё это сам на самостоятельно заработанные деньги.

Б. До того, как ребёнок не научится высказывать свои пожелания на этот счёт.

В. До того, пока ребёнок не потребует самостоятельности в выборе себе вещей.

11.  Нужно ли родителям демонстрировать ребёнку свою любовь?

А. Нет. Можно только хвалить за успехи, но телячьи нежности ни к чему.

Б. Конечно. Однако любая ласка должна быть уместна ( например, не целовать мальчика при его друзьях).

В. Да и как можно чаще.

12. Считаете ли вы соблюдение режима дня обязательным для ребёнка?

А. Безусловно. Родители должны следить за этим.

Б. В жизни ребёнка должен быть каждодневный распорядок, от которого возможны отступления.

В. Ни к чему мучить ребёнка и себя.

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

Если ответов А больше всего, то у вас преобладает авторитарный стиль воспитания, Б – демократический, В – либеральный.

Стиль семейного воспитания - это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям  в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.

Характеристика стилей семейного воспитания  

В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания:  авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопека.Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка. 

Авторитарный стиль семейного воспитания.                                                   При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской  любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя  либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.

Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.

При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. 

Влияние авторитарного стиля воспитания на поведение подростков

По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу. Именно при авторитарном стиле семейного воспитания подростки будут порождать конфликты, относясь к окружающим с враждебностью. Родители всегда принимают решения за ребёнка сами, подавляя тем самым инициативу ребенка, лишая его возможности научиться брать ответственность за свои поступки на себя. 

Активные и сильные подростки начнут бунтовать, сопротивляться, становясь более агрессивными, могут сбегать из дома. Робкие и неуверенные в себе подростки с заниженной самооценкой, наоборот, привыкнут во всем слушаться родителей, не делая попыток решать собственные проблемы самостоятельно, всегда и во всем будут полагаться на родителей. 

Либерально - попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека)

При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», "Нельзя", указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения с ребёнком характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.

Либеральные родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребёнку проявить себя, показать свои способности, открыть творческие способности, индивидуальность. Родители искренне считают, что таким образом научат их различать, что правильно", что "неправильно". Либеральным родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Они частенько поощряют черезчур раскованное и неуместное поведение своего ребенка. 

Каким вырастет ребёнок при попустительском стиле семейного воспитания

Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные  взаимоотношения и эмоциональные прочные связи с людьми. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам.

Ребёнок, выращенный в обстановке вседозволенности, более подвержен психологическим проблемам, фобиям, депрессиям. Такой ребенок не научен контролировать себя и своё поведение у него будет немного шансов развить самоуважение. В будущем ребёнок, воспитанный либеральными родителями, будет неспособен противостоять жизненным проблемам, у него возникнут трудности с социальным взаимодействием.  Что в свою очередь приведет к несформированности адекватной самооценки и чувства собственного достоинства. Он будет конфликтовать со всеми, кто не потакает его желаниям.  

Гиперопекающий стиль семейного воспитания

При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии.  Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие. 

Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.

Каким вырастет ребенок при гиперопекающем стиле семейного воспитания

Ребенок растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, плаксивым, у него возникают трудности в социализации. 

Дети вырастают послушными, но в то же время неуверенными в себе, своих силах и возможностях, всегда будут бояться сделать что-то не так, ошибиться. 

Некоторые дети в подростковом возрасте будут стремиться вырваться из-под чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляя агрессию, становясь непослушными и своевольными. 

Гиперопека, контроль, ограничения и запреты развивают у ребенка умение хитрить, обманывать и скрытность. Подростки будут использовать ложь, как средство самозащиты от родителей, постоянно пытающихся контролировать его личную жизнь, что в итоге приведет к отчуждению. 

Последствия гиперопекающего стиля семейного воспитания - формирование зависимости от чужого, а также негативного влияния от других людей. Именно гиперопека виновата, что дети вырастают "маменькиными сынками".

Отчужденный стиль семейного воспитания

При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе. 

Отчужденный стиль воспитания наблюдается чаще в неблагополучных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками. 

Каким вырастет ребенок при отчужденном стиле семейного воспитания 

Подобное безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе.   У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям. 

Подростки часто имеют проблемы с законом. 

Хаотический стиль семейного воспитания

Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка: отсутствуют конкретные, определенные, четкие требования к ребёнку.

Возникает хаотичный стиль на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка.

Непредсказуемые действия и реакции родителей лишают ребёнка чувства стабильности, провоцируют повышенную  неуверенность, импульсивность, тревожность, агрессивность, неуправляемость, социальную дезадаптацию.  

