Роль семьи в формировании социально-адаптированного поведения школьников
статья на тему

Чебан Наталья Ивановна

В  статье кратко рассказывается о том, как семья и школа одинаково влияют на процесс адаптации ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семьи в формировании социально-адаптированного поведения школьников

      В основе развития общества находятся семейные ценности, ведь у каждого человека на земле есть отец и мать. А большинство людей живут в семьях.  Именно семья и школа одинаково значимы в жизни каждого ребёнка. Это 2 огромных мира, которые создают условия для полноценного развития.

       В современном обществе психологи рассматривают семью как первичный институт социализации ребёнка. В каждой семье объективно формируется определённая система воспитания: цели и задачи. Методы и приёмы воспитания. понимание того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка. Психологи и педагоги выделяют стили семейного воспитания и соответствующие им типы семейных взаимоотношений: диктат,  опека, «невмешательство» и сотрудничество.

     В семье, где контроль основан на тёплых чувствах и взаимной заботе, взросление детей происходит без особых переживаний и конфликтов, вырастает высоконравственная, социально-адаптированная личность.

     Социологические исследования показывают, что в настоящее время наблюдается рост детской безнадзорности, алкоголизации подростков, наркомании, детской преступности.

     В настоящее время семья сталкивается с самыми различными проблемами:

  • нехватка времени на воспитание детей, обусловленная необходимостью работать больше, чтобы семья не испытывала нужды;
  • разрушение семейных традиций и отсутствие общих интересов у членов семьи;
  • гиперопека, которая лишает ребёнка инициативы, самостоятельности, ответственности;
  • недостаточная педагогическая осведомлённость родителей.

     Задача школы заключается в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка, способствовать становлению гражданина своей страны. Задача педагогов- просвещать родителей по самым различным вопросам семейного воспитания.

     В течение многих лет учёными отслеживается процесс адаптации учащихся 1, 5 и 10 классов. В процессе исследований было выявлено, что дезадаптация первоклассников обусловлена совокупностью факторов:

  1. низким уровнем готовности к обучению;
  2. состоянием здоровья и врождённым типом нервной системы;
  3. авторитарным стилем педагогической деятельности учителя;
  4. недостаточно грамотным воспитанием и развитием ребёнка в семье.

   Основной целью психопросвещения родителей является ликвидация причин неэффективного родительского отношения к детям, гуманизация взаимооношений родителей с детьми.

                                                     Использованная литература

  1. Кон И.С. Ребёнок и общество.-М., 1988
  2. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы.-М., 1999
  3. Шарапова Н.Л. Формирование социально-адаптированной личности в условиях образовательного процесса. Интернет-ресурс
  4. Пешехонова Г.Н. Роль семьи в формировании социально-адаптированного поведения школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Влияние родителей на развитие  ребёнка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверсн...

Роль семьи в формировании положительной самооценки младшего школьника

Формирование самооценки - характерная особенность личности ребенка. Уровень развития самосознания и адекватность самооценки служат хорошим критерием для оценки психологического возраста человека и его...

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Сегодня наши дети большую часть свободного времени проводят на просторах Интернета, а отнюдь не чтением книг. Книга перестала быть другом, нравственным авторитетом, воспитателем и учителем. Дети рассм...

Роль семьи в формировании читательских интересов младших школьников

В статье показана роль семьи в формировании интереса к чтению у младших школьников...

Роль семьи в формировании положительной самооценки младшего школьника

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание чело...

"Роль семьи в формировании положительной самооценки младшего школьника"

Уровень самооценки имеет огромное влияние на всю жизнь человека, именно поэтому задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы помочь ребёнку как можно раньше развить адекватную самооценку....