Когда отдавать ребёнка в школу
статья

Кононова Светлана Александровна

Материал содержит информацию о разных уровнях готовности детей к школьному обучению, включает описание особенностей разных групп детей по уровню подготови и примеры из жихни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_otdavat_rebenka_v_shkolu_i_kak_ne_oshibitsya.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

Когда ребенка отдавать в школу?

и как не ошибиться в выборе.

        На этот сложный вопрос существуют разные ответы. Кто-то однозначно решает отправить своего отпрыска как только ему исполнится 6 лет, а многие даже умудряются уговорить администрацию школы принять их «осеннее» чадо в 5 лет. Более осторожные родители выбирают подождать со своими «весеннее-летними» детьми до 7 летнего возраста. И есть часть родителей, которая ищет совета, как правильно выбрать образовательный путь для их ребенка.

      Известно, что в начальной школе успеваемость может быть достигнута ребенком при непосредственной поддержке родителей, учителя даже при посредственном интеллекте только за счет исполнительности, усидчивости, внимательности, и хорошей памяти. Но достаточно ли этого?

  1.  Дошкольное детство – чрезвычайно важный период развития человека. На этапе приема ребенка в школу диагностируется уровень психологической зрелости ребенка, но не школьной, а  дошкольной, так как именно зрелый дошкольник готов к обучению в начальной школе и его уже нельзя удерживать в детском саду. Дошкольная зрелость определяется  высокой степенью развития тех качеств и процессов, которые переживают свой расцвет именно в  дошкольный период детства:

- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

- развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;

- формирование приемов умственных действий: анализировать, сравнивать, обобщать, моделировать, конструировать;

- развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения;

- развитие  общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать  и контролировать свои действия;

- развитие умений общения со взрослыми, сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека;

-развитие умений говорения, слушания, чтения;

- обогащение активного, пассивного словаря; развитие  связной речи;

- гармоничное физическое развитие, здоровье.

Следовательно, ребенок  готовый к школе должен быть  зрелым в интеллектуальном, социальном и эмоциональном отношениях. 

  

  1.  Можно разбить всех детей по их готовности к обучению на четыре группы:

К первой  группе относятся дети психологически готовые к школе, так как согласно обследованию по всем параметрам они проходят на высокий и средний уровни развития, но имеют отклонения в соматическом и нервно – психическом здоровье.

Противопоказанием к поступлению в школу являются медицинские данные, указывающие на ослабленное состояние здоровья, наличие хронических соматических заболеваний уха, горла, носа; органов пищеварения; сердечно-сосудистой системы; дыхательных путей; нарушение опорно-двигательного аппарата; наличие признаков нервозности.

Типичными проявлениями могут быть:  высокая утомляемость ребенка, пониженная активность, тревожность, раздражительность, чрезмерная невнимательность, неусидчивость, расторможенность или, напротив, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость. Головные боли, плохой аппетит, тошнота, беспричинный подъем температуры, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода, аллергические реакции, недержание мочи, кала, нарушение сна, страх темноты, частая заболеваемость (более четырех раз в году).

В этом случае решающим является заключение врача, беседа с медицинским работником детского сада.

Ко второй группе относятся дети, физически здоровые, но уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе у которых недостаточный.

Нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации, недостаточная организованность, ответственность ребенка, неумение общаться, ограниченность кругозора, низкий уровень развития речи, низкая познавательная активность.

Вы, родители можете за этим понаблюдать и сами в свободном общении и во время игр с ребенком.

Если  у вашего  ребенка отсутствует интерес к учебным занятиям, и он отдает предпочтение игровой деятельности;

Если  у него не получается нормального взаимодействия со сверстниками: его постоянно обижают, он беззащитен, замкнут, чрезмерно застенчив или наоборот,  сам является источником конфликтов, все делает наоборот и назло, не способен к сотрудничеству;

Если ребенок неорганизован, не умеет вести себя в группе, соотносить  свои действия с действиями других детей, легко забывает о поручениях, не переживает по поводу того, что не выполняет обещанного;

Если ребенок мало задает вопросов;

Если  вы видите заметные затруднения в речевой деятельности: бедность языковых форм, произносит лишь отдельные слова, почти не используя в своей речи языковые формы, испытывает большие трудности при рассказе по картинке, при характеристике объекта, явления.