Каким вырастет ребенок при хаотичном стиле воспитания

Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность.

При хаотичном стиле воспитания у ребенка не сформируется самоконтроль, чувство ответственности за себя и других людей. Ребенок будет отличаться незрелостью суждений. 

Демократический стиль семейного воспитания

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают  его нужды и потребности.  Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют  твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.

Также демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы. 

В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка. 

Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия. 

Каким вырастет ребёнок при демократическом стиле семейного воспитания

Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за за себя и близких ему людей. Дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми.

Ребёнок вырастает ответственным, независимым, компетентным, уверенным в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и как правило добивается больших успехов в жизни.

Дети знают, что родители всегда смогут его выслушать и помочь. 

Правильное, ответственное социальное поведение формируется у ребенка при проявлении родителями справедливости, заботы, твердости и соблюдении дисциплины.

Демократический  стиль воспитания, как утверждают многие психологи,  является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.

Независимо от того, какой стиль воспитания родители выбрали, все могут совершить наиболее часто встречающиеся ошибки. Рассмотрим их на примерах.

7 ГЛАВНЫХ ОШИБОК В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

 Мы не даем детям рисковать

Мы живем в мире, в котором опасности окружают нас на каждом шагу. Понимая это, мы делаем все, чтобы защитить наших детей. Но европейские психологи обнаружили: если дети не играют на улице, если им ни разу не пришлось упасть и ободрать коленку, то во взрослой жизни они часто страдают фобиями.

Ребенку следует упасть несколько раз, чтобы понять, что это нормально. Подросткам следует поссориться и пережить горечь первой любви, чтобы обрести эмоциональную зрелость, без которой невозможны долгосрочные отношения. Исключая риск из жизни детей, взрослые порождают у них высокомерие, заносчивость и низкую самооценку в будущем.

 Мы слишком быстро бросаемся на помощь

Сегодняшнее поколение молодых людей не развило в себе некоторые умения, которые были присущи детям 30 лет назад. Когда мы слишком скоро приходим на помощь и чрезмерно окружаем ребенка «заботой», мы лишаем его необходимости самому искать выход из сложных ситуаций.

Рано или поздно дети привыкают к тому, что кто-то их всегда «спасет». Во взрослом мире такого нет. Ваши дети рискуют оказаться неприспособленными ко взрослой жизни.

 Мы слишком легко восторгаемся ими

Движение за повышение самооценки началось еще с поколения бэби-бумеров, а в 1980-е оно пустило корни в школе. Правило «каждый участник получает кубок» позволяет ребенку почувствовать себя особенным. Но исследования современных психологов показывают, что такой метод поощрения имеет непредвиденные последствия.

Через какое-то время ребенок замечает, что единственные люди, кто считает его замечательным, — это мама и папа, а остальные так не считают. И тогда ребенок начинает сомневаться в объективности своих родителей. Ему приятно получать похвалу, но он понимает, что это никак не связано с действительностью. Со временем такой ребенок учится жульничать, преувеличивать и лгать, чтобы избегать неудобной реальности. Потому что он просто не приспособлен к столкновениям со сложностями.

 Мы позволяем чувству вины затмевать хорошее поведение

Ваш ребенок не должен любить вас каждую минуту. Ему предстоит преодолеть много неприятностей в этой жизни, но в этом может помешать избалованность. Поэтому говорите детям «нет» и «не сейчас», чтобы они учились бороться за свои желания и потребности.

Если в семье несколько детей, родители обычно считают несправедливым награждать одного ребенка и оставлять обделенным другого. Но награждать всех и всегда нереалистично. Такими действиями мы упускаем возможность показать детям, что успех зависит от наших собственных усилий и благих поступков. И дважды подумайте, прежде чем вознаграждать детей поездками в торговые центры. Если ваши отношения основаны только на материальных стимулах, дети не будут чувствовать ни внутренней мотивации, ни безусловной любви.

 Мы не делимся ошибками из собственного прошлого

Настанет время, когда здоровый подросток обязательно пожелает «расправить крылья» и набить собственные шишки. И взрослый должен разрешить ему сделать это. Но это вовсе не означает, что мы не будем помогать детям ориентироваться в неизвестных вещах и событиях.

Поделитесь с детьми ошибками, которые вы совершали в их возрасте, но избегайте излишних нравоучений про курение, алкоголь и наркотики. Дети должны быть готовы ко встрече с неприятностями и уметь отвечать за последствия своих решений. Расскажите им, что вы чувствовали, когда столкнулись с похожими обстоятельствами, чем руководствовались в поступках, какие уроки усвоили.

