Роль современной семьи в процессе обучения школьников
статья
О современной семье много пишут и говорят. А. С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он назвал "общением, тоном семьи". Семья имеет большое значение при обучении детей в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._rol_sovremennoy_semi_v_protsesse_obucheniya_shkolnika_.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль современной семьи в процессе обучения школьников
Концепция модернизации российского образования в связи с принятием ФГОСТ подчеркивает исключительную роль школы, но и семья играет большую роль в решении задач воспитания. Семья и школа является важнейшим фактором целостного формирования личности ребенка. Необходимость и важность сотрудничества семьи школы никогда не ставилась под сомнение. Современная школа существует в противоречивой ситуации. С одной стороны, общество повернулось к проблемам и нуждам семьи, на государственном уровне разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. А с другой стороны – наблюдается падение жизненного уровня большинства семей, многим из которых приходится решать проблемы экономического выживания. Это является причиной самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Кроме того, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Семьи, из которых приходят в школу наши ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребенка, и на его психику, и на отношение к учению, и на состоятельность как человека. Семья должна участвовать в школьных делах, ей должны быть понятны те позиции, на которых стоит современная школа. В свою очередь и школа должна изучать современную семью. Семья изменилась. Появились материально-ориентированные семьи, в которых основное внимание родители уделяют материальному благополучию и приучают детей относиться к жизни прагматически, антисоциальные семьи, влияние на детей, в которых преимущественно негативно. Учителю с разными родителями надо и общаться по - разному. Часто конфликтным ребенок становится не в школе. Противоречия в его поведении заложены в семье. Тесная связь семьи и школы может дать отличный результат в обучении и воспитании.
Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов. В жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудность очень многие
стороны учебного процесса. Им сложно сидеть на уроке в одной и той же позе, тяжело
не отвлекаться и следить за мыслью учителя, делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуется. Родители должны помнить о психологической поддержке. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, показать искреннюю веру в его возможности. Телевидение и другие средства массовой информации воздействуют на младшего школьника, выступая мощным двигателем его воспитания и развития. Дети много времени проводят у телевизора, смотрят передачи и для детей, и для взрослых. Родители позволяют ребенку смотреть многие передачи подряд считают, что таким образом отвлекают их от дурного влияния улицы, безделья. Однако, добиваясь своей цели, родители забывают, что и учебные занятия, и домашние обязанности выполняются кое-как. В это время все мысли ребенка поглощены предстоящей передачей. Это уже наносит вред воспитателю, мешая формированию добросовестного и ответственного отношения к труду, к учению. Длительный просмотр передач плохо влияет на нервную систему. Особенно это относится к детям ослабленным, впечатлительным. Наши дети не хотят читать. Интерес к книге упал по многим причинам. Это и недостаточное внимание у работающих родителей, и конкуренция компьютерных игр. Скорость чтения у большинства учеников ниже нормы, отсюда проистекают все беды школьной системы. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить упражнения.
А как во многих семьях? Мама усаживает сынишку, который плохо читает, и говорит: «Пока не прочтешь, из-за стола не выходи». Допущена серьезная педагогическая ошибка. Было бы лучше, если домашняя тренировка проводилась частями по 5-10 минут. Читать и пересказать. Хорошие результаты техники чтения через неделю, месяц. Полезно семейное чтение.
Правильная организация учебной работы включает в себя ряд компонентов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности. К внутренним условиям можно отнести умение быстро включаться в работу, работать не отвлекаясь, привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять. Конечно, ребенок есть ребенок. И деловитость не может быть основной чертой маленького школьника. Не нужно требовать, чтобы он все время ходил по «струнке». Пусть у него будет свободное время, но очень важно приучить ребенка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьезным, не путать дело с игрой. Надо приучать ребенка все необходимое делать с первого же напоминания, ни на что не отвлекаясь.