         К третьей группе относятся дети, у которых не сформированы психологические и психофизиологические предпосылки к обучению.

Не достаточно сформированы интеллектуальные умения: смотреть и слушать, воспринимать и логически перерабатывать информацию, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать.

Например, если прочтения текста или просмотра изображения ребенок не может дать адекватного названия, правильно ответить на вопросы, о чем рассказывается. Передает содержание увиденного, услышанного с искажением существенных связей и зависимостей. Плохо разгадывает загадки, понимает смысл простых пословиц.

Недоразвитие произвольного внимания, слабая произвольная деятельность  проявляется  в неумении сосредоточиться при выполнении учебных и игровых заданий, удержать поставленную задачу, довести ее до конца, самостоятельно найти и исправить ошибки.

Недостаточный уровень развития мелких мышц руки можно проследить в трудностях работы руками, с карандашом, ножницами, пластилином и, как следствие этого, плохое качество рисунков, поделок ребенка.

Низкий уровень фонематического слуха проявляется в неправильной речи, искажении при воспроизведении простой мелодии, прохлопанного ритма.

К четвертой группе относятся дети, готовые к обучению в школе с шести лет по всем  трем параметрам: физического здоровья, социальной  и психологической готовности.

Хочется рассказать вам об ошибках взрослых на примере этих историй.

Случай 1.

 Сережу привели в первый класс в 6 лет 4 месяца.

По физиологическому возрасту, он подходил. Здоровье было в норме по оценке врачей. Очень внимательные и заботливые родители много сил и времени посвятили индивидуальному обучению ребенка до школы с различными учителями и школами развития и считали своего ребенка очень развитым  и готовым к обучению.

По результатам диагностики он получил оценку - психологически не готов и ему рекомендовали не идти в первый класс. Родители не смогли принять правильно информацию и начали обучение в первом классе.

Прошло немного времени, чтобы они смогли сравнить его с другими ребятами класса и увидеть, что ребенок отстает, его загрузили дополнительными занятиями, нарушая важную рекомендацию – щадящий режим обучения. Нагрузка дала о себе знать через месяц. У него появились неврозоподобные тики, потом начал врать, выкручиваться и исчезло желание учиться с которым он пришел. Занятия ни с одним репетитором не приносило улучшений в восприятии материала. Ребенок начал болеть. Простуды быстро перешли в частые бронхиты, вплоть до  абструктивных. На момент поступления в 3 класс у него уже была 2 группа здоровья по заболеванию щитовидной железы.

Родители не хотели прислушаться, что у ребенка на момент поступления были не сформированы психологические и  психофизиологические предпосылки. 

Случай 2.

Нам привели Федота в школу после двух лет обучения в другой школе. Интеллектуально развитый мальчик, с сильными природными способностями, очень развитым творческим мышлением оказался не только слабо обученным, но и очень травмированным психологически. Выглядел он младше своего возраста, худенький, маленький, наблюдались дефекты речи, нарушение осанки. На момент поступления уже была вторая группа здоровья, связанная уже с наличием хронического соматического заболевания  органов дыхания.

Федот был тревожен, обидчив, агрессивен.

По рассказам родителей Федот у него не получалось общение со сверстниками, постоянные конфликты с ребятами  привели к тому,  что он  стал  изгоем в классе, был беззащитен, его постоянно обижали и он жил в постоянной ситуации конфликта. Ребенок не хотел ходить в школу. Возникшие частые болезни привели и к отставанию в учебе.

Трудно теперь установить точную причину возникших проблем, но можно предположить, что Федот был  социально не готов и отставал в нервно-психическом здоровье, на что не обратили должного внимания.  К тому же родители отдали в школу Федота  как только ему исполнилось 6 лет.

Случай 3 .

Даню привели родители к нам в школу в 6, 5 лет. Крупный мальчик, он был выше всех наших первоклашек. Развитый  и по всем параметрам готовый к обучению, кроме одного – желания идти в школу, которое  во многом зависело от мотивации и желания родителей старающихся задержать его в детстве, что выдавала форма одежды и длинная детская прическа.  После определенной работы с ребенком и родителями Дане удалось хорошо войти в класс и успешно обучаться.

Случай 4.

