родительское собрание по проектной деятельности в начальной школе
консультация на тему
Данный материал поможет педагогу информировать родителей о том, как помочь ребенку в работе над учебным проектом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа с родителями | 25.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
(для родителей учеников начальной школы)
«Что такое проектная деятельность учащихся, роль родителей в организации проектной деятельности в начальной школе»
Цель собрания: активное вовлечение родителей в совместную работу по организации проектной деятельности (ПД) детей.
Задачи собрания:
- уточнить и расширить представления родителей о ПД, ее сути и значимости для развития и формирования личности ребенка;
- обсудить с родителями, в чем заключается их роль, как помочь ребенку добиться успеха в ПД;
- выявить, какие затруднения, с точки зрения родителей, могут возникнуть при подготовке проектов и как их разрешить;
- изучить образовательные и воспитательные возможности семей;
- мотивировать родителей на тесное сотрудничество семьи и школы в вопросах воспитания и образования детей.
Подготовительная работа:
- провести анкетирование родителей с целью выявления их общей осведомленности по данному вопросу и степени готовности их к оказанию помощи в ПД учащихся;
- подготовить выступления 1-2 родителей об успешной подготовке и представлении проектов своих детей, о роли родителей в них;
- подготовить презентацию с теоретическим минимумом о ПД учащихся.
Ход собрания:
I. Слово учителя:
В настоящее время проектная деятельность учащихся - неотъемлемая часть образовательного процесса, начинающегося еще в дошкольных учреждениях. Объясняется это требованиями нового времени. Чтобы наши дети нашли свое место в жизни и добились успеха, им теперь недостаточно быть просто хорошими исполнителями, обществом востребованы творческие, умеющие самостоятельно мыслить люди, способные создавать новое, проявлять активность и брать на себя ответственность. Включение учащихся в проектную деятельность позволяет каждому ученику раскрыть свой потенциал, развивать свои способности, с интересом познавать новое и активно использовать уже имеющиеся знания и умения.
В реальной практике успешное участие наших ребят в проектной деятельности зачастую зависит от согласованности действий учителя и родителей.
Во-первых, в силу своих возрастных особенностей, младшие школьники далеко не сразу способны быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения того или иного проекта. Более того, многие из них испытывают существенные трудности в решении ряда организационных, технических, оформительских и других вопросов. Безусловно, главную помощь ребенку оказывает педагог. Однако, младшему школьнику нужна еще и поддержка родителей, особенно в тех проектах, выполнение которых происходит во внеурочное время.
Во- вторых, объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но и родителей особенно важно в ситуации дефицита внутрисемейного общения, характерной для нашего времени.
В- третьих, в таких проектах, как например «Мое генеалогическое древо», «Наши семейные традиции», «Великая Отечественная война в истории нашей семьи» и многих других, участие родителей просто необходимо.
Основная цель привлечения родителей к ПД школьников - сотрудничество с собственным ребенком, очень важно, чтобы родители не брали на себя функции ученика, иначе теряется смысл выполнения проекта
Сегодня мы с вами определим, что же такое проектная деятельность учащихся, какова в ней роль родителей. (Презентация)
Анкетирование показало, что родителям, для осуществления эффективной поддержки своих детей в ПД необходим теоретический минимум. Что же такое ПД? Каковы ее основные характеристики, этапы?
Итак, проект это - выполнение запланированных последовательных действий для достижения поставленной цели с последующим представлением и оценкой полученных результатов. Можно сказать и так, проект - это пять «П» проблема- проектирование (планирование)- поиск информации- продукт- презентация(Слайд1)
Тема проекта может быть выбрана учеником или предложена взрослым.
Цель проекта должна звучать четко, лаконично, отражать тему проекта.
Задачи - шаги, которые надо сделать, чтобы достичь цель (описать, изучить, установить, выяснить, привлечь и т. д.)
План действий (последовательность и сроки выполнения работ):
- 1. Подобрать и изучить литературу.