Справившись с этой задачей, можно начать давать ему самостоятельные поручения. Потом эти поручения перейдут в постоянные обязанности. Главное, они должны быть постоянными. Умение управлять своим поведением- это общее свойство личности. Оно должно проявляться во всех видах деятельности, оно распространяется и на учебу. Не нужно думать, что кроме учебы, не должно быть других обязанностей. Человек, которому требуется в течение дня сделать много дел, привыкает ценить время, заранее рассчитывать, когда и что он должен делать.
Теперь о режиме дня. Казалось бы, не все ли равно, в какое время ребенок готовит уроки, лишь бы задание было выполнено. Однако это не так. Воспитание привычки систематической работы начинается с установления твердого режима дня. Надо садиться за уроки в одно и то же время. Поначалу это трудно, а потом становится все проще. Лучшее время для подготовки домашних заданий с 15.00- 17.00 часов. В каком порядке ему следует готовить уроки, то постепенно ребенок научится решать сам. Если в работу включается быстро, сначала работает более продуктивно, то необходимо делать сначала трудные предметы. А если продуктивность нарастает постепенно, то начинать с легких, а потом переходить к более трудным предметам. Самоконтроль в этом возрасте развит очень слабо, поэтому доверять ребенку выполнять задания самостоятельно - значит согласиться с его провалом. Успешно выполнять задания самостоятельно- этому надо долго и кропотливо учить. Ребенок может быть абсолютно уверен в том, что он все выучил и все знает только потому, что он уже все прочитал и все, что потребовалось написал. Он победоносно объявляет о выполненных уроках и спешит заняться чем-то интересным. Родители поверили, но не проверили. Но будет разочарован ребенок, когда за эту работу получит плохую отметку. Огорчены будут и родители. Должно пройти время. Психика ребенка окрепнет, он станет спокойнее и постепенно войдет в определенный ритм работы. А пока следует постоянно контролировать. Это не значит, что надо сидеть рядом, следить за каждым его движением, чтобы он не сделал ошибки. Самоконтроль ребенка, развитый постепенным и естественным путем, принесет больше. Здоровое питание, здоровый образ жизни - залог успешной работы. Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни. Четвероклассник- выпускник начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспективы перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность учебных умений и навыков. К четвертому классу уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовки домашних заданий.
Один приступает сразу после прихода из школы, другим требуется отдых. Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни начинают выполнять домашнее задание с трудных учебных предметов, другие с легких.
Одни лучше усваивают материал, другие предпочитают словесное объяснение. Различие в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации. Какие же общие умения важны для успешного обучения?
1.Слушать учителя.
2.Выделить главную мысль сообщения.
3.Связно пересказывать содержание текста.
4. Отвечать на вопросы по тексту.
5.Ставить вопросы к тексту.
6. Делать содержательные выводы, на основе полученной информации.
7. Письменно выражать свою мысль.
8. Привлекать дополнительные источники информации.
9. Адекватно оценивать результаты своей работы.
Учиться всему этому необходимо в начальной школе в тесном сотрудничестве семьи и школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль информационных технологий в процессе обучения младших школьников
Информационные технологии в учебном процессе.Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения (по А В. Дворецкой):...
РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКА
Концепция модернизации российского образования в связи с принятием ФГОСТ подчеркивает исключительную роль школы , но и семья играет большую роль в решении задач воспитания....
Тематическое родительское собрание "Роль оценки в процессе обучения школьника. Надо ли ругать за двойку?"
Беседа с родителями о роли оценки в процессе обучения школьника, о том, что успехи в школе сосредотачивают в себе собственные устремления детей и притязания родителей....
Роль современной семьи в процессе обучения школьника.
Концепция модернизации российского образования в связи с принятием ФГОСТ подчеркивает исключительную роль школы, но и семья играет важную, большую роль....
Повышение роли семьи в процессе обучения и воспитания обучающихся посредством организации родительского всеобуча.
В обществе призошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая процессы воспитания в семье, школе, обществе. Новое содержание образования и новые технологии обучен...
Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников
Статья на тему "Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников"...
Роль осознанного чтения в процессе обучения младших школьников
В процессе школьного обучения дети постоянно получают информацию из самых различных источников. Это и учебный материал на уроках, и устная информация от взрослого или других детей, и просмотр телепере...