Марка привели в школу в 6, 3 месяца. Очень способный ребенок показал высшие баллы по всем тестам. Выглядел очень спортивным и физически здоровым. Через пол года у ребенка ухудшился сон, появился страх темноты, появились носовые кровотечения, еще через время появился беспричинный подъем  температуры,  начал болеть. Через несколько лет у ребенка была вторая группа здоровья и «сочинение» диагнозов. А всего-то родители не учли, пожелание участкового врача обождать годик, чтобы укрепить здоровье из-за частых болезней в младенческом и  младшем дошкольном возрасте. К тому же ребенок оказался левшой, что  тоже дало дополнительную нагрузку в период адаптации.

Слабое нервно- психологическое здоровье ребенка было еще подорвано напряженной обстановкой в семье, сложностями во взаимоотношениях родителей, отсутствием поддержки и внимания со стороны отца.

  1. Поступление в школу – особый, очень важный этап в жизни ребенка и, к сожалению, небезразличен для здоровья детей. В 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих чад в гимназии только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась.

С переходом школы на обучение с шести лет появилось много новых проблем психологической готовности к школьному обучению. Возникла она в связи с тем,  что при обучении шестилетних детей педагоги столкнулись с новыми трудностями, обусловленными закономерностями психического развития детей в этом возрасте. Кроме того, если в школу приходит не подготовленный ребенок- шестилетка, то обучение представляет для него серьезную нагрузку, которая с точки зрения медиков и физиологов может нежелательно  отразиться на его здоровье. Медики бьют тревогу. По их данным, многие из тех детей, кто усердно старается освоить начальную грамоту, расплачивается своим здоровьем. Вызывает беспокойство не только рост соматических заболеваний, часто переходящих в хроническую форму, встает проблема психического здоровья детей.

     При поступлении в 1 класс число детей, имеющих функциональные отклонения и заболевания, составляющих группу риска, значительно увеличилось. Адаптация первоклассников к учебной нагрузке протекает сложно, отклонения в состоянии здоровья усугубляют трудность их обучения в школе. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой и центральной нервной  систем, умственной работоспособности свидетельствуют об утомлении школьников всех возрастных групп в динамике учебного года. За учебный год некоторые дети переходят из первой-второй группы во вторую- третью группу здоровья. Большинство школьников предъявляют жалобы на повышенную утомляемость, сонливость, головные боли, головокружения, кровотечения из носа, боли в сердце, живота. Хочется заострить внимание на том факте, что неготовность ребенка к обучению как раз и приводит к различным типам школьной дезадаптации, что может проявиться от нежелания ходить в школу до устойчивой неуспеваемости, от невнимательности на уроках и до конфликтов с учителем.  Проблема может исчезнуть, сама собой, если  правильно определить школьную зрелость и принимать в класс только тех, кто ее достиг. Дети, психическое развитие которых соответствует параметрам дошкольной зрелости, успешно адаптируются к школе и усваивают учебные  знания и навыки.

  1.  Затрудненная адаптация, ситуация хронического стресса может быть прогнозирована заранее.

  Обследовать на должном уровне  на собеседовании при приеме в школу, практически невозможно. Только углубленная индивидуальная психолого - педагогическая оценка может определить уровень готовности, поэтому  «входная» школьная диагностика проводится в рамках детского сада дошкольным психологом. Она выявляет, насколько полноценно прожит ребенком предыдущий этап развития. Во время оценки дошкольной зрелости  можно получить надежную информацию об индивидуальных особенностях ребенка и рекомендации о том, как  в соответствии с ними построить обучение.

 Родителям, которые со всей присущей  им настойчивостью пытаются «запихнуть» в школу, мотивируя это необходимостью развивать ребенка, и не осознавая реальных возможностей своего малыша, необходимо понять неготовность ребенка, несоответствие его тем стандартам, которые предъявляет (и имеет право предъявлять) школа к первокласснику. Тем более если речь идет о специализированной школе с углубленным изучением, какого- либо предмета, лицее или гимназии. В любом случае в дальнейшем ребенок должен будет пройти углубленное обследование и оценку своих возможностей.

Например, согласно письму Минобразования РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы», у школы есть возможность отказать в приеме в первый класс детям, которым на 1 сентября текущего года  не исполнилось 6 лет 6 месяцев, имеющим проблемы в развитии.