2. Изучить информацию в сети Интернет.
3. Подобрать фотографии, репродукции, фильмы и т. д.
4. Провести наблюдение, опыт, опрос.
5. Выполнить рисунки, макеты, модели, схемы.
6. Сравнить полученные результаты.
7. Оформить результаты.
8. Подготовить презентацию.
Форма проекта - продукт проектной деятельности (макет, модель; газета, журнал, буклет, атлас, карта, справочник, фото отчет, фильм; игра, праздник, экскурсия,; благоустройство или украшение помещений, территорий и т. д.)
Защита проекта: демонстрация полученного продукта; выставка, аукцион, экскурсия; спектакль, концерт, праздник; демонстрация видеофильма, фоторепортажа, презентации и т.д.
Какую же роль играют родители в ПД?
1. Мотивационная поддержка
Может потребоваться учащемуся на различных этапах проектной деятельности. Заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, развитии у ребенка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы. Осуществление этого вида поддержки индивидуально для каждого школьника, зависит от особенностей развития его познавательной сферы и самооценки. Родитель может подбодрить своего ребенка, показать собственную заинтересованность, как темой проекта, так и сотрудничеством с учащимся.
2. Информационная поддержка
Актуальна на этапе сбора необходимых для выполнения проекта материалов. Родитель нередко сам выступает важным источником информации для ребенка, может порекомендовать определенные источники или выразить сомнения относительно некоторых из них, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет.
3. Организационная поддержка
Одна из самых необходимых для учащихся начального звена в силу их возрастных особенностей. Весьма разнообразна по своему содержанию и может касаться как внешней стороны выполнения проекта (например, сопровождение ребенка или группы детей в музей, библиотеку, организация экскурсии для сбора необходимой информации), так и внутреннего плана (например, помощь ребенку в оптимальном распределении времени и дозировании нагрузки в процессе подготовки проекта).
4. Техническая поддержка.
Эта помощь может потребоваться младшим школьникам на разных этапах подготовки проекта: во время сбора информации, ее обработки, в моменты планирования и проведения презентации. Она подразумевает участие родителей в проведении фото и видеосъемок, монтаже материалов, подготовке компьютерных презентаций, техническом оснащении докладов, праздников и многом другом.
5. Поддержка в самооценке проекта.
Данный вид помощи важен не только в конце проектной деятельности, но и в ее процессе, чтобы учащийся мог своевременно скорректировать свои действия. Родители могут спросить у ребенка: что получается не так, как хотелось бы, и почему, как можно это исправить; что для него самое трудное, интересное, полезное в выполнении конкретного проекта. В конце работы желательно вместе обсудить ее достоинства и недочеты и обязательно отметить реальные достижения ребенка – ведь пусть в малом, но он продвинулся вперед. Необходимо подчеркнуть, что все перечисленные виды поддержки должны оказываться родителями лишь в том случае, если они действительно необходимы – например, ребенок испытывает серьезные затруднения в каких-либо действиях или сам обращается за помощью. И, конечно же, взрослому следует учитывать опыт ребенка в выполнении проектов, стремясь к постепенному уменьшению своего участия и созданию условий для становления инициативности и самостоятельности младшего школьника.
В учебном материале представлены интереснейшие темы проектов, например, по окружающему миру: «Красная книга или возьмем под защиту», «Профессии», «Моя родословная», «Города России», «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Кто нас защищает», «Школа кулинаров», «Экономика родного края». Работа над данными проектами значительно расширит кругозор ребенка, даст возможность проявить себя, повысит интерес к изучаемому предмету.
Сотрудничество родителей со своими детьми в процессе проектной деятельности взаимно обогащает как ребенка, так и самого взрослого, способствует открытию нового друг в друге и эмоциональному сближению. В нашем классе есть родители, которые уже имеют положительный опыт и могут им поделиться.
