Особенности воздействия семьи на процесс обучения.
статья (2 класс) на тему
Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников. Роль семьи и школы в воспитании ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vozdeystviya_semi_na_protsess_obucheniya_mladshih_shkolnikov_s.a.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников.
Семья — это ячейка общества, которая играет огромную роль в жизни. Это первый коллектив, который дает ребенку представления о том, как нужно жить и вести себя в обществе. В прошлом, когда не существовало специальной системы образования, основной силой была семья, родители, близкие. В материнской любви ребенок находил образец всякой любви вообще, в отношениях с отцом получал первый опыт послушания. В процессе общения с близкими он усваивал правила, знакомился с обычаями, установленными в семье. Традиции народной педагогики складывались веками.
Влияние семьи на процесс воспитания личности ребенка осуществляется прежде всего через родителей, их образ жизни и деятельности, нравственные устои, семейные устремления, взаимоотношения между членами семьи, семейные традиции. Влияние оказывает их духовная культура, опыт социального общения, семейные традиции.
Семейные традиции вносят известный вклад в становление психологических особенностей пола ребенка, которые включают определенный набор черт характера.
Родители, заменяя и дополняя друг друга, выполняют разнообразные воспитательные задачи. От мужчины обычно ждут энергичности, силы, смелости, ответственности за принятие решений и т.д. От женщины-матери зависит воспитание у детей сердечности, ласки, снисходительности, доброты и других нравственных качеств человека. Однако родители — и отец, и мать — совместно осуществляют заботу о детях, формируют их представления о мире и людях, учат разбираться в социальных ситуациях, соблюдать моральные нормы.
В начальной школе огромное внимание я стараюсь уделять вопросу о воздействии семьи на процесс обучения младших школьников.
Есть различные способы и пути формирования интереса к процессу обучения: в школе одни методы, дома другие. Поэтому для формирования устойчивых интересов у детей просто необходимо тесное сотрудничество семьи и школы.
Воспитать интерес ребенка невозможно в отрыве от воспитания всей личности человека.
Интерес к обучению надо специально воспитывать: вызывать положительное отношение к деятельности и предметам. Это возможно только при наличии у ребенка эмоционального отношения к делу. Родители, в свою очередь, должны постараться обеспечить развитие у ребенка того самого эмоционального отношения. Этому способствуют:
- пример матери и отца, старших сестер и братьев;
- совместная деятельность;
- беседы о роли знаний;
- экскурсии, в результате которых дети воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения объектов и непосредственного ознакомления с ними. С помощью экскурсий растет уровень научности, укрепляется его связь с жизнью, практикой, а также формируется учебно-познавательный интерес.
Чувство гордости и радости, возникающие у ребенка в связи с осознанием им своего продвижения в деятельности, в том числе и в умственной, укрепляются у них с каждой новой удачной работой.
Следует иметь в виду, что создание положительного отношения к учению, к труду и к другим видам деятельности формируется в основном в школе; имеет громадное значение весь стиль работы школы, личности и мастерство учителя. Поэтому вся работа родителей по воспитанию предпосылок интереса, а также по формированию самого познавательного интереса должна идти в тесном контакте со школой, с учителем.
Как воспитать сознательность, ответственное отношение к делу?
Большую роль играет, конечно, школа, но от родителей зависит понимание ребенком значения тех видов деятельности, с которыми он знакомится помимо школы.
Общественная направленность труда ребенка, уважение к нему, понимание – в сильной степени зависит от родителей.
Их собственная сознательность, ответственность по отношению к своим обязанностям, строгое их выполнение, добросовестное отношение к работе воспитывает и в детях чувство ответственности.
Некоторые родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Однако, влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.
Какую помощь может оказать семья ребенку, начинающему обучение в школе?
1. Воспитывайте у ребенка отношение к учебе не как к тяжкой повинности, навязываемой взрослым, а как к познанию мира, проявляйте сами уважение к учителю, раскрывайте детям особенности и значение его труда, воспитывайте интерес к одноклассникам. Имейте в виду, что информация о школе, учителе, детях, которую вы получаете от своего ребенка, может быть субъективной, искаженной. Необходимо самим быть ближе к школе, чтобы иметь реальные представления о том, в какой помощи нуждается ребенок.
2. Терпимо относитесь к тому, что ребенок не сразу усваивает новые знания, овладевает учебными навыками, не впадайте от этого в панику и не делайте преждевременных выводов. Старайтесь избегать таких оценок: «не думал», «не стараешься», «не выучил».
Если ребенок все время боится, что его будут ругать за плохую успеваемость, накажут, это не только не способствует желанию учиться, интересу к знаниям, но и вызывает отрицательное отношение к школе и учителю, разрушает взаимопонимание детей и родителей. Страх - плохой помощник, как в воспитании, так и в обучении.
3. При возникших у ребенка трудностях в обучении не обвиняйте в них его самого. Чрезмерная строгость, осуждение, угрозы не только не стимулируют желание преодолевать трудности учения, но и лишают ученика уверенности, что он с ними справится, формируют чувство вины, сознание собственной неполноценности. Постарайтесь вместе с учителем разобраться в причинах возникших трудностей и помогите устранить их.
4. Ребенку нельзя внушать, что неуспехи в школе могут лишить его любви родителей. Если члены семьи ставят свое отношение к школьнику в зависимость от полученных им оценок («я не могу и не хочу любить двоечника»), то они отдаляют его от себя, а значит, уменьшают возможность своего влияния на него.
5. Чаще хвалите ребенка, особенно в первый год школьной жизни. Он должен понимать, что в него верят: «Я знаю, ты этому обязательно научишься, у тебя уже стало лучше получаться». Только уверенность ребенка в том, что он любим, принят родителями таким, какой есть, помогает ему добиться успеха.
Влияние семьи на развитие ребенка на разных этапах не остается одинаковым. Наиболее значимо оно в первые годы его жизни. Однако это не означает, что роль семейного воспитания утрачивается с поступлением ребенка в образовательное учреждение. Пребывание в нем не исключает ежедневного общения родителей с детьми и, следовательно, родительского влияния. Более того, семья — это единственная педагогическая система, воздействие которой человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Следует говорить о том, что: семья начинает разделять свою воспитательную функцию с другими социальными системами и институтами. Причем чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным воспитанием и воспитанием общественным, тем значительнее его результат.
Таким образом, чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы родители делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Сама обстановка в семье должна помочь ребенку в учении. Ребенок должен видеть в лице матери или отца тружеников, которые любят свой труд. Родители-труженики и ребенка должны вдохновлять на труд, вселить уверенность в свои силы, надежду на успех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности адаптации школьников в процессе обучения.
Трудности, с которыми встречаются первоклассники в первые дни учебы школы. Роль учителя в адаптационный период, методы и приемы, которые мотивируют обучающихся на получение знаний....
Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников
Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников...
РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКА
Концепция модернизации российского образования в связи с принятием ФГОСТ подчеркивает исключительную роль школы , но и семья играет большую роль в решении задач воспитания....
Роль современной семьи в процессе обучения школьника.
Концепция модернизации российского образования в связи с принятием ФГОСТ подчеркивает исключительную роль школы, но и семья играет важную, большую роль....
Повышение роли семьи в процессе обучения и воспитания обучающихся посредством организации родительского всеобуча.
В обществе призошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая процессы воспитания в семье, школе, обществе. Новое содержание образования и новые технологии обучен...
Роль современной семьи в процессе обучения школьников
О современной семье много пишут и говорят. А. С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он назвал "общением, ...
Учёт возрастных особенностей младших школьников в процессе обучения
Учёт возрастных особенностей младших школьников в процессе обучения...