Необходимо серьезно отнестись к рекомендациям врачей при оформлении медицинской карты. Поговорить с наблюдающим ребенка педиатром и психоневрологом, логопедом, медицинским психологом.

Заранее будет полезным встретиться с психологом детского сада или обратиться за помощью в психологический центр, к школьному психологу.

Одним из осложняющих адаптацию ребенка факторов может быть наличие переживаний, тревожности, конфликтности в восприятии внутрисемейных отношений. Поэтому, дорогие родители, отложите свои разводы и внутрисемейные разборки, не осложняйте и без того напряженный жизненный этап вашего ребенка.

Отдельно хотелось бы затронуть тему леворуких детей и их проблемы, связанные с   поступлением  и адаптацией в первом классе.

ПУТИ

1. «Незрелых » детей 6 лет можно еще на год оставить дома или найти другие доступные для них «образовательные маршруты». Можно поговорить с администрацией детского сада и отдать ребенка в группу детей оставшихся в старшей группе еще на год, таким образом, ребенок будет в группе со своими ровесниками. В этот резервный год вы можете продолжить  занятия  воскресной школе обучению и  развитием его интеллектуальных способностей. Начать посещать кружки и  детские секции города, исходя из интересов и способностей ребенка.

На основе результатов психолого-педагогического  обследования  родитель, воспитатель получает информацию  о проблемах и трудностях ребенка  в обучении  и воспитании  еще до поступления в школу.  Педагог с помощью психолога  имеет возможность  своевременно помочь ребенку, используя специальные развивающие программы в зависимости от того, какая психическая функция отстает в развитии.

Для некоторых детей, не отвечающих требованиям готовности и в 7 лет, необходимо углубленное психологическое обследование и последующее комплексное сопровождение в образовательной среде.

2. Лучше для детей с недостатками в социальном и интеллектуальном развитии  выбрать класс на базе детского сада,  со щадящим учебным режимом. Не спешите попасть в гимназические классы с обязательным изучением иностранного языка.  Возможно, предусмотреть сокращение учебного дня, учебной недели (четверг - разгрузочный день).

 Многим детям могут на помощь придти гимназии и школы с маленькими классами (12-15 человек),  индивидуальным контролем и вниманием со стороны учителя.

3. При срыве адаптации следует предоставить отсрочку в обучении,  либо занятия в классе повышенного педагогического внимания.

Серьезных срывов и болезней можно избежать, если соблюдать самые простые правила.

ПРАВИЛО 1.

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7 – летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой, спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

ПРАВИЛО 2.

Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше всего с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

ПРАВИЛО 3.

Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи- офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

  1. ПРАВИЛО 4.

Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то нет. Именно в это время у него складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за грязь в тетрадях. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

Итак, диагностика психологической готовности ребенка  к школе, ответственный момент в его жизни и имеет большое значение для дальнейшей реализации возможностей детей в зависимости от уровня психического развития и от тех оптимальных условий, которые будут им созданы с ориентацией  на перспективу полноценного развития.

Необходимо приложить немало усилий, прежде чем можно будет убедиться в том, что ребенок психологически здоров и, когда он пойдет в школу, то выдержит новые нагрузки, отношения,  трудности при разумной поддержке терпеливых взрослых.

ПОМНИТЕ! Последнее слово все равно остается за вами, родителями! Счастья ВАМ, радости, уверенности, поддержки и терпения на жизненном пути рядом с жизнью вашего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Стоит ли отдавать ребёнка на учёбу"

Тест поможет определить, готов ли ребёнок к тому, чтобы идти в школу....

Что должны знать родители, отдавая ребенка в школу.

Семья + школа = счастливый ребенок....

Ваш ребёнок идет в школу Критерии готовности ребёнка к школе

Ваш ребёнок идет в школуКритерии готовности ребёнка к школе...

Анкета «Готовы ли мы отдавать своего ребёнка в школу?»

Анкета «Готовы ли мы отдавать своего ребёнка в школу?»...

Советы "Когда начинать готовить ребёнка к школе?"

Когда начинать готовить ребенка к школе?Как лучше это делать? Чему и как учить?Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ре...

"Надо ли ребенка отдавать в музыкальную школу?"

Часто задаваемый родителями вопрос...