Когда отдавать ребёнка в школу?
статья (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Составил учитель-логопед Кондякова Т.А.
Когда отдавать ребёнка в школу?
Перед каждым родителем, которые имеют детей дошкольного возраста, встаёт вопрос: «Когда отдавать ребёнка в школу?» или «Готов ли мой ребёнок к обучению в школе?». Чтобы ответить на эти вопросы необходимо знать психические особенности развития детей.
Психическое развитие детей начинается внутриутробно и протекает в соответствии с чёткой генетической программой и наиболее интенсивно продолжается до девятилетнего возраста. У каждой высшей психической функции свои закономерности и схемы развития, знание которых позволяет своевременно заниматься психическим развитием детей.
При рождении мозг ребёнка весит около 350 граммов, что составляет 25% от веса мозга взрослого человека, к 5 годам вес составляет 90%, что объясняет значительное психическое развитие ребёнка до пятилетнего возраста. Наиболее интенсивно развивается правое полушарие, которое отвечает за творческое и образное развитие, происходит у девочек до семи лет, а у мальчиков до восьми. Левое полушарие продолжает развиваться до 9 – 12 лет, которое отвечает за логическое и речевое развитие.
Правое полушарие отвечает за пространственные представления, соматогнозис – чувствование и управление собственным телом, зрительное восприятие, копирование, обоняние, осязание, вкус, ритм и т.д. Левое полушарие отвечает за речь, логику, анализ, самоконтроль, внимание, социальные коммуникации, фонематический слух, рефлексия, программирование, произвольность, альтруизм и т.д. Два полушария соединяются между собой толстым пучком нервных волокон, которые обеспечивает целостность работы головного мозга. Например, фонематический слух – функция левого полушария – сначала должен сформироваться как тональное звукоразличение (шумовое восприятие) в правом полушарии. Несформированность правополушарного этапа в развитии фонематического слуха может привести к грубейшим задержкам и нарушениям речи. Ещё пример. Для формирования математических способностей (функция левого полушария) до семилетнего возраста необходимо развивать такие функции правого полушария, как обоняние, осязание, вкус, ритм и т.д.
Для ребёнка одинаково нежелательно как слишком раннее, так и слишком позднее психическое развитие. Нормальное развитие должно пройти в определённом возрасте – не раньше и не позже. Энергия мозга конечна на каждом этапе онтогенеза, а для развития психических функций детей эволюцией заложены определённые сроки. Их невозможно изменить волевым решением взрослых. Например, тактильные функции, кинестетическое и предметно - зрительное восприятие развиваются к 4-5 годам; соматогностические – к 6 годам; структурно-топологические и координатные функции – к 6-7 годам.
Срок перехода от одного этапа психического развития к следующему строго ограничен объективными нейробиологическими законами, что необходимо учитывать, требуя от ребёнка выполнения той или иной задачи. Если предлагаемая задача опережает психическое развитие ребёнка, если она не в радость, то происходит энергетическое обкрадывание мозга. Так, недоразвитие пространственных представлений может привести в дальнейшем, при обучении в школе, к неуспеваемости по многим предметам, а раннее обучение – к соматическим заболеваниям, минимальным мозговым дисфункциям, неврозу, тикам и т.д. Вот почему раннее обучение детей чтению, письму и счёту просто недопустимо. Особенно это касается мальчиков. Стараясь как можно лучше подготовить ребёнка к школе, мы тем самым заменяем его психическое развитие преждевременным обучением левого полушария. Ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария, прежде всего на энергетическом уровне, затормозит общее психическое развитие ребёнка. К семилетнему возрасту у него должны быть полноценно развиты функции правого полушария и межполушарное взаимодействие. Функции левого полушария будут развиваться в полном объёме непосредственно в школе.
Российские педагоги предлагают ориентироваться на индивидуальные психологические особенности ребёнка: зрелость интеллекта, широта кругозора, эмоциональная готовность и адекватность в социальных контактах, а также уметь слышать и говорить. Поэтому наши специалисты не советуют отдавать детей в школу раньше 7 лет без предварительной консультации с психологом.
Но не у каждого родителя есть возможность проконсультироваться с психологом по данному вопросу. В связи с этим предлагаются методики и тесты, разработанные психологами при помощи, которых можно определить «школьную зрелость» ребёнка в домашних условиях.
- Диагностическая методика – модифицированный опросник, разработанный американским психологом Джеральдина Чейпи. http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/37492362
- Методики «Готов ли ваш ребёнок к школе» http://www.dou1452.ru/ctr-psicholog/2012-02-21-10-24-19/148-2012-02-21-09-39-48
- Тест «Готов ли ваш ребёнок к школе» http://doshkolenok.kiev.ua/domashnie-testirovania/370-test-gotov-li-vash-rebenok-k-shkole.html
Протестировав дошкольника, каждый родитель может оценить будущего школьника без помощи специалистов и самостоятельно сделать вывод о готовности ребёнка к школе.
Список источников:
1. А. Сиротюк «Плоды просвещения»
Журнал «Дошкольное воспитание» 2006г.№1
2. Дж. Чейпи «Готовность к школе. Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе» - Москва: Педагогика-Пресс, 1992г.
3. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Когда ребёнок агрессивен. (рекомендации для родителей)
Статья для родителей. (источник: интернет-ресурс)...
Тест "Стоит ли отдавать ребёнка на учёбу"
Тест поможет определить, готов ли ребёнок к тому, чтобы идти в школу....
Родительское собрание "Что делать, когда ребёнок лжет"
Собрание для проведения с родителями начальных классов....
Консультация для родителей "Когда ребёнок аллергик"
Консультация для родителей "Когда ребёнок аллергик"...
Когда ребёнок перестал слушаться
Методическая помощь родителям...
Анкета «Готовы ли мы отдавать своего ребёнка в школу?»
Анкета «Готовы ли мы отдавать своего ребёнка в школу?»...
Когда отдавать ребёнка в школу
Материал содержит информацию о разных уровнях готовности детей к школьному обучению, включает описание особенностей разных групп детей по уровню подготови и примеры из жихни...