Выступления родителей, делящихся опытом проектной деятельности своих детей
Возможные вопросы:
Какой проект готовил и представлял Ваш ребенок?
Как ребенок относился к Вашей помощи в подготовке проекта: принимал охотно или не принимал, даже если она требовалась, а может, рассчитывал только на нее, не проявляя самостоятельность?
Что в большей степени привлекало вашего ребенка: планирование, выполнение (подготовка) или представление (презентация) проекта?
Что явилось самым трудным для Вашего ребенка: распределение своего времени, поиск информации, подготовка презентации или что-то другое?
Что оказалось сложным для вас?
Довольны ли Вы вашей совместной деятельностью с ребенком, как вы оцениваете результаты?
Давайте подытожим, что же такое проектная деятельность учащихся и какова в ней роль родителей (презентация).
В заключении хочется поблагодарить родителей за помощь и поддержку и выразить готовность к дальнейшему сотрудничеству.
АНКЕТА для родителей
1.Имеете ли вы достаточное представление о том, что такое «Проектная деятельность учащихся»? (Подчеркните: Да. Нет. Совсем немного. Затрудняюсь ответить)
2.Имеется ли у вас опыт в совестной с ребенком и учителем работе в ПД? (Подчеркните: Да. Нет. Совсем немного. Затрудняюсь ответить)
3.Как Вы считаете, должны ли родители помогать и поддерживать своего ребенка в ПД? (Подчеркните: Да. Нет. Совсем немного. Затрудняюсь ответить.)
4.Может ли Ваш ребенок на данном этапе абсолютно самостоятельно работать над проектом? ( Подчеркните: Да. Нет. Затрудняюсь ответить)
5.В чем конкретно вы готовы помочь ребенку в работе над проектом, отметьте:
-мотивировать ребенка на активное участие в ПД
-формулировать цели и задачи проекта
-помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет;
-оказывать техническую поддержку: фото и видеосъемка, подготовка компьютерных презентаций
-подготовка к докладу по результатам проекта
-поддержка в самооценке проекта
6. Что лично для Вас является препятствием в совместной с Вашим ребенком работе над проектом, отметьте:
-недостаточная информированность;
-постоянная занятость, нехватка времени;
-отсутствие технических возможностей (нет аппаратуры для съемки, компьютера, подключения к Интернет)
-другое:______________________________________________________
-ничего не препятствует.
Спасибо за участие!
ЛИТЕРАТУРА
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Начальная школа. – 2005. - №6.
3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
5.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9.
6.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2.
7. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.
8. Макаров Ю. Метод проектов. .//Начальная школа. Первое сентября, 2006, №10, с.4-7
9. Савенков А.И. Игры, дающие старт исследовательской деятельности. //Директор школы, 2004, №1, с46-50.
10. Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации // Исследовательская работа школьников, 2002, №1 с.34-45, №2 с.73-78.
11. Савенкова А. И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование: [Создание творческих проектов младшими школьниками] // Школьные технологии, 1998, №4, с.144–148.
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
13. Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника: Учебно-методическое пособие (Вып.1-5). - Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007.
14. Сухаревская Е. Проекты и исследования.//Начальная школа. Первое сентября, 2008, №5, с.10-15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Организация проектной деятельности с учащимися 2 класса
Сформировать понятие о творческой проектной деятельности, познакомить с актуальностью и содержанием данной деятельности.Способствовать овладению родителями умением оказать помощь своим родителям...
Родительское собрание "Проектная деятельность в начальной школе"
Конспект родительского собрания в 1 классе...
родительское собрание по проектной деятельности в начальной школе
Данный материал поможет педагогу информировать родителей о том, как помочь ребенку в работе над учебным проектом...
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
Родительское собрание на тему Проектная деятельность в начальной школе.
Родителям о проектной деятельности в начальной школе....
Родительское собрание "Проектная деятельность в начальной школе"
Презентация знакомит родителей с целями и задачами проектов, с основными видами и этапами проектной деятельности....