 Мы путаем интеллект и одаренность со зрелостью

Интеллект часто используется в качестве меры зрелости ребенка, и в результате родители предполагают, что умный ребенок готов к реальному миру. Это не так.

Не существует волшебного «возраста ответственности» или руководства о том, когда ребенку пора давать какие-то конкретные свободы. Но есть хорошее правило — наблюдать за другими детьми такого же возраста. Если вы замечаете, что ровесники вашего ребенка гораздо более самостоятельны, то, возможно, вы сами сдерживаете развитие у него независимости.

 Мы сами не делаем того, чему учим детей

Как родители, мы должны моделировать ту жизнь, которую желаем для наших детей. Сейчас именно мы — лидеры своей семьи, поэтому должны придерживаться правды в отношениях с окружающими. Следите за своими проступками, даже мелкими, потому что за вами наблюдают ваши дети.

Если вы не идете в обход правил, то дети будут знать, что это неприемлемо и для них. Покажите детям, что значит всецело и с удовольствием помогать другим. Делайте людей и места лучше, чем они были до вас, и ваши дети будут делать так же.

     Семейная жизнь должна быть приключением, а не дисциплинарной мерой, где всё постоянно оценивается для исполнения приговора.

Если семейство сравнить с фруктом, это был бы апельсин. Где все дольки скреплены между собой в одно целое, но притом каждая легко отделяется. С людьми похожая ситуация: вся родня живет своей жизнью, даже в разных местах, но, сообща, это одна большая семья.

Семья — твой шедевр, который ты создаешь собственными руками.

Богатство появляется, исчезает, но семейство приобретает больше значения с каждым прожитым годом.

Люби своего ребенка любым — не талантливым, не удачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

И в заключении нашей встречи послушайте, пожалуйста, стихотворение Тереховой Любови.

…Семнадцать раз обнять,
поцеловать раз десять…
Лишь так счастливей стать
Сумеют наши дети.
Целуйте их всегда,
Ласкайте и купайте…
Хоть в доме – нищета,
Игрушки покупайте!
Пусть он растет не так,
– о будущем мечтайте!
Любви, хоть на пятак,
Ребенку отпускайте!
Досаде вопреки,
– ребенка обнимайте,
И в нежность, как в силки,
Его вы заключайте!
Иначе – дьявол злой,
Его уловит в сети…
Любовь. Добро. Покой – 
О них мечтают дети.
А нам все недосуг,
и гонит нас работа:
Чтоб все как у подруг – 
Наряды и работа.
Чтоб все, как у людей – 
И интерьер, и дача…
Не видим слез детей,
Когда ночами плачут.
Пока мы свой карман
Для них же – набиваем,
Их гладит наркоман, 
а мы о том не знаем.
Целует их маньяк:
Любви им не хватает…
Они не просто так,
Как птицы, улетают.
И нам их не догнать,
Они парят в нирване…
Ах, если б это знать
Мы все могли заранее!..
…………………………….
Семнадцать раз обнять,
Поцеловать раз десять…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей "Как помочь ребёнку в овладении грамотой?""

Тренинг проводится в виде соревнования двух команд. Участникам предлагаются задания, целью которых являются звуковой анализ слова, дифференциация звуков, звуко-буквенный анализ слова, закрепление зрит...

Детская тревожность. Тренинг для родителей

Детская тревожность, подкрепленная взрослым рассудком, может превратиться в чудовище, пожирающее последние островки счастья в человеке. На месте съеденных островков образуются дыры....

Семинар с элементами тренинга для родителей учащихся начальной школы "Эмоциональное состояние ребёнка в семье"

Семинар с элементами тренинга для родителей учащихся начальной школы.Встреча  проводится после исследования эмоционального вос­приятия учащимися своей семейной ситуации....

Тренинг для родителей

Совместное занятие родителей с детьми: "Поговорите со мной, родители!"...

Тренинг для родителей учащихся начальных классов "Родительская любовь и воспитание"

Тренинг для родителей учащихся начальных классов "Родительская любовь и воспитание" Цель:создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия и сотрудничества; повышение профессио...

Тренинг для родителей 1 класса по теме: «Поговорите со мной, родители!»

Тренинг для родителей 1 класса по теме:«Поговорите со мной, родители!»...

Тренинг для родителей "Я-хороший родитель!"

Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми....